Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

ЭКСПРЕСС-ДОСТАВКА. Рынок идет Виктория Чуб

     Аналитика №6/июнь/2008

Виктория Чуб
Директор по продажам и маркетингу компании 4SIDES

ЭКСПРЕСС-ДОСТАВКА. Рынок идет 



В эпоху ускорения всех бизнес-процессов транспортировка должна занимать минимальное время, а значит должна быть сделана в режиме экспресс. Какие возможности предоставляют сегодня потребителям экспресс-перевозчики, что способствует дальнейшему росту рынка и что сдерживает его развитие, какие прогнозы можно сделать на ближайшую и долгосрочную перспективу – читайте в нашем обзоре 

 

Участники рынка


С позиции бизнес-теории принято анализировать сектор и уровень конкуренции в нем с точки зрения сил влияния следующих категорий участников: поставщики (те, кто непосредственно предоставляет необходимые средства и инструменты для формирования услуги и ее предложения.

В нашем случае основными поставщиками являются:

транспортная инфраструктура, аэропорты, авиалинии, службы безопасности и таможенные службы и т. д); 
покупатели (клиенты); 
конкуренты (действующие игроки рынка); 
потенциальные игроки (те, кто планирует в скором будущем войти на рынок). 

Конкурентная среда рынка, конечно же, изменяется и из-за потенциальных игроков, которых привлекают следующие показатели: 
достаточно высокая норма прибыли в секторе (порядка 20–30 % в год); 
существенные темпы роста самого рынка (по различным оценкам составляет 20–35 %); 
низкий барьер входа на рынок (деятельность экспресс-перевозчиков не лицензируется, уровень финансовых вложений может быть минимальным, если вынести логистику на аутсорсинг). 


Войдя в сектор, новые игроки пытаются завоевать клиента единственно возможным для них способом – предложением низкого тарифа. Однако за низким тарифом, как правило, стоит достаточно низкое качество как самой доставки, так и уровня обслуживания клиентов. Конечно, клиент быстро видит недостатки в работе молодой компании и сменяет партнера, но, переходя к новому провайдеру услуг, сохраняет определенные ценовые ожидания. В связи с чем можно сказать, что вышеуказанные факторы негативно сказываются на развитии рынка – в погоне за снижением цены предложения (тарифа) может пострадать качество предоставления услуг. 

Конкурентная борьба на рынке проявляется достаточно ярко, так как основные игроки рынка сформировались и условно поделили сферы влияния. Так, например, международные интеграторы (TNT, DHL, UPS, FedEx) в основном обслуживают иностранные компании, их представительства и компании с иностранным капиталом. Причем многие контракты заключаются глобально, не в России, а в голов-ных офисах корпораций по всему миру. Даже если в России у интеграторов нет конкурентных преимуществ перед российскими экспресс-перевозчиками, иностранный потребитель очень большое внимание уделяет приверженности брэнду и выбирает давно известного ему провайдера услуг. 

Российские игроки (PonyExpress, CityExpress, Major, 4SIDES, Гарантпост, СПСР, Armadillo и др.) в основном обслуживают российский бизнес, включая государственные компании. Однако между всеми игроками идет достаточно жесткая борьба за клиента, за создание и продвижение инноваций в логистике и системе обслуживания клиентов. 
 

Тот факт, что на тендерах, проводимых клиентами, встречаются от 3 до 10 экспресс-перевозчиков, свидетельствует, что уровень конкуренции находится на высоком уровне. Однако данный уровень не является пока пиковым, поскольку объем рынка услуг экспресс-доставки продолжает расти. 

 

Клиенты и поставщики


Роль покупателей (клиентов) претерпела серьезные изменения за последние 10 лет. Если раньше клиенты были просто потребителями услуги, то сегодня они диктуют перевозчику свои условия и по уровню тарифов, и по уровню сервиса. Сегодня клиент озвучивает перевозчику свои требования и ожидания, а перевозчик старается эти требования/ожидания удовлетворить.

 

Что делать новичкам


Новичку на рынке экспресс-доставки сейчас непросто, если, конечно, за ним не стоит крупная структура, которая становится его основным и единственным клиентом, обеспечивающим вектор роста на несколько лет вперед.

Чтобы выжить на сегодняшнем «экспресс-поле», новой компании необходимо в очень сжатые сроки решить несколько ключевых моментов: 
построение сети доставки; 
создание конкурентного преимущества, которое позволит выделиться в среде конкурентов; 
построение агрессивных продаж, которые обеспечат объем для роста и последующих инвестиций в развитие производства; 
другие задачи, которые очень тяжело решаются при сегодняшнем уровне конкуренции. 


Подобное смещение силы влияния в сторону клиента прогрессивно сказывается на развитии рынка с точки зрения расширения линейки продукта экспресс-доставки, инвестиций в технологии и инновации в сфере логистики. С другой стороны, подобное развитие не вяжется с ожиданиями низкого тарифного предложения и толкает некоторых игроков рынка на опасное поле «тарифных войн». К сожалению, на сегодняшний день даже крупные перевозчики участвуют в «тарифных войнах» и нередко предлагают демпинговые цены на экспресс-услуги. Однако подобные тенденции могут негативно сказаться на общем качестве услуги в будущем. 

С поставщиками дело обстоит сложнее. Фактически именно эта категория тормозит развитие рынка экспресс-доставки с точки зрения основных характеристик этой услуги: сроков доставки, надежности и тарифа.

 

Приведем несколько примеров.


Основной объем экспресс-грузов доставляется с помощью авиатранспорта – прежде всего из-за географических особенностей России. Но именно здесь кроется одна из основных проблем. Дело в том, что в России фактически отсутствует понятие грузового борта (самолета), поэтому все экспресс-перевозчики загружают мешки с экспресс-отправлениями своих клиентов на пассажирские авиалинии. Это влечет за собой усиление мер безопасности (дополнительные расходы, задержки, снятия с рейса), а также возможность незагрузки на рейс ввиду того, что рейс перегружен пассажирским багажом. Таким образом, как сам перевозчик, так и клиент, не застрахованы от задержек в доставке. 

Еще один важный момент заключается в том, что в этих условиях все экспресс-перевозчики равны и ни у кого не может появиться такое важное конкурентное преимущество, как срок доставки. То есть если в Южно-Сахалинск летит один рейс в день, то все экспресс-перевозчики грузят отправления своих клиентов на него, а значит, у всех срок доставки будет одинаков. 

С другой стороны, есть направления, которые вполне могут обслуживаться с помощью альтернативного транспорта – авто. Это все города Золотого кольца, Санкт-Петербург и другие города, удаленные от Москвы не более чем на 1000 км. С одной стороны, при использовании автотранспорта у экспресс-перевозчика есть возможность сэкономить и не зависеть от условий работы авиаиндустрии, но здесь не надо забывать про низкий уровень автодорожной инфраструктуры (трассы федерального значения в две полосы, высокий уровень их загрузки, отсутствие сервиса по ремонту на дорогах). Если грузовик встал на дороге Моск-ва–Воронеж, то скорее всего задержка в доставке гарантирована, так как надо будет ждать приезда ремонтной бригады из Москвы. А если груз не улетел на утреннем рейсе Москва–Воронеж, он может улететь на дневном рейсе, то есть риск срыва сроков доставки гораздо меньше.

 

Экспресс-доставка в цифрах и фактах


Новичку на рынке экспресс-доставки сейчас непросто, если, конечно, заним – на мировом рынке экспресс-доставки работает более 900 тыс. человек;
перевозчики имеют в своем распоряжении более 1500 самолетов и 250 тыс. грузовых и легковых автомобилей; 
мировые операторы ежедневно используют более 2000 коммерческих рейсов различных авиакомпаний; 
старейший игрок на российском рынке, компания DHL, открыла свой офис в СССР в 1984 году; 
в России практически все участники рынка пользуются услугами друг друга, ибо ни один оператор не может охватить все населенные пункты страны. 


Подводя итог, можно сказать, что рынок находится на растущей экспоненте своего развития, но в скором времени войдет в стадию зрелости, которая характеризуется еще более высоким уровнем конкуренции (переделом сфер влияния основных игроков), вытеснением мелких компаний через поглощения и объединения, снижением уровня доходности бизнеса и, возможно, четким законодательным регулированием сектора (чего на сегодняшний день не наблюдается). Трудно сказать, когда именно рынок вступит в стадию зрелости, однако на этот переход значительно могут повлиять изменения в развитии вышеуказанных сил. 

Если оглянуться немного назад, то, с точки зрения экспресс-перевозчиков, лучшие времена, наверное, были тогда, когда норма прибыли стремилась к 100%, а количество игроков можно было пересчитать с помощью пальцев одной руки. Вырасти и построить логистику производства услуги гораздо проще было в 2000 году, нежели сегодня. 

У клиентов, конечно же, нынешнее состояние рынка вызывает положительные отклики: есть из кого выбирать, линейка продукта доставки, новые инновационные технологии, применяемые в коммуникации и отслеживании грузов.

 

Перемены за последнее десятилетие


Заметные изменения произошли как со стороны игроков, так и со стороны клиентов. Со стороны покупателей перемены коснулись прежде всего самой роли клиента во влиянии на рынок, о чем мы уже говорили ранее. Но это не единственное обстоятельство. Главным фактором, который значительно увеличил долю рынка экспресс-доставки, стало изменение доли российских компаний в клиентском профайле потребителей этих услуг. Российский бизнес оценил незаменимость экспресс-подрядчика в цепи поставок своих услуг/товаров. Если вчера российские предприниматели отправляли свои товары и документы с проводниками поездов и с водителями пассажирских автобусов, то сегодня основная часть экспресс-грузов передается экспресс-перевозчикам ввиду высокого уровня надежности и гарантированной скорости доставки. 

Здесь необходимо заметить, что подобный перелом стал возможным еще и из-за общего роста российской экономики, который способст-вовал развитию новых бизнесов, а также общему росту доходности в различных сферах предпринимательства, что и привело в сектор экспресс-доставки новых потребителей услуг. 

Также нельзя не отметить усиление значимости фактора узнаваемости брэнда, который стал играть заметную роль в процессе принятия решений о выборе перевозчика. Нередко компании подписывают договоры с теми перевозчиками, чье имя на слуху, не имея никакой информации об уровне и качестве предоставления услуг. 

Со стороны игроков также необходимо отметить тот факт, что за последние 5–8 лет сильно подросли российские экспресс-перевозчики, которые составляют теперь серьезную конкуренцию международным интеграторам (PonyExpress, CityExpress, 4SIDES, Major). Увеличилась их доля участия во внутрироссийских перевозках (на долю иностранных компаний приходится около 35%). В то же время за этот период в силу различных причин со сцены ушли несколько крупных компаний, такие как РУСКО, Эльф-91, Консулейт Карго. 

Изменения не обошли стороной и характеристики самой услуги. Во-первых, расширился спектр экспресс-продуктов: эконом, экспресс, суперэкспресс, доставка к определенному времени и т. д. Во-вторых, экспресс-перевозчики все больше делают акцент на дополнительные или сопутствующие услуги, такие как упаковка, стеллажное хранение, складской учет и др. 

Ну и конечно не стоит забывать о том, что сегодня экспресс-перевозчики используют совершенно иные IТ-технологии для отслеживания грузов, обработки запросов клиентов и коммуникации со своими региональными подразделениями. 

 

Тарификация услуг


Так как тариф подчас является одним из главных факторов при выборе экспресс-перевозчика, многие провайдеры идут по пути непрозрачности тарифа, то есть тарифы, указанные, например, на сайте компании, не являются конечными.

 

Вот некоторые основные моменты, на которые клиентам следует обращать внимание при сравнении тарифных сеток.


1. Включена ли в тариф ставка НДС.

2. Действует ли у перевозчика топливная надбавка. Очень любят топливную надбавку международные перевозчики. У этих компаний она может доходить до 19% и изменяться неограниченное количество раз в течение года.

3. Грузы тарифицируются по фактическому или по объемному весу? Разница между объемным и фактическим весом может составлять до 35% (в зависимости от характера вложения) в сторону объемного веса.

4. Использует ли перевозчик различные повышающие коэффициенты за доставку в область, габариты, характер груза.

Также важным моментом при сравнении тарифов является зональное деление территорий. Каждая компания самостоятельно принимает решение, в какую зону поместить тот или иной регион. Подобное деление, как правило, не связано с удаленностью от Моск-вы или другого сортировочного центра, а находится в зависимости от логистической цепочки доставки в данный регион. Так, например, Екатеринбург у различных компаний принадлежит либо ко второй, либо к третьей зоне, что отражается на тарифе. Страны СНГ у российских компаний относятся, как правило, к первой зоне международного тарифа (грузы летят напрямую), а у международных перевозчиков размещаются в третьей зоне. Это связано с тем, что интеграторы сначала везут международный груз из Москвы в один из европейских сортировочных центров, а уже потом в страны СНГ. 

 

Прогноз на ближайшую и долгосрочную перспективу


Мы считаем, что в ближайшие 3–4 года рынок экспресс-доставки продолжит свой рост и сохранит наметившиеся тенденции развития. В более далекой перспективе, когда рынок войдет в стадию зрелости, для сохранения уровня доходности потребуется сокращение коли-чест-ва игроков. Как правило, перераспределение сил происходит при помощи поглощений и объединений, когда с рынка уходят более слабые игроки, а влияние крупных компаний усиливается.

Однако все эти прогнозы делаются «при прочих равных условиях», а именно при условиях относительной стабильности законодательной базы, регулирующей деятельность сектора, а также при сохранении общего роста российской экономики. Последняя, в свою очередь, является главным гарантом роста как логистических услуг в целом, так и услуг экспресс-доставки в частности.
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1486

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике 04 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Логистика Будущего»