Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Пришло время профессионалов Юлия Иванова

Пришло время профессионалов


Как показал опыт кризисного года, на российском логистическом рынке идет передел клиентской базы между операторами. В выигрыше оказались компании, входящие в состав холдингов. Жизнь вынуждает «одиночек» искать партнеров. Создание совместных проектов, а также слияния и поглощения – это, пожалуй, один из немногих реальных шансов не только остаться в отрасли, но и усилить конкурентоспособность каждого из игроков.


Один из наиболее показательных примеров — объединение в марте 2009 года STS Logistics и РЛС. По словам руководителей компаний, эта сделка — не поглощение одного партнера другим, а дружественное объединение интересов и капиталов. Как подчеркнул генеральный директор объединенного холдинга STS/RLS Рустам Юлдашев, «в большей степени это требование современного рынка, подверженного глобализации и требующего от 3-PL-провайдеров все большего спектра услуг, оптимизированной системы управления и обширной географии присутствия».

Еще одним перспективным направлением развития операторского бизнеса могут стать альянсы операторов с грузовладельцами. При такой кооперации грузовладелец не только получает оптимальные тарифы, но и выгодные, гарантированные логистические схемы доставки своей продукции. Оператор, в свою очередь, имеет гарантированную грузовую базу. Кроме того, отсутствие посредников оптимизирует цепочку взаимодействия. В кризисный период подобные сделки могут стать одним из ключевых трендов на рынке транспортной логистики.

Ведущие отечественные игроки ищут партнеров не только у нас в стране, но и за рубежом. Так, в мае 2009 года о создании совместного предприятия заявили Южный речной порт (входящий в ПТГ «Московское речное пароходство») и один из крупнейших европейских контейнерных перевозчиков Rhenus. В сентябре перспективы сотрудничества обсудили складской оператор «ЛИТЕР Терминал» и известная немецкая логистическая компания A. hartrodt (GmbH & Co) KG. Есть аналогичные примеры и в других сегментах рынка транспорта и логистики. В таком партнерстве, как правило, заинтересованы обе стороны. Отечественная компания получает доступ к технологиям мирового уровня и готовой базе иностранных клиентов, а ее зарубежный партнер — возможность для развития на перспективном, по мнению международных экспертов, российском рынке.

Еще одним способом укрепления позиций на рынке может стать некоммерческое партнерство. Так, в августе о начале сотрудничества объявили ГК «САННА» (стратегический партнер логистической сети \"ЛИТЕР») и Российско-Британская торговая палата (The Russo-British Chamber of Commerce). РБТП — некоммерческая общественная организация, объединяющая ряд крупнейших компаний России и Великобритании. Став ее членом. ГК «САННА», уже являющаяся членом Французской торгово-промышленной палаты и Российско-Германской внешнеторговой промышленной палаты, получает дополнительную возможность для продвижения собственного и клиентского бизнеса на международном уровне.

Логисты и финансисты

Кризис способствовал более тесному взаимодействию и поиску новых форм сотрудничества компаний-операторов с финансовыми структурами. Так, в июне 2009 года «Сбербанк Капитал» приобрел 10-процентную долю в уставном капитале группы Global Ports, «дочке» ГК «Н-Транс». По признанию председателя совета директоров Global Ports Никиты Мишина, «появление крупнейшего российского финансового института среди акционеров Global Ports существенно расширяет возможности развития терминалов и дальнейших инвестиций в наиболее перспективные направления стивидорной деятельности в России». Гендиректор «Сбербанка Капитал» Ашот Хачатурянц, комментируя сделку, сказал: «Мы очень позитивно оцениваем потенциал портового сектора российской экономики в целом и компании Global Ports в частности. Верим в перспективу развития инфраструктурных проектов и считаем, что в долгосрочной перспективе такие проекты окажутся высокодоходными».

По мнению директора инвестиционно-промышленной группы «Гарант» Сергея Гущина, альянсы логистов и транспортников с финансистами могут иметь самые разные формы — от управления операторскими компаниями невыкупленным парком лизинговых компаний и банков до приобретения финансовыми структурами акций транспортных фирм в обмен на парк. У банков есть деньги, но нет опыта ведения операторской работы, а у компаний-операторов — дефицит средств, но зато есть клиентура и умение управлять подвижным составом.

Еще одна проблема — просроченные банковские кредиты. По этой причине в конце августа — начале сентября два объекта на рынке складской недвижимости Московской области отошли в пользу банков. По словам Вячеслава Холопова, директора департамента складской и индустриальной недвижимости и земли компании Knight Frank, сейчас это невыгодно как банкирам, которые не умеют управлять складской недвижимостью, так и девелоперам, которые не хотят терять бизнес. Однако можно предположить, что постепенно банковские структуры все же начнут рассматривать варианты выхода из сложившейся ситуации именно за счет партнерских отношений.

Что же касается присутствия логистических компаний на бирже, то, по мнению Сергея Гущина, сегодня не время для привлечения инвесторов путем размещения активов. Кризис показал, сколь уязвима биржа в качестве источника инвестиций. Гораздо более надежными активами компании являются квалификация ее топ-менеджмента и рядовых сотрудников, контрактная база и парк.

Акцент на регионы

«Дисбаланс грузопотоков, которые сегодня сосредоточены в Северо-Западном и Центральном федеральных округах, не позволяет развивать транспортно-логистические системы другим регионам, в частности Уральскому и Сибирскому федеральным округам», — отметил в своем выступлении на XV Международной выставке «ТрансРоссия-2009» президент Евро-Азиатской логистической ассоциации Николай Титюхин. Он особо подчеркнул, что «одним из важнейших условий развития отрасли является осознание крупными региональными центрами необходимости создания эффективных транспортно-логистических систем».

Несмотря на сложные экономические условия, процесс развития регионов все же идет. Во-первых, экспансию из центра осуществляют ключевые игроки отрасли. Тот же STS/RLS Logistics открыл свои представительства в Иркутске, Сочи, самостоятельное подразделение в порту Ванино. (Эта группа компаний уже имеет офисы более чем в 30 городах России и до 2010 года планирует открыть еще 17.) Во-вторых, многие региональные логисты стараются стать конкурентоспособными. Так, в мае 2009 года при ТПП Саратовской области было создано новое объединение предпринимателей — Гильдия логистики. Инициатором создания и председателем гильдии стал первый заместитель директора «Девон-альянса» Дмитрий Караулов. Компании решили объединиться, чтобы содействовать развитию логистического бизнеса на своей территории. ТПП Саратовской области выступает как площадка для обсуждения профессиональных проблем и место встречи с представителями государственных органов.

Вместе с тем есть крупные транспортно-логистические компании, которые отказались от расширения своей «географии» и сосредоточились на укреплении позиций в центре России. Среди таких, например, «Смарт Лоджистик Групп».

Демпинг или сервис

Ценовые войны, которыми был отмечен уходящий год, затронули все без исключения логистические компании. Но, как показала практика, такие войны в конечном итоге оздоравливают отрасль. Желание сэкономить на перевозчике часто оборачивалось для грузовладельца убытками из-за порчи, потери или нарушения сроков поставки груза и вынуждало его более внимательно подходить к выбору логистического партнера. Да и сами операторы стали стремиться к оптимизации своих и клиентских затрат, что способствует повышению уровня бизнес-процессов и качества обслуживания. За прошедший год стало очевидно: выигрывают те компании, которые вместо демпинга предлагают клиентам максимально широкий спектр услуг надлежащего качества по конкурентоспособной цене. И многие компании сделали существенные шаги в этом направлении. Вот лишь несколько примеров. Холдинг LCM Group получил собственную государственную лицензию, позволяющую своими силами осуществлять полный комплекс работ по сертификационной деятельности, без посреднических услуг.

Транспортно-экспедиторская компания White broker предложила клиентам полный комплекс складских услуг, а также содействие в поиске поставщиков товаров пищевой, химической и строительной промышленности. CEVA Logistics объявила о запуске нового сервиса по отправке консолидированных грузов и курьерской доставке авиачартером. Для доставки в рамках новой услуги планируется фрахтовать самые различные воздушные суда — от вертолетов и малых самолетов (Cessna) до большегрузных Ан-225. Доставка предполагается «от двери до двери».

В сентябре этого года совет директоров STS/RLS Logistics принял решение о сертификации в соответствии с требованиями международных стандартов качества серии ISO 9000. Основной упор делается на мобильность бизнес-процессов. Вообще вопрос о сертификации услуг все чаще поднимается в отрасли. В частности, Ассоциация российских экспедиторов активно проводит добровольную сертификацию услуг, оказываемых транспортно-экспедиторскими компаниями. По наблюдению Юрия Ситкова, директора Ассоциации российских экспедиторов, несмотря на кризисные явления в экономике, снижения интереса к прохождению сертификации нет — в большинстве своем российские экспедиторы осознают, что она является одним из действенных рычагов повышения их конкурентоспособности.

Инвестировать или нет?

Сложная финансово-экономическая ситуация ставит перед руководителями многих предприятий вопрос, нужно ли инвестировать в развитие бизнеса. Однако те, кто всерьез намерен остаться на рынке, понимают, что делать это необходимо. Многие задумываются об автоматизации бизнес-процессов и реализуют такие проекты. Ведь обеспечить высокое качество услуг без внедрения IT сегодня уже практически невозможно.

В целом же мнение игроков логистического рынка едино: спрос на их услуги в ближайшие годы останется нестабильным, соответственно, конкуренция еще более обострится. Работать спустя рукава, а также по «серым» схемам, с «откатами» и прочими ухищрениями становится все сложнее. Отрасль идет по пути консолидации и серьезных качественных преобразований, что в долгосрочной перспективе может сделать ее значительно более сильной и конкурентоспособной на международном рынке.

Юлия Иванова
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1568

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

платные услуги Как посчитать Формирование и управление волнами в WMS на складе 3PL FMCG сколько компания реально зарабатывает на маркетплейсе