Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Равнение на таможню

Равнение на таможню

28 Сентября 2009

25 сентября начинается новый отсчет в экономическом сближении трех стран – России, Белоруссии и Казахстана. В этот день в Алма-Ате комиссия Таможенного Союза должна утвердить новый единый Таможенный кодекс. Уже в конце ноября этот кодекс намереваются подписать руководители трех стран. И с 1 января 2010 года Таможенный Союз может стать реальной, а не декларативной силой. 

Таким образом, процесс, начатый еще в 1995 году, когда правительствами России, Белоруссии и Казахстана было подписано Соглашение \"О таможенном Союзе\", должен подойти к своему логическому завершению. Хотя проблем на финальном этапе остаётся ничуть не меньше, чем в период, когда таможенное трио только задумывалось.

Пятнадцать лет процесс экономического сближения шел ни шатко ни валко, отмечаясь то прорывами, то провалами, то периодами застоя. Идея Таможенного Союза в конце 90-х была воспринята \"на ура\" многими странами СНГ. К Соглашению последовательно присоединились Киргизия (в 1996-м) и Таджикистан (в 1999-м). Намеревались это сделать и Украина с Узбекистаном, но так и не сделали. Собственно говоря, вся идея ТС в то время заключалась в режиме беспошлинной торговли между странами-подписантами. Однако не было сделано главного: унификации таможенных пошлин и выравнивая условий хозяйствования. И быстро выяснилось, что Союз в таком виде не приносит национальным производителям и бизнесменам никакой пользы. Более того, он создает серьезные проблемы. Скажем, как бороться с наркотрафиком в режиме \"прозрачных границ\" с Таджикистаном и Киргизией? И как поддерживать отечественного производителя, если коллеги по ТС демпингуют? А ведь у России с Казахстаном по товарным группам совпадает 90 % экспорта, а с Белоруссией – 60 %. Не удивительно, что в июле 2002 года правительстиво РФ выпустило распоряжение, согласно которому вновь вводились пошлины при ввозе товара с территории стран СНГ, и Таможенный Союз приказал долго жить. Беспошлинное торговое пространство осталось в рамках союзых договоренностей лишь с Белоруссией. Да и то процесс постоянно тормозили громкие скандалы. То Белоруссия запретит вывоз своих сельхозпродуктов, то Москва обвинит партнеров в поставках тростникового сахара под видом свекольного. А в 2007 году Россия и вовсе частично свернула беспошлинную торговлю, введя экспортные пошлины на сырую нефть, поставляемую Белоруссии. \"Молочная война\", развернувшаяся между Россией и Белоруссией этим летом, то же плохо укладывается в рамки общего экономического пространства.

Так чем же будущий Таможенный Союз, к идее которого решено вернуться, будет отличаться от прежних попыток сближения?

Прежде всего, тем, что главным и основным условием начала действия ТС станут единые таможенные правила для стран Союза. 1 июля 2010 года на территории ТС вступит в действие единое таможенное законодательство, которое будет включать в себя Таможенный кодекс и решения Комиссии ТС, имеющие силу закона. Каждая страна пока будет иметь и свой таможенный кодекс, но он не должен противоречить единому кодексу. 

На этот раз к идее Таможенного Союза подошли более обдуманно, хотя спорных деталей хватает. Но основные параметры обновленного Союза уже определены: новый общий тариф построен на базе российского таможенного тарифа, как наиболее приближенного к параметрам ВТО, при этом учитывались интересы каждой из стран. Таможенные платежи будут поступать не в бюджеты государств, а на специальный \"единый счет\", средства которого будут распределяться между таможенными союзниками по определенным квотам. Размер этих квот будет зависеть от объема ВВП, масштабов товарооборота и других показателей. Впрочем, на переходный период будут сохранены таможенные пошлины, которые страны используют в качестве меры противодействия мировому экономическому кризису и поддержки отечественного производителя. Эти пошлины будут по-прежнему взиматься в той стране, которая их ввела. Так что пошлины на иностранные автомобили в России в ближайшее время не отменят. 

В качестве платежного средства внутри общего таможенного пространства пока предполагается использовать российский рубль. Как пояснил депутат Госдумы Анатолий Аксаков, руководитель Ассоциации региональных банков России: \"Наши партнеры, в том числе из стран СНГ, сами ставят вопрос о том, что надо перейти к торговле за рубли. Граждане такую торговлю уже практически осуществляют, рубль является конвертируемой валютой в СНГ. Уверен, что формирование Таможенного Союза, переход к продаже российских товаров на бирже за рубли будут стимулировать этот процесс\". Правда, и тут есть проблемы: вспомним хотя бы, что Белоруссия до сих пор требует предоставления ей кредита в 100 млрд. российских рублей как раз для перехода на рублевую торговлю. В рамках Союзного государства этот вопрос не решился, и совсем не факт, что он решится в рамках Таможенного Союза. 

Не менее проблематичным является вопрос унификации экономических систем и выравнивания условий хозяйствования. Ведь \"молочная война\" с Белоруссией, по сути, разразилась из-за того, что Лукашенко дотирует сельхозпроизводителей, а следовательно, и стоимость белорусского молока ниже российского. В итоге российские молочные производители оказались на грани выживания. Предполагается, что в рамках ТС появится некий наднациональный орган, который будет решать эти проблемы в консультативном порядке. Но российские производители и бизнесмены справедливо полагают, что не все возможно решить в рамках таможенных консультаций. Например, наш белорусский коллега очень возмущается тем, что в России не предоставляют в лизинг белорусские трактора. Но при этом Лукашенко не упоминает о том, что в самой Белоруссии введен фактический запрет на покупку российской сельхозтехники. Причем, запрет не таможенный, а оформленный решением белорусского правительства. Поэтому росийские коммерсанты опасаются, что партнеры по Таможенному Союзу, получив широкий доступ на наши рынки, постараются органичить ответное проникновение российского бизнеса на свою территорию, ссылаясь на национальное законодательство.

Если принять во внимание, сколько еще предстоит сделать странам-участницам Таможенного Союза, то становится ясно – новое образование заработает в полную силу не через год-полтора, а в лучшем случае года через три. На круглом столе, прошедшем на прошлой неделе в Торгово-промышленной палате РФ, были обозначены приоритетные задачи, которым нужно уделять внимание уже сейчас. По мнению экспертов, надо наладить информационную систему, которая позволяла бы отслеживать движение экспортируемых товаров из одной страны в другую. Для этого таможенные службы стран-участниц Союза должны получить доступ к первичным документам друг друга. Но это не так просто. Скажем, если учитывать, что таможенная служба Казахстана входит в Минфин республики и все таможенные вопросы оформляются только решением правительства, сколько времени на это уйдет? Еще одна проблема: поскольку таможенные барьеры переносятся на внешние рубежи ТС, то есть в Белоруссию и Казахтан, там должен быть налажен фитосанитарный контроль, которого сейчас нет. Казахстан приступил к обустройству таможенных пунктов еще в июле. А вот Белоруссия опять может потребовать денег на организацию таких пунктов.

В общем, проблем хватает. Но плюсов от создания ТС экономисты обещают еще больше. По прогнозам экспертов, Таможенный Союз может поспособствовать увеличению ВВП стран-партнеров на 12 %-15 % к 2015 году. К тому же идея возрождения ТС не зря возникла в период кризиса, когда страны заинтересованы в координации усилий по поддержанию своих экономик.

В этой связи возникает важный вопрос – вместе или порознь странам-участницам ТС вступать во Всемирную торговую организацию? У экспертов есть ряд доводов как \"за\", так и \"против\" совместного вступления в ВТО. Оппоненты указывают, в первую очередь, на разницу в степени подготовки к вступлению в эту организацию. Россия на 90 % согласовала с ВТО условия вступления, Казахстан – на 60 % с лишним, а Беларусь – на 50 %. С другой стороны, если поставить задачу совместного вхождения в ВТО, то коллегам по Таможенному Союзу придется подтянуться, и, возможно, это заодно подстегнет унификацию таможенного законодательства и выравнивание правил хозяйствования трех стран. Противники группового вхождения говорят, что поодиночке вступать в ВТО будет проще. Кроме того, до сих поры еще не было случая, чтобы в ВТО принимали коллективных участников. В свою очередь, сторонники \"массовости\" убеждают, что трем странам, объединенным в Таможенный Союз, будет проще уламывать коллег из ВТО и пробивать выгодные для себя условия вступления. Кроме того, если в ВТО войдет только одна или две страны, то условия, в которые она попадет, могут не совпадать с принципами Таможенного Союза. В результате, новообразованный ТС может распасться.
 
Если же допустить, что вступление в ВТО в нынешних условиях не является для России, Казахстана и Белоруссии экономически целесообразным, то это очень хороший ход – поставить Всемирную торговую организацию в затруднительное положение и оттянуть вступление. Мол, у нас союз, пойдем только \"скопом\". Пока в ВТО будут решать этот вопрос, экономики трех стран могут успеть окрепнуть.
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 778

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании Работа с весовым товаром в WMS: штучный товар или с измеренным весом