Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Большой спрос малого бизнеса. Российский рынок лизинга Роман Романовский

Большой спрос малого бизнеса. Российский рынок лизинга


08.05.2008

Исследования рейтингового агентства «Эксперт РА»

В первом полугодии 2007 года рынок лизинга снова поставил рекорд – уже были достигнуты объемы нового бизнеса предыдущего прошлого года. Однако налоговые и правовые проблемы остаются нерешенными.

Рост рынка лизинга оправдал самые смелые ожидания – за первое полугодие 2007 года лизингодатели заключили договоров лизинга на сумму, превышающую общую сумму договоров за весь 2006 год. Объем нового бизнеса, по данным «Эксперт РА», составил $ 16 млрд, а общий портфель лизинговых компаний – $ 33,5 млрд. К концу 2007 года объем нового бизнеса может составить около $ 35-37 млрд при сохранении таких же темпов развития (табл. 1).




«Существенный рост лизинговых сделок в последние годы объясняется динамичным развитием народнохозяйственного комплекса страны и острой потребностью в обновлении основных фондов. Конкуренция на этом рынке требует от лизинговых компаний постоянной разработки лучших предложений для клиентов, в первую очередь по стоимости и сроку лизинга. На сегодняшний день более 75% лизинговых сделок нашей компании имеют срок более 5 лет», - говорит генеральный директор ОАО «ВТБ-Лизинг» А. Борисевич.

Первая половина 2007 года на рынке лизинга была отмечена стабильным ростом рынка и отсутствием каких-либо значимых изменений в законодательстве. Наиболее заметными событиями для участников рынка стали усиление активности банков в части кредитования лизинговых компаний, а также рекордные объемы привлечения лизингодателями синдицированных кредитов и облигационных займов. Продолжилось усиление конкуренции между российскими компаниями и компаниями с западным капиталом, в особенности после повышения ставок Euribor.

Основная доля нового бизнеса, согласно исследованию агентства «Эксперт РА», в первом полугодии 2007 года традиционно пришлась на железнодорожный и автомобильный транспорт, а также на авиационную и строительную технику (табл. 2). Сегменты оборудования для пищевой индустрии, а также упаковочного и торгового оборудования составили вместе чуть более 5% рынка.



Участники лизингового рынка отмечают значительное повышение спроса на лизинг со стороны малого и среднего бизнеса (рис. 1). «Наибольший и постоянный спрос на лизинговые услуги предъявляют компании среднего бизнеса, сделки с ними составляют более половины нашего портфеля. Заметно растет заинтересованность в лизинге у малого бизнеса, это мы особенно ощутили в первом полугодии 2007 года. Это явное свидетельство усилий лизинговых компаний в привлечении внимания этой целевой аудитории, очень хороший пример взаимной заинтересованности в движении навстречу друг другу финансовых структур и бизнеса», - говорит генеральный директор ОАО «Лизинговая компания «КамАЗ» А. Гарифуллина.



Для малого бизнеса лизинг становится подчас единственной возможностью обновить свои основные средства. Кроме этого, лизинг позволяет малому бизнесу экономить ресурсы за счет применения ускоренной амортизации. А для лизинговых компаний работа с малыми предприятиями становится неплохим бизнесом в условиях растущей конкуренции за корпоративного клиента.



По мнению лизинговых компаний, малый бизнес не только перспективный, но и достаточно надежный партнер - он более дисциплинирован, чем крупный, так как для него даже договоры на небольшую сумму более значимы. Кроме того, малым предприятиям не свойственны бюрократические проблемы, характерные для крупных компаний. Это значит, что с малыми предприятиями реже возникают ситуации с просрочками и неплатежами.

При выборе лизинговой компании для малого бизнеса основополагающим фактором является совмещение двух критериев - экономии денег и времени, что выражается в конкурентной стоимости услуг, максимально оперативном сроке рассмотрения заявок при минимальных требованиях к лизингополучателю. В условиях быстрорастущего рынка это требует от лизинговых компаний обеспечения территориальной близости к клиенту за счет расширения филиальной сети, а также стандартизации и расширения набора продуктов. Трудностями в работе с малым бизнесом являются низкая прозрачность хозяйственной деятельности и полная зависимость бизнеса от собственника.



Основная масса сделок с малым бизнесом заключается на срок от 1 года до 3 лет; увеличивается доля сделок, заключаемых на 5 лет и более. Это значит, что в условиях стабилизации и роста рынка постепенно снижается существовавшее нежелание лизинговых компаний и малого бизнеса заключать сделки на длительные сроки в условиях отсутствия четкой политики в отношении малого бизнеса. На сроки договоров влияет и специфика оборудования, которое берет в лизинг малый бизнес. В основном это легковой и грузовой автотранспорт, лизинг складского оборудования и погрузчиков, оборудования для пищевой промышленности, лизинг торгового и полиграфического оборудования, а также лизинг машиностроительной и дорожно-строительной техники. Акцент на перечисленных видах оборудования обусловлен специализацией предприятий малого бизнеса, использующих лизинговые механизмы для обновления и расширения основных фондов. В первую очередь это предприятия торговли, транспортные, строительные и пищевые компании, предприятия, предоставляющие бытовые услуги населению.

Прошедшие полгода не ознаменовались для рынка каким-либо улучшением законодательства, регулирующего деятельность лизинговых компаний.

Вопрос возмещения НДС, вопреки ожиданиям участников рынка, так и остался нерешенным. На 1 июля 2007 года невозмещенный лизинговым компаниям НДС составил около $ 560 млн. Надежды лизингодателей на упрощение взаимоотношений с налоговой службой по поводу зачета НДС после судебного дела с «Ханса Лизинг» не оправдались. Скорее, наоборот - за прошедшие полгода со стороны ФНС лишь ужесточился контроль и увеличилось количество камеральных проверок.

Отзывы участников рынка по поводу НДС, однако, разделились: некоторые лизингодатели заявили, что проблем с возмещением у них нет, большинство же говорят, что произвол налоговых органов остался на прежнем уровне и прецедент с «Ханса Лизинг» никак не повлиял на рынок. Такое разделение мнений позволяет предположить два варианта существующей на рынке ситуации. Первый – участники рынка просто боятся открыть информацию, дабы не навлечь на себя еще пущий гнев налоговиков. Второй, более вероятный: ситуация с возмещением зависит сегодня уже просто от человеческого фактора – если налоговый инспектор «добрый», то НДС зачтут, если же «злой» – то и не надейтесь. «Нам кажется, что подпись на товарной накладной не похожа на подпись на договоре…» - можно услышать при отказе в возмещении НДС. По-видимому, пока не будет персональной ответственности налоговых чиновников за беспредел, изменений к лучшему ждать не приходится.

Между тем в апреле прошлого года была создана секция лизинга при Комитете по финансовым рынкам и кредитным организациям ТПП РФ. Данный орган призван представлять интересы лизингодателей в органах власти, фокусировать ее внимание на правовых проблемах лизинговых компаний и защищать их интересы, используя поддержку ТПП. Возможно, еще не все надежды лизингодателей потеряны.

Роман Романовский
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1491

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

9 способов отъёма денег у персонала ERP: почему малый бизнес говорит «нет» «Ашан» и «Фуршет» объединять логистику не будут Аптекам выписали старый рецепт консалтинг Таможни стали электронными Типичные таможенные проблемы при ведении ВЭД. Типичные проблемы в банках при ведении ВЭД. Типичные налоговые проблемы при ведении ВЭД. Управленец Фармацевтам прописали поправки Что важнее: деньги или поиск себя