Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистика автозапчастей Антон Белецкий

10.02.2009

Логистика автозапчастей

Антон Белецкий


Темпы развития авторынка Украины намного опережают темпы развития этого рынка многих мировых стран, вход на рынок дешевых азиатских автобрендов усилил эту тенденцию. По данным ММГ объем рынка автозапчастей страны в 2007 г. составил примерно $1,35 млрд., что на 63% больше, чем в 2006-м. При этом доля импортируемой продукции пересекла отметку 90% (также и в денежном выражении). Основными поставщиками в минувшем году стали такие страны, как Южная Корея (24%), Польша (18%) и Китай (8%).


  Ярким показателем этого стали вездесущие пробки во всех крупных городах Украины. Количество автомобилей, усиленный износ деталей в пробках и многие другие факторы развивают рынок автозапчастей быстрее самого рынка автомобилей. Но если с логистикой автомобилей все относительно просто, то логистика автозапчастей вещь далеко не простая – каждый автомобиль состоит из сотен запчастей, и запчасти для одной модели одного и того же бренда совершенно не подходят к другой модели этого же бренда, не говоря уже о иных брендах.

Редкие исключения только подтверждают правило, но автозапчасти автозапчастям рознь – автозапчасти имеют диаметрально противоположные физические параметры – размеры: сравните автомобилььный предохранитель и кузов, материал изготовления, что говорит о различных условиях хранения, упаковку – некоторые автозапчасти аккуратно упакованы в многослойную упаковку со всей надлежащей маркировкой, а часть автозапчастей это просто кусок металла обильно обмазанный каким-нибудь консервирующим составом типа масла, под густым слоем которого никакой маркировки не видно, да и не всегда она и есть. И все это многообразие автозапчастей исчисляемые десятками тысяч хранится на одном складе, более того, заказы автозапчастей редко содержат много единиц одной позиции, обычно это более чем многопозиционные заказы по 1-10 единиц каждой позиции.

Необходимо заметить, что чем старше машина тем чаще и больше запчастей ей необходимо, и автопроизводители с честью производят необходимые автозапчасти для автомобилей уже давно снятых с конвейера, которые так же необходимо хранить, транспортировать, дистрибуцировать.

Ярким примером склада запчастей является склад таковых при производстве Volkswagen в Германии, который имеет высоту более десятиэтажного здания и имеет полностью автоматизированную и роботизированную систему подбора заказов, но это у них… на территории Украины, да и других стран СНГ о таких складах приходится только мечтать – отечественные автодилеры еще долго не будут готовы к созданию складов такого уровня – пока ручной труд отечественного сотрудника стоит дешево, можно и руками обрабатывать немалые заказы, но тем не менее есть тенденция развития автоматизации складов автозапчастей и на Украине, но до роботизации у нас пока дело не дошло.

Но давайте рассмотрим все факторы особенности логистики автозапчастей на нашем рынке поподробнее. 

Рынок автозапчастей Украины


Последние несколько лет украинский рынок автомобильных запчастей растет синхронно с рынком автомобилей. Вступление Украины в ВТО может придать дополнительный импульс производителям и импортерам автозапчастей.

  Сейчас рынок автозапчастей - один из наиболее емких и быстроразвивающихся в Украине. 

  По темпам роста автомобильного парка Украина занимает второе место в Европе (46%) после Литвы (48%). По состоянию на 1 января 2008 г. количество легковушек в нашей стране составляло 6,4 млн. штук, что на 9% больше аналогичного показателя на 1 января 2007 г. (5,8 млн. автомашин). Если говорить об объемах, то в 2008 г. парк иномарок составил более 2 млн., а парк машин из СНГ - более 4,3 млн. единиц.

  Что касается ситуации на рынке иномарок, то за последние четыре года их доля выросла до 27% за счет физического износа моделей авто советской сборки и активной их заменой импортными машинами, как собранными в Украине методом крупноузловой сборки, так и импортированные в полностью готовом виде.

  На развитие рынка автозапчастей немалое влияние имеет и развитие дистрибьюторской сети. Приближаясь к европейским методам работы, развивается такая система реализации, как сбыт через СТО. Сегодня она составляет 20-30% продаж официальных операторов. Говоря о перспективах дистрибуции запчастей, то главной тенденцией станет поставка автоаксессуаров и дополнительного оборудования на фирменные СТО, обслуживающие новые автомобили, а также в супермаркеты продтоваров и магазинчики при АЗС.

  В ближайшем будущем импорт автозапчастей будет только расти вместе с увеличением доли зарубежных автомобилей. В относительном выражении прирост ввоза деталей составит примерно на 40-50% в год. За 2007 г. объем их производства в Украине в денежном выражении вырос $267,83 млн. дол. (+24,9%). Ежегодно в течение последних трех лет украинские производители автозапчастей наращивают производство продукции на 20-25%.

  Кроме вышеперечисленных причин роста рынка автозапчастей необходимо отметить и некоторые иные причины, кроме развития авторынка, так например, среди причин всплеска спроса на автозапчасти на Украинском рынке эксперты называют в первую очередь последствия автомобильного бума 2004–2005 гг.: в прошлом году на «свободный» сервисный рынок массово поступили автомобили, купленные два-три года назад, гарантия на которые уже истекла.

  Поскольку продажи новых авто продолжают бить рекорды, специалисты рассчитывают, что в течение ближайших трех–пяти лет сегмент запчастей будет расти не менее динамично, прибавляя в весе как минимум по 30% в год. Стоит отметить, что укреплению данной тенденции в немалой степени способствовал стремительный рост числа автомобилистов, которые не вникают в тонкости ремонта машины, перекладывая решение этого вопроса на СТО. Сегодня более чем в 50% случаев решение о покупке той или иной запчасти принимает уже не владелец авто, а механик станции техобслуживания. В дальнейшем влияние автосервиса на сегмент запчастей только усилится, ведь доля старых машин будет сокращаться, тогда, как полные современной электроникой новые модели автолюбители вряд ли решатся ремонтировать самостоятельно или на гаражной СТО.

  Параллельно снижается доля автобазаров, в частности, наиболее крупного из них на проспекте Перова. Если еще несколько лет назад эксперты оценивали долю этого канала реализации в 50–60%, то сейчас, она не превышает 20% и будет стремительно сокращаться. 

  Новые тенденции заставляют экспертов усомниться в правильности озвученного несколько лет назад прогноза о перспективности такого торгового формата, как специализированные магазины. На сегодняшний день в столице работает не менее 50 торговых точек, в том числе крупные супермаркеты и сети (Valmi, «Автоформула», «Драйв» и пр.). Представители последних отмечают, что у них продажи по-прежнему растут, но при этом добавляют, что все большую долю динамики обеспечивают сотрудничество с теми же СТО и мелкий опт, а не розница. В то же время небольшие торговые точки действительно теряют покупателей. 

  Многие автодилеры намерены развивать собственный бизнес за счет сервиса и выхода на рынок автозапчастей, как минимум к собственным автобрендам. 

  Разобравшись в тенденциях отечественного рынка автозапчастей, можно оценить объемы логистических оборотов этого рынка, а так же всю важность данной отрасли, как направления логистичсекой деятельности. Посему предлагаю начать рассмотрение логистических процессов непосредственно.

Склад автозапчастей – факторы успеха


Транспортировка автозапчастей относительно не сложный процесс, и мы рассмотрим его в данной статье весьма коротко. Большую сложность представляют процессы складской логистики этой продуктовой группы, которую я намерен «препарировать» достаточно глубоко.

  Предлагаю рассмотреть во многом идеалистичную модель процессов логистики автозапчастей, внедрение которой сможет сделать склад таковых более чем эффективным и успешным, но, к сожалению, за редким исключением, мало применяемой в полном объеме отечественными логистическими операторами рынка автозапчастей. Для максимальной концентрации рассматриваемых процессов на складе предлагаю рассмотреть модель, когда складская логичтика автозапчастей является полным и отдельным бизнес-циклом, а не складом при производителе или автодилере.

  Эффективность работы склада автозапчастей зависит от ряда факторов, в числе которых организация процесса поставки комплектующих, объемы и виды складируемой продукции, способы их доставки и хранения, конструктивные особенности склада, разновидности WMS-системы, специфика в подборе заказа, осуществление услуг кросс-докинга и, что особенно важно, наличие квалифицированного персонала.

 

Логистический цикл и виды услуг

 

В зависимости от способов поставок продукции различным заказчикам на складах компании применяются оба вида логистических услуг: Inbound-логистика и распределительная логистика (то есть дистрибуция).

  Специфика Inbound-логистики заключается в том, что у нее короткий логистический цикл (выпуск комплектующих с завода поставщика – доставка на склад оператора - получение заказа от автомобилестроительного завода – подбор заказа из комплектующих на складе оператора - доставка на автомобилестроительный завод нужных комплектующих точно в тот момент, когда они необходимы на конвейере для сборки).

В распределительной логистике политика определяется другими составляющими. Для складского оператора, оказывающего услуги по дистрибуции запчастей (послепродажное обслуживание), главное - выделить две группы складируемого товара:
• Пользующиеся высоким постоянным спросом 
• Пользующихся нерегулярным спросом. 

  Потребителями услуг складского оператора часто являются автомобильные дилеры. Если дилер направляет заказ на детали первой группы, то обычно они доставляются автотранспортом, и заказ выполняется в течение трех-четырех дней. Если дилер направляет заявку на срочный заказ для деталей второго типа, то доставка осуществляется авиатранспортом в пределах 24 часов с момента поступления заявки от дилера. Для предоставления такого рода услуг нужен логистический оператор национального масштаба.

  При планировании объемов продукции для хранения на складе учитывается, что автозапчасти имеют большое количество разных артикулов, которые должны быть в наличии, а также то, что определенные запчасти придется поставлять с центрального склада, к примеру, из Европы, но с явным развитием азиатского автопрома, уже зачастую из Азии, и тут необходимо учитывать особенности логистики из стран Европы и Азии, которые имеют явные отличия. 

  Логистическая стратегия планирования объемов и видов автозапчастей определяется автопроизводителем. Сейчас западные производители активно ищут складские помещения на Украине, ряд складов создан на базе автосборочных предприятий, которыми наша страна уже изобилует, так как заинтересованы в снижении логистической составляющей в цене готовой продукции. В связи с этим все большую популярность приобретают смешанные или комбинированные групповые отправки автозапчастей, которые поддерживают минимальные запасы на складе и снижают транспортные издержки.

 

Доставка


Основной задачей склада, обеспечивающего потребности автопроизводства, является своевременная поставка в цеха необходимого количества комплектующих нужного ассортимента. Таким образом, складские операции по подбору и поставке комплектующих становятся частью общего производственного технологического процесса и должны быть синхронизированы с планом выпуска готовой продукции автопроизводителя.

Процесс доставки и хранения может осуществляться по следующей схеме:
• Один поток - доставка комплектующих напрямую с завода (склада) поставщика согласно графику выпуска автомобилей должна осуществляться не менее четырех раз в день на завод автопроизводителя;
• Другой поток - доставка комплектующих осуществляется через склад автозапчастей логистического оператора.
На складе не только осуществляется хранение автозапчастей, но и могут оказываться услуги дополнительной стоимости (дооснастка бамперов, доводка амортизаторов до готового состояния и др.). 

  Согласно требованию завода-автопроизводителя на подборку необходимых комплектующих на складе формируются заказы, а со склада осуществляется отгрузка на завод автопроизводителя. Доставку до завода производят грузовики–«челноки» не менее 12 раз в день (согласно графику выпуска готовых автомобилей и конвейерного процесса). Так описанная схема, сочетающая прямую доставку от поставщиков и опосредованную через склад, синхронизирует входящие складские потоки с работой конвейера, на котором осуществляется автосборка.

Работа дистрибьюторского склада строится несколько иначе, чем регионального.

В его задачи входит продвижение готовой продукции от производителей до конечных потребителей. Для ускорения распределения используется ограниченное количество стандартной упаковки, тары. На региональном складе логистический процесс организуется таким образом, чтобы предоставить максимум ассортимента конечным потребителям.
 
Дистрибьюторские склады располагаются как можно ближе к поставщикам в случае консолидации заказов и сортировки продукции. Таким образом, географический признак является ключевым при выборе месторасположения склада. Через региональные склады осуществляется снабжение сети местных магазинов или прямая доставка покупателям.

Это связано с тем, что скорость производства обычно не совпадает со скоростью потребления на местном рынке, что обуславливает необходимость организации склада в регионах. На дистрибьюторский склад доставка обычно осуществляется крупными партиями, а вывоз – средне- и малотоннажными автомобилями.

 

Хранение


При организации хранения продукции большое внимание уделяется конструктивным особенностям склада.

При оснащении складов готовой продукции распределительных центров чаще всего используется стеллажный тип склада, который предполагает многоярусное хранение грузов на паллетах. В этом случае можно хранить как однородные, так и разнородные грузы. При укладке груза обычно используется два типа паллет: EURO 800*1200*150 и FIN 1000*1200*150. Затраты на хранение грузов в таком случае значительно сокращаются в связи с оптимальным использованием складского пространства. Стеллажное хранение позволяет варьировать число уровней хранения, осуществлять свободное перемещение паллет, а также использовать компьютерный учет складских запасов.

  Хранение однородной или разнородной продукции малых и средних размеров осуществляется в ящиках, устанавливаемых на полках, что в свою очередь предполагает ручную обработку грузов. Полочное хранение может быть организовано также для хранения негабаритных грузов (например, автозапчастей).

  Работа конвейерного склада организуется в соответствии с работой самого конвейера. Специфика такого склада заключается в том, что транспортная установка (конвейер) должна работать непрерывно. В связи с этим зоны хранения комплектующих организовываются на рабочих местах сотрудников согласно технологическому процессу сборки автомобиля.

Конвейеры широко используются в складской логистике: 
• На разгрузке
• При сборке
• При отгрузке. 
Они удачно сочетают в себе тяговую силу и грузонесущую функцию. И если первые два типа склада – статичны, то конвейер – это динамичный склад.

Своеобразие складов автозапчастей:
• Комплектация
• Цвет
• Артикул.

  Особенностью складов автозапчастей по сравнению с обычным складом является предоставление услуг добавочной стоимости с целью оптимизации всего технологического автомобилестроительного (конвейерного) процесса.

  Например, на заводах концерна Peugeot-Citroen в Европе для конвейерной сборочной линии на складской платформе организована такая услуга добавочной стоимости, как доработка бамперов: оснащение электрической проводкой и установка фар. После оснастки бамперы грузятся на специальные тележки по 8-10 штук в грузовики, курсирующие между заводом и складской платформой, чтобы доставить бамперы необходимой комплектации, цвета и артикула именно тот в момент, когда на конвейерной линии необходимо по технологии приступить к установлению на машине бампера.

  Другая услуга добавочной стоимости – это создание готовой продукции из комплектующих. Например, амортизаторы поступают на склад в виде двух составляющих: металлической и пластиковой деталей, которые соединяются на складе в одну.

  Затем уже доведенные до готового состояния амортизаторы доставляются со склада на завод к конвейерной линии. Обработка информации на складе может осуществляться вручную и в пакетном режиме.

Информационное обслуживание охватывает:
• Обработку входящей документации
• Предложения по заказам поставщиков
• Оформление заказов
• Управление приемом и отправкой грузов
• Контроль наличия товаров
• Прием заказов потребителей;
• Оформление документации отправки;
• Диспетчерскую помощь: от выбора оптимальной партии отгрузки до маршрута доставки;
• Обработку отчетов клиентов;
• Обмен информацией между функциональными службами склада;
• Статистическую информацию.

Сейчас уже сложно представить современный склад без автоматической идентификации товара, тары и т.п. В зависимости от того, какая информация заложена в штрих-код, зависит уровень управления информационным потоком. Нанесение штрих-кода на всю грузовую единицу, маркированную производителем, позволяет добиться автоматизированного управления информационными потоками по всей логистической цепочке.

  Еще одна особенность работы склада автозапчастей - подборка заказов на складе. Она осложняется тем, что заказ из комплектующих поставляется к конвейерной линии строго в соответствии с порядком физического перемещения машин на сборочной линии. Поэтому этот метод подразумевает фиксацию цветовой последовательности собираемых транспортных средств. До выпуска заказа на требуемые заводом-производителем комплектующие и до установки их в машину должно быть время на подборку необходимых деталей нужного артикула, цвета и комплектации на складе и доставку грузовиком-«челноком» на автомобилестроительный завод.

  Здесь важна не только четкая организация подбора в соответствии с производственным планом выпуска продукции, не только точные данные о количестве, объеме и времени подбора необходимых комплектующих в соответствии с производственным процессом, но и наличие нормативов на подбор определенных артикулов комплектующих.

  Кросс-докинг на складе автозапчастей также имеет свою специфику и отличается прежде всего тем, что продукция принимается и уходит со склада обычно в течение 24 часов. В связи с этим заранее обговариваются четкие правила по приемке товарно-материальных ценностей (разработать технологию приемки, критерии брака, технологию работы с бракованной продукцией).

  Кроме того, необходимо учитывать, что клиента может заинтересовать такая услуга, как взвешивание или распределение входящей продукции от поставщиков по магазинам. Это особенно актуально для крупных ритейлеров, у которых уже есть действующая сеть магазинов. Еще одной сопутствующей услугой является стикеровка входящей продукции, например, для русификации продукции неместного производства.

  Хотелось бы отметить, что на отечественных складах автозапчастей используется такая технология управления запасами, как метод ABC, что несколько отличается от технологии приведенной выше, что и показывает прямое отличие идеалистической модели от реальной – Запчасти делятся на группы ABC по уровню спроса. Заявки на детали группы А (повышенного спроса ограниченной номенклатуры) удовлетворяются, как правило, в течение 24 часов из запасов на складе дилера. Обычно дилер в состоянии выполнить 90-95% заявок из своего запаса.

Заявки на детали группы В (стандартного спроса широкой номенклатуры) выполняются дилером или (при отсутствии у него нужной детали) дистрибьютором в течение 1-3 суток. Если нужной запчасти не оказалось ни у дилера, ни у регионального дистрибьютора, то осуществляется … поиск на складах других дистрибьюторов и на центральном складе запасных частей (как правило, таким образом удовлетворяются свыше 99% всех заявок).

Детали группы С (редкого спроса широкой номенклатуры) удовлетворяются обычно из запаса на центральном складе запасных частей. В случае отрицательного результата поиска детали группы С (чаще всего это имеет место в случае поиска запчастей для продукции, выпуск которой прекращен и производство запчастей для которой по истечении установленного срока приостановлено) производится формирование заказа производству. 

  Ограниченность сроков нахождения продукции на складе предполагает слаженную работу сотрудников по четко разработанным инструкциям. Другой особенностью услуг кросс-докинга является отсутствие стеллажного хранения на складе. Все операции зачастую организованы на рампе.

Система дистрибьюции автозапчастей в контексте складской логистики


Сейчас для многих логистика и дистрибьюция являются чуть ли не синонимами, но это не так, хотя эти понятия более чем тесно связанны между собой и как логистика определяет дистрибьюцию, так и наоборот – дистрибьюция определяет логистику, поэтому в рассмотрении темы логистики нельзя не упомянуть темы дистрибьюции.

  Как уже говорилось выше, одно из основных отличий автозапчастей от большинства других объектов логистики это сложность в практическая полное отсутствие заменимости товарных позиций, уникальность каждой из них, хоть это имеет значение исключительно для потребителя – именно он не может поставить запчасть от «Калины» на Jaguar, который умудрился сломаться на грунтовой дороге в поселке Малый Плес, в котором есть запчасти только для Калины… а вот если бы речь шла о потребности, например в каком-либо объекте бытовой техники, одежды, стройматериале, то практически всегда, в любом месте можно найти продукт-заменитель, который худо-бедно сможет удовлетворить потребность потребителя.

  С экономической точки зрения, рынок запасных частей делится на два основных сегмента: 
• Запасные части, имеющие независимый характер спроса 
• Запасные части, имеющие зависимый характер спроса.

В предыдущем разделе мы делили автозапчасти по близким, но отличным категориям – 
• Пользующиеся высоким постоянным спросом 
• Пользующихся нерегулярным спросом. 

  Независимый характер спроса означает, что спрос на запчасти не зависит от спроса на другие товары, в нашем случае - от спроса на автомобили определенной марки.
Производители «универсальных» запасных частей, подходящих для многих марок автомобилей (свечей зажигания, аккумуляторов, покрышек, колесных дисков, тормозных колодок и т.д.), предназначают их для продажи на свободном рынке. 
Здесь мы имеем классическое построение канала товародвижения для товаров FMCG: производитель – (экспортер – импортер) – крупный оптовик – мелкий оптовик – розничный торговец.

Для складов, участвующих в таких каналах товародвижения, характерны: 
• Небольшой (для запчастей!) ассортимент товаров – порядка 1000 наименований
• Однотипный товар
• Однотипная упаковка с ясно читаемой маркировкой
• Значительный объем продаж, приходящийся на каждое наименование
• Срочность заказов
• Пополнение складского запаса розничного торговца.

  Соответственно, склад запчастей, имеющих независимый характер спроса, не будет иметь отличий от складов, обрабатывающих типа FMCG.
Зависимый характер спроса на запасные части встречается в случаях, когда производитель автомобилей организовывает собственную дилерскую сеть для продажи и технического обслуживания своих автомобилей. Соответственно, объем продаж запасных частей прямо зависит от обьема продаж автомобилей на данном рынке. 

Канал товародвижения здесь выглядит таким образом: производитель (склад производителя) – центральный склад запчастей (как правило, работает на весь мир) – региональный склад запчастей (обслуживает склады в ряде стран одного региона, например регион Юго-Восточная Азия, Тихоокеанский регион, СНГ и т.д.) – склад запчастей в отдельной стране (импортер или национальная сбытовая компания) – официальный дилер. Официальный дилер может использовать запчасти для ремонта на своей сервисной станции или продавать через свою розничную сеть.


Здесь склады имеют дело:
• С широким ассортиментом запчастей и принадлежностей к автомобилям. На складе импортера постоянно хранится порядка 30-50 тысяч наименований, за год через склад проходит около 120 тысяч наименований, а всего в ассортименте производителя может насчитываться 500-700 тысяч
• С товаром, существенно отличающимся по весу, форме и размерам, как следствие - с разнообразной упаковкой и маркировкой (одного из заводов производителя, центрального склада, нанесенной непосредственно на детали) и с различными условиями хранения на одной, сравнительно небольшой площади
• С объемом продаж, который сильно колеблется по каждому наименованию внутри ассортимента. Объемы продаж расходных деталей популярных моделей автомобилей (свечи, фильтры, ремни) гораздо больше объемов продаж тех деталей, которые редко заменяются в автомобиле. Здесь основной задачей становится не объем продаж всех без исключения запчастей, а максимально быстрый ремонт автомобиля, принадлежащего конечному потребителю (зависимый спрос).

  Срочность заказов, поступающих от склада «нижнего» уровня, неодинакова и зависит от того, насколько срочно требуется деталь. Как правило, различают:
• Складские заказы (volume orders) для пополнения запасов на складе «нижнего» уровня
• Срочные заказы (rush orders, special orders), когда деталь нужна для конкретного автомобиля на сервисе, автомобиль может эксплуатироваться конечным потребителем
• Сверхсрочные заказы (VOR – vehicle off road, CD – car down), когда деталь нужна для конкретного автомобиля на сервисе, автомобиль не может эксплуатироваться.
Заказ должен обрабатываться складом в трех разных режимах в соответствии с типом заказа, поступающего на склад.

  Эти условия предъявляют к складам запчастей, имеющих зависимый характер спроса, особые требования, которые и делают его специфическим предприятием.

  Но как видно из сказанного, существует множество складов автомобильных запчастей различной величины, технической оснащенности, обслуживающие разное количество клиентов различной величины. Поэтому в дальнейшем говоря о складе автомобильных запчастей, мы будем иметь в виду склад запасных частей (распределительный центр) иностранного производителя автомобилей, обслуживающего отечественный рынок, кроме того, что это по модели очень близко к тому, что мы рассмотрели в модели «идеального» склада, которую приводили в факторах успешности склада автозапчастей. 

Описание стандартного дистрибьюционного склада автозапчастей


Стандартный склад запасных частей, как правило, занимает изолированную площадь 10-15 тысяч м2 с рабочей высотой помещения 7-12 метров и состоит из следующих участков:
• Зона выгрузки входящих грузов
• Зона разборки и приемки грузов (для различных автопроизводителей от 100 до 500 м2)
• Зона мелкоячеистого хранения («аквариум», «мезонин», 30-80 тысяч ячеек). Одна из двух основных зон хранения запчастей. Предназначена для хранения:
o Мелких стандартных деталей, «нормалей» (гаек, болтов, шайб, пистонов, уплотнительных колец) в больших количествах;
o Разнообразных деталей групп В и С в относительно небольших количествах. Эти детали и составляют основную часть ассортимента запчастей, хранящихся на складе
• Зона стеллажного хранения (500-3000 палетомест). Вторая основная зона хранения. Предназначена для хранения крупных запчастей и ходовых запчастей группы А, хранящихся на складе в больших количествах (фильтры, ремни, рычаги, подвески, резиновые коврики, стекла). Конструктивной особенностью этой зоны является то, что запчасти хранятся на поддонах, но не евростандарта 120х80, а внутреннего стандарта производителя. Значит, и размеры ячеек рассчитываются исходя из этих внутренних стандартов. Стеллаж состоит из 5-8 ярусов, нижние ярусы являются зоной подбора запчастей, верхние ярусы – зоной резервного хранения этих же запчастей. Когда заканчиваются детали в зоне подбора, палета просто переносится вниз на это место из резервной зоны
• Зона хранения опасных грузов
• Зона хранения принадлежностей и бутиковых товаров (коллекций) высокой стоимости. Зона предназначена для хранения дорогостоящих автомобильных принадлежностей, например, аудиовидеотехники, рекламных принадлежностей, каталогов, сувениров и коллекций одежды, рекламирующих определенную модель автомобиля. Как правило, предполагает также мелкоячеистое хранение
• Зона хранения автомобильных стекол, опционально, для автомобилей премиум-сегмента
• Зона напольного хранения
• Зона комплектации запчастей для отгрузки дилерам. Эта зона может быть построена двумя путями в зависимости от стратегии подбора запчастей:
o В первом случае рабочий получает задание подобрать запчасти в соответствии с заказом дилера, при этом запчасти находятся в разных зонах хранения на складе. Очевидный недостаток этого метода заключается в необходимости обойти несколько зон склада, несколько рабочих или единиц погрузочной техники могут одновременно столкнуться у одной и той же ячейки и мешать друг другу. Но при этом зона комплектации как таковая отсутствует, скомплектованный заказ сразу передается на упаковочный стол;
o Во втором случае рабочий подбирает запчасти по зонному признаку - на одной «улице» для нескольких дилеров сразу. Тогда зона комплектации представляет собой ряд контейнеров, каждый из которых предназначен для определенного дилера. Каждый рабочий, подобрав запчасти для нескольких дилеров, раскладывает их в зоне комплектации по контейнерам, после чего заказ дилера из контейнера отправляется на упаковку
• Зона упаковки и предотгрузочной подготовки (взвешивание и обмер упаковочных мест, маркировка упаковочных мест и т.д.)
• Зона кросс-докинга. Когда на склад поступает запчасть, уже заказанная конкретным дилером, нет смысла сначала размещать её в зоне хранения, а потом сразу же снимать оттуда. Конструктивно зона кросс-докинга напоминает зону комплектации – ряд контейнеров для каждого дилера. Запчасть поступает сюда прямо из зоны приемки и при комплектации заказа для дилера отправляется в зону упаковки
• Зона хранения упаковочного материала
• Станция зарядки электрокаров и штабелеров
• Зона отгрузки
• Зона обработки рекламаций и временного хранения бракованного и списанного товара.


Общие характеристики стандартного склада:
• Ассортимент постоянно хранимого товара - 30-50 тысяч наименований
• Ассортимент товара, проходящего за год через склад – 80-120 тысяч наименований
• Ассортимент по прайс-листу производителя – 400-700 тысяч наименований
• Коэффициент оборачиваемости склада – 3-4. Коэффициент оборачиваемости равен стоимости деталей, хранящихся на складе (складскому запасу в стоимостном выражении), деленному на стоимость деталей, отгруженных в течение года. Если коэффициент оборачиваемости ниже указанного значения, значит, склад затоварен и складской запас связывает слишком большой капитал. Если выше – неудовлетворительное планирование складских запасов, ограниченный ассортимент либо недостаточное количество запчастей на складе. Вместо того чтобы отгружаться со склада, запчасти перезаказываются на складе «верхнего» уровня, что увеличивает срок доставки конечному потребителю • На складе постоянно хранится 94% от заказываемых деталей
• Склад отгружает в срок и без ошибок 98% имеющихся в наличии запчастей • Соответственно, склад отгружает вовремя и без ошибок 92% от заказываемых деталей. Этот показатель является основным при оценке работы склада!
• Количество складских рабочих – 30-80 человек
• Средняя производительность одного складского рабочего при приемке – 15-20 наименований в час • Средняя производительность одного складского рабочего при комплектации для отгрузки – 20-40 наименований в час
• Количество входящих поставок – 5-12 грузовиков обьемом 82 м3 в неделю плюс ежедневная авиапоставка. Количество наименований в автомобильной поставке – 400-700, в авиационной – 30-50 Количество клиентов может значительно колебаться в зависимости от автопроизводителя (особенно если он иностранный) в пределах от 30 до 160 официальных дилеров и крупных конечных потребителей.

 Рассмотрев модели идеального и стандартного складов автозапчастей, системы их дистрибьюции и соответствующий рынок Украины, я думаю, можно построить на основании приведенной информации весьма целостную картину этого направления логистической деятельности. Необходимо заметить, что в данном тексте осознанно не акцентировалось внимание на WMS системах, без которых по здравому мышлению склад автозапчастей не мыслим, но реалии таковы, что на Украине не более 15% складов автозапчастей имеют в собственном распоряжении WMS системы или их подобия. Проблематика отечественной складской логистики, тенденции которых так же характерны и для рынка автозапчастей это тема для отдельного разговора.       

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56181/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 4815

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов»