Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

«Кросс-докинг» - не панацея? Збигнев Краевски

«Кросс-докинг» - не панацея? 


Збигнев Краевски,
заместитель директора по логистике, 
компания «ЛЕНТА» 

«Новейшая история» российского ритейла - это история экспансии, роста продаж за счет увеличения покупательской способности. Выходя за границы Москвы, современные ритейлеры, российские и международные компании, стали находить свои магазины не столь успешными, как ожидалось. Поэтому настало время предельного внимания к эффективности и доходности, а для этого необходимо проанализировать эффективность различных систем поставок для магазинов различных форматов, которые зависят и от используемых складских технологий. 

В системах поставок для магазинов различных форматов можно выделить несколько видов. Прямые поставки, когда поставщик поставляет свою продукцию непосредственно в магазин. Централизованные поставки из распределительного центра компании\"ритейлера, причем, если распределительный центр предназначен для стеллажного хранения, определенный товарный запас всегда в нем есть всегда. Если же в РЦ используется технология пик-бай-лайн, то РЦ товарным запасом не обеспечен. И, наконец, прямые поставки через распределительный центр по технологии кросс\"докинг. Каждая технология имеет как свои плюсы, так и минусы. 

Отличия пик-бай-лайн от кросс-докинга Начнем с определения, что такое кросс\" докинг, в чем отличие пик\"бай\"лайна от кросс-докинга. 

Пик-бай-лайн (pick-by-line) — это распределение заказа, консолидированного на основе заказов магазинов, поставленного поставщиком. Поступившие из магазинов заказы производитель консолидирует, делает одну поставку, которая затем распределяется в соответствии с заказами. 

Кросс-докинг — это перемещение заказов (поставок) скомплектованных заказчиком для каждого магазина. 



Рис. 1. Определение поставки: прямая поставка или через распределительный центр 

Заказчик определил необходимое количество заказов, передал информацию на свой распределительный центр, который заказал продукцию у поставщика. Обе эти технологии относятся к прямым поставкам. Товар в обоих случаях не хранится в распределительном центре, поэтому компания-ритейлер не может влиять на количество страхового запаса, как она это может делать при стеллажном хранении товара в распределительном центре. 

Есть принципиальное отличие поставок по пик-бай-лайну и кросс-докингу: при кросс-докинге собственность товара от поставщика переходит на магазин с момента отгрузки товара. 

Критерии выбора системы поставок 

От выбора критериев для отбора системы поставок зависит ответ на вопрос, какую технологию оптимально использовать, когда эффективным будет стеллажное хранение, когда — пик-бай-лайн, а когда — кросс-докинг?

 

Таких критериев может быть очень много, и самые важные легко определить, проанализировав работу распределительного центра: 

принцип Pareto (анализ ABC), 
доступность товара (Service Level), 
время поставки (Lead Time), 
цикличность поставок, 
стратегия компании, 
объем поставки для одного магазина, 
затраты поставщика на поставку в удаленные магазины, 
и другие. 

Очень важно: если в компании отсутствует постоянный сбор необходимой информации, если анализ текущей деятельности плохой, то невозможно выбрать оптимальную схему доставки. Если поставщик не в состоянии обеспечить доступность товара, сложно принять решение централизации, приходится держать товарный запас, чтобы в свою очередь магазин мог обеспечить покупателям доступность товара. Время поставки тоже необходимо учитывать, чтобы по возможности сократить его в цепочке поставок. 

Для принятия решения можно воспользоваться схемой (рис.1). 

Конечно, каждый ритейлер со своим поставщиком может сделать такую схему самостоятельно. Есть определенная специфика, по которой можно определить, когда и по какой схеме удобнее и выгоднее работать. Но если достигнута договоренность, что поставки будут осуществляться через распределительный центр, тогда нужно ответить на второй вопрос: какая технология будет использоваться, что будет храниться на стеллажах, что — обрабатываться по пик-бай-лайну или по кросс-докингу. 



Рис. 2. Выбор складской технологии 

Выбор складской технологии очень сильно влияет на все затраты (рис.2). 

Для этого необходимо проанализировать схему обработки продукции на распределительном центре и начать с АВС-анализа, с самого верхнего уровня. Если товар, по принципу Pareto, относится к тем 20 процентам наименований, которые делают компании 80% товарооборота, его нужно держать на стеллажном хранении, потому что от этого товара зависит товарооборот торговой сети. 

Если товар принимается только в поддоне, но оборачиваемость его достаточно большая, то зачем его держать на стеллажном хранении постоянно? Это очень большие затраты: принять товар на хранение, занять им стеллаж, снимать, отгружать. В этом случае оптимальнее использовать поставки по пик-бай-лайн: составить заказ, определив потребность в товаре, отправить поставщику информацию об общем необходимом объеме, о количестве поддонов, затем принимать и распределять поставки. Но нужно подстраховаться и держать страховой запас. Его объемы — небольшие, это позволяет избежать лишних операций на складе. 

Если у товара маленькая оборачиваемость, но само количество SKU значительно, тогда стеллажное хранение - неэффективно, и здесь оптимальнее будет кросс-докинг. Если количество SKU очень большое, это значит, что подбор заказов будет проходить очень медленно. Следовательно, компании выгоднее организовать регулярные поставки и тогда отгрузки будут производиться быстрее и с меньшими затратами. 

Коммерческая закупка. Это значит, что наш коммерческий отдел принял решение о покупке больших объемов. Но сразу передавать этот товар в торговый комплекс нет смысла. Это могут быть сезонные товары и за счет того, что будет повышение цен, их лучше сразу передать в распределительный центр и держать на стеллажном хранении. 



Рис. 3. Время поставок в зависимости от системы поставок 



Сравнение разных технологий 

Для магазинов разных форматов необходимо сравнить эффективность обработки заказов на распределительном центре и необходимое время, в зависимости от системы поставок (рис.3). 

Самая быстрая поставка — со стеллажного хранения в распределительном центре. Если расстояния небольшие, то практически заказ выполняется в течение трех дней, и товар попадает в торговый комплекс. 

Если посмотреть на технологию пик-бай-лайн, то ситуация следующая. Заказ в течение одного дня попадает к поставщику, он должен его скомплектовать и комплектует один заказ, потому что это сборный заказ. И потом, в зависимости от месторасположения поставщика, пройдет от 2 до 10 дней, прежде чем заказ поступит на распределительный центр. Там тоже надо затратить определенное время, чтобы эту консолидированную поставку распределить по торговым комплексам. 

При кросс-докинге поставщик получил в течение одного дня заказ, но он должен выполнить много заказов, на которые уходит время. На распределительном центре время расходуется только на то, чтобы просто перегрузить товар в автомашину, которая отвезет его в конкретный торговый центр. 



Табл. 1. Пример расчета стоимости обработки различных видов поставок 

В табл.1 приведены сравнительные затраты на выполнение различных операций при различных видах поставок. 

Как видим, суммарные затраты операций по кросс-докингу равны единице. Это дешево и для поставщика и для заказчика. 

Стоимость операций по пик-бай-лайну на 20% дороже. Стеллажное хранение стоит по сравнению с кросс-докингом, как минимум на 50% дороже. Для чего нужно сравнивать эти цифры? Ничего в мире бесплатно не бывает. И принимая решение о централизованных или прямых поставках, определяя, нужен ли компании распределительный центр, в котором предусмотрена обработка товара по технологии кросс-докинг, нужно учитывать, что внешние затраты у поставщика больше. 



Рис. 4. Сравнение поставок напрямую и через распределительный центр 



Зависимость от формата магазина 

Еще полезно сравнить, как формат магазина влияет на эффективность кросс-до-кинга. Бывает что у поставщика есть 4 точки (рис.4), и он не может по кругу отправить заказы, потому что один магазин находится в Волгограде, другой в Челябинске, третий в Нижнем Новгороде, и нельзя объединить в единый маршрут. При поставках через распределительный центр экономию затрат сразу видно. 

Для того, чтобы определить, насколько увеличится эффективность кросс-докинга в зависимости от формата магазина, приведем пример соотношения товарооборота различных магазинов. 

4 товарооборота 1 минимаркета = ± товарообороту 1 супермаркета 

3 товарооборота супермаркета = ± 1 товарообороту гипермарета 

Средняя стоимость перевозки партии товара на 1 поддоне в магазин формата мини-маркет приблизительно равна 300 руб. Средняя стоимость партии товара для магазина формата мини-маркет приблизительно равна 2 000 руб. 

Затраты на складскую логистику у поставщика при поставках напрямую и через распределительный центр одинаковые. Если принять, что затраты на поставку по кросс-докингу для магазинов формата мини-маркет равны «1», то затраты на поставку по кросс-докингу для магазинов различных форматов составят: 

— для супермаркета — 0,275 

— для гипер-маркета — 0,105 

Выгода достигается за счет роста объема поставки, позволяющая оптимально загружать транспортную единицу, и за счет сокращения затрат на единицу обработки. 



Эффективность кросс-докинга 

В каких случаях система поставок по кросс-докингу окажется эффективной? Выбирая эту систему поставки, нужно руководствоваться следующими основны\" ми критериями. 
Для поставщиков у которых много SKU. Не надо тратить много времени на сбор заказа, если у поставщика есть 150-200 наименований с небольшой оборачиваемостью, держать такие товары на стеллажном хранении очень неэффективно. 
Для поставщиков у которых товары с низкой оборачиваемостью. Удобнее поставлять товары в торговые центры по мере их необходимости. 
Для поставщиков с хорошей доступностью товара. Если поставщик не в состоянии обеспечить вовремя необходимый товар, запас его придется держать в распределительном центре. Никто не согласится заказывать у поставщиков, которые периодически оставляю торговый центр без товара. 
Для поставщиков, у которых дорогая транспортная логистика. Кросс-докинг в этом случае намного дешевле. Кроме того, получить выгоду можно за счет объединения нескольких поставок разных поставщиков в одной машине. 
Для поставщиков у которых негабаритные товары. Держать негабаритный товар на универсальном складе весьма проблематично. 

Неочевидные минусы кросс-докинга 

«Кросс-докинг» — это не панацея на все «болезни» у поставщиков. Эта технология может стать решением многих проблем розничных сетей, если товары будут вовремя доставляться до магазинов. 

Не сразу можно понять, что если есть какая-то система, какие-то преимущества, то обязательно есть и минусы. Просто эти минусы не настолько очевидны 

— Контроль по количеству принимаемого товара. Принимая одну поставку, мы можем ее пересмотреть и пересчитать, как это делается во время приемки на стеллажное хранение. Кросс-докинг для 2, 3, 4 торговых точек — это тоже не такая большая проблема. А вот если количество торговых комплексов исчисляется десятками, например, 30, 40, 50 магазинов, то проконтролировать, посчитать все невозможно. Это очень большие затраты. Как считать, правильно или неправильно поставили товар по количеству? Конечно, нужно доверять поставщику, но контроль необходим. Достаточно просчитать выборочно один из пяти поддонов. И если обнаружена ошибка, то проверяется вся поставка. 

— Контроль читаемости штрих-кодов.Если штрих-код не читается, товар будет тяжело продавать в магазине. Торговые сети вообще могут не принять этот товар, несмотря на то, что это ошибка не поставщика, а производителя. 

— Контроль качества товара. Здесь нужно обращать внимание на этикетки, срок годности товара, его качество товара, проверять сертификаты. Информация на этикетках должна быть на русском языке, нужно проверить, на всех ли поступивших в одной поставке товарах одинаковый срок годности. 

— Проблема разногласий. Если точно не известно, какая структура у товара, можно ли его положить на другой или нет, то кто должен нести ответственность за повреждения внутри отгруженных поддонов? За эти потери ответственность размыта. 

— Проблема с оформлением и формированием отгрузки. Как правильно оформить отгрузку? Если мы хотим правильно отгрузить товар по кросс-докингу, мы должны отгрузить заказ одновременно. Если часть товара не войдет в автомобиль, то как передать информацию в торговый комплекс, что именно они получат, а что — нет? Это особенно важно для мини-маркетов и супер-маркетов, там небольшие объемы поставок. Если, например, поставки осуществляются 2 раза в неделю, то часть заказа будет ждать следующей поставки. 

Чтобы можно было говорить о кросс-докинге как об оптимальной системе, должна быть эффективная система управления складом, которая позволит уменьшить все проблемы. Без достаточно мощной информационной системы управления складом (WMS) кросс-докингом очень тяжело управлять. 

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55649/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 5336

рейтинг: 
(Голосов: 4, Рейтинг: 4)



Рекламный блок

Компания Consid реализовала импортозамещение WMS-системы на складах компании Health & Nutrition (ex-Danone) Эксперт рассказала о трендах развития маркетплейсов в 2024 году сколько компания реально зарабатывает на маркетплейсе Крупная транспортная компания "Деловые линии" открыла первый в ЛНР грузовой склад