Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистический консалтинг – что это? И есть ли он вообще?...

Логистический консалтинг – что это? И есть ли он вообще?...



Так, в США консалтинг выделяется статистикой в отдельную отрасль, в которой занято 700 тыс. человек при годовом обороте составляет 50 млрд. долл., что касается России, то объем внутреннего спроса оценивается в 76, 3 млн. долл. Согласно исследованию японской Федерации управленческих компаний, ежегодный прирост объема продаж консалтинговых услуг только в 2005-2007 гг. стабильно находился на уровне 15%. Украина пока оперирует значительно меньшими цифрами уровня спроса, но зато по уровню прироста обогнала Российскую Федерацию – за тот же период прирост объема продаж консалтинговых услуг на Украине составил около 20%. И учитывая такой уровень спроса и его постоянную тенденцию роста предложение не заставляет себя ждать – появляются все новые виды консалтинговых услуг, видоизменяются и расширяются уже существующие, постоянно меняются лидеры в сфере консалтинга – одно время «модным» консалтингом был управленческий консалтинг, долгое время и до сих пор в «моде» бренд-консалтинг и маркетинговый консалтинг и за последние годы все большую популярность набирает услуга логистического консалтинга. 


Компании, готовые предоставить услугу логистического консалтинга на рынках СНГ уже весьма давно, но только последние пару лет как спрос на них заметно активизировался, но говорить о цивилизации и структуризации рынка логистического консалтинга пока еще рано – как всякий рынок потенциальный спрос на котором превышает предложение данный рынок пока изобилует компаниями профанирующими данную услугу, заказчик пока не готов качественно ставить задачи и контролировать их выполнение, даже мэтры этого рынка грешат тем, что из-за обилия спроса и неразборчивостью заказчика могут позволить себе поверхностность изучения проблематики и невысокий уровень качества услуг.


Более того, зачастую целью логистического консалтинга, компании его предоставляющие, ставят далеко не помощь клиенту в оптимизации или построении систем логистики, а в продаже собственных или партнерских продуктов или услуг, таких как складское оборудование, WMS или ERP системы в случае консалтинга по складской логистике, или же систем навигации и GPS-слежения в случае консалтинга по транспортной логистике, зарабатывая на клиенте многократно и ставя собственные интересы намного выше реальных интересов клиента. В итоге практически всегда на нашем рынке логистический консалтинг это не сколько помощь клиенту в решении проблем с логистикой, а оплаченная клиентом продажа ему же не всегда нужных продуктов и услуг, а это уже не консалтинг, а просто массовое надувательство… а других предложений на рынке логистического консалтинга сейчас практически и нет… Ну хватит о грустном, давайте рассмотрим общую картину спроса на логистический консалтинг, его цели и задачи не в разрезе того как это сейчас происходит, а как надо клиенту и тенденции его развития. 



Начнем с предпосылок развития спроса на логистический консалтинг
- на современном этапе развития рыночного хозяйства в Украине и России значительная часть предприятий, стремится строить свою деятельность на основе логистики, иногда бессознательно, чтобы достигать свои рыночные цели с минимальными затратами времени и ресурсов. Учитывая темпы роста отечественной экономики, очевидным становится тот факт, что с течением времени возникнет необходимость использования новейших логистических технологий современными предприятиями. В жесткой конкурентной среде возникает интерес сохранить конкурентоспособность при постоянных изменениях в технологиях, рынках сбыта и потребностях клиентов, что вынуждает непрерывно перестраивать корпоративную стратегию и тактику. Но для этого во многих случаях не хватает внутренних ресурсов для своевременного и адекватного реагирования на происходящие изменения, что диктует необходимость обращения за помощью к квалифицированным консультантам или компаниям, специализирующимся на предоставлении консалтинговых услуг, и, в частности, - на логистическом консалтинге. Так чем же является логистический консалтинг?


Логистический консалтинг является одним из направлений управленческого консультирования, к которому можно также отнести информационный, маркетинговый, инновационный, финансовый, инвестиционный и другие виды консалтинга. 



Для того, чтобы раскрыть сущность логистического консалтинга, необходимо охарактеризовать связанные с ним понятия - \"консалтинг\", \"управленческое консультирование\". Юридическая энциклопедия отмечает, что консалтинг есть консультирование производителей, продавцов и покупателей по широкому кругу экономических и других вопросов, связанных с хозяйством и правом, в том числе во внешнеэкономической сфере. В книге \"Консультационные услуги в России\" в понятие консалтинга вкладывается оказание профессиональной помощи со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) в решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений\".Очевидно, что консалтингом в экономической сфере можно назвать вид интеллектуальных услуг, связанный с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития. 



В концентрированном виде "логистический консалтинг" можно охарактеризовать как оказание интеллектуальных услуг в области предоставления помощи руководителям предприятий в разработке комплексных и системных решений логистических проблем с целью оптимизации логистических активностей.


Областью приложения логистического консалтинга, в отличие от других видов управленческого консалтинга, является оптимизация логистических активностей, которые можно понимать как \"логистические действия, операции или функции, направленные на совершенствование каких-либо процессов\". Логистический консалтинг призван оптимизировать функциональные области логистики - закупочную, складскую, производственную, транспортную, сбытовую, управление запасами. Оптимизация может проводиться фрагментарно - например, технологическое проектирование складской системы, либо комплексно - формирование концепции логистики компании и стратегии ее развития с оптимизацией соответствующих бизнес-процессов.

Но очень хочется заметить, что фрагментарная оптимизация решает только «фрагмент» проблем клиента, и если бы мы могли наблюдать то, что в большинстве компаний логистика в целом неплохо поставлена и существуют только некоторые недоработки, возникшие по недосмотру сотрудников или ранее привлеченных консультантов, то фрагментарная оптимизация была бы совершенно адекватной, но, к сожалению, реальное положение вещей иное – в большинстве компаний СНГ логистика существует только в штатном расписании или головах руководства компании и чтобы ее построить необходим исключительно комплексный подход, а это не только формирование концепции логистики компании клиента и стратегии ее развития, но и вмешательство в остальные сферы деятельности компании клиента – маркетинг, общий менеджмент, дистрибьюцию или производство, систему снабжения и т.д. ибо если эти службы не будут готовы к новой логистической стратегии все усилия пойдут «прахом», более того бессмысленно строить логистику не построив общей стратегии развития компании – ведь даже строительство склада предполагает, что склад будет удовлетворять нужды компании хотя бы 10 лет, но ситуация в компании может уже через год быть такой что склад надо будет в 3 раза больший и с другими условиями хранения продукции, или же надо будет полностью менять все складское оборудование, что весьма накладно.


А для того, чтобы рассчитывать на перспективу необходимо иметь план стратегический план развития компании, ситуацию и прогноз развития рынка на котором работает компания на те же 10 лет и тут логист не помощник – здесь нужна помощь маркетологов, специалистов по развитию, и хорошо если в компании клиента есть сильный маркетинговый департамент, готовый ответить на все указанные вопросы, более того проконтролировать, чтобы они были заданы консалтинговой компанией – ведь очень часто сами консультанты игнорируют фактор перспективы, потому что так проще для них, а будущие потребности клиента – это проблемы клиента… И что мы имеем? – ведущие консалтинговые компании СНГ, Украины, в частности, массово предлагают проектирование складов или оптимизацию транспортной логистики, но никто не предлагает комплексного решения проблемы – а зачем?

А если и предлагает, то подразумевает в комплексном подходе решение складской и транспортной логистики и все. Ведь лучше по быстрому снять деньги за проект склада, продать на него свое оборудование и WMS и быстро перейти к другому клиенту, благо пока спрос превышает предложение… а в комплексном подходе необходимо долго анализировать весь комплекс проблем предприятия, как логистических, так и смежных, необходимо иметь штат аналитиков и маркетологов высокого уровня для возможности максимально точного анализа проблематики и прогнозирования развития компании и ее логистической системы – проекты такого рода долги, требуют значительных инвестиций в расширение консалтинговой компании и т.д. Вот и имеем – нет качественного логистического консалтинга – нет эффективной логистики.


А ведь даже в теории – «Логистический консалтинг использует методы, модели и знания таких наук, как логистика; логистические и маркетинговые исследования; экономико-математические методы; информатика; менеджмент; маркетинг; управление проектами; психология и др.» А имеют данные навыки наши логистические консультанты? Вопрос риторичекий – нет, а те кто имеет, имеет их на более чем поверхностном уровне… но и в штате компаний по логистическому консалтингу я, к сожалению, не встречал маркетологов, психологов и т.д. - обычно в штате непосредственно логисты, проектанты, IT-специалисты и все…


Да, и можно ли «поставить логистику» на складе не изменяя другие подразделения предприятия, не говоря уже о комплексной оптимизации, а тем более построении с «0» логистики на предприятии!? Вопрос не праздный - сейчас многие компании находятся в таком заблуждении. Этот вопрос из серии: «Можно ли построить коммунизм в отдельно взятой стране?» Безусловно, если вы решили внедрить логистику на предприятии, то делать это нужно «сверху», так как логистика как система управления в «лоскутном» (фрагментарном) виде не столь эффективна, или не эффективна вовсе. Печально! 


Но продолжим рассматривать теорию логистического консалтинга - основными методами решения поставленных задач в рамках проведения логистического консалтинга являются:

моделирование бизнес-процессов с использованием методологий IDEF и ARIS;
экспертные методы;
моделирование деятельности предприятий в области логистики с помощью вероятностно-статистических методов имитационного моделирования;
методы эвристического анализа и синтеза;
методы линейного, нелинейного, динамического и стохастического программирования для решения оптимизационных экономических задач;
методы структурного анализа и структурной оптимизации.


Логистический консалтинг можно рассматривать как способ решения логистических проблем на основе рекомендаций сторонних исследовательских организаций. Понятие \"логистическая проблема\" рассматривается как \"несоответствие между фактическим и необходимым (желаемым) положением дел в логистизируемой системе, требующее исследования решения (устранения) на основе концепции логистики\".


Все проекты по логистическому консалтингу уникальны - опровергнуть, поскольку цели и задачи логистизации разных предприятий разнообразны, различны бюджеты на осуществление изменений. Это обуславливает различие подходов к составу работ и механизму их проведения даже в рамках одной консалтинговой организации.


В общем виде можно предложить такую схему подхода к проведению логистического консалтинга:


Анализ первичных требований заказчика и разработка плана проведения работ.

Диагностика логистической системы компании и смежных с ней сфер деятельности компании.
Анализ текущей ситуации в сфере логистики на предприятии, выявление \"узких мест\" и перспективных направлений логистизации.
Выработка рекомендаций по оптимизации.
Внедрение выработанных предложений по оптимизации. 
Контроль за внедрением и подготовка заключительного отчета.
Послепроектное сопровождение бизнеса.


И снова несоответствие теории и реальности
заставляет меня прокомментировать этот теоретический блок – если в принципе общая схема проведения логистического консалтинга и соблюдается в какой-то мере, то основная проблема кроется в другом, наиболее серьезном вопросе – отношении к каждому проекту оптимизации логистической системы как к уникальному, а именно это основа построения эффективной системы логистики, к сожалению, практически все существующие консалтинговые компании работают по установленному шаблону, используя или собственную разработку или же благополучно «уведенную» у более маститых конкурентов, некоторые даже не скрывают этого… И снова продолжим рассматривать теоретический аспект.


Главными требованиями к внешним консультантам при проведении логистического консалтинга являются:

умение провести анализ состояния логистики на предприятии, выявить проблемы;
на основе проведенного анализа сформулировать рекомендации по решению проблем и наметить пути дальнейшего совершенствования системы логистики предприятия.


Главной трудностью при проведении логистического консалтинга является то, что в ходе диагностики логистических проблем многие виды информации невозможно получить
в связи с тем, что на предприятиях часто отсутствует система анализа внутрифирменной информации, часто отсутствует не только логистическая система, но и маркетинговая служба, планово-экономический отдел и другие департаменты, которые могли бы предоставить исходную информацию для построения системы логистики. А что это означает, что всю эту информацию, анализ и аудит должны провести консультанты самостоятельно.


Информация, получаемая в ходе диагностики логистической системы компании, является основой для выработки рекомендаций.


Для успешной организации процесса сбора и обработки логистической информации в фирме, проводящей логистический консалтинг, необходима исследовательская инфраструктура, к которой относятся:


Специалисты, обладающие опытом работы и специальными знаниями (навыками по сбору, систематизации и обработке информации), а также технический персонал, обеспечивающий процессы формирования (перераспределения) информационных массивов;

Методические разработки по обеспечению процедур сбора, обработки и интерпретации информации;
Материальная база, позволяющая реализовывать процедуры, включающая технические средства фиксации и перемещения информации, а также специальное программное обеспечение для ввода, обработки и вывода результатов исследований;
Вспомогательные информационные массивы, к которым можно отнести теоретические материалы, данные о рынках, логистической инфраструктуре регионов и т.п.


К сожалению, опять-таки данной инфраструктуры у наших логистических консультантов не наблюдается…



И может, повторюсь, но кроме перечисленных проблем логистического консалтинга «наших широт» являются - 

использование консультантами схем консалтинга, недостаточно адаптированными под конкретное предприятие, отсутствие индивидуального подхода к клиенту;
наличие у консультантов по сравнению с персоналом меньшего количества информации о данном предприятии, возможно недостаточное знание технологии производства;
возможность утечки коммерческой информации. Считается, что при проведении исследований коммерческая тайна лучше сохраняется сотрудниками предприятия, да и акционеры и руководители предприятий не всегда имеют желание делиться с посторонними внутренней информацией.


Ну, разобрав логистический консалтинг – аутсорсинговые компании, что мы имеем внутри компаний – в некоторых из них уже появился «логист», а кто он?
На этот вопрос мы уже отвечали многократно, и не удивлюсь, если на него отвечают практически в каждой статье по логистике, и если это так, значит все таки необходимость этого объяснения пока существует, ибо чем только логисты не занимаются, иногда вещами никоим боком с логистикой не связанными, а жаль… не буду идти стандартным путем, давая определение словам «логист» и «логистика», попробуем кратко разобраться в том, что логист делает


Логист экономит на затратах, оптимизирует их. Он выбирает из существующих способов доставки и хранения товара самый выгодный. Просчитывает, что лучше для предприятия: самому заниматься транспортировкой и складированием или, наоборот, избавиться от неэффективных или непрофильных бизнес-процессов, то есть передать свои полномочия в аутсорсинг. На приемере России можно увидеть, что ряд весьма схожих по своей структуре и бизнесу компаний используют и аутсорсинг, и собственные логистические структуры. Примером компаний использующих промышленный логистический аутсорсинг - \"М. видео\" , \"ТехноСила\", Ford, METRO, \"Евросеть\" , \"Связной\". Другие: \"Копейка\" , \"Виктория\" , IKEA, \"Перекресток\" , \"Лаверна\" , \"Спорт Мастер\" - развивают свои собственные складские и транспортные проекты.


Но в любом случае, будь-то использование аутсорсинга логистики, или же использование собственной логистической структуры, департамент логистики компании или просто логисты должны полностью управлять всей цепью поставок, которые состоят из контроля 8-ми ключевых процессов:

Customer Relationship Management (CRM) - управление взаимоотношениями с клиентами;
Customer Service Management - управление процессами обслуживания клиентов;
Demand Management - управление спросом;
Order Fulfillment - управление заказами;
Manufacturing Flow Management - управление производством;
Procurement или Supplier Relationship Management - закупки или управление взаимоотношениями с поставщиками;
Product Development and Commercialization - разработка продукта и методов его продвижения;
Returns - управление возвратами товаров.


Таким образом, перед логистами ставятся задачи по координации и управлению всеми 8 звеньями в цепочке.
Замечу, что некоторые из указанных процессов имеют прямое отношение не только к логистике, но и к маркетингу, производству, менеджменту, дистрибьюции, соответственно логист должен не только взаимодействовать с подразделениями компании действующими в данных сферах, но и должен сам уметь анализировать данные процессы и управлять ими – эдакий «универсальный солдат», но и маркетологи так же должны знать и уметь работать с логистическими инструментами, ибо взаимодействие не возможно без понимания действий всех сторон взаимодействия и возможности оценки и управления данными процессами каждой из сторон взаимодействия, поэтому о некоторой «универсальности» можно говорить не только о логистах.


Логистов в наших вузах готовить совсем недавно.
И поэтому на эту должность приходили бывшие складские работники, работники автопарка, бывшие представители сбыта, отдела закупок, маркетологи и т.д., пока образование было не главным. Работодатели видели на этой позиции в первую очередь человека, способного анализировать и принимать решения в стрессовых ситуациях. Единственным реальным путем увеличения предложения специалистов по логистике на рынке была ускоренная подготовка менеджеров. Но содержание этих краткосрочных программ и уровень подготовки, не говоря уж о качестве преподавания, мало соответствовали мировым образовательным стандартам. Уже состоялись первые вузовские выпуски по специальности \"логист\". По мнению специалистов, прибавление в семействе профессионалов навряд ли выравняет ситуацию, тем более отсутствие практических навыков естественно не может не сказаться на деятельности новоиспеченных «логистов».


А что мы имеем - Нет специалистов, потому что нет профессиональных преподавателей в области логистики, те кто сейчас преподает или же на скорую руку прочел несколько переводных изданий, или же сам прошел путь от зав. склада до логиста.
ОК! – практик уже сам «хлебнул» жестокой реальности нашей логистики, но он знает как надо сейчас, не зная того, как должно быть в идеале и к чему надо стремиться строя логистическую систему и стратегию – знания логистической теории есть у тех немногих получивших логистическое образование на Западе, немного нашей практики, но знания в смежных отраслях, без которых логистическая система работать не сможет есть только у единиц…, что никоим образом не может как-то сыграть значительной роли в существующем состоянии отечественной логистики. 


Но, а пока, по мнению экспертов, ближайшие два-три года отечественные компании имеют некоторую фору для своего развития без серьезной конкуренции со стороны своих западных коллег. Дальше будет гораздо сложнее. Наиболее вероятно, что с рынка уйдут малые и средние операторы. Скоро, раз Украина уже вступила в ВТО, а России находится на конечной стадии вступления, упростятся таможенные процедуры, количество барьеров снизится, соответственно увеличится объем операций. Но именно тогда есть вероятность, что появятся крупные западные логистические провайдеры. Для многих отечественных компаний логистика сведется к обеспечению операционной части (транспорт, складирование), в то время как зарубежные партнеры возьмут на себя информационные и управляющие функции. И к этому надо готовиться – срочно отстраивать эффективные логистические системы, пусть с консультантами или без них. А если Вы уже решились привлечь на аутсорсинг консалтинговую компанию, прошу, отнеситесь к этому как можно серьезнее. Но в бочку дегтя, можно добавить и хорошую ложку меда



И о «меде» - как положительное явление на рынке логистического консалтинга СНГ хотел бы отметить компанию ProLoJect (www.proloject.com) – по роду своей деятельности – управление проектами, в том числе и логистическими, мне часто приходится сталкиваться с представителями логистического консалтинга, и получить удовлетворительный результат от работы с ними получается далеко не всегда, в отличие от сотрудничества с данной компанией. Хоть компания, по сути, и новичок на рынке логистического консалтинга, она может служить образцом для подражания другим операторам этого рынка – подтверждением этого могут быть методы и принципы, исповедуемые этой компанией. Рассмотреть их проще всего по проблемам поднятым выше


Компания не продает свои или чужие продукты или услуги, а только собственный продукт – консалтинг. Если клиент не может сам сделать оптимальный выбор в подборе складского оборудования, WMS системы или чего-либо другого, ProLoJect делает для клиента обзор рынка данных продуктов и оставляет право выбора необходимого для него решения за ним. Это не означает, что компания не имеет партнерских отношений с поставщиками продуктов для обеспечения логистики, наоборот, широта ее связей позволяет ей быть объективной, более того, практически любой продукт выбранный клиентом компания может приобрести с дополнительной скидкой используя свой авторитет на рынке.


Практически одна на рынке логистического консалтинга исповедует принцип комплексного подхода к оптимизации или построению логистической системы. Возможность этого позволяет компании то, что она входит в Международную консалтинговую группу Advanter Group, у которой есть инфраструктура позволяющая проводить маркетинговые исследования, просчитывать инвестиционные риски, строить стратегические планы развития бизнеса и т.д. силами лучших специалистов в этих отраслях.

Из-за наличия эффективной инфраструктуры может позволить управлять всеми процессами цепи поставок, что вообще мало какая компания может себе позволить.
И одним из наиболее важных аспектов является то, что логисты-консультанты, которые работают в компании, не просто практики или теоретики, а практики, имеющие профильное образование и опыт преподавательской деятельности в логистике, подкрепленный опытом реализации масштабных логистических проектов.


А что является лучшим подтверждением качества услуг компании, так это то, что при том, что как я упоминал выше, компания существует не долго, но уже успела реализовать и продолжает реализовывать логистические проекты для таких «монстров» как Koehne&Nagel, Henkel, ТНК-ВР. 


Именно такие компании, как ProLoJect вселяют в меня надежду на то, что у качественного логистического консалтинга, как и у логистики в целом, в СНГ будущее есть, просто этот пример надо брать за бенчмарку консалтинговым компаниям, и используя приведенные параметры ориентироваться потенциальным клиентам в поиске аутсормера!

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55723/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 6929

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Как работать с накопившейся усталостью Код товара узнаем предварительно Кризис и консультанты (кого Логопарк «Пышма» заполнен на 100% Менеджеры РЖД обсудили ход реструктуризации Москву вновь хотят «окольцевать» Невыносимая легкость контрабанды О путях решения проблемы переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров Вячеслав УХОВ От пункта пропуска Торфяновка переделали дорогу Последние российские таможенники уйдут с российско-белорусской границы 1 июля 2011 года