Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Перевозка автомобилей в контейнерах Юрий Купин

Проекты и технологии 3 марта 2008

Юрий Купин
Пресс-секретарь управляющей компании группы «Евросиб»

Перевозка автомобилей в контейнерах



Сегодня перевозки автомобилей в контейнерах могут составить серьезную конкуренцию «традиционным» способам доставки – в вагонах-сетках. Компании, работающие с контейнерами, утверждают, что из-за сложившихся логистических схем и особенностей транспортной инфраструктуры, обслуживающей грузопотоки между Россией и Китаем, их услуги в первую очередь подходят именно для импорта китайских автомобилей


    Импорт автомобилей в Россию. Пути и технологии


  Высокоразвитый европейский и американский автологистический рынок использует для транспортировки автомобилей судаавтомобилевозы (в том числе «ro-ro») и автовозы. Перевозка автомобилей в контейнерах для больших партий не применяется, в них перевозятся лишь одиночные машины небольших грузоотправителей.

Импорт легковых автомобилей в Россию начал устойчиво расти несколько лет назад. Уже в 2006 году в страну было ввезено более 720 тыс. новых иномарок и 260 тыс. подержанных. Однако подвижной состав железнодорожных перевозчиков оказался не готов к такому масштабному росту. Так, по словам главы финской транспортной компании VR Cargo Хенри Куйтунена, только 2% автомобилей, поступающих из Финляндии в Россию, перевозятся по железной дороге. В первую очередь это обусловлено дефицитом специализированных вагонов. Объемы перевозок автомобилей вагонами-сетками значительно снизились еще в начале 90-х годов. В основном это было связано со старением специализированного подвижного состава. Национальные железнодорожные операторы и экспедиторы несколько раз пытались возобновить перевозки автомобилей, но эти попытки так и не увенчались успехом.

В настоящее время легковые автомобили зарубежных производителей попадают в Россию несколькими путями. Из Японии и Кореи автомобильная техника транспортируется судами-автовозами до европейских портов, а затем фидерами – до портов Финляндии. Из Финляндии через пограничные переходы автомобили везут автовозами. Путь автомобиля до Москвы занимает трое суток. Небольшую часть автомобилей (с правым рулем) судами всех типов доставляют в дальневосточные порты, откуда они автовозами, по железной дороге или своим ходом транспортируются вплоть до Урала. К сожалению, ни один из этих маршрутов не лишен своих недостатков. Так, даже после выделения специальной полосы под автовозы на российско-финской границе (Ленинградская обл.) пробки из грузовиков могут достигать 40 км, а время простоя – двух суток. К тому же автовозов, как и сеток, остро не хватает. «Мы очень хотим «пересадить» легковые автомобили на железную дорогу, которая в данном случае станет самым экономичным и надежным видом доставки, – говорит менеджер по маркетингу финского порта Котка Ханна Сирола-Мюллюля. – Это решит проблему про--бок и увеличит оборот автомобильных «ro-ro» терминалов, работающих в нашем порту. Однако дефицит подвижного состава пока не позволяет нам реализовать эти планы».

В настоящее время мало кто из транспортников сомневается в актуальности контейнерных перевозок автомобилей. Только с января по август 2007 года Россия импортировала из Китая 56 266 машин. По сравнению с 2006 го--дом импорт автомобильной техники вырос в 4,7 раза. В результате в транспортной отрасли страны появилась отдельная подотрасль: перевозка легковых машин из КНР. Игроков в данном сегменте рынка пока очень мало, логистические схемы не отработаны, стоимость транспортировки по-прежнему высока и составляет около половины конечной цены продукта. Например, возьмем самый низкий ценовой сегмент. При отпускной цене автомобиля на заводе $5000–7000 с учетом всех процедур, проводимых при перевозке, его стоимость возрастает до $15 000–17 000. Это делает дешевые китайские микролитражки неконкурентоспособными по сравнению с российскими автомобилями. Потенциальный рынок китайских автозапчастей тоже очень обширен. Соответственно и здесь есть возможность реализовать смелые и оригинальные логистические решения.

Легковые автомобили и машинокомплекты для контейнеров не относятся к массовым грузам. В отдельный сегмент их стали выделять только в 2005–2006 годах, после того как ОАО «Новая перевозочная компания» и ГК «Евросиб» объявили о начале реализации проектов по перевозке машин в «коробках» (в контейнерах). В настоящее время количество автомобилей, транспортируемых в контейнерах, постоянно увеличивается. Так, в прошлом году ГК «Евросиб» перевезла в контейнерах более 20 тыс. легковых автомобилей и машинокомплектов (кузов в сборе и подвеска). Учитывая, что 40-футовый контейнер может вместить до четырех легковых автомобилей, количество таких контейнеров, задействованных в перевозках на регулярной основе, составило более 5 тыс. единиц.
Автомобили в контейнерах. Недостатки и достоинства

Специалисты, рекомендующие перевозить автомобили в вагонах-сетках, обычно указывают на то обстоятельство, что погружать и выгружать автомобили в этот вагон значительно проще и быстрее, чем в контейнер. Состав из 33 вагонов можно полностью погрузить за 2 ч. На размещение автомобиля в контейнерах с учетом погрузки на блок-трейн может уйти несколько часов.

Для погрузки и выгрузки автомобилей из вагона-автомобилевоза достаточно передвижной аппарели, а для транспортировки автомобилей в контейнерах необходимы специально оборудованные контейнерные площадки, крановое оборудование или специализированные погрузчики. Существующие контейнерные терминалы не приспособлены для работы с автомобилями. Поэтому для погрузки, выгрузки и хранения автомобильной техники нужно выделять отдельные площади. Для того чтобы снизить вероятность повреждения автомобиля, зона погрузки/выгрузки автотехники должна быть территориально удалена от зоны погрузки/выгрузки других грузов.

Один состав, состоящий из вагонов-сеток, может перевезти значительно больше автомобилей, чем состав из контейнеров. В поезд из 33 вагонов можно погрузить до 330 машин, а полный состав из фитинговых платформ с 40футовыми контейнерами вмещает не более 150–200 автомобилей.

Сохранность груза при перевозке в контейнере в первую очередь зависит от качества крепления автомобиля в «коробке», а также от того, насколько тщательно соблюдаются технологические требования при погрузке или выгрузке контейнера с фитинговой платформы. Сам процесс крепления автомобиля в неспециализированном контейнере достаточно неудобен и трудоемок. Кроме того, для крепления техники приходится использовать дополнительные приспособления: подставки под колеса, бруски-упоры, проволочные и тросовые растяжки. В самом начале поставок китайских автомобилей в Россию нередко случалось так, что неправильно раскрепленный в контейнере автомобиль приходил в точку доставки в невосстанавливаемом виде.

В вагоне-сетке ущерб автомобилю, как правило, наносится при несанкционированном проникновении на платформу сторонних лиц. Также автомобили могут быть повреждены в случае вандализма, например при обстреле вагонов из охотничьих ружей (такая ситуация имела место на Транссибе). Несанкционированные проникновения в контейнер также возможны.

К сожалению, перевозка автомобилей из Китая поездом, составленным из 30 или более вагонов-сеток, имеет два весьма серьезных недостатка. Во-первых, российская колея имеет ширину 1520 мм, а китайская 1470 мм. В Китае используется винтовая (американская) вагонная сцепка, а не автосцепка, как в России и Финляндии. Поэтому российский состав невозможно подать внутрь китайской территории. Если с автозаводов, расположенных на севере или в центральной части Китая, на погранпереход (например, в г. Манчули (Манчжурия)) автомобили прибывают в автовозах, то их приходится разгружать и перегонять на российскую территорию своим ходом. Проведение этой операции часто приводит к повреждению кузовов автомобилей, краже запасных колес, шоферского инструмента и др. Во-вторых, практика показывает, что при импорте автомобилей из Китая часто возникает путаница с технической документацией. В результате на российской таможне весь состав задерживают на достаточно длительное время. Именно по этой причине компания Chery Auto (г. Новосибирск), являющаяся одним из крупнейших российских импортеров китайских автомобилей, отказалась от такого способа доставки.

Контейнеры нового поколения, оснащенные системой Trans-Rack, практически лишены недостатков, характерных для традиционных железнодорожных контейнеров. Trans-Rack представляет собой систему металлических рам с аппарелями и предназначается для раскрепления автомобилей в контейнерах. На каждый контейнер с таким оборудованием выдается сертификат Lloyd. Никаких дополнительных механизмов для прочного крепления автомобиля в контейнере не требуется.

В ближайшее время российские транспортники планируют начать перевозку контейнерами, оснащенными системой Trans-Rack, японских автомобилей с Дальнего Востока. Единственным обстоятельством, ограничивающим интенсивность использования новой технологии перевозок автомобилей, является недостаток свободных фитинговых платформ в техническом парке ОАО «РЖД».

Система Trans-Rack

Система позволяет погрузить в стандартный 40футовый контейнер (Hi-Cube) сразу четыре полноразмерных автомобиля с кузовами типа седан. Ранее в такой контейнер можно было погрузить не более трех аналогичных автомобилей. То есть использование системы Trans-Rack позволяет снизить стоимость транспортировки примерно на 25%. При правильном использовании система обеспечивает полную сохранность достаточно дорогой автомобильной техники и исключает появление царапин и вмятин на кузове при погрузке и транспортировке. Во время специальных испытаний контейнер, груженый автомобильной техникой, бросали с пятиметровой высоты. В результате контейнер получал серьезные повреждения, а оборудование и автомобили оставались неповрежденными. Время погрузки (разгрузки) одного контейнера составляет 30 мин., стандартизированная система фиксаторов внутри контейнера не только обеспечивает надежное крепление машины, но и снижает расход сепарационных материалов.

Автомобили в контейнерах. Перспективы и проблемы

Контейнеры используются для перевозки автомобилей не только в России. В начале августа 2007 года компания CMA CGM (Франция), являющаяся третьим в мире (по объему) морским перевозчиком, объявила о начале перевозок автомобилей в контейнерах. В заявлении компании указывалось, что в 40-футовый контейнер можно загрузить четыре легковые машины любого типа и что новая технология перевозок «представляет собой прорыв в транспортировке автомобилей». Использование контейнеров позволяет организовать доставку автомобилей от «двери до двери» – от производственного конвейера до дистрибьюторского центра – и при этом гарантирует их сохранность. Согласно статистике, сегодня в мире около 10 млн легковых автомобилей транспортируются судами (автомобилевозами) и еще 1 млн – в контейнерах.

Тем не менее в настоящий момент оценить перспективы перевозок автомобилей в контейнерах достаточно трудно. Рынок автоперевозок традиционно отличается высокой сложностью каждой отдельной перевозки, повышенными рисками и соответственно высоким уровнем ответственности экспедиторов. Поэтому реализацию масштабных проектов доверяют только крупным экспедиторским компаниям, которые при возникновении тех или иных проблем способны привлекать для их решения серьезные материальные, технические и др. ресурсы. В настоящее время ряд российских транспортных компаний изучает возможность перевозки машин через Финляндию (согласно статистике, через эту страну в Россию поставляется более половины импортных автомобилей). Шансы у этих компаний есть, однако финские транспортники традиционно очень осторожны. Вероятность того, что они отдадут одному оператору целый поезд, мала. Кроме того, они обязательно будут тщательно анализировать результаты такого сотрудничества, а для наглядной демонстрации эффективности альтернативного вида перевозки нужны достаточные большие объемы.

Другой проблемой, связанной с перевозкой техники по российским железным дорогам, является то обстоятельство, что оператор часто не может обеспечить соблюдение сроков доставки, определенных грузовладельцем. У автоперевозчиков такие сложности, даже с учетом пробок на дорогах, возникают очень редко.

Экономический расчет показывает, что автовозы, обслуживающие основной объем перевозок по финскому направлению, можно достаточно эффективно использовать даже на плече Финляндия–Урал. Конкурировать с ними железнодорожным компаниям, использующим вагоны-сетки или контейнеры, будет крайне сложно.

Еще одну угрозу для компаний, занимающихся перевозкой автомобилей в контейнерах, представляет массовое строительство автомобильных терминалов на российской части побережья Балтийского моря. Эти проекты рассчитаны исключительно на «ro-ro» и практически не предполагают возможную перевалку машин в контейнерах. Так, в прошлом году группа компаний «Осло Марин» запустила первый автотерминал в Санкт-Петербурге, рассчитанный на перевалку 60 тыс. машин. За I квартал через него прошло около 6 тыс. иномарок. В июне 2007 года были анонсированы проекты по возведению аналогичных терминалов в Санкт-Петербурге и Выборге. В порту Усть-Луга в скором будущем будут введены в эксплуатацию мощности по перевалке 360 тыс. машин. Рядом с Усть-Лугой, в Вистино, готовится к реализации конкурирующий проект, рассчитанный на перевалку 250 тыс. автомобилей. Инвесторы собираются также построить здесь площадки для обработки контейнеров, однако непосредственно автомобили будут переваливаться традиционным, накатным, способом

Точка зрения:
Надо использовать контейнеры для перевозки автомобилей внутри страны


Олег Сиводедов
Исполнительный директор ТЭК «Транс Атлант»

Контейнеры могут использоваться не только для импорта автомобилей, но и для перевозки техники по стране. В первую очередь это обусловлено отсутствием хороших автомобильных дорог и ростом благосостояния населения и как следствие ростом спроса на дорогую автомобильную технику не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и регионах. В основном в контейнерах перевозят дорогие легковые машины стоимостью от $20 тыс. и выше. При необходимости в контейнерах можно перевозить грузопассажирские автомобили «Газель». В месяц транспортная компания может транспортировать до 150 или более автомобилей. В основном их везут из Москвы и Санкт-Петербурга в среднюю и западную Сибирь. В настоящий момент российские транспортники планируют начать такие перевозки в страны СНГ: Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и т. д.

Технология крепления легкового автомобиля в крупнотоннажных контейнерах полностью изложена в книге «Технические условия размещения грузов в вагонах и контейнерах» (Юртранс, 2003 г.). Согласно этой технологии, автомобиль крепится с помощью двух продольных и четырех поперечных брусьев. Все указания составлены с учетом требований соответствующих нормативных документов. Точное выполнение этих указаний позволяет снизить вероятность повреждения автомобиля при транспортировке до минимума – порча может произойти только при возникновении форс-мажорной ситуации, в результате которой контейнер будет серьезно поврежден или разрушен. При работе с таким контейнером персоналу, занимающемуся погрузкой/разгрузкой, необходимо соблюдать только общие требования по технике безопасности при проведении крановых работ. Никаких специальных мер предосторожности принимать не нужно. Кроме самих рабочих, проверку правильности и надежности крепления осуществляют ответственные специалисты железной дороги, а в некоторых случаях – представители страховой компании и/или грузовладелец (клиент).

Принимая во внимание стоимость автомобилей и то обстоятельство, что даже незначительное повреждение покрытия кузова может привести к значительным расходам, крепление машины рекомендуется доверять только квалифицированным специалистам, обладающим соответствующими навыками и опытом. Оператору, занимающемуся такими перевозками на регулярной основе, целесообразно сформировать свой штат грузчиков, хорошо знакомых со спецификой проведения подобных работ. Практика показывает, что грузчики, работающие в штате предприятия, относятся к выполнению своих обязанностей более добросовестно. На рабочей одежде грузчиков не должно быть каких-либо жестких элементов – молния, железная пуговица или крючок могут повредить покрытие. Так как персоналу нередко приходится работать в очень небольшом пространстве, для закрепления автомобиля лучше привлекать людей с небольшим весом.

Страхование автомобиля проводится только по желанию клиента – это можно дополнительно прописать в договоре. Поскольку стоимость машин, перевозимых в контейнере, как правило, является очень высокой, при их страховке рекомендуется пользоваться услугами крупных страховых компаний.

Платформа с контейнерами может полностью формироваться на крупной станции и уже оттуда идти до станции назначения. В этом случае перевозчику удается доставить контейнер в очень короткий срок. Также платформа с контейнером может следовать до крупной сортировочной станции (например, до станции Тула), где все контейнеры снимаются на площадку, а затем подбираются на поезд, идущий непосредственно до станции назначения.

Если крупному автосалону или производителю необходимо перегнать несколько автомобилей для своего регионального представительства, ему целесообразно использовать для этого автопоезда.
Во-первых, это дешевле.
Во-вторых, быстрее. С некоторых крупных железнодорожных вокзалов контейнеры с автомобилями уходят достаточно быстро, однако на большинстве станций они могут простоять 1–2 недели. Поэтому перевозка автомобилей автопоездом на расстояния до 4 тыс. км практически всегда требует меньше времени.

В настоящее время на железной дороге приняты фиксированные сроки доставки по каждому конкретному городу. Они зависят не только от расстояния до пункта прибытия, но и от частоты следования туда грузовых железнодорожных составов. Однако на практике перевозчикам не всегда удается выдержать эти сроки, и точно определить время движения контейнера с автомобилем по железной дороге нельзя.

В-третьих, автомобили, перевозимые автопоездом, постоянно находятся под наблюдением: шофер и сменный шофер, 1–2 охранника, сопровождающее лицо и т. д. С помощью мобильных средств связи они могут в режиме реального времени информировать оператора или грузовладельца о местонахождении и состоянии груза. При перевозке автомобилей в контейнерах тоже существует возможность отслеживать перемещение контейнера. Для этого оператору придется заключить специальный договор с соответствующими железнодорожными службами. Однако в этом случае информация о местонахождении контейнера будет поступать с небольшой (около суток) задержкой. То есть отслеживание перемещения груза оn-line осуществить не удастся.

Несмотря на это отправка небольших партий дорогих автомобилей в контейнерах на расстояния свыше 2500 км является целесообразной. Сейчас люди понимают, что гнать своим ходом дорогой автомобиль на значительные расстояния по нашим дорогам нельзя. Это часто заканчивается сколами на бамперах, повреждениями кузова, трещинами на стеклах и др. Кроме того, на некоторых трассах присутствует криминальная обстановка. Известны случаи, когда водителей просто силой выбрасывали из машины. Транспортировать автомобили автопоездом на расстояния свыше 3000 км невыгодно, а в вагонах-сетках машину могут вскрыть, снять какие-то детали, повредить стекла или кузов. Если на платформе, которая идет непосредственно до станции назначения, контейнеры поставлены дверью к двери, проникнуть в них будет почти невозможно. Это позволяет достаточно недорого и в полной сохранности доставлять автомобили конкретным физическим лицам под заказ.

В настоящий момент спрос на контейнерные перевозки автомобилей по стране растет. Очевидно, что такие перевозки будут востребованы до тех пор, пока у нас в стране не появятся нормальные дороги. В лучшем случае это произойдет лет через 20. Также спрос на автомобили в контейнерах может снизиться в том случае, если крупным зарубежным производителям (Mercedes, Toyota, Hyundai и др.) удастся создать в России достаточно разветвленные дистрибьюторские сети или китайские заводы начнут организовывать прямые поставки автомобилей в крупные города
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2016

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Х5 Group разработала новую систему управления складом на следующий день у нас не будет персонала!» то караул 04 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Логистика Будущего»