Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Грамотная ротация оптимизирует оборот

Грамотная ротация оптимизирует оборот


 

Поддержание ассортимента в несколько тысяч наименований требует значительных материальных и трудовых затрат. Минимизировать их позволяет грамотная ротация товара.


Начало цикла

Исконное значение слова \"ротация\" – \"перемещение\". Неудивительно, ведь товар первоначально перемещается от дистрибьютора на склад ритейлеру, а после – частями попадает в торговый зал. Несмотря на простоту схемы, при работе с широким ассортиментом процесс этот весьма многосложен.

Первый этап перемещения товара - это его прием от поставщика. Для его регламентации необходимо при заключении договоров обсуждать и срок годности товара, минимальную норму отгрузки, сроки исполнения поставки. Чем меньше срок годности товара, тем большего внимания требует каждый из этих пунктов. 

Сроки поставки

Чем меньше сроки годности товара, тем выше должны быть требования к остатку срока реализации. В среднем он должен составлять 50-70 %% от общего промежутка. Возможно договориться с поставщиком о товаре со сроками меньше, чем оговорено. Но поставщик в таком случае берет на себя все риски. И снижает цену (5-10 %%), учитывая хлопоты ритейлера.

Минимальная партия

Если сеть работает через распределительный центр (РЦ – в дальнейшем), то собрать общую заявку достаточно просто. Сложнее договориться с дистрибьютором о доставке мелких партий в каждый отдельный магазин. Предпочтение можно отдать брендам, дистрибьюторы которых поставляют значительный ассортимент разнообразных товаров. Проще собрать весомую заявку.

Сроки исполнения заявки

Уважающие себя дистрибьюторы практикуют доставку в 24 часа в пределах города, в котором есть склад. И 48 часов – в любую другую точку. Прочим дистрибьюторам такие сроки можно поставить как условие работы. Если же они не смогут их выполнять – езачем поддерживать аутсайдеров рынка. Сложнее работать с поставщиками (производителями в т. ч.), которые не имеют развитого логистического сервиса. Отчасти этот вопрос можно решать собственным транспортом (если это в пределах одного города и при условии дополнительной скидки, естественно).

Срок доставки так важен, потому что ритейлеру желательно делать заказы при минимальном остатке товара на складе.

Грамотная ротация позволяет экономить складские площади, каждый М2 которых в современных условиях очень дорог.

Планирование заказов

Количественная ротация


Оптимальный цикл заказов позволяет экономить складские площади и средства, вложенные в товар, или пользоваться отсрочкой дистрибьютора, оборачивая товар быстрее, чем ее срок.

Расчет заказа зависит от нескольких составляющих. Во-первых, необходимо определить, с какой периодичностью осуществлять поставки. Во-вторых, необходимо определить средние продажи за этот период. Так можно получить обязательный запас на складе. К нему необходимо прибавить запас в зале, ведь товар необходим и для выкладки на витрину.

Итого: Заказ товара = продажам за период + количество товара на выкладку - товарный остаток.

Сокращая периоды между заказами, можно уменьшать и размер заказа, а следовательно, будет меньшая необходимость в складских площадях магазина.

Количественное планирование заказов позволяет экономить складское пространство и рационально вкладывать средства в товар.
Расходы на доставку не должны превышать расходы за пользование деньгами. Иначе говоря, если товар дешевле закупить большей партией, чем часто возить меньшими, то значит, стоит пойти этим путем.

Повторюсь: чем крупнее дистрибьютор, тем выгоднее закупать у него товар. Проще составить значимую заявку. Вероятно, укрупнение и далее будет происходить в дистрибуционном бизнесе, приводить к доминированию всеукраинских операторов и единым стандартам доставки и ценообразования.

Ротация в соответствии со сроками

Наиболее сложный элемент ротации. Обязательным для соблюдения будет принцип FIFO (first in – first out), который означает следующее. Партия товара, раньше поступившая на склад, раньше и уходит в зал.

На бытовом примере нарушение этого принципа выглядит следующим образом. Предположим, что 1-я партия товара оприходована и вложена на складе в соответствующую ячейку. Естественно, она не была продана без остатка и на момент приходования партии № 2 остались 2 ящика от партии №1. Грузчик, следуя методом наименьшего сопротивления, выгрузил партию № 2 на остаток партии №1.

Продавец, заботясь об остатках товара в зале, приходит на склад за пополнением. Он также действует по простому пути и берет верхний ящик, который относится к партии №2. И так может продолжаться до бесконечности, или до момента, когда в поставках поставщика произойдет сбой; или продажи неожиданно превзойдут ожидания. В таком случае товарные остатки будут \"вычищены\" до конца и обнаружатся остатки партии №1. Естественно, товар в них будет зачастую просроченным.

Это пример наиболее простой ошибки. К сожалению, известны случаи, когда на складе оказались перемешаны партии №1, 17 и 24. Без проверки каждого ящика просто было не обойтись. И прав будет поставщик, который откажется принимать претензии по товару, чей срок годности истек еще, предположим, за месяц до обращения ритейлера.

Выход – постоянный контроль со стороны продавцов и завскладом не только количества, но и сроков на остатке товара. Все ящики должны быть повернуты бирками наружу, чтобы просматривалась конечная дата.
Как вариант – проведения сверок сроков вместе с пересменкой.

Ротация в соответствии с ценой

На большинство товаров цена меняется несколько раз в год. А на некоторые как в сторону повышения, так и понижения. Классический пример – молочная продукция. Пик ее потребления – зимой, равно как и пик цен на молочное сырье. Летом, напротив, падает и спрос, и закупочная цена. Возникает вопрос, как регулировать цену. Вариант пересчета остатков неразумен. Этиоперации будут занимать немыслимое время. Пересчет в точности после продажи последней единицы товара, поступившей по старой цене только внешне – оптимальный, но технически его исполнить очень сложно.

Особенно это скажется на работе с ценниками. Продавцы будут постоянно получать претензии о несоответствии стоимости на кассе и в ценнике навитрине . Данная технология – вопрос будущего, когда будут усовершенствованы методы контроля и ценники будут управляемы из центрального офиса.

Пока же даже у ритейлеров, применяющих электронные ценники (как Таврия В), каждый из них настраивается вручную. Наиболее применяемая практика изменять цены на следующий день после нового прихода. Предполагается, что за этот день могут продаться остатки по старым ценам. 

https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/56829/

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2314

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Логистические центры будут классифицированы в соответствии с международными требованиями Меньше денег - меньше покупок На Сахалине заработал второй таможенный переводчик Нет доступа к сети Обвинение менеджерам "Евразия логистик" "утяжелили" Планирование и оптимизация: от Вергилия до... APS-системы Почему снабжение - вопрос менеджмента на самом высоком уровне? Пришло время складывать Решена судьба «красивых» автомобильных номеров РЖД предлагают крупнейшим грузовладельцам подписать меморандум сотрудничестве