Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Уравнение хранения Игорь Пичугин, Наталья Царевская-Дякина

Уравнение хранения 


Журнал «Секрет Фирмы» № 43 (275) от 03.11.2008 

Современный склад — это высокотехнологичное предприятие с полностью автоматизированными бизнес-процессами
Фото: Alamy/Photas





Складское хозяйство обычно находится не на виду. Но от работы склада часто зависит эффективность бизнеса. Оптимизировать логистические процессы помогают специальные информационные системы, которые, впрочем, надо еще умело внедрить. 


Учет на складе можно вести и без всякой автоматизации — с помощью тетради в клеточку или таблиц Excel. Но качество учета при этом будет сильно зависеть от добросовестности исполнителей. Если начальник склада — человек аккуратный, то все изменения будут вовремя фиксироваться, а нужные документы быстро готовиться. В противном случае руководство не получит полной информации о том, что, в каком количестве и где лежит на складе и какие деньги компании на нем \"заморожены\". 

Кроме того, все время набирать дополнительных сотрудников на склад не удастся. Слишком много на складах важных бизнес-процессов. Здесь нужно учитывать и анализировать движение товаров, формировать отчеты, готовить и печатать первичные складские и платежные документы, поставлять нужные данные в бухгалтерские программы и другие управленческие системы. Для автоматизации этих функций и служат программы складского учета. 

В последнее время на рынке систем складской автоматизации произошла подмена понятий: сейчас любую систему с функцией адресного хранения (когда указываются точное местоположение и характеристики товара) называют Warehouse Management System. Но WMS — это система, обеспечивающая не просто учет, а комплексную автоматизацию управления складскими процессами. Такие системы умеют ставить задачи, связанные с размещением определенных товаров, их перемещением в зависимости от срока хранения, и контролировать выполнение поставленных задач. WMS в состоянии посчитать экономическую выгоду, прогнозируя заполнение мест хранения. Для многих компаний подобные задачи неактуальны, и полноценные WMS-системы им не нужны. 

Между тем большое количество недорогих и несложных по конфигурации программ предназначено для решения типовых аналитических и учетных задач, не требующих специального функционала. К ним относятся российские разработки компаний "Фолио", 1С, "Штрих-М", CoreIMS и других. Они предназначены для малых и средних предприятий, например для небольших торговых центров с собственными складами. Такие программы используют систему штрихкодирования — данные в них заносятся с помощью сканеров штрихкодов. 

Бюджетное решение 


В прошлом году руководство компании "Логистик сервис", оказывающей материнской фирме — группе "Нисса центрум" — услуги хранения и перевозки полиграфического оборудования и запчастей к нему по всей России, решило автоматизировать свой склад. Склад не очень большой, площадью 4 тыс. кв. м, но неплохо оборудованный (категории B+).

"У нас весьма обширный и миниатюрный по объему ассортимент: пружинки, болтики, гайки,— поясняет заместитель генерального директора "Логистик сервиса" Михаил Ильинский,— который тяжело отличить визуально. Например, винты с правой и левой резьбой, реле с одной ножкой или тремя. Легко запутаться". 


  Предварительно в компании подсчитали расходы на увеличение числа новых учетчиков, кладовщиков и их обучение и поняли, что дешевле купить систему складского учета. Она сама показывает, где какой товар лежит, кому и сколько отгрузить, так что любой сотрудник научится работать с ней за две недели. Рабочая группа рассмотрела около десяти продуктов и быстро пришла к выводу, что крупные зарубежные системы не подходят.

"Мы смотрели и на полноценные WMS-системы, и на складские модули SAP и Microsoft Dynamics,— вспоминает Михаил Ильинский.— Но они встали бы нам в такие деньги, что компания потеряла бы свое конкурентное преимущество, пытаясь окупить подобную систему". Кроме того, логистики сочли, что западным решениям не хватает гибкости для доводки под клиента, поскольку их разработчики сидят за рубежом.


Компании нужна была программа, способная подбирать и отпускать по заказу товар, а справиться с этим в состоянии и отечественная система. Так что выбор остался за продуктом CoreIMS. 

Проект по внедрению занял семь месяцев. Месяц из них ушел на инвентаризацию, сопровождавшуюся остановкой бизнеса: на четыре дня склад встал на учет, и сотрудники вручную пересчитывали остатки. С помощью специалистов CoreIMS штрихкоды производителей на поступающих в \"Логистик сервис\" грузах были заведены в систему, создан список номенклатуры хранения.

"Теперь полную инвентаризацию можем провести за выходные силами трех сотрудников,— гордится Михаил Ильинский,— а выборочную, по просьбе клиента, вообще в любой момент: включаем сканеры штрихкодов — и опись готова". Система сама подсказывает, что нужно сделать с товаром — куда его разместить, откуда забрать. Внедренцы из CoreIMS дополнили систему финансовым учетом и статистикой, интегрировали с ней программу корпоративного документооборота, сейчас занимаются увязкой складской логистики с транспортной. 

Как и раньше, склад, включая зону погрузки, комплектации, приемки и маркировки, обслуживают восемь человек. По планам система должна окупиться к концу 2009 года. \"У компании увеличился запас прочности,— резюмирует Михаил Ильинский.— Мы теперь можем обслужить на 50% больше клиентов с тем же качеством и по той же цене\". 

Наставник для робота 


Подобные системы складского учета, отмечает консультант CoreIMS Александр Черняев, вполне подходят для складов площадью не более 5 тыс. кв. м и номенклатурой в несколько сотен товаров. Как правило, небольшие склады специализируются на обслуживании одного рынка — краски, мебель, ТНП. Основные задачи таких складов — добиться прозрачности складской структуры и избежать проблем с пересортицей. Этого требует постоянная необходимость проводить инвентаризацию и учитывать товарные остатки. Мероприятия трудоемкие и затратные, и системы складской автоматизации стоимостью $50-60 тыс. способны облегчить жизнь и помочь навести порядок. 

Тратить же $300 тыс. (средняя цена системы WMS на начальном этапе) для этих целей бессмысленно. WMS требуются компаниям с разветвленным порядком хранения, несколькими складами, собственным транспортом, большой товарной номенклатурой, куда входят товары различного режима хранения. Разумеется, нужны такие системы крупным логистическим фирмам, для которых хранение грузов — основной бизнес. 

WMS — целая методология управления складами. Топология склада в ней, например, описывается графически в виде матричной структуры: проходы, ряды, точные координаты ячейки на полке, полки — в стеллаже, стеллажа — на складе. Каждое место хранения имеет набор характеристик (тип, условия хранения, размеры, максимальный вес размещаемого груза, приписанный товар или владелец). Такая система позволяет полноценно анализировать состояние склада и управлять его работой.

"Умные" версии WMS-систем работают по системе pick-to-light, когда территория склада подсвечивается разноцветными диодами, указывающими путь перемещения грузов. Система отслеживает выполнение задания в режиме онлайн, зажигая огни по мере передвижения погрузчика. В более сложных устройствах грузчик работает в специальных очках, в которых отображается только его маршрут. Глобальная цель разработчиков WMS — уменьшить число человеческих ошибок, когда система сама диктует шаги персоналу, освобождая его от раздумий и сводя до уровня роботов. 

"Для крупных складов с огромным товарооборотом, площадями и штатом сотрудников WMS-система — необходимое условие существования в современном мире. Работать сейчас без нее — все равно что писать роман на печатной машинке",— находит сравнение Александр Черняев. 

Прибыль на складе 


В 2006 году уральской компании \"Кинетика\" предстоял переезд на первый свой склад класса А: 11 тыс. кв. м площади, 15 м в высоту, 15 тыс. паллетомест. \"Новый склад мы хотели автоматизировать по всем правилам,— рассказывает ИТ-директор \"Кинетики\" Павел Коптелов.— Чтобы максимально использовать такие площади, решили ввести систему адресного хранения\". Заказчики у компании известные — DHL, \"Техносила\", Kraft Foods, \"Юнилевер\" и им подобные. \"Кинетика\" (у компании сейчас несколько складов общей площадью 30 тыс. кв. м и восемь распределительных центров на территории УФО) оказывает им полный комплекс логистических услуг: ответственное хранение товаров, доставка грузов, информационное сопровождение и управление цепочками поставок. Так что объемы запасов, номенклатура и способы обработки товаров у компании велики: в одну погрузочную форму порой заводится до 2 тыс. наименований. 

Проектная группа посмотрела семь различных программных продуктов.

В шорт-листе остались две системы:

EXceed WMS от немецкой компании Infor и отечественная Solvo, которая, несмотря на допотопный и неудобный интерфейс, устраивала \"Кинетику\". Но не победила ни та, ни другая. \"Откуда про нас узнала компания \"Корус консалтинг\", я не знаю,— интригует Павел Коптелов.— Но от них вдруг поступило предложение внедрить систему Manhattan Associates\' ILS. Предложение нам понравилось, особенно план ввода системы. Переговорили со знакомыми в компании \"Алиди\", тоже внедрявшей эту систему, расписали все возможные риски и способы их нейтрализации — и решились\". 


15 декабря 2006 года новый склад должен был начать работу, поэтому сроки внедрения были очень короткими — на проект отводилось всего три месяца. \"Кинетика\" настаивала, чтобы внедрение было максимально \"коробочным\", по стандартной процедуре. Все \"навороты\" решили делать позже, когда склад запустится и станет ясно, что еще потребуется от системы. \"Этот расчет полностью себя оправдал,— утверждает Коптелов.— Если бы начали что-то дополнять от себя, мы бы, наверное, до сих пор внедряли систему\". 

Много времени и внимания компания уделила обучению персонала и тестированию системы, даже потратила на это лишний месяц. Но все равно запустить систему в эксплуатацию без сучка без задоринки не удалось. Свою роль сыграл человеческий фактор: из-за неправильно внесенных данных в системе произошло несколько сбоев, что привело к эффекту \"снежного кома\". Систему остановили и начали разбираться. Внедренцы порой задерживались на складе за полночь, организовали дежурство для консультаций пользователей системы. Ошибки пользователей-новичков Павел Коптелов считает самым большим риском при внедрении WMS-системы. Главное, чтобы хватило сил эти оплошности исправить, иначе внедренческий проект может умереть на корню. 

У Павла Коптелова нет сомнений в эффективности системы: без нее использовать складские мощности, рассчитанные на несколько тысяч наименований продукции, было бы невозможно. Да и сам такой склад, а вместе с ним работа в области логистических услуг (\"Кинетика\" начинала как региональный дистрибутор слабоалкогольных напитков) компании были бы не по зубам. \"Каждое паллетоместо должно давать прибыль,— рассуждает Коптелов,— иначе оно теряет ликвидность. Без системы оно приносило бы нам, условно говоря, сто рублей, а приносит тысячу\". 

Цена внедрения 


WMS, как и любая серьезная управленческая система, требует столь же серьезного подхода к внедрению и сопровождению. Ее необходимо настроить под требования конкретного склада, под его товарную матрицу, номенклатуру, бизнес-процессы. Около полугода после запуска систему нужно доводить до ума. Она требует постоянной поддержки, обновления большого числа параметров, чем должна заниматься корпоративная ИТ-служба. Но главное — компания и ее руководители должны быть готовы к тому, чтобы довести внедрение до конца. 

В логистической компании \"Алиди\", с которой советовался Павел Коптелов, дело до конца пока не доведено. Здесь та же система Manhattan Associates\' ILS, и устанавливал ее тоже \"Корус консалтинг\". Но пока система работает в усеченном варианте. Проект ведется уже несколько лет, сроки его завершения все время отодвигаются. 

\"В этом виноваты обе стороны,— дипломатично комментирует ИТ-директор \"Алиди\" Константин Старовойтов, пришедший в компанию уже после начала внедрения.— Мы сами не совсем верно подошли к проекту, не осознавали масштаб необходимых изменений. Проект затянулся, наш склад частично работает через нашу ERP-систему, из которой печатаются листы подбора для действий с товаром\". При этом Старовойтов уверен, что для логистической компании WMS-система так же важна, как биллинг для телеком-оператора: \"Именно этот актив позволяет вывести логистику на качественно новый уровень, обеспечивает конкурентное преимущество компании — скорость и качество обслуживания клиентов\". 

\"Жаль, что взаимопонимания с внедренцами не находится,— жалуется Старовойтов.— Когда я пришел в компанию, у нас было автоматизировано 10-15% склада. С новым директором по логистике мы были сильно заинтересованы в завершении проекта, пытались сдвинуть его с мертвой точки, но никаких подвижек не произошло\". 

Ситуация для внедренческих проектов довольно распространенная. Со всеми задачами, сформулированными в ТЗ, в плановые сроки не справились, в том числе, как следует из слов Старовойтова, из-за организационных недоработок \"Алиди\". Консультанты готовы работать за дополнительные деньги, а заказчик считает: нужно доделать то, за что уже заплачено. Уступать пока никто не хочет. 


\"Технологии информационных систем применительно к цепочке создания стоимости можно назвать поистине всепроникающими, ведь каждый вид деятельности по созданию стоимости одновременно использует (потребляет) и продуцирует информацию... Например, при операциях внутренней логистики информационные системы применяются для контроля над погрузочно-разгрузочными работами, доставок по расписанию, управления расходованием сырьевых запасов\". 

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56151/
 Майкл Портер 
\"Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость\" 
М.: Альпина бизнес букс, 2008 


СТРАНИЦЫ АВТОРОВ 
  Игорь Пичугин | Наталья Царевская-Дякина 

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2464

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

В поисках легких путей: как маркетплейсы становятся ловушками для мелких предпринимателей Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы