Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Власти расставляют сети на сетевиков

Власти расставляют сети на сетевиков


12 Марта 2009


Правительство РФ предлагает ограничить работу сетевиков в Москве и Петербурге. Такая норма прописана в законопроекте «О государственном регулировании и развитии торговой деятельности», который сейчас активно обсуждается в столице. Чиновники считают, что порог доминирования оптовых торговых сетей может быть снижен в Москве с 35 до 15 процентов, а в Петербурге - до 5 процентов. Эксперты опасаются, что такие меры могут обернуться новым скачком цен в сетевых магазинах. 

Вопрос о возможном ограничении ритейлеров обсуждался во вторник на заседании правительственной комиссии под руководством первых вице-премьеров правительства Игоря Шувалова и Виктора Зубкова. Хотя предложение о введении такого порога доминирования нельзя назвать новым. Эту норму ФАС предлагала вписать в законопроект о торговле еще в прошлом году, но наткнулась на сопротивление минпромторга. Но теперь, возможно, ее все-таки введут - Зубков заявил, что будет поддерживать инициативу. 

Суть ее заключается в том, что один ритейлер не сможет занимать больше 5 процентов рынка по сравнению с другими игроками. Сетевик, превысивший эту долю, попадет под пристальное внимание ФАС. 

Эксперты считают, что снижение доминирования может дать обратный эффект и привести не к сдерживанию инфляции, а, наоборот, к росту цен на продовольствие. По словам президента Ассоциации компаний розничной торговли Льва Хасиса, приведенных в СМИ, «сетевики» держат наименьшие цены на продукты питания по сравнению с другими предприятиями розницы. 

В Петербурге к инициативе федеральных властей отнеслись неоднозначно. По мнению петербургского депутата, руководителя комиссии по промышленности и экономике городского парламента Александра Ольховского, пока никакого здравого смысла в предложении не видно: «Пока не будет расчетов по законопроекту, сказать что-либо сложно. Если на рынке торговли будет всего 5 процентов сетевиков, для небольших магазинов срочно целевым образом надо будет выделять помещения нежилого фонда в аренду». Другой парламентарий, председатель комитета по законодательству Виктор Евтухов, считает, что сокращать объем крупных оптовых магазинов давно пора: «У нас совсем задушили малый бизнес. Такая инициатива вводится только сейчас, в условиях кризиса. Но уж лучше поздно, чем никогда. Нам надо развивать розничную торговлю. Сейчас только малым бизнесом можно спасти ситуацию на рынке. Пока только сложно представить, каким образом можно сократить присутствие ритейлеров на рынке до 5 процентов». 

В «Ленте» «Фонтанке» также высказали свое негативное отношение к инициативе. В компании утверждают, что в данный момент российский рынок ритейла находится лишь в самой начальной стадии укрупнения и концентрации, которые являются для него стимулом для развития, а не тормозом. И сомневаются, что искусственное снижение темпов развития административными мерами будет способствовать повышению качества бизнес-процессов на рынке и, в конечном счете, качества предлагаемых россиянам торговых услуг. 

«Наша принципиальная позиция заключается в том, что отраслевой закон не должен устанавливать более жесткие ограничения, чем другие законодательные акты, в частности, федеральный закон 2006 года о защите конкуренции. Тот факт, что для рынка ритейла установлены особые пороги доминирования – гораздо более жесткие, чем для других рынков по закону \"О конкуренции\" (там порог минимального доминирования определен на уровне 35%, а максимального - свыше 50%) является дискриминацией. В стране должны действовать единые антимонопольные нормы», - считают в «Ленте». В компании также заявляют, что аргументы сторонников низких порогов доминирования для ритейлеров не имеют под собой никакой почвы: «Говорят, что крупные сети разгоняют инфляцию, пользуясь своим исключительным положением и устанавливая чуть ли не произвольные наценки. Но в реальности цены в крупных сетях ниже, чем в несетевых магазинах, процентов на 10%». 

Как пишут «Новые Известия» со ссылкой на директора Союза независимых сетей России Ирину Канунникову, доля магазинов современных форматов в Петербурге составляет около 70%, а в Москве только - 25-30%. (По данным КЭРППиТ, по состоянию на прошлый год, доля сетевиков составляла 60 процентов). Одной из причин такого «засилия ритейлеров» специалист называет использование в Питере административных методов - закрытие множества небольших магазинов, ларьков и мелких точек. «Если к этому добавится еще и дефрагментация рынка за счет очередных административных решений, то последствия будут самыми непредсказуемыми», - прогнозирует Канунникова. 

По ее словам, принятие этих мер повлечет значительный отток интереса инвесторов. А это означает снижение активности на рынке, который только развивается. Небольшие торговые предприятия не смогут сразу заместить крупные. Те же, в свою очередь, будут стараться обходить ограничения путем дробления торговых марок, создавая множество формально независимых юрлиц. 

Как комментировал газете «Коммерсантъ» еще в прошлом году гендиректор Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Меркадо» и др.) Лев Хасис: «Эти ограничения имеют огромный коррупционный потенциал. В конечном же итоге, если такой закон будет принят, рынок получит рост розничных цен». По его оценке, сейчас доля Х5 в Москве может составлять около 10% (у компании более 400 магазинов в столице). У других продуктовых сетей Москвы этот показатель пока не превышает 5%. В Петербурге, по оценкам ФАС, после покупки сети гипермаркетов \"Карусель\" Х5 Retail Group и вовсе занимает больше 35%. 

Снижая порог доминирования для торговых сетей, власти должны задуматься о том, что они могут предложить взамен. Как показывает практика, магазинчики в полуподвальных помещениях, хоть и «выручают» горожан пачкой сигарет или буханкой хлеба, но полноценно удовлетворить спрос не могут. Им на смену в Петербурге приходят магазины т.н. «шаговой доступности», но и к ним у покупателей есть претензии. Поэтому для большинства горожан торговые точки сетевиков являются единственным способом удовлетворения покупательского спроса. Если не будет и их, куда идти? 


Источник: retail.ru

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1141

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов»