Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Распределительные центры - убийцы дистрибьюторов?

Распределительные центры - убийцы дистрибьюторов?


2008-06-17 

Для крупных сетевиков распределительный центр давно уже стал панацеей от множества проблем: отсутствия товара на полках из-за несвоевременной доставки, очередей у склада магазина и ряда других. В то же время оптовые торговцы жалуются на то, что товар стал продаваться хуже после того, как в цепочке поставки продукции на полку появились РЦ.


  

Со складом – не в накладе
 
Для лидеров украинского розничного рынка работа через распределительный центр – обязательное условие успешного функционирования. Благодаря его наличию снимаются многие организационные и материальные издержки, логистические проблемы. А так как подобные проекты весьма масштабны и затратны (поскольку требуют дополнительного финансирования на строительство объекта площадью свыше 10 тыс. кв. м и круглосуточное содержание склада), срок окупаемости их стал достигать 5-6 лет.

Возможно, поэтому идея собственного РЦ пока не получила всеобщей поддержки участников рынка. Сторонники собственного склада говорят о том, что даже не являясь непосредственной точкой продаж, такой объект приносит ритейлеру определенную прибыль. Прежде всего тем, что увеличивает доход благодаря бесперебойному наличию товаров на полках магазинов, снижению издержек на их обработку, уменьшению в торговой точке площадей под хранение продукции. Благодаря складу становится более оперативным управление запасами в периоды пиковых предпраздничных продаж и проведения промо-акций. Кроме того, теперь именно главный офис обеспечивает цену и качество товаров за счет организации централизованной службы контроля качества, сведению к минимуму контактов магазинов с поставщиками. Немаловажен еще и такой факт: склад, который относится к «открытому» типу, может сдавать часть своих площадей в аренду другим сетям. 

Если же учесть то, что обустройство складских помещений «по всем правилам» в каждой отдельно взятой торговой точке – дело весьма накладное, то становятся понятными причины создания ритейлерами одного большого и качественного склада. Так действительно дешевле и выгоднее. Преимущества организации логистики на основе собственного РЦ уже осознали многие ведущие сети страны. Так, приверженцем собственного склада является руководство корпорации «АТБ-Маркет», которая владеет одним из крупнейших в Украине логистическим комплексом: тремя распределительными центрами и грузовым автопарком, состоящим из 170 единиц техники. Грузооборот распределительных центров компании «АТБ-маркет» составляет 70 000 тонн в месяц. Складской комплекс обслуживает все магазины торговой сети АТБ, осуществляя планирование, организацию и учет движения товарных потоков на территории Центральной, Восточной, Северной, Южной Украины. В 2007 году компанией «АТБ-маркет» начато строительство распределительного центра со складской площадью 30 000 кв. м. Логистический центр проектируется с учетом технологических особенностей работы торговой сети АТБ. «Объект будет оборудован автоматизированной системой управления складом. Новый РЦ будет работать вместо существующих и должен покрыть потребность компании в поставках товаров примерно на 300-350 магазинов», - рассказывает руководитель PR-департамента «АТБ-Маркет» Анна Личман.  

Делает ставку на собственный склад и торговая компания «Интермаркет», владеющая логистическим центром во Львове площадью 15 000 кв.м, а также распределительным центром в Киеве площадью свыше 1000 кв.м. Оба центра закрытые и обслуживают лишь собственные сети («Арсен» и «Барвинок»).

«Несомненный плюс логистики через РЦ, - полагает руководитель департамента логистики компании «Маркет-Групп Дистрибьюция» Александр Ломакин, - это гарантия качественного хранения продукции. В настоящее время условия хранения на РЦ соответствуют всем требованиям соответствующей нормативной документации и если и имеются незначительные нарушения, они никак не отражаются на сохранности продукции. Практически всегда есть возможность сравнить одинаковые партии продукции (одна серия и дата производства), хранящиеся на разных складах. И если в одном месте продукт является непригодным к реализации, а в других - соответствует всем требованиям, значит, проблема на складе и претензии к поставщику неуместны».

В распределительном центре товар проходит множество технологических операций. Операции на складе обычно группируют в следующие основные процессы: приемка товаров на склад, размещение, пополнение зоны отбора, комплектация заказов филиалов и клиентов для отгрузки со склада (подбор, контроль и упаковка заказов), отгрузка скомплектованных заказов. Также выделяют вспомогательные процессы: инвентаризация, работа с браком, возвратами и претензионная работа с поставщиками и клиентами.



Out of sight, out of stock

В то же время у группы участников рынка – дистрибьюторов отечественных и зарубежных товаров - работа через РЦ вызывает ряд нареканий. Первое из них, по мнению Ирины Вихровой, заместителя директора компании ООО «Кронос-Логистикс», - то, что при заключении договора поставки продукции от дистрибьютора в сеть через РЦ крупные розничные сети требуют до 10% скидки на поставляемую продукцию, мотивируя это сокращением логистических затрат поставщика. «Если учитывать то, что мы имеем собственный транспорт, - говорит Ирина, - то можно понять, что наши затраты на доставку товара в розницу значительно меньше предлагаемой скидки и компании выгоднее самостоятельно развозить товар в торговые точки». Вторая причина неудобств работы с РЦ – отсутствие контроля за поставками и выкладкой на полках. Производитель не может отслеживать перемещение товара со складов на прилавки, контролировать ассортимент и наценки. А ведь именно в магазине, как известно, больше всего возможностей для борьбы за покупателя. При самостоятельной доставке оптовик может следить за тем, чтобы на полке всегда был его товар. Ритейлер же этого делать не будет: его интересует не конкретная ТМ, а наличие товара в каждой товарной группе как такового. Он не станет «гнать» машину, если на полке отсутствует торговая марка определенного производителя, а будет ждать плановой доставки партии товаров из РЦ. «На практике, - делится впечатлениями Александр Ломакин, - работа через РЦ часто вызывает появление ситуации out of stock на складах магазинов, пустые полки в точках продаж». Это вызвано тем, что на РЦ присутствует очень большое количество наименований продукции и его работникам сложно сформировать графики и маршруты поставок с учетом необходимых требований по всем номенклатурам. В то же время дистрибьютор поставляет продукцию, имеющую одинаковую специфику.

Его маршруты разбиты по районам и он обслуживает множество торговых точек разных категорий. У дистрибьютора имеется возможность регулярного пополнения товарных запасов, даже если потребность в них минимальна, а присутствие продукции на полке магазина постоянно отслеживается сотрудниками дистрибьюционной компании. Дистрибьютор сфокусирован на своем портфеле брендов, поэтому его контроль за наличием продукции максимален. «Именно поэтому мы стараемся работать напрямую с торговыми точками и идём на условия работы на РЦ только в крайнем случае. Нам важнее присутствие продукции на полке, пусть и ценой несколько больших логистических затрат», - рассказывает Александр Ломакин.  

«Конечно, бывают случаи, - допускает Вальдис Каплун, директор компании «Дистрибьюционная аналитика», - когда дистрибьютору действительно невыгодно пополнять ассортимент магазина самому. Например, если речь идет о сети небольших дискаунтеров, то лучше поставки производить через РЦ. Хороший пример – «АТБ - Маркет». У них специфические магазины-дискаунтеры, в которых с целью снижения издержек не предусмотрены большие подсобные помещения. Именно по этой причине количество товаров сети, проходящих через РЦ, достигает 80%». 

Еще один вариант – когда дистрибьютор не имеет разветвленной сети и возможности осуществлять развозку каждый день – например, если речь идет о мелком оптовике. Для таких компаний РЦ – очень выгодный вариант. «Все зависит от уровня розничного и оптового оператора. Если импортер имеет один центральный офис и не имеет представительств, ему выгоднее работать с РЦ, это не требует затрат на логистику», - говорит Александр Щуровский.  

«Так получилось, - подводит итог обсуждению Вальдис Каплун, - что сегодня распределительные центры стали еще одним камнем преткновения в сотрудничестве дистрибьютора и ритейлера. Централизованные склады удобны рознице и мешают оптовикам. Крупные операторы розничного рынка строят все больше РЦ, и вполне логично предположить, что в будущем крупные сети будут работать только через такие структуры, заключая договора на поставку напрямую с производителем. Это еще больше устранит дистрибьютора как посредника между ними и, скорее всего, приведет к исчезновению дистрибьюторов как класса. А этого очень бы не хотелось».




Комментарии специалистов

Ирина Вихрова, заместитель директора компании ООО «Кронос-Логистикс»: Работать с сетями через РЦ дистрибьютору пока невыгодно Исходя из опыта взаимодействия с РЦ и анализируя представленность поставляемого через него в магазин ассортимента товаров, очень часто обнаруживаешь выпадение ассортимента из-за нескоординированности действий по отслеживанию и пополнению товарного запаса на пути от РЦ к каждому магазину. Возможно, ситуация в отношении работы с сетями через РЦ изменится путем усовершенствования и применения новых логистических технологий. Пока же как дистрибьютор мы стараемся не работать с распределительными центрами.  

Александр Ломакин, руководитель департамента логистики компании «Маркет-Групп Дистрибьюция» (Первого Национального Винодельческого Холдинга): Собственные распределительные центры имеются у крупных торговых сетей, таких, как Metro Cash & Carry, «Фуршет», «АТБ-маркет» и т.п. Они являются нашими стратегическими партнёрами. Поэтому построение максимально эффективной логистической цепочки является очень важной задачей. Конечно, технически гораздо проще отгрузить один раз в период продукцию на распределительный центр (РЦ), чем заниматься регулярной развозкой продукции по всем магазинам города и области. Это потребует гораздо меньших затрат. 

Александр Щуровский, коммерческий директор компании «Орландо»: Для крупных операторов розничного рынка выгоднее работать через РЦ, чтобы не выстраивались очереди возле каждого магазина. Но неизвестно, что лучше: если машина стоит 5 часов возле магазина и поставляет товар в большем объеме или если машина поставит товар в РЦ и тогда потеряет в деньгах? Если же речь идет о дистрибьюторе с разветвленной сетью операторов, ему выгоднее использовать свои склады и свою логистическую цепь. Во-первых, контроль за выкладкой на полках происходит лучше, товар доставляется своевременнее, от этого возрастает объем продаж. Если ты имеешь филиалы в регионах, а осуществляешь сбыт через РЦ, то повышать продажи можно лишь через введение новых позиций в ассортимент. Работа через РЦ мешает продажам.


Леонид Гирченко, директор по логистике корпорации Fozzy Group: Рынок складских помещений, как и рынок всей коммерческой недвижимости, сейчас в стадии развития. Темп роста спроса на современные складские комплексы намного превышает предложение. При покупке или аренде складских помещений компании сталкиваются с основной проблемой: это - несоответствие складов современным технологиям, которые используются в цепочке поставок и управлении товарным запасом, в частности, для розничных сетей. Практически невозможно найти готовые складские комплексы, которые соответствуют следующим параметрам: удобные подъездные пути (авто, ж/д), - площадки отстоя большегрузного транспорта, складские площади, пригодные для спецхранения отдельных групп товаров, возможность правильного \"зонирования\" складских площадей. Центральный РЦ Fozzy Group находится в городе Вишневый под Киевом. Площадь 10 500 кв.м. Оборот - до 700 паллет в день. (В среднем вес полной паллеты 400-800 кг. Обьем паллеты в среднем 1,2 куб.м.). Логистика у нас на аутсорсинге.  

Юрий Руденко, руководитель отдела распределения товара компании «Мобилочка»: Движение материальных потоков может исходить из различных источников — источника сырья, производства или из распределительного центра. В любом случае, конечной целью движения материального потока является поступление продукта непосредственно к потребителю. Построение канала распределения между поставщиком и конечным потребителем является стратегической задачей производителя, некачественное выполнение которой может поставить под вопрос существование предприятия даже при условии налаженных процессов производства и финансирования.

Для потребителя будет тем лучше, чем меньше посредников формируют канал распределения, поскольку в таком случае цена на товар будет более доступной. Т.е., поставка товара напрямую от производителя приведет к меньшему росту цены на товар, чем при участии посредников. Однако при этом стоит учитывать объемы поставок, так как поставка мелких партий напрямую от производителя может быть дороже, чем направление потока на доставку через распределительный склад /склад оптовика (с существенными по объему входящими материальными потоками и (вследствие широкого ассортимента обрабатываемой на распредцентре продукции) достаточно крупными исходящими материальными потоками) и доставку конечному потребителю.

Однако при поставках через распределительный склад может возрастать период оборачиваемости товара конкретной розничной компании, что, в случае скоропортящейся продукции (молочные продукты) и продукции быстро теряющей свою стоимость (в основном потребительская электроника), критично для бизнеса. При принятии решения относительно схемы канала распределения стоит просчитать, сколько компания может потерять вследствие замораживания и/или удешевления продукции активов на дополнительные пол дня – день, а также снижения уровня обслуживания клиентов.

 В случае, когда объемы ритейлера позволяют обеспечить достаточный материальный поток, а пропускная способность склада является достаточной, стоит использовать собственный склад. Экономия затрат за счет эффекта масштаба (снижение потребности в технике и работниках, занятых приемом и дополнительной обработкой товара) может быть весьма существенной, сроки прохождения товара в цепочке поставок – не будут увеличены, управление товарными запасами в цепочке – упрощается. 

Входящие объемы товаров крупного ритейла, как Мобилочка, позволяют поставлять товары на центральный склад и производить снабжение собственной сети с приемлемыми транспортными затратами на единицу перевезенного груза. Кроме того, в ряде случаев собственный склад работает более гибко и позволяет распределять приоритеты при приеме и отгрузке товаров в магазины, а также контролировать рентабельность отгрузок.


https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55704/
Источник: "Торговое дело" 



дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 4189

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Группа компаний «Черноголовка» перешла на новое поколение Axelot WMS уходят с сети Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками экспедиторами