Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

На границе здравого смысла

На границе здравого смысла


28 Декабря 2009

В 2009 году российская таможня оказалась в затруднительном положении. Снижение импорта повлекло уменьшение платежей в федеральный бюджет и невыполнение плана. Ведомству пришлось поучаствовать в борьбе с иностранными грузоперевозчиками и практически свернуть программу по переносу таможенного оформления к границам РФ.

В конце 2008 года ФТС России сообщила о перевыполнении годового плана. Однако если раньше госдоходы от импорта и экспорта росли очень быстро, и таможенники с легкостью перевыполняли планы, то уже осенью 2008 года наметилась тенденция уменьшения количества сборов от внешней торговли. В конце 2009 года «Росбалту» так и не удалось выяснить размер планового задания на будущий год.

Таможенные платежи снижались в течение всего 2009 года. Уже по итогам января-февраля импорт в РФ уменьшился на 37,5%. По итогам I квартала 2009 года таможня перечислила в бюджет 872,5 млрд рублей (по сравнению с 1,4 трлн в 2008 году). И только в мае ФТС решилась обнародовать плановое задание на весь год — 3,6 млрд рублей.

Ранее руководство ведомства предпочитало выдавать задание региональным управлениям на ближайший месяц. Однако и с этим, скорее всего, справиться не удастся. Еще в конце августа руководитель ФТС Андрей Бельянинов говорил, что план будет выполнен в любом случае. Однако динамика сборов платежей показала, что таможне придется очень сильно напрячься, чтобы добыть искомую сумму. Так, за 9 месяцев были собраны пошлины в размере 2,311 трлн рублей и за оставшиеся 4 месяца предстояло собрать 1,3 трлн рублей (почти как в I квартале 2008 года). При этом,ежемесячные платежи с августа были примерно на одном уровне — 330 млрд рублей. Таким образом, к 1 декабря ведомство перечислило в госбюджет 2,971 трлн рублей, и чтобы выполнить план, должно было собрать за декабрь рекордные 700 млрд, но такую сумму собрать не удалось.

Накануне Андрей Бельянинов заявил, что, по данным на 23 декабря, ФТС перечислила в бюджет 3,333 трлн рублей. «У нас есть определенный план, и мы его выполняем, но для меня еще никогда так тяжело не было», — сообщил глава ФТС на конференции профессиональных таможенных операторов. При этом он оценил годовое снижение импорта на 40% и отметил, что таможня собрала на 20% больше, чем в докризисном 2007 году.

Еще в начале 2009 года «Росбалт» предположил, что в плане сборов доходов от внешней торговли государство может пойти двумя путями.

Первый предполагает рутинную планомерную работу таможни по сбору платежей. При этом ведомство не будут нервировать спуском «сверху» невыполнимых планов.

Второй путь — максимально увеличить плановое задание и создать в ведомстве нервозную обстановку. К сожалению, государство пошло по второму пути. В итоге, таможенники стали заглядывать даже в сумки простых туристов, которые пересекали границу на автомобилях. Например, весной этого года таможенник на финской границе, явно нервничая, пытался узнать у корреспондента «Росбалта», зачем он везет в РФ пару килограммов картошки и банку селедки. Челнокам в этом году пришлось еще хуже. Таможенники стали взвешивать каждую сумку с товаром, ввозимым в Россию, чего раньше не делали. В результате всех этих мер планы выполнить все равно не удалось, а вот очереди на границах выросли значительно.


Еще хуже пришлось профессиональным участникам внешнеэкономической деятельности. По их данным, корректировка таможенной стоимости приняла в этом году характер эпидемии. Они отмечают, что в 2009 году около 40% грузов подвергалось процедуре корректировки таможенной стоимости (КТС) в сторону увеличения. Таможенники прибегают к этим мерам для того, чтобы показать начальству хорошие данные отчетности по сборам платежей. Однако в дальнейшем эти решения предприниматели оспаривают в судах, которые в большинстве случаев отменяют КТО. Поэтому таможенники вынуждены часть средств возвращать бизнесу.

Впрочем, ранее бывший начальник Северо-Западного таможенного управления Михаил Прокофьев опровергал эти данные. По его словам, за 9 месяцев текущего года было осуществлено 28,9 тыс. таких процедур, что позволило увеличить платежи в бюджет на 2,66 млрд рублей. В 2008 году было произведено всего 27 тыс. таких корректировок. Прокофьев отметил, что доля КТС таможенных платежей невелика и составляет всего лишь 1,3% от всех платежей. Однако бизнесмены называют другие цифры. Кроме того, они говорят, что практически все корректировки оспариваются затем в суде. Около 80% решений по таким искам выносят в пользу бизнеса, и таможня вынуждена возвращать деньги. Поэтому озвученные Андреем Бельяниновым цифры по сборам за 2009 год наверняка еще будут скорректированы в сторону уменьшения.

Несмотря на кризис, руководители таможни в уходящем году также старательно пытались воплотить в жизнь концепцию по переносу таможенного оформления к границам России. Проблемы с реализацией концепции возникли сразу. Таможенное начальство, рассказывая о том, как исчезнут сотни внутренних таможенных постов и будут построены красивые и современные терминалы у границ, забывало сообщить, сколько будет стоить такая реформа. До кризиса предполагалось, что 60% расходов возьмет на себя бизнес, но после падения импорта на 40% предприниматели не нашли средств для материальной помощи государству. В октябре в Госдуме впервые признали, что денег на реформу нет. Об этом на заседании экспертного совета по таможенному регулированию комитета по бюджету и налогам заявил депутат Александр Коган. При этом, по его данным, реализация концепции требует больших инвестиций. Так, создание необходимой инфраструктуры одного таможенного пункта обойдется примерно в 1 млрд рублей. По словам парламентария, расчеты, обосновывающие ожидаемый экономический эффект от реализации концепции, также отсутствуют.

Однако в отдельных регионах все-таки придумали, как реализовать концепцию хотя бы частично. Например, в СЗТУ решили открыть таможенные посты в уже созданных бизнесом логистических комплексах. Так, в 2010 году два новых таможенных терминала будут функционировать на Выборгской таможне, один – в Бурачках (граница с Латвией) и еще один — в городе Багратионовск Калининградской области (граница с Польшей). Между тем все эти терминалы уже сейчас работают в качестве крупных коммерческих лингвистических комплексов. Таможне не пришлось вкладывать средства в их строительство. В остальных, ранее намеченных для создания таможенных терминалов местах — в Кингисеппе и Печорах (российско-эстонская граница), в ближайшее время ничего построено не будет. Публично таможенное начальство продолжает твердить о том, что реформа по переносу оформления к границам будет реализована, но в частных беседах признают, что сейчас на это нет денег.

2009-й года отметился для российских таможенников еще и двумя пограничными «войнами». Обе они случились на границе с Латвией. В августе перед погранпереходами «Бурачки» и «Убылинка» встали в пробки несколько сотен грузовиков из-за того, что тщательному досмотру подвергались фуры с литовскими номерами. Почему-то именно литовских перевозчиков обвинили в контрабанде, хотя незаконным занижением таможенной стоимости грузов, как говорят участники рынка, могут заниматься только получатели товара. В декабре 2009 года на латвийско-российской границе застряли уже тысячи фур — аналогичные санкции были введены против латвийских перевозчиков.

Обстановка на границе усугубилась еще и неблагоприятными погодными условиями, и тысячи водителей встречали Рождество у елочки в приграничном лесу. Наблюдатели говорят, что российские власти с помощью санкций пытались помочь отечественным транспортным компаниям, которые испытывают трудности в период кризиса. Это косвенно подтверждает и размер ущерба, вмененный латышским перевозчикам: российская таможня утверждает, что от их действий в 2009 году бюджет РФ понес убытки в размере 50 млн рублей (чуть больше 1 млн евро). Конечно, ущерб в таком объеме — это отличный повод для переговоров с контролирующими органами сопредельной страны, но не для создания трудностей при прохождения границы.

Впрочем, несмотря на все перипетии, с которыми столкнулась российская таможня в уходящем году, государство по-прежнему на стороне таможенников. 24 декабря главе ФТС Андрею Бельянинову была вручена Почетная грамота правительства РФ «за заслуги в реализации государственной таможенной политики и многолетний добросовестный труд», а 28 декабря в Кремле руководителю ФТС вручат Орден Дружбы за безупречную службу (соответствующий указ президента подписан 11 декабря). А значит, работу российской таможни улучшать незачем — власти все равно ценят и любят ее. Таким образом, в 2010 году году российские границы ожидает то же самое, что и в 2009-м, а очереди из тысяч грузовиков на границах будут напоминать о том, за что в России раздают награды. 
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1016

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел