Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Елена Евстрахина: ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК КНИЖНОГО ДИСТРИБЬЮТОРА

ОПТИМИЗАЦИЯ ИЗДЕРЖЕК КНИЖНОГО ДИСТРИБЬЮТОРА 


Елена Евстрахина, Директор департамента книжной дистрибуции ООО «Центр дистрибуции прессы»


Как выбрать вид транспорта для доставки книг 
Как сократить складские издержки 
Каких изменений потребует информационная система 

Логистика предприятия, которое занимается дистрибуцией книжной продукции, имеет свои особенности.
Рассмотрим, как сократить издержки на доставку, выбрав оптимальный вид доставки, организовать эффективное хранение книг, доработать корпоративную информационную систему для удобного управления громадным ассортиментом 

Общепризнанным является тот факт, что логистика это мощный источник получения конкурентных преимуществ, таких как: 

- снижение затрат в результате оптимизации движения потоков продукции как внутри дистрибьюторской компании, так и за ее пределами; 

- повышение эффективности использования ресурсов (материальных, информационных, финансовых, кадровых) за счет согласованности действий подразделений внутри компании и взаимодействия дистрибутора с партнерами; 

- повышение качества предоставляемых потребителям услуг на основе более полного учета их интересов на всех стадиях прохождения продукции до потребителя. 

Каждый книжный дистрибутор в зависимости от того, на какой стадии развития своей деятельности он находится, проходит или уже прошел определенные этапы развития логистики.

На первом этапе логистика охватывает хранение и транспортировку товаров (цель – сокращение затрат на содержание товарных запасов). 


На втором этапе дистрибьюторская компания добивается централизованной обработки заказов, а это есть не что иное, как выполнение функции предпродажной подготовки книжного ассортимента для розничных торговых точек. Таким образом дистрибьюторская компания сокращает затраты не только на содержание товарных запасов, но и на их подготовку к продаже. 

На третьем этапе добавляется прогнозирование объемов продаж, что позволяет минимизировать товарные запасы, повышая при этом уровень обслуживания клиентов путем исключения случаев отсутствия требуемого товара для продажи сетям. 

Четвертым этапом является внедрение интегрированной логистической системы, охватывающей весь процесс от получения заказа потребителя до продажи товара. 

Выбор вида транспорта 

Вид транспорта при дистрибуции книжного ассортимента выбирается, как правило исходя из следующих аспектов: 


- в какой канал сбыта осуществляется поставка: розничные книжные магазины, оптовые компании, сети FMCG и т. д.; 

- кто осуществляет доставку: самостоятельно торговая сеть или оптовик (при этом немаловажное значение имеет и географическое местонахождение оптовика или книжной торгово-розничной сети). 

В большинстве случаев выбор вида транспорта для книжного дистрибутора часто бывает безальтернативным, то есть полностью определяется территориальным расположением дистрибутора. 

Если говорить о самостоятельных торгово-розничных книжных сетях, таких как «Приморский торговый Дом книги» (г. Владивосток), фирма «МИРС» (г. Хабаровск), Книготорговая группа «ПродаЛитЪ» (г. Иркутск), то доставка осуществляется железнодорожным транспортом. Как правило, такие компании делят поставку книжного ассортимента на две части. В первую очередь в почтовых вагонах отправляется часть закупленной продукции, относящейся к категории «Новинки недели» и «Хиты рынка», а так называемый «рабочий» ассортимент отправляется железнодорожными контейнерами. 

При дистрибуции книжного ассортимента в Дальневосточный и Сибирский федеральные округа наиболее оптимальным является, безусловно, железнодорожный транспорт. В первую очередь это связано с состоянием автодорог и техническим состоянием автопарка дистрибьюторов, работающих в этих округах, а также со стоимостью горюче-смазочных материалов, сервисным обслуживанием и не в последнюю очередь с оплатой персонала, осуществляющего экспедирование. Аренда же этих услуг обходится гораздо дороже, чем отправка продукции железнодорожным транспортом, да и риски при железнодорожной доставке значительно ниже. 

Крупные книготорговые компании, такие как ОДО «Хэлтон» (дистрибутор на территории Белоруссии, работающий с FMCG -каналом), ТОО «Меломан» (дистрибутор по Казахстану), «Амиталь» и «РИОКСА» (работают в Центральном федеральном округе), «Гермес-царица» и ЧП «Борисковский» (работают в Южном федеральном округе) выбирают автомобильную доставку книжной продукции. Для них это самый оптимальный вид транспорта, так как конкуренция на книжном рынке достаточно высокая, и выигрывает тот, кто первым предоставил ассортимент как для мелких оптовиков, так и для собственных книжных магазинов. 

На сегодня книга является товаром, для успешной продажи которого крайне необходимо его наличие на рынке «здесь и сейчас». Большое количество книг приобретается незапланировано, в процессе знакомства покупателя с ассортиментом полок в книжном магазине или на книжном стеллаже в гипер- или супермаркете. 

Как правило, объем продаж новой популярной книги в первую неделю появления ее на прилавках составляет около 60% от общего объема закупки этой книги. Крупнейшие российские книжные издательства безусловно заинтересованы в том, чтобы все их дистрибьюторы продавали как можно больше, поэтому не секрет, что существует такое понятие как «ранняя отгрузка» или «единый день продаж». Это позволяет заранее получить тиражи для отдаленных регионов, куда доставка занимает более 72 ч, и таким образом сократить разрыв между датами поступления книги в торговую сеть в различных регионах, что в свою очередь дает возможность конечному потребителю иметь одинаковые временные условия для покупки. 

Влияние способа доставки на цену книги в магазине 


Следует также отметить, что стоимость доставки автотранспортам занимает порядка 4–8% от стоимости общего объема перевозимой продукции при обслуживании Центрального, Южного, Приволжского и Северо-Западного Федеральных округов. При этом транспортные затраты у книготорговых компаний, работающих на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, при использовании железнодорожного транспорта в среднем составляют от 10 до 12% от стоимости перевозимого товара. Таким образом, среднестатистическая стоимость книги с учетом транспортных затрат для различных федеральных округов может находиться в диапазоне от 125 до 134 руб. 

На первый взгляд это достаточно ощутимая разница для потребителя, но как правило книготорговые издательства, выстраивая политику продаж, учитывают тот факт, что дистрибьютор работает с отдаленными регионами, и мотивируют его дополнительными скидками либо бонусами. В результате получается, что дистрибьюторы различных регионов выравнивают среднестатистическую стоимость книги и на конечном потребителе проблема цены не отражается. Что касается таких дистрибьюторов как «Центр дистрибуции прессы», которые работают в FMCG -канале как с федеральными, так и с местными сетями, то к ним применяется еще и принцип компенсации транспортных затрат со стороны книжных издательств. Это нужно в первую очередь самому книжному издателю при работе в FMCG -канале (как самостоятельно, так и через дистрибьютора), поскольку по условиям сетей цена на определенную книгу в магазинах одной и той же сети должна быть одинакова и в Москве, и в Красноярске. 

Сокращение издержек на хранение 

Наиболее простым и доступным способом сокращения складских издержек дистрибьютора является формирование оптимального заказа книжной продукции у производителя.

При формировании заказов необходимо учитывать следующие факторы: 


- колебания спроса на каждое наименование ассортимента; 

- график выхода книжной продукции и график поставки ассортимента в обслуживаемую дистрибьютором торговую сеть; 

- сезонные колебания рынка потребления и производства; 

- коммерческие условия от издательств на поставку определенного объема; 

- равномерность логистических процессов, исключающих как состояние простоя персонала, транспорта, площадей, так и их нехватки; 

- стоимость закупки одного и того же наименования книжной продукции в различные периоды времени. 

Показательный пример сокращения издержек при хранении – сезонные продажи. Особенно сильно это отражается на литературе сезонного характера, такой как школьные и вузовские учебные пособия, книги из разряда сад-огород, кулинария и консервирование. В период активных продаж такая литература составляет довольно существенную долю в объемах сбыта. Совершенно понятно, что дистрибьюторская компания, которая стремится к снижению затрат на логистику, не будет поставлять на свой склад такой большой массив изданий единоразово. Более того, сезонный ассортимент с большой долей вероятности будет морально устаревать. 

Как правило, в таких ситуациях дистрибьютор использует принцип «бронирования тиража» с дальнейшей поставкой на свою логистическую площадку по мере необходимости. Данная практика позволяет дистрибьюторской компании иметь такое конкурентное преимущество как снижение затрат в результате оптимизации движения потоков продукции внутри предприятия. Использование такого принципа позитивно отражается на деятельности компании: позволяет не только наладить оптимальную работу различных структурных подразделений компании, но и действенное использование ресурсов предприятия; дает возможность эффективно выстраивать взаимодействие между коммерческой службой дистрибьютора и службой продаж производителя. Однако если в дистрибьюторской компании плохо отлажен процесс прогнозирования спроса, то данное сокращение издержек неминуемо приведет к потерям дистрибьютора в объемах продаж, что повлечет за собой снижение дохода компании. 

Еще один из способов сокращения издержек – хранение книжного ассортимента на складе за счет минимизации потерь от брака. Например, книги со светлой обложкой на складе длительного хранения не кладут на нижний ряд хранения. Книги в мягком переплете не хранят в одной ячейке с книгами в твердом переплете. Нельзя не упомянуть еще об одном участке хранения книжного ассортимента – транспортных средствах (при доставке книг от производителя к дистрибьютору и от дистрибьютора до розничной торговой точки). Нарушение вышеперечисленных принципов хранения неминуемо приводит к увеличению издержек в виде неликвидной продукции. 

Модернизация информационной системы 

Эффективной логистика становится только благодаря использованию новых информационных технологий. Логистическое управление связано с огромным количеством данных. Необходимость усовершенствования логистики в книжном деле связана также с постоянным ростом требований к качеству обслуживания потребителей, что характерно для рынка «покупателя», когда он имеет возможность выбирать уровень обслуживания, предлагаемого разными дистрибьюторскими компаниями. Умение оказывать логистический сервис и уровень информационных технологий дистрибьюторских компаний играют важную роль в привлечении новых торговых объектов к работе с книжным ассортиментом. 

Книжная торговля резко отличается от других отраслей. Первая и главная особенность заложена в свойствах книжного ассортимента – книг не просто много, а очень много (для справки: в России в 2007 году было выпущено более 100 тыс. наименований книг и брошюр). 

Вторая особенность – за год ассортимент крупного книжного магазина обновляется на 90%, а в гипермаркетах книжный ассортимент полностью обновляется 3–4 раза в год. Чтобы сохранить ассортимент привлекательным для покупателей, необходимо производить его ротацию в еженедельном цикле. А в гиперактивные сезоны продаж, такие как 1 сентября и Новый год, приходится работать с удвоенным товарным запасом. 

Но и это еще не все. Третьей особенностью является популярность автора, серии, и даже темы. Популярность к автору приходит не сразу, да и не все книги одного автора одинаково популярны, а значит и тиражи продаются по-разному. Издатели стараются оптимизировать выпуск тиражей книг и издают книги популярных авторов несколько раз за сезон. Не редкость, что популярный автор издается у нескольких издателей. Так появляются одноименные книги в разных обложках. 

Еще одной особенностью книжного бизнеса является низкий порог входа в бизнес. У крупного книготорговца может насчитываться до тысячи поставщиков. Сейчас стать книгоиздателем можно, имея всего лишь желание и около 150 тыс. руб. 

Очевидно, что эффективно управлять ассортиментом в такой ситуации без информационных автоматизированных систем невозможно. И существующая в ЦДП информационная система при открытии проекта потребовала модернизации. Одной из основных наших задач на ближайшее время как в части формирования ассортимента, так и в части логистики, является модернизация. В планах – моделирование работы информационной системы на прямом потоке (рассыл в торговые точки). 

В I Т-системе формируется первичная матрица сети: отобранный ассортимент предварительно распределяется по торговым точкам сети с заданным товарным запасом. Со склада подкачиваются данные о товарных остатках и поступивших на склад новинках. По данным о товарных остатках в магазинах формируются отчеты о продажах с указанием текущих остатков в торговых точках. Готовятся различные рейтинги. Затем информационная система рассчитывает потенциальный объем продаж той или иной книги и формирует заказ на сборку партии. Получаются матрицы торговых точек, по ним автоматически формируются планограммы выкладки. Далее в соответствии с внутренними регламентами выдается распоряжение на рассыл и осуществляется сортировка и экспедирование книг в торговые точки. Похожим образом производится ротация ассортимента. 

Нетрудно догадаться, что самым сложным звеном является аналитическая система управления ассортиментом, которая прогнозирует потенциальный сбыт. А как говорилось ранее, правильно спрогнозированный сбыт – это один из способов сокращения логистических издержек. Информационная система, которая уже частично модернизирована, на сегодня может учитывать около 50 факторов, влияющих на закупку книги у издателя, и выдавать довольно точный прогноз продаж. 

Кроме позиционирования книжного ассортимента, на информационную систему ложится еще и учет рекламных возможностей мест продажи. Ведь уже доказано, что рекламируемая книга продается в 1,3 раза лучше, чем не рекламируемая, а это опять прямая связь с логистическим комплексом услуг.
Цена железнодорожной доставки книг в Сибирь от стоимости перевозимого товара составляет около 11% 
Часто выбор вида транспорта полностью определяется территориальным расположением дистрибутора 

Важно 


Каждый дистрибутор, исходя из канала сбыта, в котором он работает, а также из размеров складских площадей и технологии работы, самостоятельно определяет для себя принципы размещения, хранения и транспортировки книжной продукции. Так, в ЦДП с открытием книжного проекта встал вопрос об оптимизации склада длительного хранения книжной продукции. К числу первых мероприятий можно отнести определение согласованных с сетями критериев брака по книжному ассортименту, регламент возврата поставщикам книжного ассортимента. 

В ближайших планах «Центра дистрибуции прессы» провести разделение продукции по целевому назначению и по форматам, структурировать зоны хранения. Данное мероприятие позволяет улучшить культуру хранения книжного ассортимента и произвести уплотнение мест хранения, сократить сроки комплектации, минимизировать пересортицу. Что не только сократит логистические затраты, но и неминуемо увеличит объемы продаж. 

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55778/
«Логистика и управление» №6_2008
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2667

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Быстро заводим нового 3PL-клиента в WMS Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании что пора менять профессию В РФ создадут оператора для регулирования электронной торговли