Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Большой ассортимент - большие проблемы Андрей Полыгаев

Большой ассортимент - большие проблемы


Сегодня российские предприниматели все чаще создают склады для хранения десятков, а то и сотен самых различных товарных позиций. По вполне понятным причинам проектировщики и сотрудники таких комплексов сталкиваются с достаточно специфическими проблемами. Рассмотрим причины их возникновения и способы устранения.


При проектировании крупного склада (особенно это касается комплексов с большой номенклатурой) необходимо учитывать массу различных факторов: специфику и планы развития бизнеса, размер инвестиций в проект, сезонность товарооборота, оборачиваемость отдельных групп товаров, температурные режимы, при которых необходимо хранить те или иные виды продукции, объемы приемки и отгрузки, способы набора заказов и т. д.

Наиболее типичными компаниями с большим ассортиментом товаров являются дистрибьюторы и ритейлеры фармацевтической продукции, косметики и парфюмерии, автозапчастей, одежды и т. д. Каждая из этих отраслей имеет свою специфику, которая не может не отразиться на организации работы склада. Например, некоторые лекарства и косметические средства необходимо хранить в изолированных помещениях со своим микроклиматом. Большинство фармацевтических средств отличаются высокой оборачиваемостью, а автомобильные детали, напротив, могут лежать на складе месяцами. Все это накладывает свои ограничения на проект и выливается в определенные требования к складу и организации логистических процессов на нем. Тем не менее некоторые общие рекомендации по логистическому проектированию склада для хранения широкого ассортимента товаров сформулировать можно.

Справочник мастер-данных

Одним из ключевых элементов технического задания для логистического проекта является так называемый справочник мастер-данных. Справочник представляет собой каталог товаров, которые планируется хранить на складе. В нем должны быть приведены все основные характеристики продукции, имеющие отношение к логистике: габариты, масса, оборачиваемость позиций, температурный и влажностный режим, при которых необходимо их хранить, и т. д. Отсутствие справочника мастер-данных серьезно усложняет разработку топологии склада.

Сегодня редко приходится менять одну WMS на другую. В основном системы управления складом внедряют там, где до этого учет товара велся на бумаге или в качестве упрощенной системы управления складом использовалась ERP-система. Для таких складов справочник мастер-данных часто приходится создавать с нуля. При широком ассортименте это может оказаться чрезвычайно трудоемкой задачей.

Во-первых, поставщики часто не могут сообщить всю необходимую информацию о своей продукции (особенно это касается китайских производителей). Причем у предпринимателя далеко не всегда есть возможность как-либо повлиять на партнера, чтобы получить нужные сведения. Поэтому в некоторых случаях размеры и вес упаковки или габариты товара становятся известными в момент поступления продукции на склад.

Во-вторых, даже если клиенты готовы представить всю необходимую информацию, ее объем может оказаться очень значительным. На сбор и обработку данных (классификацию, очистку от неиспользуемых и сдвоенных позиций, определение всех необходимых параметров продукции и т. д.) даже у отдельного подразделения компании может уйти несколько месяцев. При этом соответствие справочника реальному ассортименту даже у наиболее подготовленных клиентов не превышает 60%. Окончательную «доводку» справочника приходится проводить уже в процессе работы склада.

В-третьих, на этапе проектирования склада некоторые клиенты знают только группы товаров, которые они будут обрабатывать. Они могут довольно плохо представлять себе поставщиков, с которыми им предстоит работать, и соответственно ничего не знать о конкретных параметрах (весе, габаритах, оборачиваемости и т. д.) продукции, которую им предстоит продавать.

Все это приводит к тому, что к началу работ над проектом подавляющее большинство клиентов не успевает подготовить хотя бы в какой-то степени адекватный справочник мастер-данных. Опытный разработчик даже при минимальной информации об ассортименте клиента может спроектировать эффективный склад, однако пока у нас в стране таких специалистов не много.

Управление мастер-данными - серьезная задача, поэтому сегодня в крупных компаниях, предлагающих потребителю достаточно широкий ассортимент товаров, создаются специальные подразделения, занимающиеся созданием и ведением справочников мастер-данных.

Поэтапная приемка товара

Торговому предприятию с длинным перечнем продукции всегда приходится иметь дело с большим количеством поставщиков. Последние обеспечивают различный уровень сервиса. Товары могут поступать на склад в хорошо сформированных и промаркированных паллетах, в немаркированных коробах, в мешках, навалом и т. д. Все это приводит к снижению скорости приемки и сложностям с формализацией этого процесса. Сотрудники склада далеко не всегда могут точно оценить время, за которое они могут принять и обработать тот или иной груз. В некоторых случаях полная приемка (разгрузка, перебор, идентификация, подсчет, размещение товара на складе и занесение данных в систему) даже относительно небольшой партии товара может занять несколько суток, что недопустимо. Длительная задержка грузового автомобиля на складе многократно увеличивает стоимость перевозки!

Поэтому у сотрудников склада должна быть возможность обеспечить так называемую поэтапную приемку товара.

Первый этап должен включать:


разгрузку транспортного средства;
прием товара по грузовым местам - фиксируется количество паллет или других грузовых единиц; 
составление акта приемки груза. После этого транспортное средство получает возможность покинуть территорию склада.

Второй этап заключается в точной идентификации и подсчете груза, размещении грузовых мест в соответствующих зонах склада и занесении данных о принятом товаре в базу систем управления предприятием (WMS, ERP-систем). Преимущества поэтапной обработки приведены во врезке.

Поэтапная обработка

Поэтапная обработка позволяет сократить:

время занятости грузового пандуса (появляется возможность разгружать другие грузовые автомобили);
время занятости водителя и транспортного средства и соответственно стоимость доставки товара;
время поступления товара в продажу (как следствие повышается его оборачиваемость);
складской запас.

Точность процесса идентификации
 
Повысить точность процесса идентификации товара можно тремя способами.

1. Улучшить взаимодействие с поставщиками. По возможности от них надо требовать:

нанесения штрих-кода на весь товар, который поступает на склад. При этом важно обеспечить маркировку как каждой единицы товара, так и упаковок, коробок и паллет, в которых поступает товар;
предварительного уведомления сотрудников склада об изменении ассортимента или упаковки товара;
принятия других мер, облегчающих идентификацию товара при приемке.
2. Усилить контроль процесса идентификации товара. Для этого целесообразно создать специальное подразделение контроля, которое формально может относиться не к складу, а например, к охранным структурам предприятия. В противном случае получится, что персонал, который может совершить ошибку, проверяет сам себя. При этом очень важно, чтобы сотрудники этого подразделения занимались не только приемкой товара, но и контролировали бы отгрузку, проводили инвентаризацию, разбирались в ассортименте и т. д.
3. Повышать профессиональный уровень и заинтересованность персонала в улучшении работы склада путем дополнительного обучения, программ мотивации сотрудников и т. д.).

Зона приемки

Для того чтобы у сотрудников склада была возможность организовать поэтапную обработку товара, зону приемки товара, как правило, увеличивают. Однако тут возможны варианты. Например, на складе у одного из наших клиентов размер зоны приемки изначально был небольшим. Периодически это приводило к затовариванию зоны прибывающими грузами, которые сотрудники склада не успевали идентифицировать и размещать. В конце концов клиенту пришлось создать высокоэффективную систему управления, которая позволила увеличить скорость обработки прибывающего товара и полностью разгрузить зону приемки. Со своей стороны я могу порекомендовать проектировать зону приемки таким образом, чтобы впоследствии ее можно было легко расширить (например, при увеличении поступлений товара на склад) или уменьшить (при повышении эффективности работы системы управления).

Практика показывает, что на складах с относительно небольшим ассортиментом, где учет товара организован хорошо, вероятность неправильной идентификации товара приемщиком составляет примерно 1 из 100. Соответственно на складе с номенклатурой 50 000 и более единиц количество неправильно идентифицированных позиций может превысить 500, что недопустимо.

Универсальная WMS

В WMS изначально должна быть предусмотрена возможность работы:
с технологиями хранения товара, которые были предложены при логистическом проектировании;
со всеми распространенными типами ячеек хранения;
с местами напольного хранения;
с различными параметрами товаров;
с различным оборудованием, которое в принципе может использоваться на складе (стеллажами различного типа, карусельными и лифтовыми системами, конвейерами и др.).

Полный и активный ассортимент

При широком ассортименте основные параметры товаров почти наверняка будут сильно отличаться. Поэтому большая номенклатура практически всегда требует более подробной классификации, чем обычно. Так, если на некоторых складах продукцию достаточно разбить на три группы (по оборачиваемости), то в рассматриваемом случае приходится использовать десятки групп, различающихся между собой оборачиваемостью, объемами необходимого запаса, количеством единиц, ежедневно поступающих на склад, весом и габаритами товара, условиями хранения и т. д. То же относится и к топологии склада. Для того чтобы эффективно хранить и перемещать товары, склад необходимо будет сегментировать на большое количество различных зон.

В некоторых случаях для хранения товаров и набора заказов придется использовать ячейки и стеллажи различного типа, мезонины, напольное хранение и т. д.

В условиях работы с большой номенклатурой особую важность приобретает разделение ассортимента на активный и заявленный. При узком активном ассортименте (характерно для складов автозапчастей) сотрудникам придется уделять больше внимания обслуживанию заказов, относящихся к заявленному ассортименту: принимать заявки, оформлять соответствующий заказ поставщику, отслеживать выполнение заявки, перемещение товара сразу после прихода в зону отгрузки (кросс-докинг). А при значительной (до 40%) активной части ассортимента (в первую очередь это касается фармацевтических товаров) им придется сосредоточиться на поддержке различных вариантов обработки и хранения товара.

WMS: чем универсальнее, тем лучше

Подавляющее большинство складов с широким ассортиментом отличается достаточно интенсивным товарооборотом. Поэтому WMS для такого склада рекомендую создавать на базе высокопроизводительных и надежных IT-элементов - высокопроизводительных систем управления базами данных и надежных операционных систем. Для склада с большим ассортиментом требуется универсальная WMS. Основные параметры, на которые надо обратить внимание при ее создании, приведены во врезке «Универсальная WMS».

Необходимо, чтобы WMS обеспечивала функцию бронирования времени обработки транспорта, прибывающего на склад. Это позволит зарегистрированным поставщикам и клиентам через наружный шлюз (реализуется в виде вэб-интерфейса) соединяться с WMS, выбирать удобное для них время разгрузки или погрузки и резервировать его. Данная функция помогает формализовать отношения предприятия с его партнерами, улучшить их обслуживание, сделать работу подразделений, занимающихся приемкой и отгрузкой товара, более прогнозируемой и управляемой.

Эффективное управление складом с большой номенклатурой связанно с обработкой огромного количества информации, касающейся перемещения различных категорий товаров. Поэтому желательно, чтобы кроме основных операций (приемки, складирования, управления заказами, комплектации заказов, погрузки и т. п.) WMS могла реализовывать функции по отслеживанию состояния и пополнению запасов, формированию заданий для персонала, управлению хранением, производственными мощностями и т. д. Соответственно должно быть налажено взаимодействие WMS с элементами информационных систем, управляющих цепочками поставок и осуществляющих прогнозирование спроса. Это позволит руководству компании лучше планировать ассортимент и завозить на склад именно то количество товара, которое можно будет быстро продать. Так же очень важно, чтобы система поддерживала управление оборачиваемостью товаров, хранящихся на складе. Например, при изменении этого параметра у определенной позиции сотрудники склада должны иметь возможность легко перевести ее из одного класса оборачиваемости в другой, а при необходимости и переместить из одной ячейки хранения в другую.

Складу с широким ассортиментом приходится иметь дело с самыми различными клиентами. Еженедельно на нем может загружаться десяток оптовиков, заказывающих очень большое количество позиций, и сотни небольших клиентов, забирающих несколько наиболее востребованных наименований. В первом случае WMS должна будет разбить один большой заказ на несколько отборщиков, а во втором - прописать маршрут для каждого отборщика так, чтобы они могли одновременно собирать товары для нескольких заказов.

Эффективное управление крупным предприятием невозможно без разнообразных специализированных отчетов. Соответственно в WMS должны быть предусмотрены механизмы, позволяющие специалистам предприятия самостоятельно писать дополнительные отчеты для получения всей необходимой информации. Также система должна иметь удобное описание структуры данных. По возможности, аналитика процессов, происходящих на складе, должна быть реализована на различных уровнях: склада, всего предприятия или управления товарным ассортиментом.

Сегодня на складах (в первую очередь это касается сегмента косметики и парфюмерии) увеличивается потребность в таких дополнительных функциях, как сборка подарочных комплектов, переупаковка, маркировка товара и т. д. Желательно, чтобы WMS поддерживала проведение этих операций: обеспечивала учет перемещения нужного количества товара в специальные зоны, возвращение комплектов в зону основного хранения, изменение номенклатурных артикулов.

Резюмируя все вышесказанное, можно констатировать: работа склада с широким ассортиментом товаров сопряжена с необходимостью решать большое количество организационных, технических и информационных задач. Поэтому WMS для такого склада должна обладать как можно более широким спектром дополнительных возможностей.


Андрей Полыгаев, руководитель проектов WMS Exceed, i2 СНГ
https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56296/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3366

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

В РФ создадут оператора для регулирования электронной торговли Почта России переходит на электронные путевые листы экспедиторами Грузовладельцы