Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

ОБЪЕКТ ПРОВЕРКИ – ИМПОРТ Константин Пискун

Бизнес-практика №5/Май/2008

Константин Пискун
PR- и GR-менеджер ООО «Партнер Логистик»

ОБЪЕКТ ПРОВЕРКИ – ИМПОРТ



Для компаний – участников ВЭД резко возросла вероятность стать объектом проверки со стороны налоговых и таможенных органов. Их ожидают новые правила игры. Если раньше бремя таможенного контроля приходилось на процесс растаможки, то отныне Федеральная таможенная служба будет фокусировать внимание на процедурах посттаможенного аудита, предполагающего организацию таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии с заявленным режимом

Первые ласточки


Первые и довольно громкие результаты такой работы уже появились. Владельцу компании «Эльдорадо» были предъявлены налоговые претензии на сумму 14 млрд руб., а руководитель компании «Арбат Престиж» арестован и находится в СИЗО. При этом показательно, что значительная часть претензий приходится на долю контрагентов компаний, которые занимались импортом товаров в Россию по так называемым «серым» схемам, то есть с занижением таможенной стоимости и соответственно уменьшением необходимых выплат в бюджет.

В зону риска попадают не только «серые» импортеры, как это может показаться на первый взгляд. Проверкам могут быть подвержены любые участники внешнеэкономической деятельности, а также компании, которые сами не занимались импортом и приобретали товары иностранного производства на внутреннем рынке.

Правомерность проведения таможенного контроля у последних подтверждается судебными решениями арбитражных судов, в которых указывается, что в данном случае объектом таможенного контроля выступают именно товары иностранного производства, а в качестве проверяемых могут быть как непосредственные импортеры, так и компании, осуществляющие оптовую или розничную торговлю этими товарами на внутреннем рынке.

Существует еще один нюанс. Ссылка продавцов на неосведомленность о природе приобретенных товаров и схемах их ввоза на территорию России не будет принята во внимание проверяющими. С октября 2007 года ФТС России на основании приказа № 1347 имеет возможность по запросу торговых компаний предоставлять информацию о выпуске импортных товаров на рынок в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Белая и \"серая\" схемы импорта



Процедура постконтроля


В условиях, когда ФТС России усиливает постконтроль, возникает вполне закономерный вопрос: «Как правильно подготовить компанию к визиту проверяющих»? Прежде всего рассмотрим саму процедуру. Таможенный кодекс отводит высокую значимость посттаможенному контролю, что вполне соответствует международной практике. Перенос бремени таможенного контроля на постконтроль способствует ускорению процесса таможенного оформления и создает условия для решения таких проблем, как, например, очереди на границе.

Таможенный контроль товаров, после того как они были выпущены в обращение в соответствии с заявленным в отношении них таможенным режимом, направлен на определение достоверности сведений, заявленных при декларировании, в частности:
подтверждение правильности заявленной таможенной стоимости товаров;
проведение мероприятий, направленных на выявление фактов уклонения от таможенных платежей и недостоверного заявления страны происхождения товаров;
осуществление проверки соблюдения запретов и ограничений в отношении выпущенных товаров, установленных в соответствии с заявленным таможенным режимом;
выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела.

Наиболее часто применяемой формой осуществления таможенного контроля после выпуска товаров является таможенная ревизия, в ходе которой проводится документарная проверка, в отдельных случаях может запрашиваться дополнительная информация, производиться осмотр склада и даже опрос сотрудников. Срок общей ревизии не превышает трех дней, в особых случаях может назначаться специальная ревизия на срок до двух месяцев. В случае если за это время не будет выполнен весь комплекс проверочных мероприятий, срок ревизии может быть увеличен еще на один месяц.

Наиболее распространенные нарушения, которые выявляются в ходе проверки, связаны с ошибками при классификации импортируемых товаров, ошибками при определении таможенной стоимости, нетарифным регулированием, небрежным оформлением договоров на сотрудничество с контрагентами.

При правильной подготовке компании к постконтролю шансы опровергнуть претензии со стороны таможенных органов, сформулированные по результатам таможенной ревизии, достаточно высокие.

Статистика за 2006 год показывает, что почти каждое второе дело, связанное с выдвижением претензий к импортерам по результатам таможенной ревизии таможенные органы в суде проиграли.

Услуги по подготовке предприятий к посттаможенному контролю предоставляют консалтинговые либо аудиторские компании. Консультантами также могут выступать таможенные брокеры, в штате которых работают специалисты по методологии таможенного оформления. Консультанты несут ответственность за свои рекомендации в рамках заключенного договора. В случае спора с таможенными органами они же могут представлять интересы компании в суде.

Вопросы, на которые готовы ответить консультанты, включают определение вероятности проведения таможенной ревизии у компании-клиента (на основе анализа внешнеторговой деятельности компании), разъяснение особенностей технологии контроля выпуска товаров в свободное обращение, а также разъяснение требований, предъявляемых к руководителю и персоналу в ходе проведения ревизии, круга полномочий таможенных ревизоров.

Также консультанты проверят организацию ведения учета товаров, находящихся под таможенным контролем, окажут методологическую помощь в правильном отражении внешнеэкономической деятельности в системе учета, помогут подготовить отчетную документацию.

Совершенно ясно, если компания ввозила импортные товары по «серым» схемам либо имела неосторожность такие товары приобрести, то в данном случае консультанты помочь не смогут. За совершенные правонарушения придется нести ответственность. И здесь компании необходимо заранее продумать стратегию поведения и самостоятельно начать выстраивать диалог с контролирующими органами.

Результаты деятельности таможенных органов в отношении участников ВЭД

Количество проверок



Количество уголовных дел
 

Доначислено платежей, штрафов, пеней
 

Как предотвращать нарушения


Рассмотрим такой пример. У руководителей компании, занимающейся продажей импортных товаров, возникли сомнения по поводу правильности отображения в системе учета товаров, находящихся под таможенным контролем. Объектом анализа выступила технология движения товаров от поставщика к покупателю на территории России через посредника, взявшего на себя обязательства по таможенному оформлению товаров.

«Новая таможенная концепция для увеличения пропускной способности таможни»

Представители таможенных органов утверждают, что введение принятой в октябре 2007 года Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств обусловлено необходимостью упростить таможенные формальности при перемещении импортируемых товаров через границу и сократить время таможенного оформления. Авторы Концепции утверждают, что ее реализация «позволит создать благоприятные условия для увеличения товаропотоков через таможенную границу РФ, сократит время таможенного оформления без потери качества контроля и обеспечит собираемость таможенных платежей в полном объеме, а также позволит более эффективно осуществлять борьбу с преступлениями и правонарушениями в области таможенного дела».

Согласно информации, предоставленной пресс-службой ФТС России, основные усилия подразделений таможенной инспекции направлены на:
проведение проверок достоверности заявления таможенной стоимости и кода товара по ТН ВЭД;
соблюдение мер нетарифного регулирования и порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами при их ввозе в качестве вклада в уставный капитал организаций с иностранными инвестициями;
проверку лиц, осуществляющих оптовую и розничную торговлю ввезенными товарами.

По результатам проверок в правоохранительные и иные контролирующие органы в 2007 году передано 1120 материалов, свидетельствующих о несоблюдении законодательства о налогах и сборах. При этом налоговыми органами отказано участникам ВЭД в возмещении налога на добавленную стоимость из федерального бюджета на сумму 149,8 млн руб.

Конфисковано товаров и транспортных средств на сумму 58,8 млн руб.

Выявлено 1159 организаций, перемещающих товары, таможенный контроль которых после выпуска невозможен.


По материалам пресс-службы ФТС России

В процессе посттаможенного аудита консультантам пришлось изучить механизм таможенного оформления товаров в соответствии с использующейся схемой поставки, провести анализ артикульной базы товаров, исследовать ведение бухгалтерского учета и отчетности товаров после их выпуска в свободное обращение. Проведенный постаудит позволил выявить недостаток документов, подтверждающих факт ввоза товаров на территорию России с соблюдением требований таможенного законодательства. В случае если бы в компании проводилась таможенная ревизия силами таможенных органов, выявленные нарушения могли стать поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.

По результатам постаудита были предложены рекомендации по эффективной организации процесса внешнеторговой деятельности, экспедирования в рамках действующего законодательства, у контрагентов были запрошены недостающие документы, сформирована отчетность по импортным поставкам, подтверждающая законное право компании-клиента на распоряжение импортным товаром.

«Таможенное оформление на территории России относится к одним из основных рисков ВЭД»

Мария Канаева
Эксперт журнала «Логистика и управление»

Действующее таможенное законодательство имеет в своем арсенале такой инструмент, как проведение таможенной ревизии. Таможенная ревизия была всегда, и всегда следует иметь в виду, что с выпуском ГТД наше взаимодействие с таможней не заканчивается. Не надо также думать, что недобросовестные представители власти получат новый инструмент давления на участника ВЭД. Если вспомнить скандал с участием Тушинской прокуратуры в ноябре прошлого года, то становится ясно, что такая возможность существовала и раньше.

Увеличение срока проверки, синхронизация таможенного законодательства с налоговым также не содержат большой опасности для добросовестных участников ВЭД. Если таможенное оформление груза производилось в соответствии с законодательством и документы оформлялись надлежащим образом, то нет разницы, сколько хранить документы, дабы быть готовым к проверке, – год или три.

Неудобства, связанные с возможной таможенной ревизией в течение нескольких лет после поставки, должны быть с лихвой окуплены переносом основного акцента с таможенного оформления при ввозе на контроль после выпуска товаров в свободное обращение. Таможенное оформление на территории России относится к одним из основных рисков ВЭД. Действующее таможенное законодательство явно не отвечает сегодняшним реалиям бизнеса. Значительный объем импорта и экспорта приводит к тому, что таможенные процедуры становятся барьерами на пути товаров на таможенную территорию РФ.

Сообщения о пробках на погранпереходах стали уже привычным делом. С завидным постоянством наши СМИ сообщают о скопившихся на границах вереницах фур. Естественно, что в первую очередь от этого страдают российские участники ВЭД, лишенные самим духом таможенного законодательства возможности оперативно реагировать на конъюнктуру рынка. Кроме того, сложности таможенного оформления делают Россию малопривлекательной и для транзита, что лишает потенциал российских логистических операторов дополнительной возможности развития. Таким образом, смещения акцента на постконтроль позволит нам повысить скорость прохождения таможенных границ, скорость оформления и доставки. То есть если система заработает, то можно будет оперативно доставлять и реализовывать товар, оставляя возможные недоделки на «потом». В идеале, опечатка в инвойсе не должна стать преградой на пути товара к конечному потребителю.

Новая таможенная концепция оставляет представителям таможенных органов больше времени и возможностей на выявление фактов недостоверного декларирования. Практика показывает, что делать это на этапе таможенного оформления, которым занимается дружественный «серому» импортеру таможенный пост, как минимум неэффективно.

Таможня наносит еще один удар по «серому» импорту, останавливая механизм легализации импорта через продажу добросовестному покупателю. Эта схема давно известна и часто входит в пакет предлагаемых услуг по «серому» таможенному оформлению. Теперь же легализовать импорт будет не так просто, да и незачем: недоплаченные при таможенном оформлении пошлины все равно придется доплачивать тому, у кого в день проверки товар окажется на руках. Сама по себе идея неплоха, но вызывает сомнение то, насколько четко она будет реализовываться. Вызывает опасения новый постулат «кого поймали, тот и платит пошлины, вне зависимости от уровня реализации».

Вроде как ФТС позаботилась о покупателях импортной продукции и выпустила письмо*, регламентирующее обращение покупателей за справкой. Сотрудникам таможенных органов предписано давать ответ в течение трех дней. Однако за скобками остался вопрос, насколько оперативно на местах будут реагировать на запрос? Таким образом, добросовестные покупатели будут поставлены в ситуацию «теоретически да, практически нет». То есть вместе с импортным товаром покупатель будет приобретать обязательство по уплате таможенных платежей, а вот реальной возможности проверить чистоту сделки скорей всего у него не будет.

Надеюсь, что новая таможенная концепция приблизит нас к цивилизованному и оперативному импорту, а не превратится в еще одну страшилку от российской таможни.

* Интересно, что датировано это письмо октябрем 2007 года, а в широкой прессе было опубликовано только в феврале 2008 года.
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 966

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании Работа с весовым товаром в WMS: штучный товар или с измеренным весом