Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Нет человека - нет ошибок. Стандарты электронной логистики Штрих-кодирование Михаил Букреев

Нет человека - нет ошибок. Стандарты электронной логистики


Электронный обмен данными и внедрение стандартов электронной логистики в России. Информационное обеспечение товара. Расшифровка штрих-кода (уникального 13–разрядного номера GLN ).

Миллионы людей во всем мире тратят свое время и здоровье на такие банальные операции, как ввод и проверка данных о поставках товаров. Согласитесь, что это работа выглядит весьма досадным атавизмом, непонятно почему сохранившимся в эпоху полной автоматизации производства и склада. По своей неэффективности, бесконечности и полному отсутствию положительной мотивации этот труд сравним разве что с греблей каторжан на галерах. Нам остается только сожалеть, что мы не можем сегодня отказаться от этой рутинной работы, как не могли наши предки отказаться от гребцов и весел до тех пор, пока не были изобретены принципиально новые источники энергии — паровые и дизельные двигатели.

Кроме чувства досады и сожаления за бездарно потраченное время миллионов людей (попробуйте целыми днями только и делать, что сверять счета и накладные), ручные операции в торговле способны породить настоящий информационный хаос и стать реальным тормозом процессов поставок. Операторы ЭВМ постоянно делают ошибки, которые невозможно отловить в реальном масштабе времени, сколько бы контролеров не стояло у них за спиной. 

Несколько лет назад ведущие мировые компании — производители FMCG подсчитали, что 58 % их информации о продукции неверны в источнике, при этом неточны 60–80 % ключевых информационных атрибутов товаров, поставляемых в розничную торговлю. К сожалению, это ТИПИЧНЫЕ для отрасли показатели и они могут привести к очень неприятным последствиям. Так, например, изменение в расположении продукции на палете несущественно для продавца или покупателя, но для менеджера РЦ это станет основанием для отказа в приеме заказа на склад. 

ОШИБКИ В ТОВАРНЫХ ДАННЫХ. ДВЕ ПРИЧИНЫ ОДНОЙ БОЛЕЗНИ

Неверная информация о продукции может оказать колоссальное негативное воздействие на всю цепь поставок: чем позже будет обнаружена ошибка, тем больше вреда она нанесет. Существует две основные причины, приводящие к ошибкам в товарных данных: пресловутый ручной ввод и отсутствие синхронизации в информационных действиях торговых партнеров. И то, и другое приводит к губительной потере целостности данных о поставляемых товарах. 

Приведем еще один пример. Мы знаем, как покупатель любит, когда продукция все время улучшается, и постоянно появляются новые товары. Производитель и ритейлер идут навстречу покупателю и выводят на рынок новые товары. При этом ритейлер требует от производителя предоставления логистической информации о новой продукции как можно раньше для того, чтобы спланировать ее размещение на полках складов и магазинов. Оба партнера оказываются сильно зависимыми от синхронизации своих действий: производитель должен своевременно передавать ритейлеру информацию о продукции и все ее последующие изменения, а ритейлер вовремя вводить эти изменения в свою информационную систему. Малейшая нестыковка (десинхронизация) в действиях партнеров приводит к печальным последствиям. Где же выход?

Как обычно, в такой ситуации можно лечить «симптомы болезни», то есть нанимать дополнительный персонал для проверок и обеспечения процесса поставок, а можно лечить и «саму болезнь», а именно — минимизировать ручной ввод и внедрять технологии электронной логистики для управления потоками информации, как это принято в цивилизованном торговом мире. 

Стоит, правда, отметить, что внедрять технологии электронной логистики надо сообща, всем торговым сообществом, потому что большого толку от единичных внедрений не будет — единичным продвинутым компаниям просто не с кем будет работать. В России «критическая масса» для новых электронных торговых технологий еще не созрела, поэтому в качестве катализатора и локомотива процесса выступают крупные иностранные поставщики и розничные сети (например, такие как Gillette, Nestle, Auchan и Metro), для которых технологии электронной логистики являются корпоративным стандартом. Слава богу, что «иностранцы» полны решимости работать на российском рынке по тем же правилам и технологиям, к которым они привыкли дома и во всем мире. К тому уже у них есть опыт и необходимые ресурсы для этого.


ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРЕ КАК АКТИВ

Прежде чем начать обсуждать технологии электронной логистики, давайте попробуем взглянуть на информацию о товаре по–новому, с позиций высококонкурентного потребительского рынка. Сегодняшней цепью поставок движет информация, и именно информация поможет усовершенствовать логистические цепочки в будущем. 

Современные компании понимают, что работа с информацией о товаре, его «информационное обеспечение» — такая же важная часть процесса поставок, как разработка товара, его изготовление и традиционная логистика. Поэтому и работать с информацией о продукции надо ровно как с активом компании, который нуждается в постоянном управлении, также как денежные средства или материальные фонды. 

Новый взгляд на товарную информацию, переоценка и понимание ее ключевой роли в процессе поставок очень важны для осмысления развития всего современного рынка торговли, и электронной логистики в частности.

Ценность любого актива определяет рынок. Мы можем констатировать, что чем выше конкуренция на рынке, тем выше цена информационной обеспеченности товара. На зарождающемся рынке, когда правила игры диктуют производители, информации о товаре мало и она труднодоступна для потребителя. Информационное обеспечение продукции не является ее активом, ценность товара определяется только его потребительскими свойствами. И, наоборот, в условиях высокой конкуренции потребительские свойства товаров массового потребления отходят на второй план, а на первый выступают его информационное обеспечение и доступность информации. 

Кроме потребителя и ритейлера, цену «информационного актива» повышают различные контролирующие организации (Минфин, Минздрав, ГТК и др.), а также ассоциации потребителей и производителей, каждая из которых предъявляет свои определенные требования к товару и информации о нем. 

Что касается России, то здесь, как мы видим, ценность информационных активов еще не сформирована до конца, наш розничный рынок находится в стадии развития. Однако некоторые сегменты этого рынка, как географические, так и товарные, быстро насыщаются, и вместе с этим автоматически растет стоимость «информационных активов».


Из интервью И. Майор, рук. финансовых проектов «Metro Cash & Carry Россия»

«…. обмен документами с торговыми партнерами и их обработка является ресурсоемкой задачей компании. Через отдел контроля входящих счетов Metro (имеется в виду вся российская сеть) проходит более 80 тыс. счетов-фактур в месяц. Из 38 человек, занятых в обработке счетов–фактур, 11 операторов работают только на ввод документов, 16 бухгалтеров заняты исключительно проверкой и корректировкой ошибок, еще 4 — приемом, возвратом и архивированием документов. Таким образом, очевидно, что объем ресурсов, задействованных в процессе обмена документами с торговыми партнерами, велик».


«Что касается ошибок. Из 100 % принимаемых счетов–фактур, до 20 % мы не обрабатываем, а сразу же возвращаем поставщикам, так как эти счета–фактуры неправильно оформлены. Поставщики должны переделать неверные документы и привезти их к нам. На это уходит время. Эта цифра (20 %) так велика из–за нашей экспансии. Metro быстро растет, открываются новые подразделения и появляются новые поставщики, которым нужно время, чтобы привыкнуть с нами работать, прежде чем они перестанут делать ошибки в оформлении. Отмечу сразу, ошибки в оформлении счетов–фактур полностью устраняются при использовании EDI.

После исправления ошибок в оформлении счета–фактуры принимаются в обработку. При этом количество счетов, содержащих ошибки в цифрах, приблизительно составляет 25–30 %. Пятая часть всех ошибок — ошибки по количеству (ошибки приемки товара). На этот вид ошибок электронный обмен данными не влияет, так как причина здесь в человеческом факторе, и только. И почти 80 % ошибок — разницы в ценах между нашей системой и документом поставщика».


СТАНДАРТЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ЛОГИСТИКИ

Современная эпоха электронной логистики началась в 70–х годах прошлого века вместе с внедрением в торговле штриховых кодов. По аналогии с традиционной логистикой под электронной логистикой мы будем понимать управление и оптимизацию электронных информационных потоков, возникающих в цепях поставок. 

Очень часто электронная логистика трактуется как использование ИТ в логистике, что в контексте нашей статьи верно лишь отчасти. Краеугольным камнем электронной логистики являются международные стандарты, которые используются более чем в 100 странах мира. Соблюдение стандартов позволяет торговым партнерам из разных стран (или в одной стране) обмениваться информацией посредством простых, быстрых и точных транзакций. Непротиворечивость, полнота и достоверность электронных данных обеспечивается взаимосвязанными стандартами идентификации данных, носителей данных и электронного взаимодействия. 

Координатором процесса разработки и управления стандартами электронной логистики выступает международная организация GS1 и национальные организации, представляющие GS1 (в России — Ассоциация ЮНИСКАН/GS1). Первоначально какой–либо стандарт создается в GS1 при непосредственном участии конечных пользователей и специалистов. После публикации он адаптируется (локализуется) к местным условиям страны, решившей его использовать.

В настоящее время разработка стандартов ведется по четырем основным направлениям: 

1) коды товарной нумерации (штриховое кодирование); 

2) электронный обмен данными (EDI, Electronic Data Interchange); 

3) глобальная сеть синхронизации данных (GDSN, Global Data Synchronization Network) и 

4) электронный код продукции (EPC, Electronic Product Code). 

Первые два направления в электронной логистике существуют давно, и сегодня они являются основой оптимизации информационных потоков в цепях поставок. В нашей стране успешно развивается пока только первое направление — технологии штрихового кодирования, массовое внедрение которых в торговле началось с опозданием на 15–20 лет. На сегодняшний день в России насчитывается только 12 тыс. предприятий–производителей с зарегистрированными в GS1 кодами товарной нумерации, то есть всего не более 10 % от общего числа отечественных производителей товаров.


ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБМЕН ДАННЫМИ (EDI): «НЕТ ЧЕЛОВЕКА - НЕТ ОШИБОК»

Что касается электронного обмена данными (не путать с электронным документооборотом), то на его базе в России работают пока только немногочисленные иностранные поставщики и ритейлеры, а также некоторые крупные российские продуктовые сети. 

По определению EDI — это передача структурированных данных в виде стандартных сообщений между компьютерными приложениями при минимальном участии человека. Идеальный случай, когда данными обмениваются только прикладные системы заказчика и поставщика: посылают заказы, выставляют счета, получают уведомления об оплате/отгрузке, отчеты о продажах и инвентаризации. Чем меньше участие человека, тем меньше ошибок возникает в процессе поставок, как говорится «нет человека — нет проблем». 

Уже сейчас автоматизация процесса поставок вполне возможна процентов на 80–90 %, однако полностью исключить человека из процесса пока не удается: автоматизация последних 10–15 % участия человека либо слишком дорога и в ближайшее время не окупится, либо технологически невозможна. 

В качестве примера дорогого решения можно привести автоматическое сканирование и учет товаров, снабженных RFID–метками, в процессе поступления и перемещения через специально оборудованные РЦ. Такие пилотные RFID–проекты были реализованы на Западе еще 10 лет назад. Однако до сих пор дороговизна RFID–меток не позволяет начать массовое применение RFID в торговле.


GTIN И GLN — ТОВАР И ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

С самого начала развитие EDI имело целью минимизировать участие человека в цепях поставок и шло по пути унификации транзакций. Проще говоря, все транзакции были структурированы и заменены на коды: код–счет, код–отгрузка, код–возврат товара и т.п. 

Кроме кодов–транзакций используются дополнительные форматы кодов товарной нумерации GTIN (Global Trade Item Number, глобальный идентификационный номер товара) и форматы кодов участников процесса поставок GLN (Global Location Number, глобальный идентификационный номер предприятия): заказчика, продавца, получателя, отправителя, плательщика. Таким образом, если все сообщение оформлено в виде перечня кодов, то из него можно получить официальный документ о поставке на любом языке: английском, немецком, русском или китайском.

Основными идентификаторами товара являются коды GTIN, которые представляют собой уникальные глобальные номера товара. В зависимости от варианта упаковки каждый товар может иметь несколько кодов GTIN с разными префиксами (1–й разряд кода): для единичной упаковки, ящика, палеты и т.п. (рис. 1). Не следует путать эту ситуацию с продукцией, имеющей несколько вариантов тары, например минеральная вода в бутылках 0,5, 1 и 5 л. Строго говоря, это 3 разных товара, имеющих 3 разных EAN–кода и, соответственно, 3 разных GTIN. 



Рис. 1. Глобальный идентификационный номер товара GTIN

Соблюдение иерархии упаковки товара в GTIN, а также правила для всех разрядов GTIN поддерживается специальными стандартами: 2–10 разряды занимает уникальный префикс компании, 11–13 разряды отданы под код товара, 14–й разряд — контрольный. Основная задача при присвоении GTIN — обеспечить «глобальную уникальность» номера (кода) товара. Для этого международная организация GS1 следит, чтобы в каждой стране только одна организация занималась регистрацией предприятий в системе GS1. В свою очередь национальная организация контролирует, чтобы только одно предприятие имело уникальный префикс компании, а предприятие обеспечивает уникальность кодов на свою продукцию.

Наличие уникального 13–разрядного номера GLN (рис. 2) служит для глобальной идентификации предприятий — владельцев данных о товаре, таких как производители, дистрибьюторы, посредники. Можно сказать, что это ИНН всемирного масштаба. Любое российское предприятие получает глобальный префикс компании (GCР) и код GLN автоматически, когда первый раз обращается в GS1 (ЮНИСКАН) за получением товарного штрих–кода. Префикс предприятия состоит из 9 разрядов: код национальной организации GS1 (3 разряда) и код предприятия (6 разрядов). Последние 3 разряда GLN перед контрольной цифрой позволяют указать идентификаторы местоположения любых объектов компании. Например, код департамента, код сотрудника, код склада, код номера ворот на складе и т.д. 



Рис. 2. Глобальный идентификационный номер предприятия GLN

Потребителю товара следует учесть, что в национальную организацию GS1 может вступить любая компания, в том числе и иностранная, не являющаяся резидентом. Поэтому префиксы кодов GTIN и GLN не могут служить основанием для определения страны происхождения товара. С 1999 года существует глобальный регистр предприятий — участников системы GS1 — GEPIR, куда сегодня входят свыше 70 стран. Регистр обеспечивает предоставление информации о предприятии по GTIN, GLN и серийному коду транспортной упаковки (SSCC).


СЕРИЙНЫЙ КОД ТРАНСПОРТНОЙ УПАКОВКИ 

SSCC (Serial Shipping Container Code) предназначен для уникальной идентификации логистической упаковки. Он содержит ссылку на подробную информацию о грузе, хранимую в базе данных EDI (рис. 3). В процессе поставки груз может несколько раз пересекать государственные границы, переходить от перевозчика к перевозчику, перегружаться с одного вида транспорта на другой. Для всех участников цепи поставок, всех логистических и таможенных процедур необходимо наличие уникального обозначения груза, отраженного в соответствующем сообщении EDI.



Рис. 3. Серийный код транспортной упаковки SSCC-18

SSCC состоит из 18 разрядов и содержит GLN и еще 7 цифр для уникального серийного номера, который присваивается транспортной упаковке на предприятии. Структура и порядок присвоения этих номеров определяются самим предприятием. 

Прогрессивность подхода, реализованного в SSCC, заключается в том, что этот номер позволяет разделить информационные и транспортные потоки в цепях поставок, то есть одновременно с грузом отправить электронные транспортные документы. Во многих странах это позволяет построить таможенные транспортные коридоры и сократить таможенные транспортные формальности до нескольких десятков секунд.

Продолжение разговора об EDI, электронной логистике и провайдерах логистических услуг читайте в статье \"Стандарты электронной логистики. Штрих-кодирование\".
Copyright ® 1999-2008 Unipack.Ru 
Вся отрасль: упаковка, этикетка, оборудование, сырье и материалы, переработка отходов, логистика 

 


Штрих-кодирование. Стандарты электронной логистики (окончание)

Unipack.ru / 23.10.2006


Одна упаковка – один код


Напомним читателям, что в цепочках поставок код GTIN (Global Trade Item Number, глобальный идентификационный номер товара) применяется для всего, что покупается и продается. Коды GLN (Global Location Number, глобальный идентификационный номер местоположения) указывают на физическое место, откуда надо забирать и куда доставлять товар. Код SSCC (Serial Shipping Container Code, серийный код транспортной упаковки) предназначен для уникальной идентификации логистической единицы и обеспечивает процесс ее доставки.
Под логистической единицей понимается товар любого вида, предназначенный для транспортировки и/или хранения, которым нужно управлять в цепи поставки. Логистической единицей может быть палета, ящик, контейнер и т.п. В цепочках поставок неукоснительно соблюдается правило: одна логистическая единица кодируется одним, уникальным кодом SSCC. Этот код одновременно используется в сообщениях электронного обмена данными (EDI). Доступ к этой информации могут иметь все участники цепи поставки. Таким образом, с помощью SSCC происходит связь физического потока товаров с информационным потоком данных (рис. 1).


Свое основное применение в мире код SSCC находит при поставках миллионов поддонов с товарами FMCG. Теоретически код SSCC может применяться (и часто применяется) один. Это не противоречит главному правилу GS1 — один код на каждом этапе цепи поставок. Код SSCC содержит префикс компании, присвоенный GS1, и еще 7 цифр для уникального серийного номера, который присваивается логистической единице на предприятии. Структура и порядок присвоения этих номеров, в отличие от GTIN и GLN, определяются самим предприятием и никак не регламентируются. Пожалуй, единственным требованием является обеспечение уникальности кода для каждой логистической единицы в течение всего срока ее существования. Поэтому для многих товаропроизводителей код стал «автономным стандартом» штрихового кодирования товаров. Так, например, компании Kraft, Procter & Gamble используют SSCC для управления поставками внутри своих сетей.


Логистическая этикетка GS1


На основе кода SSCC построена логистическая этикетка GS1, которая в настоящий момент является добровольным стандартом для нумерации и кодирования логистических единиц (рис. 2). Этикетка разделена на 3 части и имеет информацию для автоматического и визуального считывания. Обязательным требованием для логистической этикетки является использование символики GS1–128 и идентификаторов применения. При этом код SSCC должен располагаться в самой нижней части этикетки. Остальная информация, связанная с GTIN и GLN, не является обязательной.
Популярность кода SSCC и его соответствие стандарту ISO привело к тому, что в мае 2006 года применение логистических этикеток GS1 на базе SSCC было полностью гармонизировано в Европе. В частности, это позволяет строить специальные таможенные транспортные коридоры и существенно сокращать таможенные транспортные формальности. В этом же году Всемирная таможенная организация (WCO) рекомендовала использовать во всех торговых операциях уникальный номер коносамента на базе стандарта ISO15459–1. Судя по всему, и здесь код SSCC ждет большое будущее, так как он полностью соответствует этому стандарту.


Коды на все случаи жизни


Сказав «а», ребенок рано или поздно произнесет «б» и другие звуки, а также начнет их комбинировать и использовать для передачи разных сигналов и эмоций в зависимости от ситуации. Идентификаторы данных также можно комбинировать, причем в зависимости от контекста ситуации они приобретают разный смысл. Когда существующих идентификаторов не хватает для описания процедур или атрибутов, к ним добавляются новые. Однако в отличие от человеческого языка цифры кода–идентификатора ничего не означают, они лишь служат ссылкой на предмет торговли (услугу, производителя и т.п.) в глобальной или локальной базе данных, но не содержат никакой информации о нем.

Для описания возвратной тары и другого имущества в стандартах идентификации появились глобальные идентификаторы возвратных и индивидуальных активов. К возвратным активам относятся многократно используемая упаковка, тара, малоценное транспортное оборудование и др. Индивидуальные активы — это имущество, подлежащее амортизации. Пользователь этих активов не имеет возможности оперативного управления ими. Например, это оборудование, которое передается в лизинг.

Для того чтобы определить назначение кода, контекст, в котором он применяется, а также иметь возможность строить составные коды переменной длины, используют идентификаторы применения (ИП). ИП — это префиксы кода, которые однозначно определяют значение и формат данных, следующих за ними. ИП точно указывает, что означает следующий за ним 14–значный номер: телефон сотрудника, номер товара GTIN или что–то другое. ИП позволяют кодировать дополнительные данные, что обеспечивает прослеживаемость товаров и их атрибутов по всей цепи поставок (табл. 1).


ИП могут использоваться в подразделениях логистики для предоставления информации о транспорте, для идентификации сторон в платежных поручениях и для целого ряда других случаев. Например, коды GLN могут физически маркироваться символикой GS1–128, используя соответствующий ИП в конкретном местоположении для обеспечения эффективной доставки и определения маршрута товаров (см. табл. 1). Несколько идентификаторов применения и их основные поля можно объединять в один штрихкод (ШК) с символикой GS1–128. Например, часто используется состоящий из нескольких частей ШК, содержащий ИП для кодов GTIN, даты истечения срока годности, веса и номера партии, а также сами эти коды (рис. 3). 

Рис. 3. Идентификаторы применения в штрихкодах


В нашей статье мы описали только часть системы идентификаторов GS1. Полный перечень идентификаторов и атрибутов содержится в специальном EDI–стандарте GS1/ЮНИСКАН.


Перспективы развития ПО GS46

Интеграция с глобальным каталогом RusDP1

Реализация интерфейса GDSN

Автоматизированный ввод и распознавание печатных форм 

Хранения цифровых сертификатов

Разработка интерфейс-адаптеров:

- для 1С:Предприятие

- для Microsoft Axapta 

- для SAP R/3


Проблемы понимания и присвоения кодов


Безусловно, «оцифровка» бизнес–процессов вещь нужная и необходимая в цепях поставок — без них невозможна оптимизация товарных и информационных потоков. Однако, как наверняка уже успел заметить читатель, от большого количества стандартов, идентификаторов и правил их назначения может, как говорится, «поехать крыша». Большое обилие новой специфической информации создает практические трудности ее применения, а зачастую вызывает раздражение и неприятие у сотрудников предприятий, для которых все это разрабатывается. Международная и национальные организации GS1, разработчики стандартов EDI постоянно сталкиваются с этой проблемой и решают ее различными путями. Большую помощь пользователям в освоении стандартов электронной логистики оказывают российские провайдеры электронных логистических услуг (речь о них пойдет в следующих выпусках «Бизнес–класса»).
Существуют различные русифицированные программы, которые в автоматизированном режиме позволяют назначать идентификаторы, сохранять и изменять их в российской БД кодов GS1/ЮНИСКАН GS46 и международном каталоге RusDP1. Например, программный интерфейс кодирования продукции GTINApp предназначен для самостоятельного кодирования продукции членами GS1. Интерфейс реализован в двух вариантах: ручного кодирования и режиме интеграции информационной системы пользователя с БД GS46. 



Рис. 4. Регистрация продукции в российской БД кодов GS1/ЮНИСКАН GS46

На рис. 4 изображен процесс регистрации продукции без постоянного подключения к БД GS46. Пользователь готовит заявку на регистрацию в программе GTINApp и отправляет ее по электронной почте на специальный адрес. Программа–робот извлекает из письма документ GTINApp и осуществляет регистрацию продукции в БД GS1/ЮНИСКАН GS46. Пользователю отправляется отчет о регистрации.
В настоящий момент компания 1С разрабатывает поддержку интерфейса GTINApp для своих продуктов. Это значит, что тысячи предприятий в России и СНГ в скором времени получат возможность кодировать свою продукцию прямо из системы «1С:Предприятие».


$50 тыс. штрафа за неправильный штрихкод


В наше время стандарты штрихового кодирования используются уже более чем в 140 странах мира: один и тот же ШК можно распознать и считать в любой из них. Это очень удобно для международных компаний и их логистических операторов. Известно, что надежность цепи определяется надежностью самого слабого ее звена. Если какой–либо участник цепи поставок производит ШК низкого качества, то от этого страдают все, кто задействован в цепи. Когда ШК не считывается, но его можно восстановить вручную, то в этом случае просто печатается новая логистическая этикетка. Главное, чтобы таких сбоев было немного, иначе сильно возрастут накладные расходы и, скорее всего, все партнеры откажутся от работы с таким поставщиком. Кроме дополнительного этикетирования сбой в цепи поставок из–за ШК приводит к ошибкам и коррекциям EDI–транзакций. Чтобы понять, какова цена этих ошибок в капиталистическом мире, сообщим, что, по данным сайта РБК C–News, в 2005 году в Северной Америке суммарный объем EDI–транзакций в торговле и пищевой промышленности находился на уровне 800 млрд долл. 

Американский ежемесячный журнал Packaging Digest летом 2005 года сообщил о драконовских мерах, которые применяет сеть Wal–Mart к своим поставщикам: она штрафует на 5 тыс. долл. за один нечитаемый ШК и на 50 тыс. долл. за два таких случая. Третьего раза уже не бывает — поставщика выгоняют из Wal–Mart. В данном случае речь идет о ШК, считываемых на кассе. Ритейлер больше всего на свете боится очередей и раздражения покупателей на кассе, поэтому и применяет такие меры к своим поставщикам. Некоторые западные сети считают очередь на кассе одним из показателей уровня работы всего предприятия — если очередь постоянно больше 3–5 человек, то это достаточный повод для акционеров поставить вопрос о компетентности руководства. 

Разумеется, что нам до таких штрафов еще далеко — уровень конкуренции в нашем ритейле на порядок ниже. В некоторых российских супермаркетах кассиры вручную набирают несчитываемый ШК раз в 3–5 минут, а то и чаще. Наш покупатель раздражается, но пока молчит. О потерях, которые при этом несет торговое предприятие, красноречиво рассказывают данные исследования, проведенного в сети гипермаркетов «Лента».

Верификация штрихкодов


Более серьезные проблемы, чем раздражение покупателей, могут возникнуть, например, при неправильном считывании информации с медпрепаратов. Здесь речь идет уже о здоровье человека. Известно, что введение штрихового кодирования на российских станциях переливания крови в 1992 году снизило вероятность ошибки при работе с банком крови с 50 до 10–15 %. Практически ошибки остались только на тот случай, когда ШК абсолютно не читается.
Для верификации ШК существует специальная методика, в которую входят визуальные и аппаратные методы контроля. Верификация — это проверка ШК на соответствие стандартам, в данном случае — стандартам ISO. Аппаратная верификация — это сложная техническая процедура измерения показателей символа ШК. Существующее ПО и сертифицированные верификаторы классифицируют качество символа по интегрированной 5–балльной шкале: от 0 до 4. Символы с оценкой 0 считаются непроходными и не могут быть использованы. Кроме интегрированной оценки верификаторы выдают оценки декодирования ШК, контрастности границ, контрастности символа ШК и других его параметров, включая наличие мелких дефектов печати. 
Национальные организации GS1 предлагают свои услуги по верификации ШК, в частности в России существует уже 3 аккредитованные лаборатории верификации — в Москве, Санкт–Петербурге и Нижнем Новгороде.


Исследование считывания штрихкодов в сети гипермаркетов «Лента»


Интересное исследование по проблеме считывания ШК было проведено с помощью МФАИ (Международный фонд автоматической идентификации) в феврале — марте 2006 года в сети гипермаркетов «Лента» (Санкт–Петербург). В сеть «оштрихованная» продукция поступает в трех видах: единичная упаковка, в коробах и на палетах. При этом ежемесячно происходит 30 млн считываний ШК с единичной упаковки и 1 млн считываний с короба. Исследование показало, что более 600 наименований товаров (почти 15 %) имеют проблемное считывание ШК, то есть при автоматическом считывании проблемы возникают в более чем в 10 % случаях (см. табл. 2). Средний процент полностью нечитаемых ШК составил 1,5 % от всех операций считывания. Суммарные месячные потери по всей сети от дополнительного ввода ШК (35 с на 1 ввод) и проблемных ШК вылились в колоссальную цифру — более 4 тыс. дополнительных часов рабочего времени, что соответствует фонду оплаты труда примерно 25 кассиров (более 400 тыс. руб. в месяц).
Copyright ® 1999-2008 Unipack.Ru 
Вся отрасль: упаковка, этикетка, оборудование, сырье и материалы, переработка отходов, логистика 

olga.r@b-m-group.com
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 5034

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

36’6 расширила сбытовую сеть профессиональным дистрибьютором WMS «Ашан» и «Атак» ответят первыми «Я буду рисковать...» В г. Ярцево Смоленской области начал работу крупный транспортно-логистический комплекс В ГИБДД готовятся к «черному дню» для автомобилистов Гибкий график- один из способов мотивации Закон влияния двух уровней управления Как мотивировать лидера логистика