Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

«В РОССИИ ЕЩЕ НЕТ ПОЛНОГО ПОНИМАНИЯ, ЧТО ТАКОЕ ЛОГИСТИКА» АНАЛИЗ СИТУАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКИХ ЭКСПЕРТОВ Михаил СПИРИН/ТиТО

«В РОССИИ ЕЩЕ НЕТ ПОЛНОГО ПОНИМАНИЯ, ЧТО ТАКОЕ ЛОГИСТИКА»

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКИХ ЭКСПЕРТОВ


  Редакция журнала «ТиТО» тщательно изучила точку зрения на развитие логистического бизнеса высших представителей органов государственной власти и управления, лидеров нижегородского логистического бизнеса, крупнейших и наиболее заслуженных фирм-операторов рынка логистических услуг, способных выступить в роли экспертов и предложить собственную экспертную оценку ситуации, связанной с грядущим логистическим взрывом в Нижегородском регионе. Сегодня мы публикуем экспертные оценки, наиболее точно и емко аккумулирующие мнения абсолютного большинства участников нашего большого экспертного совета.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


В роли экспертов выступают губернатор Нижегородской области Валерий ШАНЦЕВ и вице-губернатор Виктор КЛОЧАЙ. Свое мнение по поводу развития логистики вице-губернатор Нижегородской области В. Клочай высказал в ходе круглого стола на тему развития логистики и транспортной инфраструктуры Нижегородской области и регионов ПФО, организованного «Российской газетой». 

— Последние годы Нижегородская область носит статус региона, который должен быть привлекательным для инвесторов. Можно ли подробнее рассказать о реализуемых проектах? Удалось ли вам добиться каких-то серьезных изменений?
Валерий ШАНЦЕВ:
— Сами понимаете: крайне сложно за небольшой период пригнать сюда кучу инвесторов, не имея еще многих полномочий. Хотя, я вам скажу, таких проектов у нас в очереди стоит уже много. Прежде всего — это логистика. Не зря Нижегородскую область называют центральной частью России. Нижегородская ярмарка — исторический пример того, как складывались торговые отношения между Россией и ее, к примеру, партнерами в Европе. Это было центральное место торговли. Сейчас мы разрабатываем сеть логистических центров, имея в виду, что у нас есть международный аэропорт, хорошая сеть железных и автомобильных дорог, водная магистраль — часть европейской глубоководной системы. Это направление, на наш взгляд, даст не только толчок развитию торговли между регионами, но и возможность для наших предприятий существенно сэкономить на складских помещениях, не строить свои склады, а арендовать. 

— Как ранее уже заявляло правительство Нижегородской области, для успешной реализации многих мероприятий Стратегии развития области до 2020 года в регионе необходимо развивать транспортно-логистические центры. Расскажите, что удалось сделать в этом направлении?
Валерий ШАНЦЕВ:
— Если говорить по логистическим центрам, то они у нас появляются. Начинают строиться логистические склады, в том числе в районе аэропорта, в Нижнем Новгороде, в Дзержинске. Эта проблема будет решаться. Если будет хорошая транспортная схема, то склады для дистрибьюции товаров массового спроса будут расти как грибы.
Мы практически согласовали генеральную схему развития транспортно-логистической системы. Это, прежде всего, южный обход, его завершение, начало строительства северного обхода. Нам нужно весь транзитный, коммерческий транспорт вывести за пределы Нижнего Новгорода, и все мои усилия были направлены на то, чтобы приблизить сроки ввода южного обхода, окончание строительства которого намечено на 2011 год. Я дважды был у президента по этому вопросу с тем, чтобы окончание этого строительства было в 2010 году. Я хочу свой губернаторский срок закончить, чтобы эта дорога была. Президент дал такое поручение, чтобы снизить сроки. Для этого нужно будет финансирование из федерального бюджета и наше финансирование. 

— Каковы основные преимущества Нижегородской области в сфере развития логистики?
Виктор КЛОЧАЙ:
— Таковыми преимуществами являются близость к Москве и развитие ОАО «Международный аэропорт «Нижний Новгород». 
По моему мнению, Нижегородская область не хуже и не лучше других по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа в сфере развития логистики и транспортной инфраструктуры. Кто будет умнее и быстрее в развитии логистики, тот и сможет получить больше дивидендов. Преимущества не носят кардинального характера. Мы имеем более выгодное экономико-географическое положение, так как находимся на перекрестке транспортных путей, а также ввиду близости к Москве. Из Самары так быстро до Москвы не доедешь.
По моему мнению, среди регионов Поволжья есть территории, которым не грозит бурное развитие и которые захотят использовать нижегородские логистические возможности. 
Самой Нижегородской области необходимы два-три крупных многофункциональных логистических центра. Современный логистический центр может быть востребованным, если он является многофункциональным и имеет возможность сортировки или переработки грузов. Для Нижегородской области два-три логистических центра будет достаточно. Разумеется, их может быть и больше, но тогда возникнут вопросы рисков и эффективности работы.
В настоящее время потребность в логистических центрах в Нижегородской области, по некоторым оценкам, превышает сегодняшние потребности в 2—2,5 раза, а если говорить о высококлассных центрах, которые соответствуют мировым стандартам, то у нас пока ничего нет...

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА


В роли эксперта выступает президент Поволжской логистической ассоциации (ПЛА) Андрей ИВАНОВ, генеральный директор холдинговой компании «Логопром», одной из крупнейших фирм-операторов нижегородского регионального логистического рынка. Своей точкой зрения на развитие логистики г-н Иванов поделился в рамках Инвестиционного форума ПФО, проводившегося, в частности, при поддержке Европейской экономической палаты торговли, предпринимательства и промышленности (EEIG), в ходе круглого стола «Развитие транспортных логистических технологий и систем» в ТПП Амстердама (Нидерланды), пресс-конференции по итогам миссии ПФО в королевство Нидерланды, пресс-конференции ПЛА и аппарата полпреда Президента России в ПФО, посвященной выходу справочника «Логистика и транспорт Поволжья», и круглого стола «Комплексный подход к построению эффективной логистической схемы ПФО».

— На пресс-конференции по итогам миссии ПФО в королевство Нидерланды в конференц-зале аппарата полпреда Президента России в ПФО вы рассказали о работе в Нидерландах поволжской логистической секции. Вы действительно убеждены, что Поволжье, в частности Нижегородская область, может повторить логистический опыт Голландии?
— Поволжье, в частности Нижегородская область, может повторить логистический опыт Голландии, но в жесткой конкуренции с Санкт-Петербургом и Москвой. Нидерланды являются мировым лидером в сфере логистики и дистрибьюции. В качестве примера можно привести речной порт Роттердама, который посетила поволжская делегация: только один контейнерный терминал (А. Р. Moeller-Maеrsk Group) перерабатывает более 2 600 000 контейнеров в год. (Для сравнения: весь российский контейнерооборот в 2006 году составил около 4 млн ТЕU). Голландия — это страна торгового капитала, оборотной стороной которого является транспортно-логистический капитал: до 70% общеевропейских дистрибутивных центров крупнейших транснациональных корпораций находится на территории этой страны. Достичь ведущей роли на мировом логистическом рынке Нидерланды смогли, воспользовавшись своим выгодным географическим местоположением, а также благодаря выработке и целенаправленной реализации общей скоординированной с бизнесом правительственной политике по продвижению страны как наиболее выгодного центра общеевропейской дистрибьюции. 
По моему мнению, Поволжье, в частности Нижегородская область, действительно может повторить логистический опыт Голландии. Для этого есть выгодное для дистрибьюции на всю Россию и страны ближнего зарубежья геоэкономическое положение: в радиусе 1 000 км от Нижнего Новгорода проживает более 50% населения страны (43 000 000 человек — в радиусе до 500 км и 84 000 000 человек — в радиусе до 1 000 км). Нижний Новгород находится всего в 400 км от Москвы — самого динамично растущего потребительского рынка России, а операционные издержки в Поволжье на 25—50% ниже, чем в Санкт-Петербурге. При этом столица ПФО располагается на пересечении международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток». 
Поэтому сейчас необходима, по примеру Нидерландов, единая окружная политика, направленная на соответствующее позиционирование и продвижение Поволжья и его основных центров, а также совместное преодоление негласной монополии Москвы и Санкт-Петербурга на обработку и распределение импорта. Если у наших предков во времена Нижегородской ярмарки, бывшей тогда главным товарораспределительным центром страны и одним из крупнейших мировых торговых центров, получилось добиться лидерства в дистрибьюции товаров, то почему не должно получиться у нас?

— В ходе работы круглого стола «Развитие транспортных логистических технологий и систем» в ТПП Амстердама вы провели краткий анализ основных тенденций в сегментах логистического рынка Поволжья, которые могли бы стать основой для развития сотрудничества между бизнесом Поволжья и Нидерландов. Что показывает этот анализ?
— В области складской логистики сейчас отмечается рост числа складских проектов и развитие аутсорсинга (однако появление национальных логистических операторов, оказывающих полный комплекс услуг, еще впереди). Для Поволжья, по нашему мнению, большой интерес представляет европейский опыт создания производственно-логистических парков в окрестностях региональных центров, высотных складов с несущими стеллажными системами в черте городов, внедрения современных информационных логистических систем и реализации проектов логистического аутсорсинга. 
— Во время работы Регионального инвестиционного форума ПФО, который проходил на Нижегородской ярмарке, вы выдвинули идею, что в органах власти регионов ПФО необходимо создать специальные структуры по управлению логистикой. Поясните, пожалуйста, эту мысль!
— Да, я считаю необходимым создавать в органах власти регионов ПФО специальные структуры по управлению логистикой. По моему мнению, в настоящее время в России еще нет полного понимания, что такое логистика, и как ею грамотно управлять. В настоящее время девелоперы активно строят складские помещения. Однако большинство проектов крайне не продуманы, и они будут убыточными, если в них не участвуют логистические операторы. 
По моему мнению, «отрезвление» в этой сфере наступит очень скоро, когда «провалятся» первые логистические проекты. Для их успешной реализации необходимо, чтобы в создании такого проекта помимо девелоперских компаний участвовали логистические операторы, а их в России пока не очень много. 
В настоящее время создаются все предпосылки к тому, чтобы в течение 5—10 лет логистика стала третьей отраслью в Поволжье, однако необходимо обеспечить все условия для грамотного управления этой сферой. Существующие на данный момент департаменты транспорта не настроены на проведение этой работы, поскольку заняты решением многих других проблем транспортного сообщения. В связи с этим я считаю целесообразным создание советов по логистике и дистрибьюции и специальных структур при правительствах субъектов РФ. Регионы ПФО проиграли первый раунд по привлечению на свою территорию крупных автомобильных зарубежных компаний. И основной причиной, по моему мнению, является недостаточная работа местных властей и плохая логистика. 
Я считаю, что при развитии логистической инфраструктуры необходимо учитывать особенности регионов Поволжья, которые располагаются на берегах крупных рек. Именно поэтому в регионе нерационально строить логистический комплекс «в чистом поле». Необходимо проектировать создание крупных мультимодальных комплексов, которые будут способны обслуживать различные виды транспорта. При этом необходимо развивать дорожную и транспортную инфраструктуру, так как ни один серьезный инвестор не придет с крупным проектом в то место, куда из-за пробок можно доехать только по ночам. 

— На совместной пресс-конференции ПЛА и аппарата полпреда Президента России в ПФО, посвященной выходу справочника «Логистика и транспорт Поволжья», вы озвучили последние тенденции в логистической отрасли округа. В чем они заключаются?
— По моим прогнозам, в Поволжье и, в частности, в Нижегородской области в ближайшие годы ожидается бум развития логистики. Сейчас логистика развивается во всей стране, в первую очередь — в Москве и Санкт-Петербурге. В связи с этим шансы Нижнего Новгорода стать одним из центров транспортной логистики значительно возрастают. 
В Приволжском федеральном округе крупнейшими транспортно-логистическими центрами сейчас являются Татарстан, где на ближайшие годы заявлено несколько крупных проектов в этой сфере, и Самарская область, где уже сейчас существует наибольшее число современных складских комплексов и развитая транспортная инфраструктура. В свою очередь, в Нижегородской области отмечается рост объемов складской недвижимости. 
В Москве и Санкт-Петербурге, которые традиционно обслуживают большую часть импортных грузопотоков, наблюдается высокая перегруженность логистической инфраструктуры, в связи с чем роль регионов в этой сфере сильно возрастет. 
Важнейшими задачами власти и бизнес-структур для развития логистики в Нижегородской области являются решение проблемы с выносом порта за пределы регионального центра, реализация проектов в сфере развития транспортной логистики. В ПФО в ближайшие годы будут разработаны 2—3 проекта выноса портов за городскую черту. 
Кроме того, можно прогнозировать значительное увеличение площади складских помещений в Нижегородской области за счет развития торговли. 

— 20 декабря 2007 г. состоялся круглый стол «Комплексный подход к построению эффективной логистической схемы ПФО». В своем выступлении вы проанализировали современное состояние логистики России и ПФО. Поделитесь своими мыслями!
— Логистика становится отдельной, быстро развивающейся отраслью экономики России: рост импорта в 2007 г. составил более 50%, достигнут абсолютный рекорд по перевозкам проектных грузов, объем логистического рынка России достиг показателя в 50 000 000 000 евро. Динамично развивается логистика ПФО: увеличивается спрос со стороны торговых сетей и промпредприятий на аутсорсинг логистических услуг, успешно развивается контейнеризация региона, появляются проекты создания тримодальных логистических терминалов. 
Вместе с тем, нерешенными остаются уже ставшие традиционными проблемы региональной логистики: прежде всего, не меняется отношение региональных администраций — власть не оценивает логистическую отсталость как проблему низкой конкурентоспособности и недостаточной инвестиционной привлекательности территорий. В правительствах регионов отсутствует системный подход к логистике. Сдерживающими факторами развития поволжской логистики также являются: недоразвитая, стареющая инфраструктура, ценовые диспропорции, низкая покупательская способность населения. Но, несмотря на трудности, логистика Поволжья имеет огромные перспективы. Мы понимаем ситуацию, мы едины и организованы, мы делаем благое дело не только для своих компаний, но и для округа, и страны.

Михаил СПИРИН/ТиТО
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55691/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2188

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Эксперт рассказала о трендах развития маркетплейсов в 2024 году Компания Consid реализовала импортозамещение WMS-системы на складах компании Health & Nutrition (ex-Danone) устав от борьбы с РЖД