Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

«РЖД» вводит плату за "подключение"

«РЖД» вводит плату за "подключение"


12 Марта 2010

ОАО «РЖД» разрабатывает поправки к правительственному постановлению, в котором прописан механизм доступа владельцев путей необщего пользования к сети железных дорог.

Изменения, которые компания предлагает внести в документ, должны поставить точку в бесконечных спорах железнодорожников и грузовладельцев о том, кто должен развивать так называемую точку примыкания путей необщего пользования к магистральным сетям. Отсутствие определения этого понятия в правительственном постановлении порождает различные толкования насчёт того, что именно должно считаться такой точкой: железнодорожная станция или железнодорожная стрелка перед станцией.

Следовательно, нет и чёткого разграничения ответственности сторон за развитие и инвестирование объектов в районе примыкания.

Пока что порядок примыкания путей необщего пользования прописан только в общих чертах. Согласно постановлению Правительства РФ № 223, желающий примкнуть к магистральной инфраструктуре составляет заявление в произвольной форме и представляет пакет документов о своей организации в Росжелдор, который в трёхмесячный срок выдаёт разрешение или отказ.
Далее ОАО «РЖД» как владелец путей общего пользования выдаёт технические условия для примыкания, которые обязан выполнить грузовладелец.

В «Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года» в статье № 85 указано, что развивать точку примыкания необходимо за счёт грузовладельцев. В большинстве случаев для этого развития необходимо построить новую (или значительно реконструировать существующую) железнодорожную станцию, где будут происходить операции с грузом. Затем в силу технологических особенностей эта станция должна быть передана в собственность владельца магистральной инфраструктуры. А вот по поводу того, кому и что строить на этой станции, мнения железнодорожников и грузоотправителей кардинально расходятся.

«Точкой примыкания считается железнодорожная стрелка, которую грузовладелец и должен построить за свой счёт, – говорит вице-президент «Союзгрузтранса» Виктор Евпаков. – Всё, что за ней, обязано строить ОАО «РЖД» как владелец магистральной инфраструктуры. Грузовладелец не перевозчик, это не его дело – развивать магистральную инфраструктуру».

Ещё один спорный момент в процессе присоединения путей промышленного назначения к магистралям – требование РЖД к владельцам предприятий составлять обязательный договор. В нём должны быть прописаны условия, которые должен выполнить грузоотправитель, чтобы подключиться к сети. Например, построить железнодорожную станцию или дополнительные пути. Такие договоры не предусмотрены действующим законодательством, утверждают грузоотправители.  

В ответ на это в РЖД ссылаются на уже существующий опыт подключения к другим магистральным сетям – электрическим и газопроводным.

«РЖД могут развивать магистральную инфраструктуру только в рамках собственной инвестиционной программы и согласно имеющимся средствам определять приоритеты, – заявил «Гудку» начальник отдела внешних инвестиций департамента инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» Павел Курчанов. – Поэтому здесь можно использовать опыт «Газпрома», у которого введена плата за подключение. Если подключение технически невозможно, «Газпром» может попросить реконструировать какой-то участок своей газовой системы, чтобы такая возможность появилась. Конечно, у грузоотправителей есть желание не платить за развитие точки примыкания, но тогда им придётся ждать своей очереди».

Точка отсчёта

Аналогичным образом была решена проблема и в электроэнергетике после того, как в отрасли была принята типовая форма договоров за подключение потребителей к сетям общего пользования.

Пока что РЖД в вопросах присоединения каждый раз оказываются перед сложной дилеммой. Как заявил первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов на коллегии Росжелдора, которая прошла на прошлой неделе, в компании сейчас находятся заявки на подключение путей необщего пользования мощностью около 1,1 млрд тонн, однако реально выполняется всего 8% заявок. «Представьте, если бы мы начали развивать сеть под заявленный объём?» – задаёт вопрос топ-менеджер компании.

Таким образом, РЖД в абсолютном большинстве случаев рискуют совершенно напрасно строить дополнительные пути для расширения подходов к станциям и тратить деньги на их содержание. «Одна из крупных компаний получила техусловия, выполнила их, вложив в развитие 500 млн руб., однако затем заморозила проект, и дополнительные объёмы грузов так и не появились», – приводит пример Павел Курчанов. В итоге на баланс РЖД были переданы мощности, которые теперь простаивают, но тем не менее требуют средств на обслуживание.

Часто новое примыкание вовсе не означает для ОАО «РЖД» увеличения объёмов перевозок, поскольку грузовладельцы таким образом просто перенаправляют прежние грузопотоки по более выгодным коротким маршрутам. В этом случае РЖД даже теряют деньги, которые могли бы получить за счёт перевозок на большие расстояния. «Введение платы за примыкание может быть одним из методов защиты интересов ОАО «РЖД», – говорит Павел Курчанов.

Поэтому компания предлагает законодательно закрепить обязанности грузовладельцев заключать договоры на присоединение, выполнять выданные им железными дорогами технические условия, ввести обязательную плату за примыкание, а также разработку чётких условий разграничения балансовой принадлежности объектов, построенных или реконструируемых в процессе примыкания.

В Росжелдоре признают актуальность проблемы. «Вопросы с примыканиями есть, и давно назрела необходимость разработки и введения новой типовой методики по разработке единого технологического процесса взаимодействия, – говорит руководитель Росжелдора Геннадий Петраков. – В ближайшее время мы проведём совещание с рядом крупных компаний, которые испытывают трудности с присоединением к магистральным сетям и РЖД». 

Источник: www.gudok.ru

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1723

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 1)



Рекламный блок

Группа компаний «Черноголовка» перешла на новое поколение Axelot WMS экспедиторами Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики