Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Рынок транспортно-логистических услуг в 2009-2010 гг. Симонова Людмила Николаевна

Рынок транспортно-логистических услуг в 2009-2010 гг.


Ситуация на рынке транспортно-логистических услуг России в ближайшие два года будет определяться динамикой экономического развития страны и прежде всего промышленного производства и оборота розничной торговли, темпы роста которых напрямую коррелируют с динамикой грузоперевозок и спросом на комплексные логистические услуги. 


Согласно данным ежегодного обзора Департамента консалтинга РБК , в 2005-2007 гг. объем российского рынка логистического аутсорсинга (стоимость услуг по транспортировке, экспедированию, складированию и обработке грузов, а также управленческие услуги) увеличивался в среднем на 17,8% в год. 

В январе-сентябре 2008 г. рынок транспортно-логистических услуг демонстрировал относительно высокие темпы роста – на 18% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г., воздействие мирового финансового кризиса стало ощущаться в полной мере лишь в 4-ом квартале 2008 г. В целом за год объем рынка увеличился, по предварительным оценкам, на 10%.


Рис. 1. Динамика роста российского рынка транспортно-логистических услуг, 2006-2010 гг.
 

Примечание:

с учетом доходов от перевалки грузов в портах и аэропортах, а также бизнеса независимых частных операторов подвижного состава 

Источник:

данные компаний, оценка РБК 

 

Основу рынка логистического аутсорсинга (около 95%) составляют услуги по транспортировке и экспедированию грузов, при этом условно к 3PL (как части контрактной логистики) можно отнести не более 7-8% сегмента экспедиторских услуг. Преобладают «классические» экспедиторские компании, занимающиеся организацией перевозок – 2PL операторы. Более сложные услуги, как правило, предоставляются при осуществлении международных и мультимодальных перевозок, а также при организации цепочек поставок товаров непосредственно в торговые сети.

 

Несмотря на опережающий рост услуг по хранению и дистрибуции в последние годы, доля данного сегмента в объеме рынке остается невысокой – около 5%. Управленческая логистика, имеющая непосредственное отношение к контрактной логистике и организации цепочек поставок товаров, дает еще около 1%. 

Учитывая все составляющие сегмента 3PL услуг (экспедирование, складские и управленческие услуги), объем российского рынка контрактной логистики (выручка компаний за вычетом расходов на транспортировку грузов) оценивается РБК в пределах $1,6 -1,8 млрд.

 

По оценке РБК, в ноябре-декабре 2008 г. вследствие сокращения отгрузки массовых грузов (прежде всего металлургического сырья и продукции, а также строительных материалов) доходы от грузоперевозок по железным дорогам упали в среднем на 13-15% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. Сокращение грузопотока, превышение предложения над спросом отрицательно сказались и на динамике автомобильных перевозок, объем которых в ноябре-декабре сократился на 20-25%. По итогам 2008 г. рост доходов от перевозок всеми видами транспорта и экспедирования грузов оценивается в 8% с учетом индексации тарифов (18,4% в 2007 г.).

 

В 2009 г. углубление спада в промышленности, снижение потребительского и инвестиционного спроса, а так же сокращение внешнего спроса на основные товары российского экспорта отрицательно скажутся на динамике грузооборота и доходов транспортных компаний. Рост сегментов грузоперевозок и экспедиторских услуг в 2009 г. не превысит 2% при прогнозируемом уровне инфляции в 13%. 

 

На рынке складской недвижимости и складских услуг влияние кризиса начало проявляться с сентября 2008 г. Основной проблемой для девелоперов стало сокращение объемов финансирования проектов со стороны банков и инвестиционных фондов. Ставки по кредитам в конце 2008 г. выросли в два–три раза (до 25–35%), в результате девелоперы заморозили вход в проекты, находящиеся на стадии проектирования. По итогам 2008 г. в московском регионе и Ленинградской области введено 50% от запланированных качественных складских площадей, в других регионах этот показатель не превышал 30%.  

 

По оценке РБК, в 2008 г. на территории России было введено в эксплуатацию порядка 1,4 млн кв. м складов категорий А и В. Темпы прироста складских площадей снизились более чем в два раза ¬–21% в 2008 г. по сравнению с 50% в 2007 г.  

 

В коммерческом использовании находится около 50% складских площадей. Остальные складские мощности эксплуатируются самими собственниками (компаниями-производителями, дистрибьюторами и розничными торговыми сетям). Невысокий уровень аутсорсинга определяется отставанием предложения от спроса, неразвитостью складской инфраструктуры (особенно в регионах), дефицитом компетентных логистических операторов, высокими ценами на услуги, недоверием российских компаний к вовлечению посторонних лиц в бизнес на долгосрочной основе и т.д. 

 

В 2009 г. в московском регионе, по предварительным оценкам, будет сдано в эксплуатацию около 550 тыс. кв. м качественных складов (540 тыс. кв. м в 2008 г.), спроектированных еще в 2007 – первой половине 2008 г. Ожидается переход к строительству объектов под заказчика и появление реконструируемых объектов на рынке. Произойдет уменьшение объемов нового предложения, но при этом расширится вторичный рынок в результате сдачи высвобождаемых площадей в прямую аренду и субаренду. По мнению Colliers International, в 2009 г. произойдет некоторое выравнивание спроса и предложения, что будет способствовать формированию баланса рынка арендодателя и арендатора.

 

По оценке РБК, в 2008-2010 гг. складские площади класса А и В увеличатся с 8,0 млн до 10,2 млн кв. м, в коммерческом использовании – с 5 млн до 6,6 млн кв. м. Стоимостной объем рынка складских услуг возрастет с $1,9 млрд до $2,4 млрд, среднегодовой прирост – 13% (на уровне инфляции).

 

Рис. 2. Динамика роста качественных складских площадей в России, 2006-2010 гг., млн. кв. м

 

Источник:

данные компаний, оценка РБК 

 

Кризис в большей степени затронет отдельные проекты, не входящие в глобальные девелоперские сети. Однако замедлить темпы развития (прежде всего региональной экспансии) вынуждены и такие крупнейшие сетевые девелоперы складской недвижимости, как «Евразия логистик», Megalogix и Multinational Logistics Partnership (MLP). Так, «Евразия логистик» намерена пересмотреть свои планы на ближайшие два года, сосредоточив усилия на проектах, которые находятся в продвинутой стадии реализации (в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Одессе). До 2011 г. из заявленных сетевыми девелоперами 15 млн кв. м складских площадей класса А будет реализовано лишь 20%. 

 

Безусловно, кризис приведет к снижению спроса на весь комплекс транспортно-логистических услуг и повысит уровень конкуренции на рынке. В результате консолидации на рынке останутся крупные, наиболее профессиональные игроки, мелкие же уйдут либо будут поглощены. Преимуществом будут обладать логистические операторы, имеющие доступ к финансированию и обеспечивающие снижение издержек для клиентов по всей цепочке поставок.

Оценки влияния кризиса на развитие рынка логистического аутсорсинга в 2009-2010 гг. приведены в таблице 1. 


Очевидные риски и последствия экономического кризиса для российского транспортно-логистического рынка (2009-2010 гг.):

Грузоперевозки

1. Сокращение объемов производства, внешней торговли и грузопотока на фоне кризиса ликвидности и падения платежеспособного спроса.

2. Отказ от реализации новых проектов (особенно в регионах), концентрация средств на строящихся объектах, сокращение предложения.

3. Рост конкуренции и консолидация рынка за счет поглощения мелких игроков.

Складская недвижимость

1. Замедление темпов ввода складских мощностей в условиях сокращения инвестиционных возможностей (50% от запланированных в московском регионе и СПб и 20% - в регионах).

2. Сокращение инвестиций в реальный сектор экономики, в т.ч. рамках ФЦП, перенос сроков строительства ряда объектов транспортной инфраструктуры.  

3. Уход с рынка мелких игроков и ряда зарубежных инвесторов в условиях увеличения себестоимости проектов и снижения доходности в сегменте складской недвижимости, передел рынка

Рынок транспортно-логистических услуг

1. Снижение спроса на весь комплекс транспортно-логистических услуг, падение темпов роста рынка до 3%, главным образом вследствие сокращения грузопотока и объема грузоперевозок.

2. Преимуществом будут обладать логистические операторы, имеющие доступ к финансированию и обеспечивающие снижение издержек для клиентов по всей цепочке поставок.

Источник: РБК
Симонова Людмила Николаевна
К.э.н., главный аналитик Департамента консалтинга РБК
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2158

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

04 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Логистика Будущего» уходят с сети Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов экспедиторами