Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

SOA архитектура в системах управления складом Илья Шилов

SOA архитектура в системах управления складом



Сервис-ориентированные системы обладают целым рядом привлекательных свойств, что позволяет компаниям складского сегмента рынка при их внедрении развивать спектр и качество предоставляемых услуг. Однако для успешного исхода задуманного новшества следует помнить о «граблях», на которые наступали предшественники.

Множество компаний, внедривших у себя на складах WMS системы, сталкиваются с тем, что выбранный программный продукт не решает всех возложенных на него задач, или с невозможностью детальной адаптации решения под потребности склада.

Выбирая для автоматизации складов WMS систему с негибкими подходами к изменению логики процессов, компания рискует после внедрения получить результат, не вполне удовлетворяющий требованиям бизнеса и невозможный для дальнейшего развития. В этом случае жизненный цикл внедренной системы в компании будет коротким. Придется выбирать один из двух путей решения проблемы: пойти на дополнительные затраты для разработки поставщиком ПО, способного восполнить недостающий функционал или полностью сменить WMS систему. Исключить такую ситуацию можно, используя в компании WMS системы класса “адаптивная”.

Наибольший эффект системы этого класса дают на складах со сложными нестандартными бизнес-процессами, где необходимо автоматизировать множество дополнительных процессов, развивать функционал, изменять логику текущих процессов или добавлять новые.

Среди “адаптивных” систем управления складом широкое распространение получили системы с архитектурой SOA.

Что же такое SOA? Какие его основные концепции?
Какие основные проблемы возникают при внедрении систем с SOA архитектурой?


Популярность и широкое распространение при разработке информационных систем SOA архитектура получила благодаря своим основным принципам:
открытость исходного кода:

  Открытость исходных кодов дает возможность компаниям, внедрившим у себя WMS систему c SOA архитектурой, самим себя обслуживать, участвовать в разработке новой функциональности и сообщать поставщику программного обеспечения о необходимости доработки SOA платформы с целью дальнейшего ее развития. Этот принцип позволяет компании сохранить важное для бизнеса программное обеспечение, даже когда поставщик программного продукта прекратит его техническую поддержку.

стандартизация производственных задач в системе управления в виде сервисов. SOA система ориентирована на предоставление сервисов:
  SOA позволяет выстраивать логику процесса в системе управления отдельно от логики определенной производственной задачи (бизнес-логики), исполнение которой разрабатывается в виде стандартизованного сервиса. Весь процесс представляет собой объединение производственных задач.

  Так, например, процесс приемки товара на склад является объединением таких производственных задач как сортировка прихода, идентификация товара, маркировка, палеттизация, печать актов приемки.


  Работу сервиса в системе управления можно разделить на три этапа: получение данных на входе, обработка информации и формирование результата на выходе. Сформированные данные на выходе сервиса передаются на вход следующего сервиса процесса системы или выводятся в том или ином виде пользователю системы (на монитор или в виде печатных отчетов). Сервис должен быть слабосвязанным и автономным.

Принцип повторного использования:
  Такая архитектура предоставляет возможность комбинирования и многократного использования стандартизованных производственных задач системы (сервисов). Например, такие операции как обработка серийных номеров при приемке товара, учет партии, алгоритмы перемещения, пополнения и отбора товара могут быть стандартизированы в системе управления в виде сервисов и многократно использоваться для построения процессов в системе управления складом.

Гибкость при разработке и внесении изменений в систему управления:
  Гибкость SOA системы позволяет запустить новые процессы или модифицировать существующие, сохраняя основные процессы неизменными. Например, если необходимо добавить в процесс приемки задачу учета серийных номеров, бизнес-логика задачи реализуется в системе управления в виде сервиса (подпроцесса) и затем сервис добавляется в процесс.

Принцип слабосвязанности:
  SOA основана на принципе слабосвязанности, который ведет к уменьшению числа взаимозависимостей компонентов в процессах системы. Если в системе управления процессы имеют наименьшее количество связей, это упрощает процесс разработки новой функциональности и изменения процессов.

Системы управления с архитектурой SOA позволяют увеличить преимущества компании при предоставлении складских услуг. 
Однако при внедрении SOA системы необходимо помнить, что эти преимущества обеспечивает не сама архитектура, а ее правильное использование. Рассмотрим основные, часто встречающиеся ошибки, мешающие качественному внедрению проектов SOA систем на предприятии.

Внедрение по принципу «от большого к малому»:
  Эксперты по SOA советуют переводить бизнес-процессы склада на работу в SOA системе постепенно, пошагово, начиная с базовых процессов, расширяя затем функционал системы. Принцип «от малого к большему» снижает риски неправильного выбора вектора развития системы. Частая причина неудач состоит в том, что многие компании предпочитают браться сразу за весь спектр складских задач, т.е. внедряя SOA систему по принципу «от большого к малому», тем самым, увеличивая риски. 

Нежелание работать с бизнес-аналитиками:
  Вместо того чтобы детально проанализировать, что именно следует внедрить для удовлетворения потребностей склада, компании начинают усиленно разрабатывать функционал. Эксперты по SOA советуют сместить фокус с реализации на анализ и с самого начала вовлечь в проект внедрения бизнес-аналитиков. 

Недостаточное внимание планированию проекта: 
  Ошибка большинства компаний при развертывании SOA системы заключается в том, что они концентрируются не на изучении системы и планировании ее внедрения, а на технологиях и функционале SOA, то есть замыкаясь на ИТ составляющей. По мнению экспертов, работа с технологиями SOA должна начинаться только после тщательного планирования проекта. 

Отсутствие квалифицированных сотрудников:
  Проблема небольших компаний – отсутствие внутренних ресурсов или знающих специалистов в области SOA. И то, и другое может привести к неверным шагам при реализации проекта. 

При внедрении системы управления складом с SOA архитектурой или смене “коробочной” системы управления складом на SOA, часто возникают проблемы связанные с непониманием концепций такой архитектуры или с завышенными ожиданиями от нововведений.

При планировании проекта внедрения SOA архитектуры компании зачастую ориентируются на примеры внедрения “коробочных” систем:


- пытаются минимизировать сроки внедрения;
- разработать весь необходимый для работы функционал в сжатые сроки и запустить сразу все процессы при старте системы на складе;
- пытаются реализовать в системе “надуманно сложные” процессы, исходя из исключительной гибкости и адаптивности SOA систем;
- мало уделяют внимания обучению технических специалистов, которые будут обслуживать SOA систему со стороны предприятия;
- ожидают быстрого эффекта от внедрения SOA системы

Необходимо помнить, что у систем этого класса свои концепции разработки и внедрения, отличающиеся от концепций “коробочных” систем. Гибкость SOA систем достигается за счет сбалансированного, поэтапного подхода к анализу и разработке процессов, а сложность систем вовсе не способствует снижению сроков внедрения и экономии на квалифицированных сотрудниках.

Соответственно, чтобы внедрение SOA системы стало эффективным и качественным, необходимы следующие условия:

1. понимать, что выбирает компания и каких целей желает достичь;

2. иметь специалистов с соответствующей квалификацией, и если их нет, то привлекать консультантов;

3. детально и системно планировать развертывание SOA системы. Отслеживать этапы выполнения проекта. Проводить анализ допущенных ошибок и при их обнаружении корректировать процесс внедрения системы;

4. двигаться «от малого к большому», то есть пошагово переводить бизнес-процессы склада на работу в SOA системе;

5. привлекать бизнес-аналитиков на всех этапах реализации проекта системы: выбор системы и стратегии внедрения, описание бизнес-процессов, внедрение, запуск новых процессов;

6. планово проводить обучение персонала предприятия работе в системе управления с SOA архитектурой. Особое внимание следует уделить обучению системных администраторов и технических специалистов, которые будут обеспечивать работу и решать вопросы технического сопровождения системы управления на предприятии.

В итоге можно сказать, что компании выбирают WMS системы с архитектурой SOA, желая увеличить гибкость системы управления, снизить затраты на ИТ-ресурсы, снизить затраты на программную разработку, увеличить жизненный цикл программного продукта, и, как следствие, увеличить привлекательность компании для клиентов и инвесторов.

Илья Шилов
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55816/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1255

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

9 способов отъёма денег у персонала ERP: почему малый бизнес говорит «нет» «АТ-1C Интеграция»: новое типовое решение в линейке «АвтоТрекер» Азбука анализа издержек консалтинг Страховой запас – какого размера Таможню засудили на миллиард Трасса Владивосток – Хабаровск обойдет Уссурийск стороной Управление складом по-новому: подготовка к внедрению WMS Фармацевтам прописали поправки