Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Факты о контрафакте

Факты о контрафакте

(часть 1)

Контрафакт, постконтроль, электронное декларирование... Вопросы, поставленные бизнесом, для обсуждения с таможней не новы. Зато не перестают быть злободневными!


Плюсы и минусы их решения, перспективы и нынешнее состояние дел - такие темы получили новое развитие с центральным таможенным управлением на последнем заседании Консультативного совета.

Настал момент, когда о защите интеллектуальной собственности таможенные органы начинают беспокоиться чуть ли не больше самих правообладателей. Неужели участники ВЭД не солидарны с государственными исполнительными органами в борьбе с контрафактом?


Если правообладатель не хочет обладать...

В последнее время отмечается явная активизация Федеральной таможенной службы в деле задержания контрафактной продукции и сотрудничества с правообладателями. Так, в 2007 году таможнями Центрального региона было выявлено 2 млн. 177 тыс. единиц товаров, обладающих признаками контрафактных. Для сравнения: только в 1-м квартале 2008 года эта цифра составила 3 млн. 255 тыс. выявленных единиц. В 2007 году возбуждено 205 дел об АП по статьям 14.10 и 7.12 КоАП России, 29 уголовных дел, а по 170 делам об АП материалы переданы в УВД. В течение 1-го квартала этого года возбуждено 32 дела об АП, 5 уголовных, по 11 делам материалы переданы в суд.

— Но, несмотря на активизацию государственных служб в борьбе с контрафактом, именно правообладателям должна принадлежать в этом деле ключевая роль, — считает заместитель начальника службы федеральных таможенных доходов управления Ирина Кирякина.

По ее словам, еще пять лет назад многие крупные производители не имели в России своих представительств и, реализуя продукцию до ввоза в Россию, не заботились о се судьбе на внутреннем рынке. Сегодня ситуация меняется. Многие фирмы предпочитают устанавливать более серьезный контроль и заботиться о вытеснении контрафактных товаров оригинальной продукцией. Хотя существуют факты на первый взгляд почти абсурдные: немало компаний, которые не предпринимают никаких усилий, чтобы уберечь свой продукт и доброе имя производителя от подделок.

В чем же, собственно, противоречивость позиций правообладателей? Дело в том, что даже при успешном ведении борьбы с нарушениями интеллектуальных прав о полном возмещении прямых расходов на эту борьбу, не говоря уже об общем ущербе компании, об ее упущенной выгоде, не идет и речи. Экономическая цель оказывается вторичной. Расходы компаний на борьбу с контрафактом могут оправдаться, скорее, в долгосрочной или среднесрочной перспективе.

Так, за отведенные десять дней правообладатель должен взять пробы и образцы товаров, провести их исследование и с доказательствами того, что остановленный товар является контрафактным, обратиться в уполномоченный орган с просьбой об изъятии. При этом расходы на проведение исследования и последующие издержки, связанные с представлением интересов в судебных органа оплачивает правообладатель. Для небольших фирм такие суммы зачастую оказываются слишком велики по сравнению с ожидаемыми выгодами.


И тут на первый план выходит вопрос: что важнее для правообладателя - прибыль наличие подделок? Многие представители компаний оценивают долю контрафакта как незначительную и не влияющую на общий рост продаж. В качестве порога терпимости к контрафакту, по мнению исследователей рынка, называются цифры от 5 до 15% рынка.

- Есть и другие причины отсутствия усилий в противоборстве с контрафактом со стороны производителей, — рассказала Ирина Григорьевна. — Это принципиальное нежелание привлекать дополнительное внимание к своему продукту, что способно негативно сказаться на объемах продаж. Например, в сфере лекарственных препаратов, где выявление поддельной продукции приводит к отзыву серии или даже всей партии продукции. Иногда на наличие контрафактной продукции сознательно закрывают глаза в период первоначального освоения рынка, полагая, что это повышает «узнаваемость продукта». Не всегда представители компаний сообщают адекватную информацию в головные офисы, заботясь о благоприятной динамике текущих экономических показателей, иногда не рекомендуют регистрироваться в реестре и производить соответствующие действия. Нередки случаи, когда представители правообладателей после выявления фактов нарушения интеллектуальных прав не подают заявления или забирают в результате неформальных договоренностей и частичных компенсаций со стороны нарушителей, а зачастую и прямого давления.

Сейчас при выявлении признаков контрафактности таможенные органы могут приостанавливать выпуск товара в свободное обращение на срок до 10 рабочих дней (предусмотрено продление срока до 20 дней). Спустя 10 дней ответственность за подобное задержание без заявления правообладателя возлагается на таможню, которая должна выпустить товар.


Не лучше обстоят дела и с регистрацией торговых марок в реестре.

— Причина, я думаю, в том, что регистрация в Реестре требует раскрытия схем поставок, — отметила Ирина Кирякина. - А некоторые компании не заинтересованы в этом.

— По-вашему, получается безысходность какая-то, — решил расставить точки над «i» начальник ЦТУ Сергей Прусов. - Какие меры принимает Управление?

Как выяснилось, к уже введенным ограничениям на ввоз груза физическими лицами-«челноками» (по весу, стоимости, количеству перемещений границы), в этом году готовится введение правила ex officio. 

Оно позволит таможенникам задерживать подозрительную продукцию на семь дней (плюс 3 дня на оформление) без заявления правообладателя и независимо от того, внесены или нет его товарные знаки в реестр. В принципе, такое право у таможенников есть и сегодня, но только в течение трех дней. Дальнейшие задержки — на свой, точнее на их, таможенный, страх и риск. В случае ошибки расходы ложатся на таможню. Кроме того, Федеральная таможенная служба вышла с проектом поправок в Таможенный кодекс, которые увеличивают сроки постконтроля с одного до трех лет.


Чей адрес не дом и не улица...

Вопросы постконтроля стали темой отдельного обсуждения.


— В текущем году в отношении объектов интеллектуальной собственности подразделениями таможенной инспекции управления проведено 32 проверочных мероприятия, — отчитался заместитель начальника службы таможенной инспекции управления Виктор Калинин — на основании информации правообладателей, т.е. по 28 заявлениям, проведено 24 проверки (19 осмотров помещений и территорий, 3 специальные таможенные ревизии, 2 проверки документов и сведений). По результатам проверок в 18 случаях вынесены постановления о наложении ареста на более 59 000 единиц контрафактной продукции, возбуждено 25 дел об АП, доначислено таможенных платежей и штрафных санкций на сумму более 243 тыс.руб., взыскано денежных средств на сумму более 1,5 млн. руб., конфисковано контрафактных товаров на сумму около 700 тыс. руб. Прекращенные дела об АП отсутствуют.

Тем не менее, по словам Калинина, при результативности проверочных мероприятий, близкой к 100%, их бюджетная эффективность относительно низкая. Максимальный штраф по результатам рассмотрения дела составляет 30 тыс. руб. Как выяснилось, основная проблема — определение статуса товаров, то есть определение места, времени и способа ввоза товаров, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений. Из сложившейся проверочной практики ОТИ таможен у подавляющего большинства лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, отсутствуют документы (счета-фактуры, накладные) на реализуемый товар и доказать их перемещение не представляется возможным.

Конечно, соответствующие меры принимаются и пути решения вопроса ищутся. Организовано тесное взаимодействие с оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов, государственными контролирующими правоохранительными органами. Вышеизложенная проблема нашла свое отражение в Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров, аналитической программе развития таможенного контроля, а также в детальном плане мероприятий по реализации Концепции развития таможенных органов РФ.


Надо отметить, бизнес не остался безучастным к проблеме: есть права — надо охранять! Но, со своей стороны, участники ВЭД также высказали пожелания к таможне. Во-первых, но мнению президента Национальной ассоциации игрушечников России (НАИР) Антонины Цицулиной, процедура регистрации прав интеллектуальной собственности слишком затяжная, ее сроки порой критичны для жизненного цикла товара (например, игрушки — герои фильма). И тут было бы правильным процесс ускорить и, кроме того, рассмотреть вопрос о правовой возможности предварительного депонирования объектов интеллектуальной собственности (по аналогии с российским авторским обществом), уполномочив отраслевые ассоциации вести данный реестр. А во-вторых, бизнесмены пожаловались на низкую информированность участников рынка о законодательных и иных инициативах, направленных на борьбу с контрафактом.

— Можно поручить отраслевым ассоциациям разработать отраслевой реестр прав интеллектуальной собственности на основе реестра ФТС, — предложила выход Цицулина. - Скоординировать его с общим Реестром ФТС и создать интегрированный информационный портал, своеобразное «кольцо».


Мысль по поводу малой информированности поддержала и заместитель начальника правовой службы Марианна Малова:

— Я могу озвучить имеющуюся судебную практику по данному вопросу. Большей частью в судах привлекают к ответственности добросовестных участников ВЭД, которые страдают из-за неинформированности, из-за того, что нет общего доступа к реестру объектов интеллектуальной собственности, — отметила она.

Третьей проблемой в деле борьбы за права правообладателей президент НАИР назвала кардинальные отличия российского права от международного. Особенно в части тарифов и кодов, что негативно сказывается на ценообразовании, затрудняет оформление документов, удлиняет сроки и пр. Выход, по ее мнению, в мониторинге, унификации и актуализации таможенных кодов и тарифов.


Быть или не быть электронному декларированию

Пресловутое электронное декларирование! Оно есть или его нет? Как жизнь на Марсе, эту тему можно обсуждать и трактовать диаметрально противоположно: от однозначного нет до оптимистичного да.

— По своей сложности данная технология превосходит все имеющиеся технологии, которыми оснащены таможенные органы ФТС России, — сообщил аудитории начальник информационной службы управления Сергей Никитин. - Поэтому для внедрения и сопровождения данных систем нам нужны консолидированные действия не только специалистов таможенной службы, но и специалистов со стороны участников ВЭД, разработчиков программных средств. Только объединив усилия, мы сможем достичь здесь положительных результатов.


По его словам, ситуация вселяет оптимизм, но очень осторожный. В настоящее время от участников ВЭД лишь единицы обратились в ГНИ ВЦ ФТС России для «подключения к автоматизированной системе внешнего доступа к тестированию данной системы». И не только в Центральном таможенном управлении, но и по всей России нет ни одного участника ВЭД, который был бы готов к представлению сведений в электронном виде, с использованием сети Интернет. Никто из участников ВЭД не прошел тестирование, не аттестовал свои системы и не подключился к автоматизированной системе должным образом. 
Призыв Никитина «Давайте вместе!» прозвучал восклицательно, но надежд на благополучный исход предприятия не добавил.


Как «SOS!» слышались и слова генерального директора ЗАО «Норд-Ост» Анатолия Синюкова:

— Хотим обратить внимание на тот факт, что сегодня электронное декларирование в том виде, в котором оно существует, не упрощает процесс таможенного оформления для участника ВЭД, брокера, а только усложняет его, — взывал он.

И приводил примеры. При электронном декларировании декларанту необходимо все документы, которые ранее подавались в бумажном виде, передать в электронном формате. А это значит, что или эти документы нужно набивать в электронном виде вручную, перепечатывая с бумажного носителя, или же требовать предоставления: таких документов в электронном формате от тех, кто эти документы предоставляет. Например, Инвойс, TIR и т.д. от поставщика/перевозчика, сертификаты соответствия от Ростеста и т.п.


Далее. На сегодняшний день льгот в электронном декларировании нет. Какой смысл участнику ВЭД подавать ГТД в электронном виде, учитывая все перечисленные затратные части, когда он за примерно тот же самый промежуток времени выпустит свой товар в штатном, бумажном режиме? И еще. Каналы связи забиваются сканированными документами, растет трафик, увеличиваются расходы, скорость...

- Но жизнь намного богаче и заставляет нас развиваться, — признает Синюков, видимо, имея в виду присутствие в ней все того же электронного декларирования.


Он отмечает, что крупному участнику ВЭД очень важна четко выстроенная логистическая цепочка. И немаловажным звеном в ней будет прохождение таможенного контроля, возможность проследить, когда 
транспорт вошел на терминал, сколько времени занял процесс таможенного контроля ГТД у инспектора, почему 4 часа, а не 1 час, если все документы в порядке...

- Когда все действия будут прозрачными как для участника внешнеэкономической деятельности, так и для инспектора, то станет ясно, кто и что делал с документами. Спецификация взаимодействия это позволяет, — подчеркнул Синюков.


Что ж, жизнь действительно богаче и требовательнее, чем простое бумажное ведение дел. По информации представителя Международного союза автомобильного транспорта А. Шмелева, в Таможенный кодекс Евросоюза уже вводится обязательное предварительное электронное декларирование. Дата введения установлена с 1 июля 2009 года.

- И тогда ни одна машина не войдет и не выйдет с территории Евросоюза, если не будет сделано предварительное электронное декларирование на грузы, перевозимые автомобильным транспортом, — сообщил он.

Поэтому насущная задача — не отставать! И по решению совета «продолжить работу информационно-технической службы управления по внедрению в практику электронного декларирования с применением интернет-технологий».

- Я прошу включить в решение заседания еще одно поручение, — подвел итог заместитель начальника ЦТУ Сергей Рыбкин, — службе организации таможенного контроля управления подготовить обращение в ФТС России о необходимости внесения изменений в статью 130 Таможенного кодекса РФ.


По его словам, если этот вопрос решать совместно с налоговой службой, с банками и другими контролирующими органами, то дело, несомненно, двинется вперед.



Факты о контрафакте (часть 2)

 

Прошу уполномочить оператора...

Еще одна активно обсуждаемая тема: фактическая реализация программы института уполномоченных экономических операторов. Рабочая группа Консультативного совета ЦТУ трудится над этой задачей уже с апреля этого года. О первых результатах рассказала президент Гильдии логистических операторов Светлана Домнина. По ее словам, в первую очередь необходим эксперимент, в ходе которого должен быть присвоен статус и определена деятельность уполномоченного экономического оператора.

— В процессе эксперимента будут уточнены критерии статуса УЭО, — подчеркнула Светлана Домнина, — разработаны требования по обеспечению безопасности товародвижения и порядок контроля за соблюдением указанных требований и, что очень важно, разработаны предложения по совершенствованию системы обмена данными.

Мы уже говорили о самом понятии и задачах института уполномоченных экономических операторов («МЭ», № 6, 2007), сегодня идет речь о необходимости конкретных шагов в этом направлении. По словам Домниной, внедрение стандартов безопасности предполагает поэтапный подход, учитывающий национальные особенности. На первом этапе стоит задача создания среды, организации системы информационного обеспечения и апробации основных принципов стандартов безопасности. Здесь надо использовать нормы действующего законодательства и отработанные механизмы: в качестве источников получения предварительной информации - данные поставщиков и импортеров, а в качестве механизма реализации — электронное декларирование и принципы предварительного информирования. Дальше, на втором этапе, к уже задействованным источникам информации прибавляются базы данных таможенных служб иностранных государств, прежде всего стран ЕС.

— Вопрос по схеме, - уточнил заместитель начальника ЦТУ. — В каком виде и какую информацию будут предоставлять таможенные службы стран Европейского союза?

— Такие вопросы должно быть решены на уровне соглашений между таможенными органами стран, — пояснила Домнина, — поэтому на втором этапе предлагается получать эту информацию от логистических операторов Европейского союза, которые сертифицированы и аккредитованы национальными таможенными органами и имеют доступ к таможенной системе NCTS. Таким образом, они могут предоставить достоверную информацию в тех форматах, в которых она существует в базе данных Европейского союза.

— На сегодняшний день это очень краткая информация: отправитель, держатель книжки МДП, брутто, нетто, код товара из четырех цифр, — отметил Рыбкин. — То есть краткий образ самого МДП. Если экономический оператор Европейского союза даст больше информации, мы будем это только приветствовать.

Но если об уполномоченном операторе в России вопрос до сих пор остается открытым, то уполномоченный грузополучатель на практике — вполне реальное лицо. Конечно, у них там, за границей, все точки над «i» расставлены уже давно. Конвенцией о процедуре общего транзита еще в 1987 году установлено, что лицам, «желающим получать в месте своего нахождения или в любом другом указанном месте товары, помещенные под процедуру общего транзита, может быть предоставлен статус уполномоченного получателя». В российском таможенном законодательстве такое понятие отсутствует. Зато, по словам начальника службы организации таможенного контроля управления Игоря Демидова, статьей 68 ТК России установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц. К ним отнесены: подача периодической таможенной декларации (статья 136 ТК России), выпуск товаров при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров (статья 150 ТК России), хранение товаров на своих складах и др. Так, в настоящее время специальные упрощенные процедуры были установлены в отношении 240 участников внешнеэкономической деятельности, среди которых преобладают крупные производственные предприятия. При этом деятельность таких предприятий характеризуется стабильностью и подкрепляется многолетним опытом осуществления внешнеэкономической деятельности.

И сегодня сделан следующий шаг на пути гармонизации законодательства. В Таможенный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях внесен законопроект, который предлагает изменить и дополнить ТК России с учетом международных стандартов в части введения института уполномоченного грузополучателя.

- Согласно положениям законопроекта, - разъяснил Демидов, — уполномоченный грузополучатель — это российское юридическое лицо, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность, в отношении которого устанавливаются новые специальные упрощенные процедуры. Они включают завершение процедуры внутреннего таможенного транзита и проведение отдельных процедур таможенного оформления и таможенного контроля непосредственно в месте нахождения этого лица, а также возможность выпуска товаров без их фактического предъявления таможенному органу.

Итак, решения участников Консультативного совета приняты, утверждены и ждут исполнения. К работе в постоянном оперативном режиме приступает рабочая группа совета.

Елена Полуян, «Международный экспедитор», 2008.


Конкретика. Выдержки из стенограммы заседания

Начальник отдела информационной безопасности ГНИВЦ ФТС России Д.В. Дунаев:
- Я не разделяю оптимизма коллег по поводу финансовой составляющей расходов по внедрению новой системы электронного декларирования. Это достаточно затратная технология. К примеру, аттестация информационной системы заинтересованного лица по требованию безопасности информации проводится сертификационными центрами, имеющими соответствующие лицензии. Вторая проблема, которую выявит аттестационный центр при проведении аттестации - это наличие не просто лицензионного программного обеспечения, а наличие лицензионного сертифицированного программного обеспечения. Это не так дорого, но тоже требует определенных финансовых затрат. Третья затратная вещь - это приобретение криптошлюза «Континент».

ЗАО «Фирма «Центр внедрения «Протэк», Н.Н. Яковлев:
- Что входит в данном случае в понятие «информационная система»?

Д.В.Дунаев:
- В состав информационной системы входит один сервер, одна рабочая станция, один криптошлюз. Это одно рабочее место. И если есть десять рабочих мест, значит, сумма удесятеряется. Поэтому хочу обратить внимание членов Консультативного совета, что никто не отменяет старые технологии.

Н.Н. Яковлев:
- Я не уловил, в результате применения информационной системы мы имеем ГТД с печатью «выпуск разрешен»? То есть документ печатается или ваши разработки предполагают некий иной документ, который можно распечатать и сказать, что этот документ пойдет для бухгалтерского учета и валютного контроля. Что будет в итоге?

Начальник отдела разработки комплексных информационных технологий ГНИВЦ ФТС России Е.Н. Суслина:
- Вы получите электронный документ с отметками таможенника о выпуске. Но для обращения в налоговые органы потребуется бумага. Вы обращаетесь в таможенный орган, который печатает вам эту декларацию на бланках формата А4 (не на бланках ГТД), заверяет ее своей печатью и передает вам. Пачку сопровождающих документов с собой приносить уже не надо.

Н.Н. Яковлев:
- Вы сказали, что сканированных вариантов документов не будет. ЗАО «Протэк» применяет декларацию соответствия качества лекарственных товаров, если ее не отсканировать, тогда придется ее набивать вручную?

Е.Н. Суслина:
- Данная система предполагает, что мы взаимодействуем по принципу «система-система». Если у вас этой системы нет, то вам нужно решить, эффективно ли будет применение электронной формы декларирования, где фактически вы будете осуществлять ручной ввод информации. Если у вас есть своя информационная система, если у Вас есть свои партнерские соглашения с партнерами из-за рубежа, которые представляют вам все сведения в электронном виде, наверное, вам целесообразно рассмотреть этот вариант. Теперь по поводу сертификата качества производителя. Данные сертификаты имеют совершенно нерегламентированную структуру. У каждого производителя они свои. Это структура слабо формализованного документа, куда будут вноситься сведения о таких документах, так называемая позиция «прочее», которая есть во всех приказах. И для этого в альбоме форматов есть соответствующий документ.

Д.В.Дунаев:
- Мы готовы выдавать электронные цифровые подписи на других носителях. Вопрос о сопровождении электронных цифровых подписей регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», выдача электронных цифровых подписей осуществляется бесплатно. Но вопрос годовой поддержки электронной цифровой подписи является бизнесом многих удостоверяющих центров. В ГНИВЦ ФТС России этот вопрос находится в стадии разработки, пока мы будем выдавать электронные цифровые подписи бесплатно и, соответственно, их обслуживать.

ЗАО «РОСТЭК - Московский регион», A.M. Быков:
- Есть ли обратная связь в электронной системе декларирования? Получит ли декларант в электронном виде от таможенного поста запрос на предоставление дополнительных документов, решение по коду товара, если таможенный пост принял иное решение по коду товара, чем тот, который задекларирован?

Е.Н. Суслина:
- Технология предполагает взаимодействие от системы декларанта до таможенного органа и от таможенного органа до системы декларанта. Во-первых, на стороне таможни ведется ресурс, который называется «архив декларанта», еще до открытия процедуры декларирования. Вы имеете возможность поместить туда свои документы. Контракты и иные документы, которые будут использоваться в нескольких процессах декларирования. Декларант всегда получает подтверждение получения всех направленных сведений, подтверждение результатов их обработки, начиная с момента предоставления ГТД. В ответ декларанту идет протокол ошибок, если они будут выявлены в процессе приемки декларации. Он исправляет свои ошибки и подает ГТД вторично. Если возникает необходимость внесения изменений в ГТД по вопросам, связанным с классификацией товара либо выявлением технических неточностей, то поскольку данная технология электронная, в ней есть определенные особенности, связанные с электронной цифровой подписью. Инспектор не имеет права внести изменения в электронную декларацию, в этом случае электронная цифровая подпись на документе будет недействительна. Поэтому в рамках данной работы было определено четкое разграничение полей, которые заполняет декларант, и полей, которые заполняет таможенный инспектор. В связи с этим, если требуется внесение изменений, инспектор согласно сценарию направляет запрос декларанту с требованием внесения данных изменений. Декларант должен уже зарегистрированную декларацию исправить и направить ее в таможенные органы, переподписав ее. Чтобы таким образом восстановить целостность подписи на данном документе. Декларация попадается инспектору, система таможенного оформления автоматически сравнивает две версии декларации: ранее поданную и вновь представленную участником ВЭД. Инспектор в цветовой окраске видит те сведения, которые были изменены, и принимает решение принять ему данную версию декларации как актуальную и последнюю либо отказать декларанту в принятии данной версии.

ООО «Эльдорадо», А.Е. Сарапук:
- В случае если возникают дополнительные вопросы по заявленной таможенной стоимости, как будет происходить ДТС-1, ДТС-2, запрос документов и так далее?

Е.Н. Суслина:
- Мы предоставляем возможность инспектору запросить эти документы и технически реализовать эту возможность. Дальше инспектор сам принимает решение о том, какие документы он будет запрашивать. Возможность переподачи зарегистрированной декларации существует в системе. Если это коснется, например, изменения метода определения таможенной стоимости, то придется переподать декларацию в рамках того же процесса, плюс декларацию таможенной стоимости.

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56041/

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1142

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

аудит бизнес-процессы вэд логистический консалтинг оптимизация склада склад складские проекты статьи управление управление запасами