Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Куда шагает логистика Татьяна Баева

Куда шагает логистика


История логистики в России пишется почти с чистого листа. За последние 10 лет она сделала огромный шаг. Вектор ее развития уже задан, однако требуются условия для дальнейшего качественного роста, среди которых - финансирование, внедрение современных технологий и привлечение высококлассных специалистов.


Дологистический период

Логистика, прежде всего, – это идея, суть которой - минимизация издержек организаций, и технологии, позволяющие наиболее эффективно реализовать этот подход. Так сложилось, что до 2000 года большинству российских компаний было не до снижения затрат, да и возможностей для внедрения новых разработок было недостаточно.
Если говорить об отечественном бизнесе того времени, то его характеризовало слабое внимание к покупательским потребностям, отсутствие конкурентных товаров, экстенсивное развитие. В этот период классические методы организации производства вполне подходили.

Логистику заменяло транспортное и складское хозяйство предприятий. И те из компаний, которые уже понимали, что необходимо снижать издержки, часто уменьшают их как раз за счет исключения финансирования именно данных подразделений.

Устройство складов было крайне простым – ангар вида «четыре стены, пол и потолок». Экономили и на персонале. Работа на складе велась низкоквалифицированными сотрудниками - кладовщиками, которые осуществляли учет «на бумаге», а порой и вообще забывали его вести. Механизация ограничивалась гидравлической тележкой, а все операции выполнялись грузчиками. Идентификация товара производилась вручную, путем нанесения персоналом надписи на упаковку. Про внедрение компьютеров и IT-технологий речи даже не шло. В результате чего такой склад работал очень медленно и нечетко.

Отсутствие системного подхода в разработке транспортных схем делало доставку товара крайне затратной. Часто функции экспедитора перекладывались на плечи водителей, из-за этого число ошибок постоянно росло. При этом сокращение средств на поддержание и обслуживание автопарка вело к быстрому его износу.

Отдельные складские комплексы на тот момент были слишком слабо развиты. Имеющиеся не соответствовали большинству требований, причем располагались далеко не оптимально. Транспортные компании только начали появляться. Про логистических операторов речь шла только в том случае, если товар доставлялся из-за границы. Цепи доставок были простыми, и в условиях отсутствия конкуренции не существовало острой необходимости искать наиболее оптимальные пути перевозок. Вообще, на предприятиях осуществлялось слабое планирование, и большая часть проблем решалась по мере поступления или очень недальновидно.

Что выросло – то выросло

Серьезный толчок в развитии данное направление получило лишь с 2002-2003 годов. Образцом для подражания были крупные западные компании. Многие российские менеджеры прошли их школу. Помимо сформированного научного подхода к управлению цепочками поставок, на тот момент они могли позволить себе использовать и технологические новинки.

На сегодня большинство фирм осознало необходимость не просто снижать затраты, а снижать их, оптимизируя процессы, и, в первую очередь, именно логистические. Для выполнения этих задач требуются специалисты, которые могут внедрить эти подходы. По словам кандидата технических наук, заместителя председателя Координационного совета по логистике Ырысбека Ташбаева, в их задачи входит анализ ситуации, выяснение интересов каждого звена в цепи «производство – потребление» и координация их деятельности.

Зачастую кандидата, соответствующего всем требованиям, найти достаточно сложно, ведь программы подготовки дипломированных специалистов по логистике в вузах России начали проводить совсем недавно, хотя сам предмет преподается во многих институтах страны обзорно. Однако руководитель группы подбора персонала направления «Логистика. Таможня. ВЭД» кадрового центра «ЮНИТИ» Ольга Симонова отмечает в последнее время изменение требований работодателей к кандидатам на эти должности. «Помимо опыта, практических знаний и навыков, стало важно и наличие профильного образования, - говорит она. – Все чаще необходимо владение современными специализированными компьютерными программами, а также навыками внедрения систем управления клиентскими отношениями, закупками, складами, транспортным хозяйством, а также информационных систем бизнес-анализа и прогнозирования».

Таким образом, требуются люди, готовые идею логистики воплощать в жизнь с помощью новых технологий. Задачи специалистов зависят от размера организации. «В крупной компании функции логистов могут быть более раздробленными и узкими, - поясняет Ольга Симонова, - например, только морские перевозки по определенному маршруту или подготовка таможенных деклараций. В небольшой компании логисты должны быть универсалами, они решают несколько задач одновременно: взаимодействие с производителями, с экспедиторскими компаниями, со складскими комплексами, с таможенными брокерами и др.».

Однако автоматизация и постоянное усовершенствование и усложнение применяемых систем и методов привело к тому, что многим компаниям не под силу эффективно организовывать логистические процессы. Это послужило причиной появления новой тенденции выделения данных функций и передачи их на аутсорсинг. На данный момент сформировался блок крупных 3PL-провайдеров (Third party Logistics Services Providers). Они берут на себя выполнение отдельных операций до предоставления комплексных услуг, включающих в себя: складирование, транспортировку грузов, управление заказами, физическое распределение и пр.

Поэтому все чаще многие, даже крупные, компании предпочитают не иметь собственных логистических мощностей. По данным компании Knight Frank Research, еще в 2006 году почти половина (45,3%) складов была передана в управление логоператорам. Преимущества аутсорсинга оценили многие российские компании, ведь провайдер имеет больший опыт, чем отдельно взятый, пусть даже хороший логист. Специализация позволяет привлекать узких профессионалов, которые ориентируются в конкретной области.

Но с ростом рынка и спроса на услуги транспортировки и хранения возникли проблемы. Основным фактором, препятствующим становлению логистических компаний в России, является острая нехватка современных складских терминалов. Данный рынок в России только начинает по-настоящему развиваться.
Примерно за последние 5 лет площадь складов выросла с 750 тысяч кв. метров до 5 миллионов кв. м. Но даже столь быстрые темпы строительства не могут обеспечивать потребности. К складским комплексам, находящимся в стадии разработки, уже выстраивается очередь. Ситуация такова, что арендодатели сами выбирают клиентов и предпочитают компании, снимающие помещения в больших объемах и на долгий срок.

При этом современный складской комплекс существенно отличается от складов, описанных выше. Его основные черты: высокая степень автоматизации операций, оснащение высокотехнологичным оборудованием, конвейерами. Учет и маркировка оборудования производится автоматически, благодаря внедрению IT-технологий. Николай Гегамов, директор департамента IT International Fragrance Distribution (дистрибуция парфюмерии и косметики - Ред.), поясняет: «Сейчас у нас в стране требуется все больше специализированных, высокотехнологичных складов класса А или В.

Те, кто еще пару лет назад успешно сдавал необорудованные площади, сейчас испытывают серьезные трудности. Но даже максимальное повышение классности складов не решает проблемы конкуренции. Четкие и стройные бизнес-процессы, которые используют эти самые преимущества технологичных складов, воплощенные в грамотных IT-решениях, - вот залог успеха». Однако для развития и модернизации требуются также грамотные специалисты. Одними из наиболее востребованных в этой области, по данным «ЮНИТИ», являются директора или управляющие складскими угодьями.

Перспективы логистики

Дальнейшее развитие российского рынка транспортно-логистических услуг, изменение конкурентных условий будут зависеть от многих макроэкономических факторов, среди них - темпы экономического роста, положительная динамика промышленного производства и розничного товарооборота. По мнению экспертов, российский рынок очень ёмкий. Особое влияние оказывают активное развитие регионов и приход новых иностранных компаний. Это требует соответствующей логистической инфраструктуры.

К сожалению, на данном этапе российские фирмы еще недостаточно доверяют логистическим операторам. Во многих случаях клиент все еще предпочитает обращаться напрямую к транспортной компании или арендовать складские помещения, минуя посредника. Но, согласно оценкам экспертов, число 3PL-провайдеров, предоставляющих услуги управления операциями, растет, увеличиваются их финансовые возможности, повышается техническая оснащенность, квалификация персонала.

По данным исследований «ЮНИТИ», сейчас спрос на специалистов превышает предложение. Оценивая его перспективы, Ольга Симонова выделяет растущую потребность в специалистах по мультимодальным перевозкам, которые могут выстроить и оптимизировать транспортные схемы из любой точки мира. «Сохранится дефицит специалистов по таможенному оформлению, - говорит она. - Появится спрос и на узкопрофильных логистов, хорошо знающих какой-то конкретный рынок перевозимых товаров, например, производственного оборудования. И, конечно, в конкурентной борьбе на этом рынке будет расти спрос на менеджеров по продаже логистических услуг и работе с клиентами».

  По мнению специалистов, постепенно возникают предпосылки для прихода 4PL-провайдеров, предполагающих совмещение всех функций, так как в их задачу входят планирование, управление и контроль за всеми логистическими процессами компании-заказчика, включая оптимизацию бизнес-процессов на протяжении всей цепи поставок.
Другой перспективой в развитии логистики выступает развитие складского рынка. Однако если еще год назад эксперты признавали складской сектор одним из самых динамичных сегментов коммерческой недвижимости, оценивая темпы роста на уровне 1,5 - 2 млн. кв. м. В 2008 году эксперты ожидают снижения темпов ввода складских площадей в Московском регионе.

По предварительным оценкам РБК, в этом году будет построено в 2,5 -3 раза меньше складов, чем в прошлом. Эксперты прогнозируют провал по введению складских помещений класса «А» в Московском регионе, в то время как спрос будет только расти. И, прежде всего, это связывают с растущей ценой на землю.

Следовательно, конкуренция на рынке складов ужесточится, что приведет к обострению необходимости оптимизации логистических процессов и модернизации объектов на основе IT-технологий. Дмитрий Емельянов заместитель директора департамента управления цепочками поставок сети супермаркетов ТД «Перекресток», отмечает потребности внедрения информационных систем. «Как раз сейчас мы наблюдаем приход на российский рынок нескольких новых WMS-систем для управления крупными автоматизированными складами, - говорит он, - таких, как Manhattan и ViaData».

Дмитрий Емельянов также отмечает, что именно предприятия с большими грузопотоками являются пионерами в практическом применении технологий идентификации и отслеживания товара, и их опыт со временем распространяется и на других.

В пример он приводит внедрение технологии RFID (Radio Frequency IDentification) - автоматической идентификации при помощи радиочастотных меток, которое началось на крупных складских терминалах и в ближайшее время станет для них такой же нормой, как использование беспроводных средств для выполнения складских операций. «После обкатки на крупных производственных и складских предприятиях эти технологии будут шире применяться и в других сферах, например, в торговых залах розничных магазинов, - считает он, - но это вряд ли произойдет в ближайшие два-три года».

Однако следует отметить, что активное развитие складского рынка, появление новых средств управления складскими запасами, нового оборудования требует и специалистов с соответствующими знаниями и навыками.

Таким образом, отрасль получила толчок в развитии. Существуют концепции, которые позволяют оптимизировать логистические процессы, и широко представлены технологии, которые помогают воплотить в жизнь эти подходы. Но потребности рынка диктуют необходимость дальнейшего развития и качественных изменений в отрасли. И главным двигателем являются квалифицированные специалисты, спрос на которых останется в ближайшее время высоким.

Татьяна Баева
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55561/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 968

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

erp tms wms бизнес-процессы вэд логистика логистический консалтинг оптимизация склада склад транспорт