Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Ввоз с барьерами ИЛЬЯ ЗИНОВЬЕВ

Ввоз с барьерами 


Журнал «Деньги» № 41 (746) от 19.10.2009 

Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ

Рубль растет, потребительский спрос падает — казалось бы, цены на импортные товары по всем правилам рыночной экономики должны снижаться. Однако этого не происходит. Потому что импортеры вынуждены ввозить товары по совершенно иным правилам, весьма далеким от рыночных. 

ИЛЬЯ ЗИНОВЬЕВ 

Цена неграмотности 


Наивен тот, кто полагает, что проблемы на таможне случаются исключительно у тех, кто не хочет работать честно. По мнению искушенных в таможенных вопросах коммерсантов, такая постановка вопроса вообще некорректна. Проблемы могут возникнуть, более того, обязательно возникнут у тех, кто не умеет работать с таможней грамотно. Слово \"грамотно\" в данном контексте означает совокупность знаний и опыта, которая позволяет хорошо ориентироваться в сложнейшем лабиринте правил, документов и процедур, связанных с таможенным оформлением товара. А готовность отдать государству все, что положено, сама по себе ничего не гарантирует, хотя и приветствуется. 

Предприниматель Андрей Кудряшов считает, что цена неграмотности в таможенных вопросах слишком высока, чтобы пытаться действовать самостоятельно, поэтому уплатой пошлин, НДС и таможенных сборов его расходы не ограничиваются: \"Даже если вы или ваши сотрудники доки в таможенном законодательстве и собаку съели на оформлении, вы все равно будете чужаками на таможенном посту. В лучшем случае вас будут бесконечно двигать в очереди на оформление и придираться ко всему, к чему только можно придраться. Впереди вас всегда будут оказываться люди, чьими делами занимаются профессионалы, знакомые сотрудникам и руководству данной таможни. За их услуги надо платить, но они, как правило, имеют возможность неформально проконсультироваться, заранее оговорить какие-то важные моменты, вас же просто будут на определенных этапах ставить перед фактом нарушений или разворачивать. Это значит, что ваш транспорт будет простаивать на постах, грузы лежать неопределенное время на дорогущих СВХ (складах временного хранения), а сами вы будете носить все новые документы, ждать и платить, платить, платить. Ваш товар при этом будет дорожать не по дням, а по часам. Бывали случаи, когда общая стоимость оформления превышала стоимость товара в несколько раз. Поэтому если запас прочности бизнеса не позволяет лбом пробить эти стены, лучше и не пытаться. Цена негативного таможенного опыта — это в лучшем случае убытки\". 

На таможенных интернет-форумах, где импортеры и экспортеры делятся своими проблемами и способами их решения, можно найти массу примеров, когда неопытные бизнесмены оказывались в сложной ситуации из-за ерунды — огрехов и банальных ошибок в документах, оформленных самостоятельно,— типа путаницы в единицах измерения или неправильной буквы в названии фирмы-получателя. Однако и эти мелочи перерастали в серьезные проблемы, которые оборачивались крупными потерями времени, денег, а зачастую и груза. Речь идет о той самой неграмотности мелких предпринимателей, решивших сэкономить и своими силами растаможить небольшой и не очень дорогой груз. 

О том же в открытую заявляют компании, являющиеся посредниками между получателями импортных грузов и государственными таможенными органами,— таможенные брокеры. \"Никто не делает сам себе, например, стрижку — доверяют эту процедуру мастеру. Тогда быстрое получение устраивающего человека результата гарантировано. Зачем же пытаться самостоятельно штурмовать таможенный пост и расшифровывать номенклатуру ТН ВЭД? Ведь никто не станет отрицать, что процедура эта в некотором смысле намного более ответственная, чем обретение новой прически\",— заявляют на сайте одной известной брокерской фирмы. 

В рекламе своих услуг брокеры порой и напрямую указывают, что только они могут гарантировать положительный результат, так как обладают не только опытом, но и главным ресурсом — связями. Они не скрывают, что их услуги недешевы, однако уверяют, что их пути растаможки все равно окажутся оптимальными: \"Мы нашли пути минимизации рисков и оптимизации действий при выполнении формальностей, которых требует при оформлении прохождения товара таможенный пост\". 

Как считает Андрей Кудряшов, набивший шишки на самостоятельном оформлении и теперь предпочитающий переплатить брокерам, у таких утверждений есть свои основания: \"Дело даже не в какой-то там оптимизации процедуры, хотя время для импортера фактор очень важный, а все-таки в деньгах. Брокер, вхожий в таможенные кабинеты, четко себе представляет, где черта риска, за которой он не может работать, а где поле для маневра. Брокер в позволенных ему пределах может уменьшить таможенные платежи, подобрав менее затратный код ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), по которому будет таможиться товар. Или, например, подсказать минимум стоимости, которая не будет возбуждать таможню. Самостоятельно добиться подобной экономии крайне сложно и рискованно\". 

Однако оптимизацией временных и материальных затрат услуги таможенных посредников не ограничиваются. Существуют и другие специальные услуги, за которые небольшие фирмы-импортеры предпочитают платить, чтобы не усложнять себе жизнь. Дело в том, что визиту на таможню, если все делать официально, должна предшествовать масса других непростых и потенциально рискованных процедур, которых многие мелкие импортеры предпочитают избегать. 

Как бы импорт 


Если не вдаваться в детали, то зарегистрированной в соответствии с российскими законами компании (или индивидуальному предпринимателю), чтобы стать импортером, нужен статус субъекта ВЭД (внешнеэкономической деятельности). Кроме того, чтобы иметь возможность конвертировать рубли в валюту и осуществлять переводы зарубежным поставщикам, требуется открыть в банке паспорт сделки и стать субъектом валютного контроля. 

Для указанных процедур придется подготовить и представить в банк и на таможню около 20 документов, в числе которых нотариальная копия устава и изменения к нему, нотариальная копия свидетельства о государственной регистрации, нотариальная копия свежей (не более полугода) справки из Госкомстата России, копия свидетельства о постановке на учет в органах ИМНС России, оригиналы справок из банков об открытии банковских счетов субъекта ВЭД, копия решения учредителя о назначении генерального директора, копия приказа о назначении главного бухгалтера, копии документов, удостоверяющих личности генерального директора и главного бухгалтера, и копия бухгалтерского баланса или налоговой декларации за последний отчетный период с отметкой о принятии. Также следует подготовить контракт на двух языках (включая русский) и заполнить формы, необходимые банку для открытия паспорта сделки. Это тоже непросто, если речь не идет о крупном предприятии со штатом опытных в подобных делах сотрудников. К тому же некоторые документы, например паспорт сделки, может потребоваться оформлять не один раз, а несколько — по числу контрактов с поставщиками. В процессе работы документы надо будет постоянно обновлять и представлять вновь, если импортер будет оформлять свои грузы через разные таможни. 

Стоит заметить, что, открывая паспорта сделок и регистрируясь в качестве участника ВЭД, предприятие не только приобретает определенные права и возможности, но и становится объектом дополнительного контроля. То есть к привычным проверяющим из налоговых органов и органов правопорядка, которые импортеров беспокоят ничуть не меньше, чем работающих на внутреннем рынке, прибавляются еще блюстители валютного и таможенного законодательства. Кроме того, у компаний, работающих с товаром, приобретенным за валюту, заметно усложняется бухгалтерский учет. 

Возможно, все это стало бы непреодолимым препятствием для мелких фирм-импортеров, если бы не предприимчивые посредники, готовые за долю от суммы поставки снять с предпринимателей большую часть головной боли. Такие компании могут предоставлять весь спектр импортных услуг — от оплаты товара до транспортировки и таможенного оформления. Как рассказывает владелец бизнеса по поставке запасных частей к спецтехнике, попросивший называть его просто Сергеем, суть услуг подобных посредников в том, что они формально принимают функции импортера на себя: \"На языке посредников это может называться работой на условиях аутсорсинга или работой по договору комиссии. Формально все выглядит так, как будто одна российская фирма купила импортный товар уже в России за рубли со всеми документами. На самом деле фирма-клиент фактически является импортером, но деньги за границу переводит не она, растаможивает груз и перевозит тоже не она, поэтому нет потребности открывать паспорта сделок и регистрировать ВЭД. Для этой цели у посредников уже подготовлены специальные компании, открыты валютные счета и документы для валютного контроля и таможни. Фактически это их компании, хотя называться они могут как угодно и принадлежать кому угодно. В схеме также могут быть задействованы перевозчики, иностранные банки и фирмы, выступающие как поставщики товара. Когда у посредника есть такие инструменты, он способен не только мгновенно оплатить товар клиента и быстро организовать его доставку и растаможку, но и указать в документах удобную для клиента номенклатуру и стоимость — это помогает экономить на налогах\". 

По словам бизнесменов, работа через посредников, оказывающих подобные услуги, не всегда подразумевает незаконную деятельность. Андрей Кудряшов, в частности, может привести примеры, когда абсолютно легальные поставки удобнее и быстрее проводить именно так: \"Конечно, аутсорсинговые схемы могут вызывать вопросы у различных органов. Можно с их помощью просто перевести деньги за границу, минуя валютный контроль, потом ввезти товар под черным флагом (контрабандой.— \"Деньги\") и прикрыться документами: мол, все купил уже на родине. Но бывают ситуации, когда все легально, но без посредников не обойтись. Например, вам надо быстро что-то купить в Европе на $20-30 тыс., поставщик новый, клиенты ждут и нет абсолютно времени на оформление контрактов и паспортов сделок. Если будешь все делать сам официально, упустишь и товар, и покупателей. А посредник решит задачу в один момент, потому что у него все для этого уже готово\". 

Плата за помощь 


Работа через посредников обходится мелким импортерам недешево: перевести деньги поставщику за границу, не открывая паспорта сделки, стоит около 4-5% от суммы платежа, сделать документы от \"живой\" российской фирмы, которые позволят зачесть НДС,— еще около 5%. Услуги по таможенному оформлению через брокера могут стоить и $1 тыс., и $5 тыс., и более — в зависимости от характера груза и его количества. Наиболее ощутимы эти расходы для тех, кто перевозит небольшие — на несколько десятков тысяч долларов — сборные грузы, состоящие из многих товарных позиций. С учетом таможенных пошлин и транспортных расходов цена товара может увеличиться вдвое. Все это сказывается на цене товара уже на российском рынке, и мелкие импортеры советуют не удивляться тому, что, к примеру, обычные джинсы в московских магазинах стоят порой в три раза дороже, чем в Европе или в США. 

Представители малого бизнеса, практикующие импорт, говорят о том, что такая ситуация сегодня выгодна всем: и крупным компаниям, и таможенным посредникам, и самой таможне. Один из мелких импортеров мужской одежды на условиях анонимности прокомментировал ситуацию так: \"Мне видится, что есть такая неофициальная государственная установка: мелкий импорт, значит, контрабанда и надо с ним всячески бороться. Государству в лице таможни удобнее контролировать и прессовать нескольких больших поставщиков плюс крупных брокеров-посредников при каждой таможне, чем тысячи маленьких компаний и предпринимателей. Но там, где мало игроков, и настоящей конкуренции нет. Требования ко всем импортерам формально одинаковы, что на десятки миллионов долларов в месяц завозишь, что на десять тысяч, но возможности-то разные. Поэтому сейчас куда спокойнее и проще официально не быть импортером, а пользоваться услугами специальных людей. И быть простой российской фирмой, которая здесь купила и здесь же продала. Не вести мудреный учет курсовых разниц, не бодаться с банковскими дурочками из-за неправильно поставленной кавычки в валютных документах и не быть светящейся мишенью для всяких проверок. Пока ты маленький и денег у тебя мало, нет никакого экономического смысла импортировать самостоятельно. Крупные официальные импортеры сейчас задирают цены так, что даже если платить все положенные пошлины и проценты посредникам и брокерам, все равно можно зарабатывать\". 


  Илья Зиновьев

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 748

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Власти Подмосковья утвердили стандарт временного жилья для мигрантов экспедиторами Грузовладельцы Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками