Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Юрий Барняк: «Дайте бизнесу логистику, и он перевернет мир!»

Аналитика. Технологии.

Юрий Барняк: «Дайте бизнесу логистику, и он перевернет мир!».

 

Журнал «Логистика и управление», №6, 2009г. 

 

 

Мировой кризис приведет к значительным изменениям в существующей теории бизнеса, а основой и самым эффективным инструментом в управлении бизнесом станет логистика. Неизбежно будут возрастать требования к эффективности компаний, а это в свою очередь потребует мощной и развитой логистики, наличия компетентного логистического менеджмента и специалистов. Логистический подход к построению и управлению бизнесом будет главной составляющей конкурентоспособности компании. 

Уже мало, кто сомневается, что глобальный кризис, в который вошел весь мир, стал реальностью. И реальностью самой жестокой!

Мы вступили в глобальный мировой кризис, который может разрушить не только существующую финансовую систему, но и экономическую и политическую системы. Этот кризис общемировой, какого либо иммунитета нет ни у одной страны, ни у одной компании. Весь мир сейчас настолько интегрирован, что пострадают все. Экономика и принципы управления бизнесом после выхода из кризиса изменятся, никакого возврата к прошлому не будет. Сейчас не следует расслабляться - худшее еще может быть впереди и все это надолго. Компании и их руководители сейчас столкнулись с проблемами, у которых нет готовых решений. То, что они делали, чему их учили и, что приносило им результат еще совсем недавно, уже не работает и, скорее всего, больше никогда не будет работать и приносить результат.

 

Остается извечный вопрос всех времен и народов: «Что делать?».

У многих, конечно же, ответа нет. Но все понимают одно: «Что-то надо делать…». Выход есть всегда! И я уверен, многие компании уже предпринимают немалые усилия для выживания в кризисе исходя из имеющихся ресурсов и компетенции их менеджеров.

Мировой кризис – это всего лишь сложная ситуация, которая имеет свое начало и свой конец.

И в этой ситуации правильнее ДУМАТЬ О ТОМ, НЕ КАК МЫ ВЫЖИВЕМ И ПРЕОДОЛЕЕМ КРИЗИС, А КАКИМИ МЫ ВЫЙДЕМ ИЗ КРИЗИСА!

И это самый важный аспект, который должен появиться сейчас в головах владельцев и их топ-менеджеров. У вас появляется шанс (которого возможно больше никогда не будет) изменить компанию так, как вам бы хотелось. Опыт западных стран демонстрирует, что только логистический подход к компании как системе, дает простой и универсальный ключ к созданию действительно хорошо отлаженной управленческой машины, а также получению высоких результатов, дающих конкурентное преимущество на рынке.

 

Сравним логистический подход с традиционным (функциональным) подходом к управлению, который применяется в большинстве компаний. Идеальным состояние логистики в компании можно назвать тогда, когда она в совокупности соответствует трем характеристикам: оптимальность, динамизм и интегрированность.


 

 

На рис.1 и рис.2 схематично представлены традиционный и логистический подходы к управлению.

При традиционном подходе к управлению параметры потока всей цепи, исходящего из последнего звена, образуются в результате независимых управляющих воздействий, которые осуществляются последовательно в каждом из звеньев цепи. Поэтому с точки зрения общих целей управления они являются непредсказуемыми и не контролируемыми.

При логистическом подходе управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и критериев эффективности всей цепи. Поэтому параметры выходного потока оказываются вполне предсказуемыми и контролируемыми. Звеньями логистической цепи для управления являются отдельные предприятия и организации, а в масштабах компании ее функциональные подразделения (служба снабжения, производство, финансовый отдел, склад, отдел продаж и т.д.). В этой статье мы, в основном будем рассматривать логистическую цепь внутри компании. 


Эпизодическая роль логистики

Проанализировав сущность традиционного подхода к управлению, при котором логистика в компании, либо отсутствует вообще, либо просто является одним из звеньев, можно сформировать основные недостатки этого подхода:
- некоторые цели компании вступают в противоречие друг с другом;
- происходит дублирование работ, что приводит к снижению производительности;
- низкий уровень коммуникации, разрозненные потоки информации и частые конфликты между подразделениями компании;
- низкий уровень взаимодействия между подразделениями, приводящий к снижению эффективности работы, увеличению затрат и ухудшению обслуживания потребителей;
- высокая степень несогласованности при выполнении логистических операций, приводящих к увеличению ошибок и задержек;
- планирование осуществлять затруднительно или вообще невозможно;
- уровень запасов неуправляем;
- излишние административные расходы и процедуры;
- информация по общим логистическим издержкам отсутствует;
- логистика и логистический менеджмент имеет в компании низкий статус. 
Согласитесь, во время кризиса с такой системой управления компаниям будет очень тяжело выжить. Теперь сформулируем общее определение логистического подхода к управлению. 

Повышая общую эффективность 

Логистический подход - это интеграция в единую систему управления находящихся в постоянном движении во времени и пространстве материальных и сервисных потоков, а также сопутствующих им финансовых и информационных потоков компании и других участников логистической цепи, с целью всестороннего удовлетворения запросов конечных потребителей с общими минимальными затратами времени и ресурсов.

Все компании на рынке находятся в конкурирующей среде. Компания, чтобы стать конкурентоспособной, рентабельной и прибыльной должна определиться, за счет чего она таковой станет.

Предполагаем, что товар или услуга является качественными, т.к. ставка компании только на постоянное улучшение качества является спорной и не всегда приводит к желаемому результату.

 

Перечислим несколько способов, которые можно применить как в отдельности, так и во взаимосвязи: 

1. Постоянно увеличивать продажи. 
2. Произвести новый эксклюзивный продукт. 
3. Постоянно сокращать издержки. 
4. Повысить организационно-экономическую устойчивость. 

 

 

Наверное, есть и другие способы, но эти, как мне кажется, являются основными. Как вы думаете, какие способы наиболее предпочтительнее во время кризиса? При падении потребительского спроса и снижения доходов, как самих компаний, так и потребителей, увеличение продаж или организация производства нового эксклюзивного продукта практически невозможна, хотя и не исключается. Остаются только пункты 3 и 4. 

 

Потенциал логистики и применение логистического подхода позволит любой компании наиболее оптимально произвести сокращение издержек и повысить организационно-экономическую устойчивость.

Из опыта применения логистического подхода в успешных компаниях известно, что сокращение на 1 % логистических издержек эквивалентно почти 10%-ному увеличению объема продаж компании.

Это разве не является поводом для внедрения логистического подхода к управлению в ваших компаниях? 

При логистическом подходе затраты рассматриваются не отдельно друг от друга - анализируются общие логистические издержки.

Только при таком подходе можно провести анализ операций и произвести системное удаление всех действий, перемещений, времени, материальных и других ресурсов, приводящих к возникновению излишних издержек. 

Повышение организационно-экономической устойчивости компании реализуется логистическим менеджментом, выполняющим контролирующую, объединяющую и связующую функции, которые позволяют устранить конфликты между подразделениями компании и обеспечить интегрированное взаимодействие с партнерами по бизнесу, участвующими в логистической цепи. 
Нельзя оставить без внимания и тему бизнес-процессов при логистическом подходе. Бизнес-процессы, разумеется, есть и в компаниях, применяющих традиционный подход к управлению. Но осознанно и качественно описать процессы и ресурсы компании можно только, если рассматривать компанию как объект логистического воздействия, где менеджмент компании тоже будет пониматься как ресурс, имеющий определенное качество и цену. Современные компьютерные решения, направленные на систематизацию и автоматизацию работы компании, по сути, являются логистическими. Приходиться только удивляться, как можно приступать к определению и описанию бизнес-процессов в компании без обеспечения логистического подхода к бизнесу.
При создании бизнес-процессов компании в большинстве случаев сейчас применяется, так называемый инжиниринговый подход, основанный на формальном, точном, полном и всестороннем описании деятельности компании путем построения ее базовых информационных моделей во взаимодействии с моделью внешней среды. Недостатком этого подхода является то, что он не обеспечивает системности, целостности, оптимизации общих издержек и затрат, единства проектирования и реализации бизнес-процессов, т.е. не позволяет комплексно и системно охватывать всю логистическую цепь процессов. Целевая функция бизнес-процесса при этом минимизирует издержки и затраты изолированного процесса. К тому же инжиниринговый подход рассматривает организацию как «неживой» объект. Для примера, американскому ученому Питеру Сенге, автору теории самообучающейся организации, потребовалось 20 лет чтобы понять: фирмы это живые организмы, взаимодействующие с живой же внешней средой. Хотя это сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения. Указанные недостатки инжинирингового подхода к управлению компанией не снижают его ценности, но инжиниринговый подход следует рассматривать уже только как определенный этап развития компании и ее системы управления. Как видим, что и здесь привлекательность логистического подхода в том, он является одновременно и технически точным, и экономически выгодным, и гуманизированным. Можно предположить, что от сугубо инжинирингового подхода к деятельности компании в будущем придется отказываться. 
Какие преимущества получит компания, применяющая логистический подход? По данным исследования одной из известных западных консалтинговой компании применение логистического подхода значительно улучшает многие показатели. Вот некоторые из них: 


Чьи палки в колесах логистики 

Несмотря на все преимущества логистического подхода, на практике при попытке реализовать этот подход можно столкнуться с серьезными трудностями. Мой профессиональный опыт работы в логистике на позициях топ – менеджера в торговых компаниях и компаниях по оказанию логистических услуг показывает, что логистический подход практически не распространен в российских компаниях, о нем мало кому известно в достаточном для понимания объеме, а попытки внедрения заканчивались, не успев начаться. Владельцы и руководство компаний смутно представляет себе, каким набором качеств должен обладать директор по логистике (название должности может быть разным) и какие полномочия ему необходимы для работы.

 

Основными причинами проблем и неудач, возникающих при внедрении логистического подхода, могут быть следующие три причины.

1. Отсутствие специалиста, имеющего необходимые знания, опыт, неординарность, способности и авторитет. Без этого осуществить какие-либо изменения невозможно. Для этого нужен профессиональный управленец высшего уровня, обладающий необходимыми полномочиями для проведения изменений на всех уровнях организации и принятия самостоятельных управленческих решений, обязательных для всех компаний. Если у вас в компании директор по логистике имеет только совещательный голос, то вы будете тщетно пытаться применить логистический подход. Можно назвать некоторые характерные профессиональные качества такого руководителя: 
- способность оценивать и рассматривать весь бизнес в целом, не разделяя его на отдельные подразделения;
- бережное отношение к деньгам и другим ресурсам компании, как к собственным;
- способность непрерывно контролировать работу всех подразделений, участвующих в логистической цепи, и выявлять места в процессах, подлежащих логистической оптимизации;
- понимание всех логистических бизнес-процессов и умение их организовать с точки зрения логистического подхода;
- способность разобраться в современных IT-технологиях и поставить задачи специалистам IT;
- способность взять на себя серьезные полномочия по изменению процессов и технологий работы разных подразделений, а также по урегулированию конфликтов между подразделениями, участвующими в логистической цепи.
Из личных качеств такого руководителя можно выделить следующие:
- способность преодолевать сопротивление переменам;
- стабильность работы в стрессовых ситуациях, умение чувствовать проявления застоя, способность спровоцировать ситуацию стресса с целью вывода компании из состояния потери сознания;
- умение общаться с людьми и обладание даром убеждения;
- способность работать как самостоятельно, так и в команде, ценить профессионализм;
- самостоятельность мышления и принятия решения;
- спокойное отношение к жестким разговорам с руководством без боязни потерять работу в случае обсуждения острых проблем;
- отсутствие чувства страха перед будущим, новым и неизвестным;
- обладание хорошей интуицией;
- ориентация на результат и развитие;
- в достаточной мере жесткость и обладание сложившейся системой ценностей.

Высокая востребованность специалистов по логистике со стороны бизнеса - общемировое явление.

По оценкам европейских экспертов, необеспеченный спрос на высококвалифицированных специалистов по логистике в Европе составляет около 1500 человек в год. В России ситуация еще более тяжелая. По данным, опубликованным Мировым Банком, по уровню развитости логистической инфраструктуры Россия находится на 99 месте из 150 проанализированных стран. Одной из причин этого является острая нехватка профессионально подготовленных специалистов, способных системно подходить к решению вопросов построения логистики компании.

2. Применение логистического подхода приводит к значительным изменениям в существующей системе управления, другими словами происходит перестройка бизнеса. В связи с этим, затрагиваются различные аспекты деятельности работников компании. Эти изменения, как правило, происходят болезненно и встречают огромное сопротивление персонала компании. В результате изменений сотрудники компании и подразделения должны будут овладеть новыми приемами работы и установить новые отношения друг с другом, в основе которых лежат командный подход и сотрудничество, а не достижение собственных целей и конфликты друг с другом.
3. Ограниченные возможности и неспособность IT – подразделения компании обеспечить проведение необходимых изменений. Потребуется провести работы по построению единого информационного пространства, которое позволит обеспечить в новых условиях необходимую скорость, полноту и точность получения информации на всем протяжении логистической цепи.

Верим в логистику 

Могу вас уверить, что этот тяжелейший кризис покажет, чего стоит наш бизнес и на что он способен. Будет много падений и взлетов. Появятся руководители и специалисты совершенно нового формата. Мировой кризис приведет к значительным изменениям в существующей теории бизнеса, а основой и самым эффективным инструментом в управлении бизнесом станет логистика. Будущее логистики заключается в том, что мир не стоит на месте, неизбежно будут возрастать требования к эффективности бизнеса, а это в свою очередь потребует мощной и развитой логистики и всегда будут востребованы компетентный логистический менеджмент и специалисты. У вас всегда должны находиться деньги на логистику, на ней не стоит экономить.

Логистический подход к построению и управлению бизнесом будет главной составляющей конкурентоспособности компании. Это путь, по которому идут все развитые страны и бизнес. Это путь, по которому неизбежно пройдет и Россия, и российский бизнес.

В заключении, хочу пожелать всем компаниям и их руководителям успехов в преодолении кризиса. Главное, помните, что не важно, кем вы были и чего вы достигли в прошлом. Впереди и дальше все будет по-другому.
Кризис закончится, а нам с вами еще жить, да жить! 

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/56956/
Опубликовано на Профессиональном сайте Юрия Барняка
http://barnyak.ru/articles/ybarticles/article-2
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1454

рейтинг: 
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Raven Russia сократил инвестиции в строительство логопарка Relogix в Уткиной Заводи набирает обороты ГК «Эспро» изменила концепцию развития Грузовой терминал мощностью 100 тыс. т в год введен в аэропорту "Навои" в Узбекистане Международный центр логистики откроется в Ташкенте до конца года Москве недостаточно дорог для комфортного передвижения Провал внедрения SAP ERP в России: заказчик подает в суд на IDS Scheer Растаможка по-новому Россию ждёт пересмотр таможенных процедур Рядом с «Пулково» построят склад