Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Закупочная логистика Наталия Георгиевна Ольдерогге

Закупочная логистика 

Наталия Георгиевна Ольдерогге,
кандидат технических наук, проректор Института инвестиционного развития (г. Москва).

После принятия решения о производстве определенной продукции/услуг следует обеспечить производство сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями. Возникает проблема закупки нужного количества требуемых материалов по приемлемым ценам, которую и призвана решать закупочная логистика.

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом следует помнить, что новая система хозяйствования характеризуется: свободой выбора партнера/контрагента по закупке товаров; множественностью источников закупки (поставщиков); равноправием партнеров; возросшей ролью договоров, контрактов на поставку товаров; саморегулированием процессов поставки товаров; свободой ценообразования; конкуренцией поставщиков и покупателей; экономической ответственностью сторон; инициативой, самостоятельностью и предприимчивостью продавца и покупателя. 

Различают следующие функции закупочной логистики:
определение потребности в материальных ресурсах; 
получение и оценка предложений; 
выбор поставщиков; 
согласование цены и заключение договоров; 
формирование заказов; 
контроль количества и сроков поставок; 
входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе; 
управление запасами и контроль. 

Схемы организации материально-технического обеспечения предприятий делятся укрупненно на следующие группы: 
традиционная — с организацией системы складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий. Их основной недостаток состоит в значительных капитальных затратах, административных издержках и затратах труда; 
промежуточная, основанная на системе договоров с фирмами-посредниками. Главное достоинство — это возможность отказаться от собственной системы складов с высвобождением капитала, замороженного в собственных запасах. К числу достоинств следует также отнести возможность организации срочных поставок; 

ориентированная на конкретную потребность производства.

Группа представлена рядом методов снабжения, таких как: 

метод «Канбан» (разработан в Японии с целью управления поставками в условиях поточного производства; учитывает конечную потребность в деталях), 
система MRP с модификациями, охватывающая планирование на трех уровнях — программного планирования, распределения материалов и управления закупками, 
метод «Точно в срок», с помощью которого в результате дробных поставок резко сокращаются накопленные запасы, 
система запросов, в соответствии с которой с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период, а данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения. 

Для эффективного функционирования логистики закупок необходимо составить план закупок, решающий следующие задачи: 
определение потребности в материалах; 
определение метода закупок; 
согласование цены и заключение договора; 
установление мониторинга и контроля за количеством, качеством и сроками поставок; 
организация размещения товаров на складе. 

Последовательность процедур поставки обычно следующая: 
установление потребности; 
подготовка заказной спецификации; 
выбор и определение поставщика; 
оценка поставщика; 
проведение переговоров; 
подготовка и подписание необходимых соглашений; 
организация и управление взаимодействием; 
контроль за поставками. 

Наиболее распространенными и эффективными схемами выбора поставщика являются:
конкурсные торги; 
письменные переговоры между поставщиком и потребителем. 

В качестве критериев оценки поставщика принимают: 
приемлемость цены; 
качество поставляемой продукции; 
качество обслуживания потребителей; 
гибкость поставок; 
наличие ограничений по размеру заказа; 
дороги; 
удаленность от потребителя; 
кредитная история; 
текущее финансовое положение; 
психологический климат в коллективе. 

Для сравнения вариантов поставщиков используют: 
Балльный метод. Выбирают систему баллов и шкалу наиболее значимых критериев оценки поставщиков (в долях единицы). Предпочтение отдается поставщику, набравшему наибольшую сумму баллов. 
Систему «Идеального поставщика». Определяют характеристики т.н. идеального поставщика и затем каждого реального претендента сравнивают с «идеалом». 
Систему «Расстановки приоритетов». По результатам прошлой деятельности поставщиков выбирают наиболее важные критерии оценки, метод измерения показателей деятельности, определяют относительную важность каждого параметра, определяют частные итоги (по каждому показателю), а затем суммируют, например, в баллах или очках. 

Ведение закупочных операций требует знания основ хозяйственного права, касающихся заключения контракта как основы закупок, поставки товаров и их оплаты. 

Основной показатель для принятия решения — надежность поставок (Р), оцениваемая по формуле: 

Р = 1 - Ротказа

где Ротказа — вероятность отказа в удовлетворении заявки. 

В общем случае надежность поставок определяют, используя следующий алгоритм:
сопоставление плановой и фактической дат поставки; 
определение времени опоздания; 
сопоставление планового и фактического объема поставок. Фиксация случаев недопоставок; 
определение объема недопоставок продукции ∆Q = Qфакт — Qплан; 
определение удельной величины опоздания tоп = ∆Q/q, где ∆Q — величина недопоставки; q — средний дневной расход; 
определение общей величины опозданий Топ = tоп1 + tоп; 
определение количества случаев отказа; 
определение наработки на отказ Т0 = (Т — ∑Топ)/ n, где Т — общее число дней в периоде; 
определение интенсивности отказов π = 1 / Топ; 
определение коэффициента готовности поставок Кгп = (Т — ∑Топ) / Т; 
определение надежности поставок Р = Кгп х е, где е — коэффициент надежности поставок (чем коэффициент выше, тем поставки надежнее). 

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/55843/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2817

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 4)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Консалтинг в логистике: за и против Мелкооптовый Интернет Новые опционы Х5 Основные правила таможни или как не испортить отпуск Перевоплощение «Утконоса» Поставки продуктов растут Реклама уходит в Сеть РЖД стремится выйти на логистический рынок СПК открыла новый склад готовой продукции эффективное управление запасами