Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Руль управления Порядок - прежде всего

Руль управления


31.07.2007 
«Мир продуктов»
4 (37) 2007

Принцип ротации продуктового товара с точки зрения логистики складирования и мерчандайзинга.Ротация (т.е. перемещение) готовой продукции до момента попадания его в руки потребителя проходит многие этапы. Поэтому этот процесс находится в зоне внимания различных систем логистического управления. До полки магазина ротацией опекаются логистика складирования, логистика запасов, логистика распределения и сбыта. Непосредственно же в торговом зале товар оказывается и под пристальным вниманием правил мерчандайзинга. 
Ольга Бут


Порядок - прежде всего
Будь то современный габаритный склад или небольшое частное хозяйство, философия грамотного размещения и перемещения товара одинакова: «Продукция должна храниться на закрепленных за ней местах».

Соблюдение этого правила позволяет упростить поиск и подбор товара с мест хранения с соблюдением принципов товарного соседства. Количество мест хранения и их конкретное расположение зависит от специализации склада готовой продукции или распределительного центра.

Исходя из темы данной статьи, на ум пошло то, что в рассмотрении ротации товара речь, по большому счету, будет идти о скоропортящихся продуктах питания. Именно они составляют большинство позиций каждодневного спроса. И именно с ними связано большинство рисков. Поскольку потребность магазинов розничной торговли в товарах данного вида - «величина постоянная», то приоритетной для складов готовой продукции (СГП) является функция пополнения запасов, которые поддерживают стабильную готовность склада к выполнению заказов.
А поскольку главная цель любых логистических операций состоит в минимизации различных издержек, то грамотное управление спросом снижает зависимость от резервного запаса и обеспечивает столь насущную своевременность поставок.

«Осуществляя отбор скоропортящегося товара, следует учитывать следующие факторы: срок годности, ухудшение потребительских качеств, утряска, усушка, усадка, собственно условия хранения для данных видов продукции, - акцентирует Владимир Бузмаков, президент АОЗТ «Супремум». - Поэтому управление запасами для данной категории продукции имеет особое значение, ведь ошибки ведут к серьезным потерям. В данном случае система складирования должна обеспечивать плавность и слаженность логистических операций, звеньями которых являются расположение на хранение и комплектация с учетом требований заказчика».

Действуем по принципу
Существует две модели комплектования заказов: статическая и динамическая. Их выбор обоснован задачами комиссионирования (т.е. размещение, перемещение и сборка).
При статическом комиссионировании сбор заказа осуществляется непосредственно с мест хранения. Существенный недостаток этой модели - в сложности работ с весовым товаром.
Опытом делится Станислав Друцкий, генеральный директор сети эконом-магазинов «Квартал» (компания «Союз»): «В силу сложившейся традиции, на сегодняшний день мы используем статическую форму хранения. Однако в ближайшее время планируется переход на динамическую форму хранения. Она более прогрессивна, чем статическая, к тому же динамическая модель дает более ощутимый экономический эффект при использовании складских помещений».
Алгоритм действий при динамической модели условно следующий (поэтапно):
I - объединенный (консолидированный) заказ;
II - складская маршрутная карта;
III-зона хранения;
IV - отбор всей паллеты в зону комплектации;
V - комплектация;
VI - зона отгрузки.

Следует отметить, что динамическая модель более вариативна и гибка, поскольку позволяет размещать товар в любую свободную ячейку подборного ряда, соответствующую определенным критериям. Разумеется, это не хаотичное «набивание» склада, а следование логичной схеме. Поэтому желательно, чтобы модель комиссионирования закладывалась еще в проектировании и постройке склада.

Стратегии заказов
Вне зависимости от выбранной модели комиссионирования, подбор товара из подборного ряда для распределительных складов является самой частой из технологических операций. В целом, эффективность организации подбора в значительной степени определяет комплексную эффективность работы такого склада.

Сложность в том, что принимается товар палетами, а отгружается меньшими «порциями». Связано это с требованиями оптовых компаний и розничных торговых сетей. Поэтому владельцы складов готовой продукции в конкурентных условиях должны постоянно совершенствовать стратегии сбыта.
Тезис этот подтверждает и опыт ООО «Донецкий комбинат замороженных продуктов».

Рассказывает Роман Матюхин, директор по логистике компании: «Для любого масштабного производства сбыт традиционно является узким местом, особенно если речь идет о продукции с коротким сроком реализации. Наша компания располагает тремя производственными площадками, которые расположены на расстоянии десятков километров друг от друга, что ранее приводило к несоблюдению графиков отгрузок потребителю, пересортам, путанице в документах, увеличивался риск просроченных продуктов.

С созданием распределительного склада ситуация изменилась в лучшую сторону: продукция бесперебойно поступает на распределительный склад со всех производственных площадок. Своевременно формируются заказы на отгрузку согласно установленным графикам. Создание распределительного склада позволило оптимизировать складские запасы и минимизировать затраты на складскую и транспортную логистику. Это наглядный пример для компаний с аналогичной инфраструктурой по улучшению логистического процесса. В дальнейшем это помогает сосредоточиться на развитии компании в целом».

Существует мнение, что на складах готовой продукции пищевых производителей целесообразнее использовать динамическое комиссионирование. Тогда как на распределительных центрах (РЦ) сетевых розничных структур более эффективной является статическая модель. Но в подобных вопросах конкретная компания руководствуется своими бизнес-целями и стратегиями.

Все в очередь!
Процесс ротации на высокоассортиментных складах усложняется еще и тем, что каждая партия одного и того же товара может отличаться поставщиком, закупочной ценой, сроками годности и прочее. Поэтому существует несколько стратегий отбора:
• FIFO (first in, first out) - «первым входит - первым выходит»: отгружаются товары из партии, поступившей на склад раньше других;
• UFO (last in, first out) - «последним входит - первым выходит»: большим приоритетом при отгрузке обладает товар из партии, поступившей на склад позже других;
• FEFO (first ended, first out) - «первым заканчивается - первым выходит»: как правило, в качестве критерия, определяющего приоритет отгрузки, используется срок годности - товары с меньшим остаточным сроком годности отгружаются в первую очередь;
• LEFO (last ended, first out) - «последним заканчивается - первым выходит»: товары с наибольшим остаточным сроком годности отгружаются в первую очередь;
• Вне выше перечисленных принципов - по указанной партии товара (с учетом или без учета поставщика).

Вышеперечисленные принципы также используются в банковской и бухгалтерской системах учета.

При управлении «скоропортом» приоритетной становится ротация в соответствии со сроками. Этот подход также важен в общем контексте обеспечения компанией безопасности продукции.
Рассказывает Юлия Грибовод, исполнительный директор ООО «Донецкий комбинат замороженных продуктов»: «Обеспечение высокого качества сырья и конечной продукции важно для всех компаний, работающих в пищевой промышленности. Поэтому внедрение системы управления безопасностью продукции по ДСТУ ISO 9001-2001 - это стратегическое решение руководства нашей компании.

Основным аспектом контроля системы является выполнение принципа FIFO. Для его обеспечения на предприятии осуществляется партионный учет входного сырья и готовой продукции. Контроль партий выпущенной продукции включает процедуры отслеживания продвижения к конечной точке (потребителю) - через все этапы производства и хранения, начиная от поставщика сырья и заканчивая отзывом продукции.

По номеру партии можно идентифицировать наименование полуфабриката, дату выработки, смену и партии использованного сырья, по которым идентифицируется поставщик. Согласно реестрам качественных удостоверений, можно также отследить отгрузку каждой конкретной партии готовой продукции и отозвать ее в случае рекламаций на качество. Выполнение принципа FIFO исключает возможность истечения сроков реализации на этапах хранения и перемещения готовой скоропортящейся продукции от производителя к торговой точке».

Простая логика
На деле, принцип FIFO - это логика простой очереди.
Но нарушение ее на пищевых складах чревато весомыми материальными убытками и убытками в виде недополученной прибыли при расторжении договора с заказчиком. А такое расторжение весьма вероятно, если поставляемые партии продукции не будут соответствовать срокам поставок и требованиям по качеству.

Это подтверждают и представители ритейла. «Фактор качества товаров, продаваемых в нашей сети, является приоритетным, - подчеркивает Станислав Друцкий. - Поэтому однозначный выбор в нашей компании сделан в пользу принципа FIFO! По той простой причине, что в этом случае философия обращения со скоропортящимися продуктами «первым пришел на склад - первым ушел со склада» позволяет не терять в качестве.

Прочие принципы мы не используем. Ведь решающим критерием для конечного потребителя при выборе продукции категории «скоропортящиеся» являются именно безопасность и качество. А соблюдение вышеуказанного принципа позволяет эти требования удовлетворить.
Существенно облегчает задачу соблюдения надлежащей безопасности тот факт, когда производитель руководствуется одинаковыми с нами критериями. Ведь не секрет, что очень часто продукт теряет в качестве на этапе транспортировки до РЦ розничной сети.

Еще хотелось бы добавить, что издержки и ущерб можно минимизировать, если организовать учет минимальных переходящих остатков и при этом строго контролировать оборачиваемость хранимых остатков».

Итак, для ротации по срокам принцип FIFO будет обязательным для соблюдения. Самое распространенное его нарушение на СГП или РЦ наглядно демонстрирует следующий пример. На склад пришла партия товара А, которая была помещена в соответствующую ячейку. На момент поступления партии В она не была продана полностью. 6 остатке осталась, скажем, одна палета. Действуя на свое усмотрение, работник склада выгрузил оприходованную партию 8 на остатки партии А. Тот, кто будет отбирать товар для отгрузки, также будет действовать «по-простому», то есть возьмет верхнюю палету партии В. Последствия легко предвидеть: поскольку накапливающиеся остатки могут «прикрываться» сколь угодно долго и партии зачастую тоже смешиваются, то понятно, какого «надлежащего качества» будет товар в самом низу ячейки.
Поскольку очередь - система линейная, для нее характерны только две операции: занесение элемента в очередь (позиция «начало») и выбор элемента (позиция «конец очереди»). Произвольный доступ к элементам не допускается.

Но стоит отметить, что обслуживание заказов на складах большой грузооборачиваемости и широкого ассортимента сопряжено с большими рисками возникновения ошибок со стороны персонала. Современные информационно-автоматизированные системы вполне справляются с задачами складской логистики, позволяя выполнять задания с наименьшими затратами ресурсов и к назначенному сроку.

Например, системы класса WMS (Warehouse Management System)*. Они обеспечивают комплексную автоматизацию управления складскими процессами. Однако выбор подобных информационных решений обязательно должен соответствовать задачам и целям компании.

В торговом зале, в торговом зале...
...продуктовый товар переходит в компетенцию правил мерчандайзинга. По большому счету, эта прикладная дисциплина маркетинговой политики в торговом зале на деле развита у нас достаточно слабо.

Если придерживаться точки зрения, что мерчандайзинг является порождением конкуренции в условиях насыщенного рынка, то у отечественного пищепрома еще впереди большой «запас на вырост». Но в той или иной мере некоторые приемы розница все же использует. И если мы рассматриваем продукцию, которая не относится к импульсивным покупкам, а за которой потребитель целенаправленно приходит в магазин, то данная продукция относится к разряду необходимых.

Как правило, большинство позиций также являются полезными или необходимыми для каждодневного питания. Следовательно, предъявление требований по качеству и безопасности к такой продукции повышенные.

«Надлежащим образом оборудованные полки или витрины магазина для реализации скоропортящейся продукции (холодильное оборудование, соблюдение гигиенических требований и другое) можно рассматривать и в качестве складов временного хранения, - рассказывает Владимир Бузмаков. - Логично, что одним из правил мерчандайзинга является правило сроков хранения и ротации товара на полке. А оно как раз и подразумевает соблюдение принципа FIFO.
При пополнении запаса в торговом зале поступивший товар должен ставиться назад, в конец очереди. Имеющийся же на полке - передвигается ближе к покупателю, в так называемую зону наилучшего восприятия. Разумеется, в торговом зале принцип «первенства» несет дополнительные нагрузки по решению задач розницы».

Актуальность данного правила неоспорима. Ведь, как было отмечено выше, категория рассматриваемых продуктов призвана улучшить или поддержать здоровье человека. А значит, наличие на полках товаров с истекшим сроком реализации недопустимо.

Подобные инциденты не являются просто «неприятными». Помимо последующего диалога с государством в лице ряда законов, розница серьезно теряет в имидже. Ведь никакая реклама не перевесит значимости для покупателя мнения такого же «коллеги» - потребителя. Поэтому соблюдение сроков реализации, учет и ревизия существующих остатков должны находиться под постоянным контролем ответственных лиц. Исходя же из этого, происходит и последующая корректировка сроков и объемов поставок.

Вот и получается, что искусство торговать и искусство складировать, объединенные одинаковыми принципами, отнюдь не являются обособленными участками приложения сил по грамотной ротации продуктового товара. Они должны вписываться в общие системы безопасности продуктов, которые «работают» на европейском торговом пространстве. И время которых придет и на нашу улицу...


https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55628/
* WMS - современный кладовщик/ Мир упаковки № 5(2006).
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2203

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

10 признаков ММЛФ-2024 – бизнес-форум для логистов уходят с сети Быстро заводим нового 3PL-клиента в WMS