Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Грузовые терминалы аэропортов России Дмитрий Петраченко

Грузовые терминалы аэропортов России


В настоящее время в России нет автономных грузовых авиационных терминалов. В Европе существуют аэропорты, используемые только для перевалки грузов, однако у нас все грузовые терминалы организуются при крупных пассажирских аэропортах. Прежде всего это можно объяснить тем обстоятельством, что грузоперевозки не являются для нашей авиации приоритетным направлением.



Обстановка такова

Лет десять назад возить самолетами грузы было чрезвычайно выгодно. Законодательство давало существенные льготы компаниям, занимающимся такими перевозками, и прибыль, получаемая за рейс, могла составлять от 200 до 300%. Отечественные рамповые самолеты летали в активно развивающиеся Турцию, Китай, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.

После 2000 года рентабельность грузовых авиаперевозок начала снижаться. В первую очередь это было вызвано пересмотром ряда пунктов в «Договоре о воздушном сообщении» и изменением таможенной политики России. Тогда же страны, использовавшие грузовые перевозки наиболее активно, начали отдавать предпочтение медленным, но менее дорогим способам доставки грузов - железнодорожному и морскому транспорту.

В настоящее время доходность грузовых авиаперевозок несопоставима с доходностью пассажирских и деловых. Вследствие чего данному направлению уделяется значительно меньше внимания, а на развитие соответствующей инфраструктуры выделяется гораздо меньше средств. Сейчас на российском рынке грузовых авиаперевозок сложилась следующая ситуация: почти весь бизнес сосредоточился в крупных аэропортах, причем почти 75% перевозимых грузов приходится на Московский авиационный узел (МАУ). Большинство входящих в него аэропортов достаточно быстро превращаются в крупные интермодальные площадки, позволяющие осуществлять пассажирские, чартерные и грузовые перевозки. Исключением является аэропорт «Внуково», традиционно ориентированный на пассажирские перевозки.

В регионах наиболее интенсивно развиваются аэропорты Санкт-Петербурга («Пулково»), Красноярска («Емельяново»), Новосибирска («Толмачеве»), Самары («Курумоч») и некоторые другие.

С точки зрения грузовых перевозок в МАУ наиболее перспективными считаются терминалы, расположенные в «Домодедово». На них работает ряд авиаперевозчиков, имеющих на территории аэропорта собственные комплексы по обработке грузов, причем эти комплексы универсальны и располагают инфраструктурой, необходимой для перевалки и таможенной обработки грузов. Большинство российских перевозчиков считает, что терминалы «Домодедово» характеризуются минимальной продолжительностью полного цикла обработки груза (от прибытия в аэропорт до оформления и выдачи получателю).

Больше всего грузов перевозится через аэропорт «Шереметьево», где доминирует главный отечественный перевозчик «Аэрофлот-Карго» (имеет свой терминал «Шереметьево-2 Карго») и его основной конкурент - компания «Аэропорт Москва» (также имеет свой терминал и площади для растаможивания грузов).

В последнее время различные государственные и коммерческие структуры вкладывают значительные средства в совершенствование авиационной инфраструктуры. Поэтому взлетные полосы, рулежные дорожки и перроны практически всех крупных российских аэропортов могут принимать самолеты любого класса. Однако далеко не везде есть техника, с помощью которой самолет можно обслужить или разгрузить за выделенное время.

Почти все аэропорты МАУ могут принимать и обслуживать самолеты любого класса за выделенный слот. Например, на Boeing-747 200/400, достаточно активно используемый отечественными перевозчиками, выделяется слот 3,5-4 ч. За это время соответствующие службы успевают полностью разгрузить самолет грузоподъемностью свыше 120 т. Однако в регионах транспортная инфраструктура грузовых аэропортов очень разная. Причем тут проблемы могут возникнуть не только со сроками разгрузки воздушного судна и с погрузочно-разгрузочным оборудованием, но и с наличием аэропортовой структуры (например, тягачей).

Географическое положение Красноярска и Новосибирска позволяет эффективно использовать их для приемки транзитного грузового потока. Поэтому относительно недавно менеджмент аэропортов «Емельянове» и «Толмачево» объявил о том, что грузовые перевозки для них являются одним из приоритетных направлений развития. Руководство «Емельянове» планирует создать крупный универсальный хаб. В соответствии с этим в аэропорту Красноярска был введен в эксплуатацию новый грузовой терминал, который позволяет обслуживать самолеты самого различного класса, начиная с Ан-12 и заканчивая Boeing-747.


Проблемы и перспективы

Как мы уже говорили, в 90-х рамповые самолеты Ан-12 и Ил-76 приносили авиакомпаниям большие прибыли. Конечно, сегодня объемы грузовых авиаперевозок не такие, как 10 лет назад, но общее количество перевозимых грузов можно считать достаточно высоким. На рынке действует около 30 компаний, причем грузооборот самых крупных из них («ЭйрБридж Карго», «Волга-Днепр», «Аэрофлот-Карго») составляет несколько сотен миллионов тонно-километров. При этом доля региональных перевозчиков остается весьма незначительной, а большинство компаний, занимающихся чартерными перевозками, аффилированы с крупными государственными или частными предприятиями.

Самый большой объем делается за счет транзитных перевозок, осуществляемых по следующей схеме: Европа-Россия, Россия-Россия, Россия-Азия и обратно. Большинство российских авиакомпаний имеют пятую свободу полетов. То есть они могут брать груз в Европе, доставлять его в Россию, частично разгружаться, частично забирать новый груз в нескольких российских аэропортах и везти все в Азию. А затем грузы (оргтехника, аудиоаппаратура, компьютеры и т. д.) из стран Азии (Китай, Япония, Южная Корея) примерно по такому же маршруту следуют обратно.

В области уникальных перевозок, благодаря самолету Ан-124 «Руслан» (рамповый самолет, обладающий наибольшей грузоподъемностью (мировой рекорд)), Россия занимает первое место (компании «Волга-Днепр», «Полет» и др.). В основном это происходит потому, что в мире больше нет самолетов такого класса. У рынка уникальных перевозок большие перспективы - считается, что к 2030 году его объем составит $7 млрд. Обслуживать такой рынок самолетом одной модели нерационально. Кроме того, рост объемов уникальных перевозок значительно опережает темпы производства Ан-124. Достаточно неплохо российские компании работают с особыми перевозками, например, для ООН: гуманитарные миссии, оружие и т. д. Тендеры на такие перевозки (они проводятся в среднем 5 раз в год) очень часто выигрывают именно российские операторы: «Волга-Днепр», «Полети, «Ют-Эйр», ABG, занимающаяся вертолетными перевозками, и др. Одним из наиболее значимых факторов, ограничивающих объемы грузовых перевозок, является отсутствие у нас современных транспортных самолетов. Сегодня воздушный флот российских перевозчиков в основном состоит из старых воздушных судов; турбовинтовых Ан-12, реактивных Ил-76 (различные модификации), Ан-124 «Руслан».

Выпущенный недавно Ил-96 400-Т был передан компании «Атлант-Союз», которая планирует использовать его для регулярных коммерческих рейсов в США. При этом необходимо отметить то обстоятельство, что грузооборот между Россией и США не очень высок (для объема экономик обеих стран) и для перевозки грузов большинство операторов предпочитают использовать морской транспорт.

Для пассажирских перевозок многие отечественные компании покупают самолеты зарубежного производства Airbus, Boeing, Embraer, Bombardier и др., однако использовать такие самолеты для грузовых перевозок у нас пока не спешат. Сегодня это делают только AirBrige Cargo и TESIS, причем у последнего перевозчика были проблемы с вводом в эксплуатацию самолета Boeing-747, приобретенного на вторичном рынке. Далеко не все отечественные аэропорты приспособлены для приема и обслуживания воздушных судов такого класса: не хватает специальных стоянок, где самолет можно быстро и эффективно разгрузить, нет наземной техники, необходимой для качественного обслуживания авиационного транспорта.

В последнее время ситуация начинает меняться к лучшему. Все чаще предприниматели вкладывают свободные средства в развитие инфраструктуры, предназначенной для грузовых перевозок. Однако для менеджмента подавляющего большинства аэропортов прио¬ритетными являются пассажирские перевозки, и основные средства идут именно туда. В конечном счете состояние инфраструктуры для грузовых перевозок каждого конкретного аэропорта определяется его владельцами и руководством.
 

ЗАО "Домодедово – Терминал"

Осуществляет обработку различных категорий авиационных грузов, багажа и почты в круглосуточном режиме. В сутки может быть обработано до 350 т груза. Общая площадь грузового терминала составляет 13 400 м2. При этом площадь, отведенная для приема международных грузов, составляет 7100 м2, для приема грузов, перевозимых на внутренних рейсах, - 6300 м;. На грузовом терминале установлена система контейнерной обработки средств пакетирования (ULD): контейнерные вводы и трехуровневая металлоконструкция с грузовым лифтом, облегчающая проведение погрузочно-разгрузочных операций при передаче средств пакетирования со средств транспортировки на склад и позволяющая обрабатывать ULD Б складе. Заканчивается монтаж контейнерного оборудования на СВХ. Данное оборудование позволит обрабатывать авиационные паллеты и контейнеры весом до 7 т на двух уровнях. Грузовой комплекс «Домодедово» располагает специализированными участками для хранения взрывчатых веществ, ценных, радиоактивных и скоропортящихся грузов.
Для хранения скоропортящихся грузов на терминалах предусмотрены склад¬-ские помещения, оборудованные холодильными и морозильными камерами. Для оптимизации производственных процессов и усиления контроля за грузопотоками в ЗАО «ДОМОДЕДОВО-ТЕРМИНАЛ» используется информационная система «Управление грузовыми перевозками», координирующая весь цикл обработки грузов,
На грузовых терминалах «Домодедово» применяется технология штрихового кодирования грузовых документов по вылету. В перспективе идентификация груза на терминале будет осуществляться по штрих-коду. Также в «Домодедово» внедряется система радиочастотной идентификации объектов RFID. Она позволит сотрудникам аэропорта контролировать перемещение грузов в режиме online и проводить мониторинг состояния различных участков и зон мест хранения грузов на терминале.
Для работы с агентами авиакомпаний сотрудники грузового терминала используют информационную систему АРМ «Грузовой агент», позволяющую предварительно и удаленно оформлять грузовые документы и проводить мониторинг состояния грузов, размещенных на складах. Для взаимодействия терминала и таможни аэропорта «Домодедово» непосредственно во время обработки груза на СВХ используется АРМ «Таможенный инспектор».

Международный аэропорт «Курумоч» (Самара)

Международный аэропорт «Курумоч» занимает стратегически важное географическое положение и находится на перекрестке нескольких крупных транспортных маршрутов, связывающих Европу и Азию. В 30 км от аэропорта расположена Самара и в 50 км - Тольятти. Благодаря хорошо развитой транспортной сети региона (один из крупнейших в России железнодорожных узлов, современный железнодорожный вокзал, сеть автомобильных дорог, речной порт) через аэропорт «Курумоч» осуществляется доставка грузов практически во все регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья. Основными видами грузов, отправляемых через «Курумоч», являются курьерские сборные отправки, медпрепараты, авиа- и автозапчасти, буровое, нефтяное, медицинское оборудование, молочная продукция, а также товары повседневного спроса. 

Общая площадь грузовых терминалов - 11 220 м2. На территории грузового терминала расположен склад временного хранения с таможенной зоной для обслуживания международных грузовых рейсов площадью 1150 м2. Пропускная способность грузового комплекса аэропорта «Курумоч» - 200 т в сутки. 


Грузовой комплекс аэропорта работает в круглосуточном режиме и оснащен всеми необходимыми средствами механизации технологических процессов для обеспечения авиационных грузоперевозок на внутрироссийских и международных линиях, а именно:
электротельферами грузоподъемностью 2 т;
гидравлическими тележками;
электропогрузчиками;
стеллажами для груза и весовым оборудованием;

секциями перемещения многонаправленными.


Кроме того, в рамках масштабной программы обновления аэродромного оборудования и техники для обслуживания воздушных судов аэропорт приобрел и уже эксплуатирует новейший транспортер-перегрузчик немецкой компании Trepel для авиационных контейнеров весом до 3,5 т, что значительно увеличивает скорость обработки воздушных судов с контейнерной загрузкой. Прием и обработка грузов, относящихся к категории специфичных (взрывоопасные, скоропортящиеся, радиоактивные, ценные), в аэропорту осуществляются в специально оборудованных помещениях в соответствии с Федеральными авиационными правилами. Учитываются и пожелания авиакомпаний-грузоперевозчиков, имеющих собственные требования к работе с подобными грузами.


ГЛОССАРИЙ

Слот аэропорта

Временной интервал между прилетом самолета в аэропорт и его вылетом. Слот определяется днем прилета и временем суток(обычно в интервале 15 или 30 мин.).

Рамповый самолет
Самолет, загрузка которого осуществляется через опускающиеся вниз рампы в хвосте или в носу. Их можно загружать, не используя дорогостоящие погрузчики, необходимые для самолетов с боковой загрузкой.

Тонно-километр
Единица измерения грузооборота на железнодорожном, речном, автомобильном, воздушном и гужевом транспорте, а также перевозочной работы, выполненной подвижным составом.



 
Дмитрий Петраченко, Национальная Ассоциация деловой авиации
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 8735

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 4)



Рекламный блок

Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Обратная сторона доставки: истории курьеров