Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Все на распродажу

Все на распродажу



Большинство лидеров по торговле бытовой электроникой погрязли в долгах и теперь меняют владельцев. Не только кризис тому виной: многих сгубили собственные стратегические просчеты.

Год войдет в историю российского рынка бытовой техники и электроники (БТЭ) как пора изменений структуры собственности ведущих игроков. Большинство из них или ведут переговоры о продаже бизнеса, или вынуждены отдаваться за долги кредиторам. По информации участников рынка, МДМ-банк через аффилированные структуры становится владельцем сети «Техносила». Банк забирает розничный бизнес основных владельцев Вячеслава и Виктора Зайцевых за долги, сумма которых оценивается в $600 млн. Вряд ли банк задержится в составе акционеров надолго: «Техносилой» интересовалась чешская финансовая группа PPF, которая уже контролирует сеть «Эльдорадо». Правда, официально ни одна из трех компаний эту информацию не комментирует.

Основатель «Эльдорадо» Игорь Яковлев также находится в процессе переговоров о продаже оставшейся у него доли PPF. Еще в конце прошлого года чехи совместно с итальянской страховой организацией Generali приобрели 50% + 1 акция «Эльдорадо» (39 и 11%, соответственно) путем частичной конвертации ранее выданного кредита на полмиллиарда долларов. Правда, пока доподлинно неизвестно, сколько из 49% сети Игорь Яковлев готов продать теперь. По одним данным, он передаст свою долю целиком, по другим – только 25%. Сохранить «Эльдорадо» не помогла ни тотальная война с издержками, ни фокусировка на основном брэнде. А давний соперник – «М.Видео» – впервые за 10 лет обогнал «золотоносную» сеть по выручке, правда, только по итогам шести месяцев 2009 года: 38,4 млрд и 37,8 млрд рублей, соответственно (без учета франчайзи).

Впрочем, «М.Видео» тоже может быть продан. Назывался даже возможный покупатель – Media Saturn Holding (брэнд Media Markt), и сумма сделки – более $1 млрд. Поначалу, ни та ни другая сторона не комментировала этот вопрос. А затем Media Saturn Holding вовсе разослал опровержение. Участники рынка уверены: предложение продаться было. Но стороны не сошлись в цене.
Наконец, обсуждается предложение от сети магазинов «Мир», которое получили «Эльдорадо» и «М.Видео», а также «Евросеть». В нем им предлагается приобрести компанию или хотя бы часть за долги. Источники «Ф.» утвеждают, что сумма сделки оценивалась продающей стороной в 100–150 млн евро.

Нечего на кризис пенять. С чего вдруг ведущие компании рынка, как сговорившись, поголовно решили продаться? «Смена собственников происходит потому, что нынешние – в долгах и не имеют ни малейшего шанса их вернуть за счет оборота, так как продажи бытовой техники сильно упали», – отвечает на этот вопрос генеральный директор компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц.

Истоки проблемы лежат в кризисном факторе – девальвации рубля и снижении потребительской активности населения вкупе с сокращением объемов кредитования. Если раньше сегмент БТЭ, увеличиваясь в среднем на 20–25% в год, был одним из самых динамичных рынков во всем мире и четвертым по объему среди развитых европейских стран, то теперь он с еще «большим успехом» демонстрирует отрицательную динамику. По предварительным прогнозам, его падение в 2009 году составило 30% до $11,5 млрд. 2010-й также вряд ли раскрасит жизнь продавцов бытовой электроники в цвета радуги. Так, в «М.Видео» ждут снижения сопоставимых продаж на 5–10%.

Эксперты усматривают корни проблем тяжелого финансового положения сетей на рынке БТЭ не в макроэкономических причинах, а в конкретных промахах самих ритейлеров. Так, Михаил Дымшиц считает, что виной сложившейся ситуации стали не кризис и не внешние неблагоприятные факторы, а во-первых, «гонка скидок», в которой сети участвовали последние годы, во-вторых, ошибки в размещении торговых точек, которые привели к избыточной конкуренции в одних местах и недостаточному предложению в других. Управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко советует не забывать о высоких арендных ставках, на которые уходит 50–60% всех издержек и которые даже за время кризиса мало изменились. «В России крайне высокие зарплаты у персонала, учитывая его производительность, по сравнению с европейскими странами – к примеру, с Чехией», – считает он.

Потеря формы. Какими продающиеся сети предстают перед своими покупателями? Увы, большинство из них – не в лучшей форме. Ранее долг «Техносилы» перед банками оценивался в $400–420 млн. А крупнейшим кредитором был МДМ-банк с $220 млн. Теперь долг увеличился: компания задолжала около $200 млн своим поставщикам, в том числе примерно $50 млн – Samsung, $20 млн – LG, по $10 млн – Bosch-Siemens и Electrolux. И только на прошлой неделе «Техносиле» удалось договориться с вендорами о реструктуризации долгов на шесть месяцев и отсрочке по оплате товара до 120 дней. 6 млрд рублей на пополнение оборотных средств предоставил МДМ-банк.

Не лучшим образом обстоят дела у сети «Мир», которая в начале весны закрыла все свои 18 столичных магазинов, мотивируя это оптимизацией деятельности компании и решением сконцентрироваться на работе в нескольких регионах (осталось 30 действующих точек), где хозяйственная деятельность более эффективна. В декабре 2009 года по ходатайству кредитора «Мира» – банка «Русский стандарт» – Московский арбитражный суд арестовал счета и имущество нескольких компаний группы «Мир». В суде было объявлено о долгах компании в 1,7 млрд рублей. Впрочем, уже 30 декабря 2009 года и 10 января 2010-го арест был снят по постановлению о прекращении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. Сейчас ритейлер банкротит одну из «дочек» – ООО «Мовитрэйд» (ранее была его основной операционной компанией).

Свои проблемы у «Эльдорадо». По итогам выездной проверки налоговая предъявила этому ритейлеру, а точнее, его оптовой компании (на тот момент одноименной), претензий на сумму около 15 млрд рублей за 2003–2004 годы, где 8 млрд рублей представляли собой недоимки. Сейчас совокупный долг перед налоговой службой у этой компании составляет 8,7 млрд рублей. Впрочем, розничная сеть отрицает свою связь с оптовой компанией «Эльдорадо», которая теперь уже переименована в «Оптовик». Но странное дело: юридический адрес нескольких «дочек» «Оптовика» совпадает с адресами магазинов сети «Эльдорадо», указанными на официальном сайте группы.

И только у «М.Видео» дела идут лучше всех: в течение 2009 года компания полностью выплатила свою общую банковскую задолженность и аккумулировала значительные наличные средства – чистая денежная позиция (net cash) компании к концу 2009 года составляла 6 млрд рублей. И хотя продажи в сопоставимых магазинах «М.Видео» снизились за 2009 год почти на 12%, за счет открытия новых гипермаркетов сети удалось увеличить годовую выручку в 2009 году на 3,6% до 83,3 млрд рублей. По оценке Unicredit Securities, с учетом коэффициента EV/EBITDA на уровне 7,9 и прогноза EBITDA за 2010 год в $135 млн, стоимость компании без премии за контроль составляет $1,07 млрд. Рыночная капитализация, согласно котировкам на ММВБ от 14 апреля, была немного выше – $1,11 млрд.

Перспективы. В ожидании покупателей сети не сидят сложа руки. Кто-то собирается продолжать экспансию. Например, «Эльдорадо», почувствовав себя немного лучше, в 2010 году планирует вложить около $60 млн в открытие 50 магазинов. При этом новые точки будут соответствовать единому формату, предусматривающему площадь 2–2,5 тыс. кв. метров. Суммарная площадь магазинов сети в итоге должна увеличиться на 120 тыс. кв. метров – до 830 тыс. квадратных метров. Кто-то, наоборот, в целях оптимизации ресурсов сокращает территории. В частности, «Техносила» хочет уменьшить площади своих региональных гипермаркетов приблизительно вдвое – с 4,5 тыс. до 2,2 тыс. кв. метров. На высвобождающиеся метры она ищет субарендаторов.
Чего ждать новым собственникам от своего бизнеса в контексте конъюнктуры рынка бытовой техники и электроники? Пока аналитики и эксперты не могут найти однозначный ответ на этот вопрос. В целом в нынешнем году, несмотря на предполагаемое увеличение реальных доходов населения и общую оптимизацию макроэкономической ситуации, заметных улучшений, скорее всего, ожидать не стоит. О возвращении рынка БТЭ к стабильному росту, по мнению специалистов, можно говорить не ранее чем через 2–3 года, когда последствия кризиса сойдут на нет.

Media Markt, Банкротство, Эльдорадо, Техносила, Развитие, М.видео, Кризис, Игорь Яковлев, Бытовая техника и электроника, Евросеть, Магазины аудио-видео продукции, Мир, финансы

20 Апреля 2010,  Финанс Александр Кузнецов

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1588

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Группа компаний «Черноголовка» перешла на новое поколение Axelot WMS Формирование и управление волнами в WMS на складе 3PL FMCG Как посчитать Эксперт рассказала о трендах развития маркетплейсов в 2024 году