Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Таможенное «выбеливание» Канаева Мария

Таможенное «выбеливание»

Канаева Мария 

Факт остается фактом: Российская Федерация очень много импортирует, и проблемы таможенного оформления остаются по-прежнему актуальными. Последние изменения в таможенном законодательстве свидетельствуют о том, что таможня продолжает придерживаться взятого курса на «выбеливание ВЭД». Как скажется изменение таможенной политики государства на деятельности участников ВЭД и логистов, которые непосредственно занимаются вопросами таможенной логистики? «Курс на выбеливание» федеральная таможенная служба взяла после того, как ее возглавил А. Бельянинов. Текущие изменения в таможенной политике и организации таможенного контроля означают, что ужесточается наказание за так называемые типовые нарушения. Наши таможенные структуры везде заявляют, что они будут бороться и уже борются с недостоверным декларированием и с контрабандой. Усиление мер посттаможенного контроля в настоящее время грозит достаточно серьезными неприятностями для недобросовестных участников ВЭД. 

Тенденция прекрасно осознается специалистами таможенной деятельности в компаниях. Решение, иду¬щее «сверху», подкрепляется изменениями в деятельности «снизу». Последовал отход от серых систем, как от экономически необоснованных. Сейчас в таможен¬ной логистике наступает время профессионала. 

Новая таможенная концепция 


Обсуждения этой новости не утихают с октября-ноября прошлого года. Но складывается впечатление, что большое количество слухов объясняется тем, что мало кто читал, что же там, в концепции, на самом деле написано. Ее смысл можно свести к короткому, но простому объяснению: если действующее таможенное законодательство в большей степени отвечает интересам участников ВЭД, то готовящиеся поправки пытаются сделать его более приспособленным под таможенные нужды повернуть процесс вспять. Что имеется в виду? 

Концепция синхронизируется с налоговым кодексом и позволяет увеличить срок таможенной ревизии с 1 до 3 лет. Поэтому, следуя новому таможенному законодательству, проверить какую-либо компанию таможня сможет уже не в течение одного года после выпуска товара в соответствии с заявленным режимом товара, а в течение трех лет. 

Более того, далее планируется отслеживать импортный товар на протяжении всей цепи поставок, в результате перекроют канал по легализации «серых поставок» путем перепродажи добросовестному покупателю. Раньше было так: привезли товар, растаможили всерую, продали белой фирме, она - зкакзчику, и – все. Теперь ситуация изменилась. Пошлину будет платить тот, кто на момент поимки владел товаром, за который пошлины не были уплачены или не были уплачены в полном размере, независимо от того, какой это уровень продаж, хоть двадцатый. Если утрировать, то постулат новой таможенной концепции может сделать реальной и вполне возможной такую ситуацию. Например, вы приходите в магазин, покупаете новые туфли, тут появляются люди в масках и говорят, что туфли не были растаможены должным образом, так что пошлину государству за них будете платить вы. 

Как это повлияет на участников ВЭД? 

Единственная защита, которая есть для добросовестных покупателей - это приказ ФТС РФ от 31 октября 2007 г. N 1347 «О порядке получения лицами сведений о выпуске товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации.» Этот документ объясняет порядок обращения в таможенные органы за информацией. При покупке импортного товара компания может составить запрос в таможенные органы и получить ответ, была ли за него уплачена пошлина. Таможня должна будет дать ответ в течение указанного в приказе срока (от 5 до 10 рабочих дней, в завсисмости от того, к каким источникам ей придется обращаться). Но естественно, пока неизвестно, насколько четко будет работать предложенный механизм. 

После получения таможенной декларации отношения между участником ВЭД и таможней не заканчиваются. Существует еще и таможенная проверка. Если раньше на таможенную ревизию дан был всего один год, часть которого нужно было затратить на подготовку всех документов, то фактически таможенным органам оставалось всего 8-9 месяцев на проверку. Сейчас этот период увеличивается троекратно, а значит, таможенники успеют провести ревизию. 

Реализовать «серый» товар будет труднее. Срок проверки в течение трех лет – это дополнительный повод для взаимодействия ВЭД и госструктур. Думаю, понятно, что может скрываться под этим «взаимодействием». В итоге – часть импортного товара, ввозившегося в РФ исключительно «серым» способом будет ещё больше дорожать. 

Планы ФТС 


У Федеральной таможенной службы есть еще несколько пунктов в планах усиления контроля. Общий принцип, который объединяет все мероприятия: «серые» схемы растамаживания будут существенно проигрывать «белым» потому, что не будет смысла их использовать. Риск будет очень велик, за него будут брать еше большие деньги, а это «съест» весь доход от занижения пошлин. 

На сегодняшний день закончились переговоры с Европейской таможней. Иностранные чиновники долго не принимали решения, т.к. по известным причинам им было абсолютно неинтересно, соблюдается ли российское законодательство. В итоге достигнута предварительная договоренность с европейской таможней о начале с 1 января 2009 года обмена информацией об отгружаемых в Россию товарах и их стоимости. Предполагается, что данная мера поможет контролировать 80% товаров, перемещаемых в Россию из Европы. Соглашение между странами станет ещё одним мощным планом удара по «серым» схемам. По этому же вопросу идут переговоры и с Китаем. 


Преимущества использования «белых» схем 

Усиление контроля со стороны ФТС приводит к тому, что участники внешнеэкономической деятельности все чаще используют «белые» схемы, если это экономически эффективно, и есть такая возможность. 

В пользу «белых» схем говорит и то, что расценки у «белых» брокеров за оформление более дешевые. Кроме того, правильно проведенная процедура, как это ни странно, позволяет компаниям экономить на таможенных платежах. 

Использование «белых» схем дает возможность возврата таможенного НДС. По российскому таможенному законодательству, если компания импортировала товар для перепродажи или для дальнейшего производства, то она имеет полное право зачесть таможенный НДС. К огромному удивлению, я сталкиваюсь с тем, что иногда многие участники ВЭД не знают своих прав. Они лишают себя возможности вернуть таможенный НДС потому, что по недомыслию используют «серую» схему. 

Кроме того, при использовании «белых» схем у нас появляется возможность пользоваться льготами для добросовестных импортеров. Буквально 2 недели назад ФТС заявила о том, что 409-й приказ, который пылился на полке в течение двух лет, снова начнет работать. По этому документу, в отношении добросовестных партнеров предусмотрены некоторые послабления во время проведения таможенного контроля и некоторых других таможенных процедур. Не знаю, в каком объеме будут выполняться прописанные в законе гарантии, потому что, например, наша компания попала в список добросовестных импортеров. Но в реальности, единственная льгота, какой мы можем пользоваться – это частичное освобождение от таможенного доосмотра. 

И, наконец, главное преимущество использования «белых» схем – их экономическая эффективность. Существует определенная группа товаров, в отношении которых проще и дешевле проводить «белое» таможенное оформление. Не буду утверждать, что использование «белых» схем экономически эффективно при оформлении компьютерной и бытовой техники. Но очень многие компании столкнулись с тем, что когда на работу устраивается новый специалист по таможенному оформлению и начинает использовать «белые» схемы, фирма начинает получать больше прибыли. Выяснялось, что его предшественник был в сговоре с «серыми» брокерами, он сознательно подталкивал компанию к такому решению. А сам делил с брокером полученные деньги. 

Использование «серой» схемы не всегда означает какую-то экономию для компании. Иногда это происходит в силу привычки. Люди движутся по течению, они считают, что использование «белых» схем дороже, да и в принципе невозможно, и работают так, как работали раньше. Именно такое отношение понемногу изменяется. 

Проблемы таможенной логистики 

Основной проблемой таможенной логистики в РФ на сегодняшний день является низкий профессиональный уровень всех участников процесса таможенного оформления: от сотрудников таможни до участников внешне-экономической деятельности. Появились тенденции к преодолению этой ситуации, но люди-то остаются, они продолжают работать в этой же сфере. Их вопиющий непрофессионализм сказывается на всем процессе таможенного оформления. Если посмотреть повнимательнее на вакансии Федеральной таможенной службы, то многое становится понятным. Официальная заработная плата таможенного инспектора 6-7 тыс. рублей. Даже для вчерашних выпускников ВУЗов такие деньги малопривлекательны. Все прекрасно понимают, что специалист с юридическим образованием долго в таможне не просидит. Он получит опыт и уйдет таможенным координатором на какую-то фирму. И вакансия опять будет открыта. 

Чем для нас, для логистов, чреват низкий профессиональный уровень проверяющих? От невольных нарушений законодательства никто не застра- хован. Это влечет за собой невольные нарушения, позволяющие таможне произвести в дальнейшем доначисление платежей или возбудить дело об административном правонарушении. Как уже говорилось, планируется увеличение срока на таможенную ревизию. Будут проверять на уровне поста, потом на уровне таможни, потом на уровне регионального таможенного управления. Вот почему так так важен профессиональный брокер и профессиональный испектор. Если таможенный инспектор из-за своего непрофессионализма допустил какие-то ошибки, формально чужие ошибки станут поводом для госорганов доначислить вашей фирме платежи или оштрафовать вашу фирму. В результате автоматически будет испорчена «белая» репутация компании. 

Несоблюдение всех предписанных законодательством формальностей, неправильное оформление документов могут выявиться при таможенной ревизии, это официально законный способ корректировки таможенной стоимости в большую сторону для начисления платежей. 

Есть и обратная сторона. Появились юристы-сутяжники, для которых незнание таможенными чиновниками всех тонкостей оформления документов стало новым видом зарабатывания денег. И схема «выбеливания серого» импорта здесь такова: привозится товар с явными нарушениями, таможенники, естественно, как могут, корректируют их, взимая при этом как можно больше платежей. Но, поскольку уровень профессионализма таможенного инспектора не очень высокий, то делается все это с нарушением процедуры оформления КТС. Юристы, которые поднаторели в этих тонкостях, обращаются в суд, обжалуют действия таможенного органа и требуют у государства возврата неправильно начисленных платежей. 

Типичные ошибки участников ВЭД 

Одна из самых распространенных, кроме банального незнания законодательства – использование разных контрактов для одной сделки. Во многих компаниях практикуется сопровождение одной сделки «пакетом» разных «документов»: контракт для поставщика, контракт для налоговой, контракт для таможни. Но подобный обман таможня уже знает. Есть таможенный департамент, который занимается проверкой таможенной стоимости после выпуска товара в свободное обращение. Первое, на что обращают внимание: как в контракте прописаны рекламации, если здесь только формальности, то явно, что это контракт для таможни, а значит, будет тщательно проверена таможенная стоимость. Так что постарайтесь таможенный контракт не «облегчать», делать его максимально приближенным к настоящему внешнеторговому контракту. 

Есть ещё одна ошибка – это незнание «Закона о таможенном тарифе». По закону о тарифе, у нас есть 6 методов определения таможенной стоимости. На самом деле, сама таможня говорит о, так называемом, седьмом линейном методе определения таможенной стоимости. Иногда участника ВЭД таможенники просят написать заявление, что товар ввезен по одной цене, а таможенная стоимость у него – другая. Как правило, это таможенная стоимость по риску, либо это, так называемый, «риск плюс один». Некоторые участники ВЭД забывают о том, что по таможенному кодексу, заявленную таможенную стоимость требуется доказать. Доказать стоимость по риску заявленную по просьбе поста участник ВЭД не может. Таким образом, это обязательно выявится при ближайшей проверке, и вы даете таможне официальную возможность ещё раз увеличить таможенную стоимость в большую сторону и ещё раз доначислить платежи. 

При любой корректировке таможенной стоимости таможня приглашает представителей компании на консультацию. Участники ВЭД неправы, когда считают, что консультация всегда безрезультатна и поэтому не пользуются своими правами. Таможенники не являются товароведами. И если вы приходите на консультацию с документами, вы можете доказать, что действительно, вы не занижаете таможенную стоимость. Кроме того, вы сможете во время консультации обсудить метод определения таможенной стоимости. Проведение консультации - обязательная процессуальная норма, для этого достаточно обратиться к таможенному инспектору, который обязан вас принять, потому что его и ваши действия закреплены в законодательстве. 

Затем, очень часто приходится сталкиваться с неправильным декларированием кода товара, что сразу дает таможне «зеленый свет» на штрафы, на доначисление платежей. Как правило, это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, ошибаются поставщики при определении кода. В Европе код подбирают не так тщательно, не так правильно, и сами европейцы признались, что наша таможня грамотней и профессиональней в подборе кода. Во-вторых, могут не совпадать коды страны-поставщика и принятые в Российской Федерации. 


Обязательно нужно учитывать перевод описания товара. Например, одна французская компания, которая занимается поставкой спортивного оборудования, везла самокаты на продажу к маю прошлого года. И железнодорожный брокер «обозвал» их спортивным снаряжением. В результате – неверное декларирование. В отношении переводчика возбудили дело об административном правонарушении, но пока это всё расследовали, наступил сентябрь, и когда самокаты поступили в свободное обращение, продавать их было уже поздно. 

Что касается типовых нарушений, которые не всегда зависят непосредственно от российского участника ВЭД, то это несоответствие фактического и задекларированного количества видов товаров. В основном, пик подобных нарушений приходится под Новый год, когда поставщики одаривают своих клиентов, не думая о том, что для последних это может обернуться крупными неприятностями. 

  

Новые риски таможенного оформления 


С ужесточением контроля за правильно заявленной таможенной стоимостью для участников ВЭД появились новые риски, которые касаются новых групп товаров. Кроме того, ужесточаются требования по сертификации товаров при ввозе его на таможенную территорию РФ. Существует таможенная компьютерная база, которая обновляется каждый день, по ней можно сверяться с изменениями по кодам товаров. Как минимум, можно сверяться с сайтом таможни. 

Очень часто при растаможивании запрашиваются дополнительные документы. И это означает, что возник новый риск. Дело в том, в Таможенном Кодексе и приказе № 536, определяющем перечень документов, которые необходимо предоставлять при декларировании товара, закреплено право таможни запрашивать экспортные декларации. Европа переходит на электронное декларирование, и это может стать проблемой для российских компаний, потому что в российском кодексе не учитываются изменения, произошедшие в европейском таможенном законодательстве. С 2009 г. ни один иностранный партнер не сможет предоставить российским партнерам экспортную декларацию на бумажном носителе, да ещё и со штампом проверки таможни. И нашим компаниям придется объяснять таможне, почему они не предоставили соответствующие документы. А невозможность предоставить все затребованные документы формально дает таможне право отказать вам в принятии заявленной таможенной стоимости. 

Российским компаниям-импортерам и экспортерам уже сегодня нужно быть готовыми к тому, что сейчас государство работает над созданием концепции процесса вывоза товара за пределы таможенной территории и контроля правомерности применения «нулевой ставки» НДС. Правительство РФ уже одобрило эту концепцию, создание и ввод системы контроля в промышленную эксплуатацию планируется осуществить до конца 2010 г. в 3 этапа, потому что в настоящее время в РФ рост возмещения НДС более чем в 2 раза превышает рост объема экспорта, что приводит к значительным потерям федерального бюджета. 

В соответствии со статьей 164 части второй Налогового кодекса РФ, товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, а также работы и услуги, непосредственно связанные с производством, реализацией и перевозкой таких товаров, облагаются НДС по ставке 0%. В соответствии с этим положением, российские экспортеры, а также компании, выполняющие указанные работы и услуги, имеют право на возмещение НДС, уплаченного ими при приобретении материальных ресурсов для производства и реализации экспортируемых товаров, выполнения сопутствую-щих работ и услуг. 

Особое внимание нужно обратить на то, что в соответствии с Письмом ФТС РФ и Роспотребнадзора РФ от 26.03.2008 года N б.н. обновлен перечень опасного импорта. Этот документ утверждает список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении. 

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55625/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2005

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Быть логистом - хорошо или плохо? В этом году в Подмосковье построят меньше складов Возможности оптимизации и улучшения логистики(снабжения) в ритейле Для корректировки таможенной стоимости используется самая низкая стоимость сделки Изменения в ПДД: правила проезда круговых перекрестков Как платить налоги при импорте из стран ТС? логистика мотивация статьи эффективное управление запасами