Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Влияние финансового кризиса на рынок грузоперевозок

Влияние финансового кризиса на рынок грузоперевозок 


18.11.2008
«Не надо Войны!»- кричали люди, и не один не кричал: «Надо Мира». 
Вот силы космоса и не поняли, поскольку до них дошло только эхо: «Войны, Войны»... 
И темные силы пошли на землю, и стала Война. А если кричали бы люди: «Мира»?..


Вот уже несколько месяцев самая обсуждаемая тема в средствах массовой информации – мировой финансовый кризис. А это говорит о том, что финансовый кризис перестал быть проблемой только лишь финансовых структур. Негативные последствия кризиса сегодня ощущаются в той или иной степени во всех отраслях, в том числе и в сфере услуг логистики. На вопросы о том, как сказывается мировая экономическая ситуация на деятельности СТА Логистик, какие меры мы предпринимаем и о многом другом рассказывают руководящие сотрудники компании в проведенном интервью.


1. В какой степени ситуация на мировом рынке влияет на вашу деятельность сегодня ?

Лилияна Юршениене, директор ЗАО «СТА Логистик» в г. Вильнюс:

Кризисные ситуации - это неизбежная составляющая бизнеса. Но надо понимать, что глобальный кризис не фокусируется конкретно на нас. Он влияет на всех, в том числе и на наших конкурентов. Это отличная возможность увидеть насколько мы можем быть лучше в таких условиях, возможность набраться, как можно больше опыта кризисных ситуаций, что намного важнее, чем просто опыт. Следует максимально активировать свою деятельность и мобилизовать все свои силы. 

Виктор Павлов, руководитель отдела комплектных грузов:

Существует прямая зависимость между ситуацией на мировом рынке и логистикой. Деньги неликвидны, так как поднялась ставка рефинансирования до 11%, проценты по кредитам существенно выросли. Оплачивать кредиты и проценты по ним становится намного труднее. Покупательская способность населения уменьшается. Объем поставок падает, так как нет достаточного рынка сбыта. Чем меньше объем поставок, тем меньше объемы перевозок в логистике. На сегодня в сегменте комплектных перевозок грузов спад заметен существенно.

Иван Гончаров, руководитель отдела мультимодальных перевозок: 

На белорусском рынке мультимодальных перевозок (в основном, контейнерных) кризис сказывается гораздо медленнее, чем на других сегментах транспортно-экспедиционной деятельности. Он пока в основном заставил морских перевозчиков снизить фрахты по многим направлениям, порой до убыточного уровня. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, морские фрахты упали более чем в 2 раза. Наземная перевозка контейнеров в Беларусь не упала в цене по причине того, что этот сегмент и так был низкорентабельным и машин, как правило, не хватало. Сейчас из-за проблем с кредитованием и лизинговыми выплатами перевозчиков становится еще меньше. 

Сергей Капустин, директор ООО «СТА Логистик» г.Минск:

Кризис пришел и начал «править бал». Мы сервисная компания, но, всилу замедления деловой активности на рынке, и запрос на сервисные функции сократился. Мы пока не пострадали. Даже наоборот отработали весьма эффективно октябрь, добившись существенно более высокой прибыли, чем планировали, за счет реализации программы оптимизации затрат. Мы отменили публикацию и старт реализации разработанной нами Стратегии развития до 2011 года включительно и приступили к разработке и внедрению антикризисной программы на ближайшие 6-8 месяцев.

2. Какие отрасли, по вашему мнению, наиболее уязвимы в условиях финансового кризиса и почему? 

Андрей Журик, руководитель отдела сборных грузов:

В случае углубления международного финансового кризиса, прежде всего, пострадают:

1. Инвестиционные компании. Доминирующую роль на рынке играют западные инвестиционные фонды, которые сокращают инвестиции в развивающиеся страны из-за проблем на мировых рынках. В результате доходы инвестиционных компаний уменьшаются. 
2. Девелоперы и строители. Банки оценивают кредиты в секторе недвижимости как высокорисковые и сокращают их выдачу как застройщикам, так и покупателям жилья. Кроме того, девелоперы замораживают проекты из-за роста кредитных ставок. Поэтому можно прогнозировать дальнейшее сокращение объемов строительства. 
3. Торговые сети. В последние годы сети супермаркетов и магазинов быстро росли за счет кредитов. Трудности с финансированием замедлят расширение компаний. 
4. Оптовики-импортеры. Отсутствие свободных средств значительно понизит число внешнеэкономических операций.
5. Автодилеры. В связи со снижением потребительских кредитов, значительно снизиться число желающих приобрести автомобиль.
6. Рекламные и консалтинговые агентства. В случае сокращения спроса и прибылей компаний их бюджеты уменьшатся.

В выигрыше останутся:

1. Более крупные и финансово устойчивые компании получат шанс вытеснить с рынка мелких конкурентов, испытывающих дефицит оборотных средств.
2. Снижение спроса будет тормозить рост цен. 
3. Успешные компании смогут решить кадровые проблемы за счет фирм, сокращающих сотрудников. 

Лилияна Юршениене:

Многое зависит и от политики государства. В данный момент в Литве рассматривается проект увеличения (уравнивания) налогов, и при его принятии, сильно осложниться ситуация в отраслях, имеющих льготные условия на данный момент. Туризм, ресторанный бизнес, транспорт.

3. Как мировой финансовый кризис отразился на стоимости услуг в сфере грузоперевозок?

Андрей Журик:

Неоднозначно. Безусловно, падение общего грузопотока влечет за собой превышение предложения транспорта над спросом, что автоматически означает снижение цен. Однако структура изменения цен весьма разнообразна. Наиболее уязвимыми по отношению к последствиям финансового кризиса оказались FTLs. По оценкам специалистов, грузопоток из Европы сократился от 30 до 50 % в зависимости от сегментов. Более мелкие транспортные компании, которым легче адоптироваться к быстроменяющейся ситуации, продолжают пока держаться на плаву. Для LTL из Европы падение отмечают на уровне 20 - 30 %. Однако, цены, к сожалению, не пошли на убыль прямо пропорционально снижению грузооборота. Многие компании оставили их на прежнем уровне, делая ставку на выживание не за счет количества, а за счет Профитабельности. 

Сергей Тимошенко, коммерческий директор «СТА Логистик» в г. Москва:

В период наличия спекуляций на рынке, стоимость грузоперевозок в целом снижается, но это скорее временный фактор, который, в случае выхода объема перевозок на прежний уровень, сразу исчезнет, и стоимость вырастет очень быстро до уровня начала кризиса, а потом продолжит рост, так как необходимо наверстывать упущенную за время кризиса выгоду.

4. Какие меры принимаются компаниями для преодоления негативного влияния мирового финансового кризиса?

Максим Арцерис, менеджер по логистике ЗАО «СТА Логистик» в г. Вильнюс:

Урезание внутренних ресурсов - раз, урезание зарплат - два , урезание персонала – три. Поиск партнеров, которые готовы тебя поглотить, если что.
На минуту представим, что фирма - это женщина. Что получается: кушаем меньше - худеем прилично, выглядим блистательно, фигура прекрасна – это диета. Мало похудели - еще худеем: анорексия. Чего-то все-таки много: вырезаем почку, сдаем, получаем денег, все равно плохо. Может ногу удалить? Все лишних 10 кг скинем!... Операция. Факт: вместо женщины – урод, а замуж то хочется, таблетки на обеспечения здоровья сжирают все ресурсы за почку. А может, надо было просто слегка похудеть и спортом заняться, мышцы потренировать, книжки почитать, чтоб умнее быть? 

Лилияна Юршениене:

Каждая компания вырабатывает свою стратегию действий на период кризиса. Некоторые увольняют часть сотрудников, стремясь таким образом снизить затраты. Другие сужают рамки своей деятельности, стараясь не распылять средства на не сильно перспективные направления. Часть компаний и вовсе стремятся продать свой бизнес и таким образом не потерять вложенные капиталы. Все эти направления ориентированы на выживание. Это не борьба за больший доход, а защитная позиция. Перспективнее не разрушать то, что уже создано, а удержаться как раз за счет уже наработанных навыков и опыта. 


Андрей Лихтар, руководитель отдела маркетинга и продаж:


a. Осторожность 
Внедрение в компании принципов управления в условиях неопределенности. 
b. Информирование коллектива.
Следует помнить, что отсутствие информации порождает определенную напряженность в коллективе.
c. Думать о будущем
Кризис сменится ростом. На фоне общей паники одни проигрывают, другие побеждает. Если ситуация в вашей компании лучше, чем в отрасли в целом, то кризис дает вам шанс увеличить свою долю на рынке.

Виктор Павлов:

В настоящий момент, в нашей компании приняты меры по сокращению расходов - это позволит нам сохранить достигнутый результат. В условиях кризиса, ведется работа по анализу рынков, чтобы выделить наиболее перспективные и уязвимые. Также более усиленно проверяются клиенты на платежеспособность.
К тому же, в период кризиса топ-менеджмент в компании стремится поддержать сотрудников и сохранить атмосферу спокойную и благоприятную для работы и развития.

5. Ожидаете ли Вы изменения в структуре клиентов?

Андрей Лихтар:

Безусловно, изменения будут. Логично, что доля клиентов из отраслей и регионов, наиболее подверженных финансовому кризису, уменьшится. Но товаропотоки не остановятся, просто станут меньше и перераспределятся. А логистической компании важно всегда находится на пересечении таких потоков, и трансформироваться вместе с ними.В этой ситуации есть и определенные плюсы – повышенные требования к клиентам, позволят предотвратить сделки с недобросовестными, неэффективными компаниями, на которых раньше могли не обратить внимание.

Иван Гончаров: 

В целом, нет. Мы занимаемся перевозками в основном из стран ЮВА. Товар в основе своей покупаются из-за низкой цены, а не каких-то уникальных характеристик. Исключением может быть разве что Япония. Но тот, кто покупал “японское”, не купит “китайское” – это принципиально разные товары с точки зрения позиционирования их на рынке. С другой стороны, сам китайский рынок подвергся “фильтрации”, и цены на китайские товары в среднесрочной перспективе могут подрасти. Скорее всего, сократятся поставки дорогостоящих товаров (оборудование, например) из Европы и США. 

6. Каким образом финансовый кризис повлияет на кадровый рынок в сфере логистики?

Сергей Тимошенко:

Думаю, что точно таким же, как и в остальных сферах. Сейчас очень много статей и комментариев о сокращении штата, но я не видел, чтобы хоть в одной компании сокращение начинали с ценных сотрудников, которыми компания дорожит, поэтому и резкого притока достойных кандидатов на рынок труда я не вижу. Что касается уровня заработной платы кандидатов, то пока он остается на прежнем уровне. Это примерно как с арендой жилья - все говорят о ее снижении, но я пока на собственной «шкуре» чувствую лишь увеличение ее стоимости. Это объясняется тем, что люди просто привыкли столько требовать, и на «меньшее» никто не согласен. Но время всё расставит на свои места и с арендой, и со ставками по зарплатам, но только в новых условиях пересчет зарплаты уже будет не в рублях, а в другой валюте, вероятно, как всегда, любовь русского человека к доллару победит.

Андрей Журик:

Финансовый кризис не приведет к острым социальным последствиям, как в Беларуси, так и в России, однако, уровень зарплат будет сокращен, считают эксперты. В ближайшее время, вопреки многим прогнозам, не стоит ожидать массовой безработицы. На данный момент претезания кандидатов на высокие оклады не пропали. Однако с уверенностью можно спрогнозировать в ближайшее время снижение заработных плат. Ссылки на финансовый кризис дадут возможность работодателям предпринять те действия в отношении кадров, на которые они ранее не решались. Однако, для компаний, которые могут заиграться в подобные игры, вполне предсказуема ситуация потери высококвалифицированного персонала. Так как в период кризиса выживают сильнейшие. Соответственно, у ряда крупных игроков есть все шансы прирасти в трудный период относительно недорогим квалифицированным персоналом. Женская часть персонала вполне может предпочесть сомнительной карьере в условиях общей стагнации альтернативу уйти в декретный отпуск. 

Лилияна Юршениене:

Финансовый кризис повлияет на все сферы без исключения. Безусловно, кадровый рынок должен пополняться за счет компаний, свертывающих свою деятельность и уменьшающих количество сотрудников. Но это не факт, что на рынке появятся специалисты высокого уровня. Более вероятно, что это будет среднее звено.

7. Время кризиса - это время перемен: некоторые игроки исчезают с рынка, другие приостанавливают свою деятельность. Понятно, что действовать в сложившейся ситуации нужно предельно осторожно. Как Вы считаете, на чем следует сфокусировать внимание, от чего лучше отказаться?

Андрей Лихтар:

Сегодня, по нашему мнению, лучше отказаться от рискованных проектов, требующих серьезных финансовых вливаний, от работы с контрагентами, которые грешат неисполнением своих обязательств, и сконцентрироваться на повышении эффективности уже существующей системы в организации. Нужно понимать, что сегодня, для того чтобы получить рубль прибыли, необходимо затратить гораздо больше сил. А сделать это можно только добиваясь максимальной отдачи от каждого сотрудника, от каждой потраченной копейки.

Виктор Павлов:

В данный момент следует сфокусировать свое внимание на изучении рынка, с целью выявления наиболее перспективных отраслей, направить силы на сохранение достигнутых результатов путем введения системы бонусов и скидок постоянным клиентам, занять активную позицию при завоевании клиентов. Отказаться на данном этапе возможно от регионального развития, следует также сократить расходы на праздничные мероприятия.

Сергей Макушинский, IT директор: 

Следует сфокусироваться на увеличении производительности труда одного сотрудника. Доказать партнерам свою финансовую стабильность и тем самым заработать доброе имя и репутацию надежного партнера на время после кризиса

8. Каковы Ваши прогнозы относительно развития кризиса? Но какой период придется пик развития кризиса, сколько понадобится времени для преодоления последствий?


Андрей Лихтар:

Рынок цикличен, за спадом всегда идет подъем. И уже сегодня мы должны думать не только о том, как пережить падение рынка, но и о том, какие возможности откроются перед нами после него и как оказаться максимально готовыми использовать эти возможности, занять свободные ниши, первыми прийти к клиентам.
Для разных рынков пик придется на разное время. Мы думаем, что в Беларуси он будет позже, чем в России и Украине, но и выйдет из кризиса экономика Беларуси, соответственно, позже.Наиболее тяжелая ситуация сложится в январе, феврале. После праздников участников рынка ждет головная боль не только от «похмелья».Но если уже сегодня думать и действовать на перспективу, можно серьезно улучшить свою рыночную долю, за счет тех, кто действует необдуманно.

Иван Гончаров: 

Пик развития кризиса будет зимой 2008/2009. Это сам по себе своего рода “мертвый сезон” для многих рынков. Однако, как раз этот мертвый сезон, возможно, и даст “отдышаться” финансовой системе. Мне кажется, рынок хоть и вяло, но весной пойдет в гору. Чтобы восстановиться, думаю, понадобиться пережить нормальный годовой цикл, то есть год.

Сергей Капустин:

Сложно быть оригинальным в прогнозах, т.к. никто не смог открыто предсказать наступление того, что сегодня происходит – ни один из известных мне консультантов, экспертов! Многие готовы сегодня высказывать версии, когда же «это» закончиться. На мой взгляд, нужно исходить из того, сколько времени уйдет на санацию рынка и освобождение дополнительного пространства для выживших игроков. По меньшей мере 6 месяцев может длиться агония у бизнес организации, далее, к сожалению, смерть, а значит уход с рынка и освобождение этого пространства другим. Таким образом, нотки оптимизма для выживших зазвучат ближе к лету 2009. 

9. Ваши прогнозы развития ситуации в сфере логистики и грузоперевозок ?

Андрей Журик:

На данный момент ситуацию можно разделить на периоды до и после Нового года. До Нового года ситуация будет потихоньку усугубляться. Для этого периода характерны исполнение обязательств по контрактам первого полугодия, сокращение объема новых поставок по причине ограниченности финансовых ресурсов. После Нового года можно ожидать резкий обвал деловой активности. Январь и ранее не отличался рекордными количествами поставок, являвшийся месяцем гуляний, довозов того, что не успели довезти до Нового года и перезаключения контрактов. А в нынешней ситуации станет еще и месяцем сбора информации о том, куда же все-таки двигаться. Ситуация должна оживиться ближе к началу второго квартала, когда начнут приносить результаты антикризисные меры, предпринятые ранее государством. 

Лилияна Юршениене:

Кризисный период в разной мере затронет всех. Следует ожидать, что часть грузоперевозчиков и логистических компаний прекратит свое существование, а регулирование цен и портфель услуг будут диктовать более стабильные и большие компании.

Виктор Павлов:

В настоящий момент сложно прогнозировать. Если основываться на данных аналитиков и учитывать, что сфера услуг заработает в условиях кризиса, а логистика относится именно к данной сфере, то прогнозы должны быть благоприятными. Хотя на данном этапе сложно в это поверить.

10. Готова ли Компания СТА Логистик противостоять кризису? Если да – то за счет чего?

Андрей Лихтар:

Компания СТА Логистик готова к работе в условиях охлаждения экономики. Мы уже проводим более консервативную политику, чтобы по-прежнему обеспечивать наших клиентов сервисом на высшем уровне.
СТА Логистик имеет серьезный запас прочности и ресурсы для того, чтобы не только пережить кризис с минимальными потерями, но и выйти из него более сильными. Так что в перспективе мы рассчитываем занять то место, которое освободят другие логистические компании.В настоящий момент мы продолжаем заполнять нашу структуру новыми сотрудниками, то есть, мы не только не остановились, мы продолжаем развиваться. Безусловно, это развитие не будет таким масштабным, но движение вперед продолжится. Просто оно будет более осторожным, каждому шагу на рынке будет предшествовать более серьезная подготовительная работа, требования и ответственность за управленческие решения возрастают.Уже не раз говорилось, что сегодняшний кризис – это кризис доверия. Поэтому первостепенная задача для нас – это сохранить и увеличить доверие к нам со стороны сотрудников, подрядчиков, клиентов. 

Роман Василевский, финансовый директор:

СТА Логистик масштабно реализует мероприятия для подготовки к деятельности в условиях финансового кризиса. К числу антикризисных мероприятий относятся усиление риск-менеджмента и оптимизация бюджетов. Так как ещё нет точных прогнозов по развитию кризиса на территории, на которых ведёт свою деятельность Компания СТА Логистик, прорабатываются различные модели антикризисных программ.

Иван Гончаров: 

Главные качества, которые позволят противостоять кризису СТА Логистик – мобильность, полная финансовая самостоятельность, жесткая финансовая дисциплина, минимум материальных активов и, конечно, менеджеры, которые умеют эти плюсы использовать. 

Сергей Капустин:

Покажет только время. Мы не маги, чтобы свершить чудо, но и не «слабаки», чтобы опустить руки и поплыть по течению. Это наш шанс проверить свою бизнес организацию на прочность, надежность! Это наш шанс создать задел для будущего успешного развития в посткризисный этап мировой экономики. 
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2438

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Грузовладельцы Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании