Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Таможня! Когда это закончится? Сергей Петрович Шкарупа

Таможня! Когда это закончится?


10 Сентября 2009

 

Ситуация, связанная с ее реализацией Концепции развития российской таможни, внесла значительные изменения в работу участников ВЭД. Сокращение брокеров и перенос оформления на границу вызвали множество проблем.

Какие позитивные и негативные последствия принесли эти нововведения?

Что делать и как работать дальше?

Брокер защищает интересы таможни или участника ВЭД?

Есть ли смысл с ним работать?

Эти и другие вопросы задают нам читатели, обеспокоенные изменениями в российской таможне.


Концепция ФТС до 2020 года будет реализована, и, похоже, что в более короткие сроки - за 2-3 года. Теперь, а надо отдать должное В.В.Путину, это стало однозначно понятно всем.

Позитивных последствий для государства пока не видно, но они, безусловно, будут. Пока мешает кризис и сам переходный процесс. В России по «черным» и «серым» схемам сегодня оформляется более 80% импорта. При таком громадном количестве складов СВХ и таможенных постов, на такой огромной территории, как Россия, и при таком высоком уровне коррупции, проконтролировать правильность платежей со стороны государства невозможно. С переносом оформления на границу количество мест контроля сократится до 100-150. А это значит, что система станет реально управляемой и контролируемой. Уверен, если ФТС не остановится, через 2 года положительные результаты для государства будут значительными. Позитива для участников ВЭД и для брокеров, не желающих расставаться со старой системой работы, не будет. Для тех, кто настроен на серьезный и долгосрочный бизнес, плюсы будут через 2-3 года. 

У даление оформления от места дислокации участников ВЭД на сотни и даже тысячи километров в сегодняшних российских условиях дает только неудобства. Клиентам не очень-то выгодно будет постоянно ездить на границы или держать там свой персонал для решения собственных текущих вопросов. Поэтому переход на новую систему работы таможни приведет к тому, что практически все участники ВЭД будут работать с брокерами. 

Безусловно, что приграничные таможенники значительно уступают московским и питерским в знаниях, в умении, в опыте, да и, порой, в желании работать. Поэтому лицензированные брокеры там будут востребованы, хотя и столкнутся на местах с низкой квалификацией сотрудников, с недостатком кадрового ресурса в таможенных органах и с непредсказуемостью местного таможенного менталитета и таможенного администрирования. 

К сожалению, сообщество таможенных брокеров, как и участников ВЭД, по-прежнему очень разобщено, а сообщество таможенников перестало существовать и инфицировано страхом перед принятием каких-либо ответственных решений, расходящихся с указаниями «сверху».  
Всем надо готовиться к усложнению процедур оформления, к задержкам по времени, к удорожанию, к бюрократизму. Реально ситуация может измениться через 1-1,5 года после освоения границ, когда наладится взаимодействие участников ВЭД, брокеров и таможенных органов. Никаких волшебных рецептов для участников ВЭД дать невозможно, кроме как искать хороших профессиональных брокеров, признавать их советы и требования, и понимать, что это требования не их личные, а таможни, исходя из закона, из практики и из служебных распоряжений.

Проблемы, о которых говорят брокеры и участники ВЭД всем известны и абсолютно одинаковы. Их можно разделить на собственные проблемы участников ВЭД и проблемы таможни. 

Участники ВЭД многого до конца не понимают в вопросах таможенного оформления и законодательства и, в отличие от брокеров, мало знают о постоянных нововведениях, которые проходят исключительно по служебным каналам ФТС. Все уже понимают, что необходимо переходить на белые прозрачные экономические отношения и конкурировать умом и предприимчивостью, а не тем, кто лучше или успешнее обойдет или обманет закон и государство. Однако сейчас среди участников ВЭД и брокеров идет борьба за то, кто последним перейдет на праведный путь.

Серьезные трудности у ФТС. Поставлена задача и сроки выполнения Концепции. При этом денежных средств по факту нет? Кадров на границе не хватает, и никто из профессионалов из развитых регионов туда не поедет. Квалификация таможни на границе в части таможенной очистки очень низкая, т.к. они всю жизнь работали на прохождение грузов через границу в пункты оформления. Решение быта и социальных условий в приграничных городах для новых сотрудников таможни нет. И т.д. и т.д. вплоть до отличий местных менталитетов, культуры труда и жизненных устоев периферии от тех регионов, где ранее работали участники ВЭД и брокеры.

Таможенники тоже люди и им свойственно человеческое – незнание вопросов, отсутствие опыта, лень, коррумпированность, боязнь ответственности, и т.п. Добавьте сюда служебную зависимость, страх потерять работу, особенно на периферии, где ее и так нет, и даже уголовную ответственность, которую по делу или из политической угоды могут повесить на каждого. 

Государство в скором времени дожмет «серый» таможенный рынок. Будет кому-то в этот период легко – нет, не будет. От таможни и силовых структур традиционно достанется всем, и «белым», и «черным», и «серым», и самой таможне. Разбираться в цветах никто не будет, да и не любит – у российских силовиков другой подход.

Число «серых» брокеров сегодня сократилось незначительно. Большинство из них продолжают работать и, в зависимости от ситуации, используют печати получателей (настоящих или однодневок) или за процент - печати лицензированных брокеров, многие из которых просто продают ее за процент или фиксированный платеж в месяц. 

Для лицензированного брокера нет цели или задачи защищать интересы государства и тем более таможни. Он работает в рамках закона и несет за его нарушение материальную и уголовную ответственность, освобождая от этих рисков участника ВЭД. То есть, принимая их на себя. Один этот факт уже заинтересовывает участников ВЭД использовать таких брокеров. Риски и проблемы, получаемые в результате проверок, значительно возросли. Ответственность может перейти на весь бизнес клиента и затронуть, как минимум, три прошлых года. Проверки могут перейти и на весь бизнес владельцев, включая даже тот, который непосредственно не связан с международной деятельностью и таможней. Добавим сюда потерю имиджа перед дистрибьюторами и покупателями, перед коллегами и партнерами бизнес сообществ, сбои в системе поставок и планирования в учете и т.д. Кто об этом думает, тот делает однозначный выбор, кто думает по-другому, тот просто еще не столкнулся с негативными последствиями своего выбора, но это вопрос времени.

Концепция развития таможни и ее реализация вызвала неоднозначную, я бы сказал эгоистичную, реакцию со стороны рынка, но с точки зрения государства это правильная и своевременная программа. Правда формат ее выполнения будет лихорадить рынок еще лет пять.

Сложившаяся ситуация и требования бизнеса вызвали объединение таможенных, транспортных и экспедиционных структур. Консолидация их интеллектуальных ресурсов в одних руках даст рынку более высокое качество и надежность сервиса, а с другой стороны, может вывести на рынок более совершенные интеллектуальные или более изощренные схемы снижения таможенных платежей. У участников ВЭД всегда будет выбор и возможность сопоставить свои риски и затраты.

Все что происходит у нас сейчас, уже проходили развитые страны, а некоторые даже забыли об этом. Мы идем к законопослушной деятельности с одинаковыми правилами для всех участников рынка, но, как всегда опаздываем и, как всегда, идем своим путем.


Генеральный директор ГК «САННА» Сергей Петрович Шкарупа
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1417

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Диспетчерская система оперативного управления перевозками Закрылся старейший аэропорт Москвы. Зловещие призраки бизнеса. Демографический и кадровый провал Казань получит внутри города автотранспортное кольцо без единого светофора Как навести порядок в нормативах на производстве как он работает Какие виды отчетов целесообразно использовать в закупочной деятельности компании? Контрольный пакет ПГК будет продан стратегу но никто не может сказать строящийся на инфраструктуре ж/д транспорта в Иркутске