Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Грузоперевозки: услуга вперед, деньги потом. Как создать транспортную компанию? Наталья Ладыгина

Грузоперевозки: услуга вперед, деньги потом


26.08.2008  Наталья Ладыгина

Как создать транспортную компанию?


Транспортные услуги - это буквально физическая потребность функционирования экономики: предприниматели любого уровня, от частного лица до государственных структур не могут существовать без грузоперевозок. Поэтому сколько бы не возникало на прогрессивно растущем рынке новых фирм, объем клиентуры способен обеспечить работой каждого игрока. «А рентабельность от грузоперевозок может достигать и 200%, и даже 400%, - между делом заметил в процессе беседы один из бизнесменов. - Главное - подобрать сильную команду и грамотно сработать».
Основами создания компании, которая занимается перевозками грузов, делятся состоявшиеся предприниматели в этом направлении бизнеса.


Шаг 1. Исследование рынка
- Сделать маркетинговое исследование в сфере грузоперевозок достаточно тяжело, потому как точную информацию получить проблематично, - говорит Алексей Соловьев, директор ООО «Кобра». - Мы отличаемся от организаций «купи-продай», у нас нет прайс-листов, существует только договорная форма оплаты.
- Рынок у нас очень сложный в плане цивилизации и организованности, - комментирует современное состояние рынка Елена Бакулина, директор ООО «Форвард». - У нас на данном этапе в одном только городе Кирове официальных диспетчерских служб больше пятидесяти, и то это не самые свежие данные. Начиналось все с того, что люди работали на дому: «надомники» сидели на телефоне, у них не было договоров, они не платили налоги, и до сих пор осталось очень много людей, работающих именно таким образом.
- Не так давно на рынок грузоперевозок вышло большое количество дилетантов по причине очень легкого получения лизинга, - рассказывает Алексей Соловьев. - Люди брали машины, а в итоге не знали, что делать дальше. Естественно, когда приближался период лизинговых платежей, этим людям срочно нужна была наличность, поэтому они везли грузы за любые деньги. Соответственно, рынок ломался. Сейчас, правда, многие дилетанты ушли, продав свою технику, но тенденция существует.
- К примеру, в Германии этого уже нет - там просто индивидуальный предприниматель не имеет права работать напрямую с заказчиком, только через транспортную компанию, через посредническую фирму, которая непосредственно занимается грузом и несет за него материальную ответственность, - приводит пример Наталия Ворошилова, директор ООО «Межрегионтранс».

Шаг 2. Финансовый старт
- Грузоперевозки - это сфера услуг, а услуги - это самый малозатратный вид бизнеса, тем более, что наша деятельность не подлежит никакому лицензированию. Самое главное для человека, который решил заняться грузоперевозками - иметь большое желание, - считает Елена Бакулина. - Мы потратили на открытие фирмы всего 10 000 - это уставной капитал перевозчика. Начали работать с того, что у нас была комната, стол, телефон и огромное стремление работать. Конечно, по началу было трудно, мы зарабатывали копейки и тратили их на связь, покупку оргтехники и прочие бытовые нужды. Потом мы взяли на работу дополнительных диспетчеров, бухгалтера, затем арендовали офис - фирма росла. Это происходило постепенно, и если начинать с нуля сегодня, не раскидываться деньгами, считать и действовать обдуманно - реально открыть свое дело с минимальными вложениями.
- Ни один бизнес нельзя начать просто и легко. Надо потоптать не мало порогов, чтобы наработать клиентуру, нельзя рассчитывать только на информацию в Интернете: если ты, к примеру, в первые десять минут не увидел груз, можешь уже не звонить по указанному телефону, - говорит Наталия Ворошилова. - Сегодня не стоит открывать мелкую фирму. Без ста тысяч этот бизнес не начать. У предприятия должны быть приличные денежные обороты, как минимум 200 тысяч рублей. Важно иметь средства на непредсказуемые расходы, потому что невозможно просчитать, случится что-нибудь с грузом или нет.
- Конечно, размер стартового капитала зависит от масштабов будущего предприятия, - отмечает Алексей Соловьев. - Если взять по минимуму, понадобится телефон и компьютер. Но даже сидя дома, обязательно нужно иметь представление, чем ты занимаешься. Если опыта нет - ничего не получится. Как можно оценить наработки интеллектуального труда за три года? Никак, а ведь именно это и есть основная составляющая стартового капитала.

Шаг 3. Комплекс знаний и опыта
- В России нет ни одного учебного заведения, подготавливающего специалиста в сфере грузоперевозок, - продолжает Алексей Соловьев. - Некоторые образовательные учреждения пытались организовать курсы, но из этого ничего не вышло. Теория без практического опыта бесполезна. Если у человека, который планирует открыть бизнес в сфере грузоперевозок, нет опыта работы, ничего не выйдет. Пойдем от противного: кто должен обучать менеджеров, если руководитель не компетентен? Пока он сам не попробует работать в этой сфере и не поймет специфику, ему не нужны менеджеры - он попросту не сможет обеспечить их работой.
- Я всегда говорю начинающим сотрудникам - спрашиваете, вытягиваете информацию, - рассказывает Наталия Ворошилова. - Менеджеры фирмы регулярно должны быть в курсе большого количества информации. Без образования очень тяжело, потому что каждый диспетчер, менеджер должен знать, что такое безнал, нал, понимать работу с НДС - с экономическим образованием гораздо проще. От человека, который работает в компании грузоперевозок, требуется очень много разносторонних знаний. Обязательно нужно быть подкованным юридически и уметь читать договоры. Кроме того, человек должен разбираться в химии, физике, чтобы понимать: вместе с продуктами, например, нельзя грузить ни одно пахнущее средство, а металл нельзя возить в машине, которая до этого везла химикаты, иначе металл приобретет зеленый оттенок. Мелочи, но разбираться в этом нужно. Кто-то не может понять этого и за полгода работы, а кто-то уже научен жизненным опытом. С последними, кстати, зачастую бывает очень легко работать.

Шаг 4. Подбор команды менеджеров
- Назвать нас диспетчерами не совсем правильно, - замечает Алексей Соловьев. - Мы выполняем роль менеджеров, которые работают и с клиентом по направлению, объемам, оговаривают все нюансы перевозки, а полученная информация точно доносится до водителя. Отсюда следует требование знания транспорта, его грузоподъемность и объемов, знание пунктов загрузки и отгрузки, оптимальный маршрут и многие другие тонкости, которые обеспечат оптимальную работу.
- Трудностей у диспетчера очень много, - говорит Елена Бакулина. - Представьте: у клиента проблемы с деньгами, диспетчер не может выплатить деньги перевозчику, получается замкнутый круг. Перевозчик конфликтует с диспетчером, диспетчер давит на клиента, клиенту это все надоедает, он заявляет: «Я не буду больше с вами работать». И ему нечего возразить, он может выбрать любую другую компанию. В итоге получаются ситуации с вытекающими проблемами и скандалами. Самое сложное - преодолеть моральную усталость людям, которые несут ответственность за организацию грузоперевозок, нужно иметь железные нервы. Не все выдерживают, а найти нового сотрудника очень непросто. Учить придется долго, нет на рынке такого учебного центра, который обучал бы диспетчеров: все доходят своим умом, чутьем, наработками других людей. Но в этом кроится другая опасность - обучившись, человек осваивается, и ему впоследствии очень просто открыть свою диспетчерскую службу. И так происходит довольно часто. Правда, получается не у всех.
- Невозможно высчитать оптимальный размер штата для будущего предприятия в сфере грузоперевозок, он полностью зависит от объемов работы, - считает Алексей Соловьев. - Лично я могу заявлять, что возьму активных менеджеров в любом количестве и смогу их обеспечить работой на 100%.

Шаг 5. «Мотор» бизнеса
- Кажется, что это очень легко: затраты минимальны, открыл газету, нашел клиента, договорился с перевозчиком - и все, предприятие стало работать, - говорит Елена Бакулина. - Но когда эта цепочка начинает выстраиваться в реальности, может оказываться, что клиент дал маленькую сумму, перевозчик запросил большую, ты уступил, получил с этой перевозки 500 рублей. Одновременно уже на сотовую связь потрачено более 200 рублей, ты заплатил налоги, банку за его услуги... Когда все это вырастает в сумму, начинаешь понимать, что одной машины недостаточно, чтобы покрыть расходы.
- Любое число машин будет оптимальным: две - хорошо, четыре - еще лучше, десять - прекрасно, - продолжает Елена. - Но я считаю, что в автопарке должно быть не менее 50% собственного транспорта, которые будут помогать отбивать деньги на выплату кредита за остальные 50% машин. Это мой взгляд, но у каждого перевозчика свое мнение: кто-то говорит, что автопарк должен на 100% быть собственным, выкупленным, иначе нет смысла работать. Мы работаем только с наемным транспортом. Как-то взяли в кредит три машины, но это потребовало таких больших затрат, что я поняла: если будем продолжать брать машины в кредит, просто погибнем. Это были полтора года мучений, растрат, платежей и постоянного страха, что вдруг с машиной что-то случится.
- Одна машина работает на убытки, каждая последующая нарабатывает прибыль. Три-четыре машины - думаю, это оптимально для начала, - считает Наталия Ворошилова. - Самые доходные машины - еврофуры, 20 тонные длиномеры или холодильники. Стоит такой транспорт от 1,5 миллиона и выше, холодильники - намного дороже.

Шаг 6. База клиентов, которым можно доверять
- Грузоперевозки имеют свою специфику. Если в сфере торговли сначала товар - потом деньги, то у нас получается наоборот - сначала услуга, потом деньги, - говорит Алексей Соловьев. - Риски заключаются в очень быстром документообороте: приходится работать по факсовым документам с «неживой» печатью. И приходится идти на это, потому что по почте документ, к примеру, будет идти неделю, а машина должна разгрузиться через пять дней. При перевозке фактически у нас нет ни одного документа, и если эта организация окажется неплательщиком, отстоять свои права бывает очень сложно. Обезопасить себя можно только работой с проверенными людьми и по рекомендациям.
-В такие ситуации мы попадали несколько раз, - признается Елена Бакулина. - Последний раз клиент, который должен был заплатить немалую сумму, просто пропал из поля зрения, перевел все деньги на другой расчетный счет. Такой случай произошел из-за того, что диспетчерская служба взяла загрузку из Интернета. Это был сайт, на котором выставляются все, кто ни пожелает: и заказчики, и перевозчики, и диспетчера. Такая работа для меня не интересна, потому что я знаю, насколько это опасно. Просто диспетчера решили однажды попробовать, сделали - в результате попали на большие деньги. Я категорически запрещаю работать с непроверенными людьми, особенно если заказчик находится в другом городе.
- Защитить себя можно, - считает Наталия Ворошилова. - Прежде чем принимать заказ, стоит выяснить все юридические адреса, проверить, зарегистрирована ли эта компания в налоговой службе. Тогда в случае мошенничества найти след будет проще.

Шаг 7. Риски - к минимуму
- Чем дальше, тем работать становится все опаснее,- считает Елена Бакулина. - Когда мы работали с одним крупным кировским заводом, возили груз стоимостью до 5000000. Заказчики не страховали свой груз, делать это должен был перевозчик или экспедитор. У нас была страховка на миллион, но это оказалось невыгодно, такая страховка не отрабатывается. И когда пропала машина с грузом, завод потребовал со всех диспетчерских служб обязательств. Но страховка на пять миллионов - это слишком дорого. Если страховка на полтора миллиона на год стоит 101000, и то ни одна диспетчерская служба не отобьет эти деньги. Поэтому с января пришлось отказаться от работы с таким ответственным грузом. Это под силу только тем, у кого есть свой автопарк и есть чем рассчитаться в случае непредвиденных событий.
Страхованием грузов занимаются многие страховые компании. В одной из них на запрос журналиста статистика застрахованных грузов была выдана слету: всего где-то около пяти фирм обратились за этой услугой в текущем году. На вопрос, чем можно объяснить такую невостребованность данного вида страхования, комментарий прозвучал весьма интересный: «На дорогах спокойно, с грузом редко что-то происходит».
- Сейчас не 90-е годы, но криминальных ситуаций хватает, - комментирует Елена Бакулина. - На сегодняшний день страхование грузов - это дорогое удовольствие. Я бы, например, очень хотела застраховать груз на миллион, но мы работаем не с одним заказчиком, везем различные грузы - сегодня это рыба, а завтра одежда, послезавтра поролон. И у каждого груза своя специфика, своя цена - как разный груз можно подвести к общей страховке? Никак. Пока у нас сложность в этом есть. Без страховки работают, но если с грузом что-то происходит, с водителя порой просто нечего взять. Например, украли груз на 500000, а суд присудит перевозчику выплачивать по 1000 рублей каждый месяц. Смешно. Приходится выплачивать эту сумму, если диспетчерская компания дорожит своим именем. В этом свои трудность, но мы идем на свой страх и риск.
- Выгода есть, когда груз страхует сам водитель, а не фирма, - считает Наталия Ворошилова. - По деньгам страховка становится посильной: в позапрошлом году перевозчик мог за 10 000 получить страховку на год - это реальные деньги для любого водителя, а вот у фирмы, у которой 700 машин, получалась просто неподъемная сумма.
_________________________________________________________________________

Рентабельность от грузоперевозок может достигать и 200%, и даже 400%. Главное - подобрать сильную команду и грамотно сработать. 

Сегодня не стоит открывать мелкую фирму. Без ста тысяч этот бизнес не начать. У предприятия должны быть приличные денежные обороты, как минимум 200 тысяч рублей. Важно иметь средства на непредсказуемые расходы, потому что невозможно просчитать, случится что-нибудь с грузом или нет.
Одна машина работает на убытки, каждая последующая нарабатывает прибыль. У каждого транспорта свои дивиденды. Самые доходные машины - еврофуры, 20 тонные длинномеры или холодильники.

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/57135/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1841

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом на следующий день у нас не будет персонала!»