Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Сетевой барьер Валерия Миронова

Сетевой барьер


Крупные розничные сети становятся стимулом к развитию производства качественных продуктов. Оказываясь лицом к лицу с потребителем, сети вынуждены выставлять жесткие требования к поставщикам, формировать стандарты и проводить аудит предприятий.


Один из основных вопросов, волнующих торговые сети, - ответственность перед покупателем за качество продукции. По закону о защите прав потребителей конечную ответственность за некачественный товар несет продавец. Розничные сети озабочены вопросом, как защитить своего потребителя и на уровне работы с поставщиками, и на уровне контроля над магазинами.

«Недовольство потребителей направлено на розничные сети, - говорит директор по корпоративной системе менеджмента компании «Лента» Евгений Гулянский. - Продавая некачественный или испорченный товар, сеть теряет свой имидж и своего покупателя». «В странах Евросоюза, в США поставщик обязан работать по системе ХАССП (НАССР - система обеспечения безопасности пищевых продуктов, применяемая во всех развитых странах, в США НАССР включена в обязательные регламенты. - Прим. ред.), без сертификата его просто не пустят на полки магазинов, - отмечает заместитель руководителя департамен¬та потребительского рынка и услуг города Москвы Анатолий Кочетков. -

Не сертифицированная и некачественная продукция стекается на менее развитые рынки, в том числе на российский, и здесь ее принимают В России хотя бы сетевые магазины должны установить барьер такой продукции, повысить свои требования к поставщику». Чтобы не допустить некачественный товар на полки магазинов, розничным операторам приходится создавать свою систему контроля.

«Руководители сетей, понимающие ответственность перед своим потребителем, начинают сами контролировать все движение продукта от производственного сырья до размещения на полке, - говорит руководитель испытательного центра ГНУ ВНИ-ИМП РАСХ им. Горбатова Юлия Юшина. - Как показала практика, программы контроля, внедряемые крупными сетями, оказываются наиболее эффективными, даже по сравнению с проверками служб государственного контроля».


На службе безопасности

«Некачественный товар - слишком обширное понятие
, - говорит Евгений Гулянский. - Его определяют множество факторов и причин. У сети есть свои требования, которые она выдвигает к поставщикам». Как рассказала руководитель отдела по обеспечению качества «Метро Кэш энд Керри» Наталья Горюнова, при введении собственной системы контроля качества в компании поделили продукты на группы риска. К высокой группе риска были отнесены свежее мясо, свежая рыба, детское питание, нуждающиеся в особом контроле.
Два года назад в «Метро Кэш энд Керри» ввели процедуру одобрения поставщика.
На первом этапе этой процедуры проверяется документация производства: технические условия, сертификат соответствия, этикетка. Некоторые поставщики отсеиваются уже на этом этапе.
Следующий этап - проверка предприятий поставщиков по разработанному компанией контрольному листу с целью выявления соответствия заявленному в документах. Если выявляются несоответствия и нарушения, на это указывается поставщику, и если он не реагирует в течение определенного времени, сеть расстается с ним, На уровне магазинов «Метро Кэш энд Керри» регулярно проводится мониторинг торговых полок.

По словам Натальи Горюновой, до внедрения своей системы контроля с полок снималось порой около 95% некачественной продукции, после системной работы по сертификации эта доля снизилась до 10%. Система контроля качества разработана и в розничной сети «Лента». Вся продукция перед поступлением на прилавки торговых комплексов «Лента», по словам менеджера по качеству компании «Лента» Юлии Мудрой, проходит двойную систему контроля.

Перед приемкой товара у водителя транспортного средства (ТС) проверяется наличие санитарной книжки, санитарного паспорта ТС, санитарное состояние кузова ТС и температурный режим транспортировки.

Товар принимают по сопроводительным документам, подтверждающим его качество и безопасность: сертификаты соответствия, качественные удостоверения, ветеринарные свидетельства и справки. Информация на упаковке сверяется со всеми документами на продукцию поставщика. Особое внимание при приемке товара уделяется сроку годности, который должен быть не меньше 2/3 от задекларированного. Проводятся обязательные замеры температуры на поверхности продукта и в пульпе, для чего все кладовщики обеспечиваются пульпомерами.

В случаях нарушения любого из указанных требований поставщику отказывают в приемке либо составляется акт разногласий. Непосредственно в магазине контроль осуществляется службой качества сети с заполнением чек-листов, отражающих санитарно-гигиеническое состояние производства и торгового комплекса в целом, а также с соблюдением стандартов качества, прописанных в инструкциях, разработанных специалистами компании на основе действующих нормативных актов и СанПиНов.

Процесс оценки или переоценки поставщика «Лента» проводится по результатам отклика покупателей, по информации книги жалоб, стойки работы с клиентами. Каждый инцидент, связанный с нарушением поставщиком договора о поставке продукции в магазины «Лента», документируется: продукция фотографируется, фотоснимки, подтверждающие, что товар несоответствующего качества или испорчен, отправляются по электронной почте ответственным менеджерам на производство. 


В условиях ужесточения конкуренции не только крупные операторы, но и малые сети вынуждены дорожить качеством продукции.
По словам директора Союза независимых сетей России Ирины Канунниковой, малые сети не имеют возможности отбирать поставщиков с той же жесткостью, с которой это могут себе позволить крупные игроки.
Кроме того, все малые розничные операторы работают через дистрибьюторов, поэтому контроль поставщика усложняется. «Чтобы объединить усилия в борьбе с некачественной и контрафактной продукцией, в требованиях к поставщикам мы консолидировали закупочную деятельность и создали одну торгово-закупочную систему, - говорит Ирина Канунникова. - За рубежом такие союзы начали создаваться более тридцати лет назад.
Мы планируем сертифицироваться на ISO, 29 сетей уже имеют такой сертификат Во всех сетях работают собственные органы контроля». 

Тем не менее, представители розницы считают, что вопросы качества должны регулироваться государством. «Мы внедряем жесткий входной контроль качества поставщиков сетей, но мы не имеем возможности контролировать тотально все магазины и все товарные партии, - говорит начальник инспекционного контроля безопасности продуктов питания Х5 Retail Group Ольга Зайцева. - Случается, что производители нас подводят, поставляют некачественный товар. Необходимо на государственном уровне повысить ответственность поставщиков».


Аудит в помощь 

Один из этапов системной работы с поставщиками - проверка производства представителями сети.
По словам менеджера по контролю качества «Метро Кэш энд Керри» Марата Алимова, аудит поставщика не направлен на то, чтобы расстаться с поставщиком. Сеть, выдвигая свои требования, пытается понять продукт, выявить, что можно сделать, чтобы улучшить его качество, поднять производство этого продукта на более высокий уровень, которого требуют и европейское законодательство, и крупные розничные сети.

«Крупные сети хотят быть уверенными в поставляемом продукте, а не заниматься его контролем на всех стадиях производства, - говорит эксперт. - Проводя аудит специалисты нашей компании выезжают на предприятие, анализируют его работу и если руководство заинтересовано в улучшении качества выпускаемого продукта, то специалисты могут подсказать, какие европейские стандарты использовать, как добиться их внедрения.

К сожалению, как показывает опыт многих моментов производители, даже имеющие сертификаты качества, не понимают и не знают. Они получили сертификаты, но не разбираются в стандартах».
Компания Metro Group проверяет поставщиков на соответствие российским стандартам качества, и пока российское законодательство не требует международной сертификации, сеть Metro, по словам эксперта, тоже не будет требовать этого со своих поставщиков. 



Неразрывность пищевой цепочки

Участники FMCG-рынка считают, что, только наладив диалог по вопросам качества, производители и розничные операторы смогут обеспечить потребителя качественным товаром.
При этом и сетевые операторы, и производители отмечают, что процесс контроля качества проходит не без конфликтов: розница желает контролировать производителя, а производитель, не всегда уверенный в качественных условиях хранения и бережном отношении к своей продукции, хочет контролировать свой товар в рознице.
Неразрывность пищевой цепочки - слабое место российского рынка, считают игроки, так как недостаток взаимных договоренностей между участниками процесса делает их не партнерами, а противоборствующими сторонами.

Представители бизнеса должны договориться между собой о взаимном сотрудничестве для выработки стандартов качества и их контроля. «Решением проблемы непонимания поставщиков и сетей должны стать встречи руководства, совместная разработка спецификации между поставщиком и ретейлером, утверждение единых правил и требований к продукту и его хранению», - говорит ведущий специалист департамента качества «Метро Груп Баинг» Светлана Соколовская.


Необходим комплексный подход, который сможет гарантировать уверенность в продукте по всей цепочке - производство, хранение, транспортировка, распределение. 

Валерия Миронова, Retail Technologies
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56028/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1792

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Обратная сторона доставки: истории курьеров Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется