Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

ERP в ритейле: секреты и советы Григорий Рудницкий

ERP в ритейле: секреты и советы


Автор: Григорий Рудницкий
Опубликовано 07 февраля 2008 года



Любое предприятие розничной торговли нуждается в автоматизации всех ключевых бизнес-процессов, причем это касается не только крупных сетей федерального и регионального масштаба, но и совсем небольших магазинов. Внедрение соответствующих ИТ-решений упрощает управление предприятием для собственников и менеджмента, помогает оптимизировать логистику, позволяет реализовать целый ряд новых предложений для клиентов и т.д. Основная же цель внедрения ERP в торговле - получение современных механизмов управления прибылью и расходами, с учетом приоритетности отдельных торговых точек и видов бизнеса.


 
Идя по пути автоматизации, торговое предприятие сталкивается с теми же проблемами, что и любое другое. Как выбрать оптимальную систему и интегратора для ее внедрения, за сколько времени должен окупиться проект, чего следует и чего не следует ждать от внедрения ERP. И, все же, в торговле есть своя специфика, своя экспертиза. На рынке ERP-систем для торгового сегмента успешно работают российские и зарубежные поставщики ПО, а также системные интеграторы. Они наработали определенный опыт, который позволяет им проанализировать ситуацию в целом на данном рынке, который, конечно, не стоит на месте.


Итак, какие тенденции сегодня господствуют на рынке систем автоматизации работы торговых предприятий?


Как считает руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании \"1С-Рарус\" Александр Заржецкий, самая основная черта современного рынка - сокращение объемов рутинного труда. \"В этом направлении конкурентное преимущество будет иметь информационная система, которая обеспечит электронный документооборот с большинством контрагентов: загрузку электронных каталогов и накладных от поставщиков, электронную систему \"клиент-банк\", автоматизированную авторизацию платежей и подготовку электронной отчетности в государственные фонды и налоговую инспекцию\",- считает он. Еще одна ключевая особенность, по мнению Александра, состоит в необходимости обеспечить управляемость предприятия абсолютно на всех уровнях. \"Как следствие – востребованными становятся системы с развитой аналитической отчетностью и блоками автоматизированной обработки информации, позволяющими управлять отдельными бизнес-процессами. Одним из примеров могут служить модули планирования и бюджетирования, без которых не обходится ни одна уважающая себя современная информационная система\", - подчеркивает топ-менеджер.


Тенденцию перехода торговых предприятий от \"самописанных\" систем к тиражным отмечает эксперт Центра компетенции по работе с предприятиями торгового сектора компании \"Открытые Технологии\" Владимир Сологубов. В качестве примера он приводит всемирно известные универсальные интегрированные платформы, такие как SAP, Oracle, Microsoft Dynamics и другие. \"При этом базовый функционал настраивается в соответствии с потребностями отрасли и дополняется как самим поставщиком, так и его партнерами недостающими модулями с дополнительными возможностями, - говорит он, - в этом случае используется встроенный в системы инструментарий разработки, в результате чего получается целостное решение, а партнеры имеют возможность использования совместимых решений. Интеграционные инструменты в составе универсальной системы позволяют легко подключить унаследованные приложения. Одно из важных преимуществ универсальной системы - возможность единого ведения всей нормативно-справочной информации. Эти преимущества отражаются на совокупной стоимости владения\". Что касается специальных отраслевых решений, ориентированных как раз на сегмент розничной торговли, то их разработка, по словам Владимира Сологубова, идет по пути, проторенному традиционными ERP-системами - а именно реализуется бэк-офисный функционал - бюджетирование, управление персоналом, системы уведомлений и т.д. Но при этом, в отличие от тех же универсальных ERP-систем, заказчику предлагается лишь тот объем функционала, который действительно необходим для его бизнеса.

В то же время многие эксперты отчетливо понимают, что не существует систем управления торговым предприятием, способных полностью обслужить все бизнес-процессы и решить все необходимые задачи. \"Проблема в том, что не существует решений, способных покрыть \"сверху донизу\" потребности ритейла. А это значит, что системы должны иметь четкие возможности в плане интеграции - как внутренней, так и внешней\", - говорит Алексей Клопотовский, генеральный директор Expertek IBS, дочерней структуры системного интегратора IBS.
Понятно, что все вышесказанное ставит заказчика перед серьезной проблемой выбора. Ведь, с одной стороны, им необходимо сделать выбор между платформенным и узкоспециализированным решением, а с другой - решить задачу интеграции новой ERP с уже существующей ИТ-инфраструктурой. \"Усиление конкуренции заставляет российских ритейлеров концентрироваться одновременно над вопросами и управления издержками и управления доходами. Для снижения издержек рассматриваются, в первую очередь, решения для автоматизации управления цепочками поставок (например, решения для автоматизации распределительных центов). А в части задач управления доходами компании рассматривают решения для оптимизации розничных цен, для управления и оптимизации промо-активностей, а также для управления торговым пространством\" - продолжает Михаил Черепащук, ведущий консультант практики розничных решений компании Columbus IT.

Существует ли какая-то специфика у продовольственной и непродовольственной розницы, которая могла бы заметно повлиять на те или иные аспекты выбора ИТ-решения для автоматизации?

\"В принципе, системы для продуктового и непродовольственного ритейла имеют гораздо больше сходств, чем отличий, однако, нюансы все-таки есть, - считает Александр Заржецкий, - как правило, информационные системы для продовольственного ритейла ориентированы на обработку огромных массивов информации: десятки приходных накладных, тысячи чеков и многостраничные отчеты о продажах. Программа должна обеспечивать комфортную работу в таких условиях, что подразумевает серьезные требования к производительности и определяет особенности пользовательских интерфейсов. Для непродовольственной же розницы большее значение имеет наличие дополнительных аналитик товаров и процессов: какого цвета, какого размера, кто продал, кому продал и т.д. Кроме того, непродовольственные магазины, как правило, кроме основных процессов купли-продажи требуют автоматизации массы вспомогательных операция: обмен товара, ремонт, дополнительный сервис и многое другое\".

По словам Михаила Черепащука, присутствие в ассортименте скоропортящихся товаров, существенная доля производства и прочие факторы, характеризующие продовольственную розницу, не позволяют в чистом виде применять централизованную систему снабжения магазинов, как это часто бывает в непродовольственной рознице. Для непродовольственных сетей характерен гораздо более длинный цикл заказов от поставщиков, а у продовольственных ассортимент гораздо более стабилен. В автоматизации непродовольственной розницы упор делается на среднесрочное планирование работы с поставщиками, управление меняющимся ассортиментом, для продовольственной наиболее актуально формирование оптимальных алгоритмов автозаказа. Обычно для продовольственных сетей более важна автоматизация распределительного центра и логистической цепочки.

\"В продовольственной торговле продавец не идентифицирует своего покупателя, за исключением программ лояльности и дисконтных систем, а если говорить о непродовольственной торговле, особенно о продаже дорогостоящих товаров, то там, несомненно, очень важно знать своего покупателя. Сегодня торговые компании находятся в активном поиске, какое именно решение по привлечению покупателей и увеличению их лояльности следует выбрать. Сюда, в частности, можно отнести эксперименты с общими для нескольких торговых сетей дисконтными картами и ряд других акций\", - дополняет своих коллег Владимир Сологубов.

Один из наиболее важных вопросов - стоимость проекта и сроки его окупаемости. Любой ИТ-руководитель должен уметь объяснить владельцам предприятия и управляющему менеджменту не только реальные перспективы, которые сулит внедрение той или иной системы, но и соотношение ее стоимости со сроками окупаемости.

Так, заместитель генерального директора группы компаний Ansoft Андрей Путилов считает, что для небольшой компании, с количеством автоматизируемых рабочих мест около 50, стоимость проекта (вместе с приобретением лицензий) не превысит 100 тысяч евро. Нижней же планкой стоимости проекта для крупной розничной сети станет сумма в 200 тысяч евро.

\"Стоимость среднего проекта может колебаться от 200 тыс. до нескольких миллионов долларов, а срок окупаемости - понятие философское. Вопрос внедрения-не столько вопрос окупаемости, сколько выживания сети и возможности создания ее инвестиционной привлекательности. Тем не менее окупаемость можно посчитать по узким областям автоматизации (прогнозирование спроса, WMS и т.д.), как правило, этот срок составляет от 2 до 11 месяцев\"- делится своей точкой зрения Владимир Сологубов.

\"Очень часто такой вопрос к партнерам или вендорам, вызывает философские рассуждения, - продолжает мысль коллеги Владимир Скородумов, руководитель направления Retail компании \"Корус Консалтинг\", - однако если подходить просто с точки зрения банальных измерений, то можно выделить два подхода. Первый - увеличение капитализации в результате внедрения системы. Второй подход – повышение производительности труда. 

Относительно капитализации понятно - если в компании был крупный проект, неизбежно он найдет какое-то отражение в прессе, увеличится количество упоминаний данной компании в данном конкретном контексте. Если показатели данной конкретной компании удовлетворяют отраслевым требованиям, то, скорее всего, капитализация увеличится. Если же измерять результаты внедрения в терминах повышения производительности, то тут надо понимать следующие вещи. Очень часто за счет внедрения ERP-системы повышается производительность труда, в первую очередь, малооплачиваемого персонала (т.е. всевозможных операторов и т.д.) Понятно, что будет либо сокращено количество такого персонала, либо при сохранении количества они смогут осуществлять большее количество операций. Однако ввиду того, что зарплаты таких людей и стоимость системы несопоставимы, отдача будет нескоро. По нашему прогнозу потребуется от 3 до 5 лет при таком подходе к расчетам на окупаемость\". Что же касается роста производительности труда высокооплачиваемого персонала, который, конечно, произойдет после внедрения ERP-системы, то Владимир Скородумов уверяет, что это случится далеко не сразу после внедрения, а спустя некоторое время.

Итак, что же должен предпринять потенциальный заказчик для того, чтобы правильно выбрать ERP-систему.

Конечно, здесь работают правила, имеющие отношения к практически к любому ИТ-проекту. Во-первых, нужно четко представлять цели и задачи, которые преследует внедрение, во-вторых, все бизнес-процессы должны быть четко регламентированы, в-третьих, при выборе поставщика стоит обратить внимание именно на те компании, которые имеют за плечами более-менее серьезный портфель аналогичных проектов, в-четвертых, руководство должно не просто контролировать проект, но и непосредственно в нем участвовать. Одним словом, правила очевидны и не раз описаны в учебниках по менеджменту. Но именно они, как уверяют наши собеседники, дают стопроцентную гарантию успешности проекта. Но есть и другие факторы, которые тоже не следует упускать из внимания. По мнению Алексея Клопотовского, нужно заранее максимально выявить и предотвратить возможные риски проекта. Ведь помимо общих рисков внедренческих проектов, существуют и отраслевые, относящиеся именно к сфере торговли. Например, можно отметить здесь особую критичность сроков внедрения систем - это один из ключевых критериев эффективности и успешности проекта в ритейле. Кадровые трудности в ходе проекта в виде смены значительной доли линейного персонала также являются общей проблемой розничной торговли. Не все сотрудники нижнего звена, проходящие плановое обучение работе с системой, остаются на своих местах к моменту ее запуска. Среди других проблем Алексей отмечает завышенные ожидания от результатов автоматизации бизнес-процессов - так называемый \"эффект одной кнопки\". Недостаточное качество нормативно-справочной информации, противоречивость и низкая достоверность данных, хранящихся в справочниках и классификаторах, также является общей проблемой при внедрениях.


В свою очередь, Андрей Путилов обращает наше внимание на то, что ассортимент на рынке ERP-систем для торговли сейчас как никогда широк, и заказчику есть из чего выбирать – от эконом-решений (коробочных версий систем) до полнофункциональных корпоративных систем управления. Чтобы через пару лет не пришлось менять информационную систему на более мощное и масштабируемое решение, при выборе должен быть учтен планируемый рост бизнеса, открытие новых направлений и расширение розничной сети. 

И в заключение стоит поделиться прогнозами относительно дальнейшего развития рынка решений по автоматизации розничной торговли. Так, Александр Заржецкий упоминает сразу два направления - специализацию и укрупнение. \"Считаю, что в ближайшее время информационные системы станут еще \"тяжелее\", а проекты их внедрения – еще масштабнее. Для того, что бы системы не превратились в \"неподъемных монстров\" разработчики будут пытаться уйти от универсальности к узкой специализации. Вместе с информационными системами будут расти и специализироваться команды внедренцев. Думаю, что позиции крупных системных интеграторов значительно усилятся, а откровенно слабые игроки и \"серые внедренцы\" просто покинут рынок. Все это приведет к увеличению числа успешных и сократит число провальных проектов\", - говорит он. Андрею Путилов прогнозирует усиление в торговых ERP-системах аналитического функционала, а также совершенствование инструментов управления лояльностью покупателей, а Михаил Черепащук предсказывает рост популярности решений на базе веб-сервисов. Как бы ни развивалась ситуация, центральным элементом ИТ-стратегии любого торгового предприятия должен оставаться покупатель и его интересы.
 
https://www.lobanov-logist.ru/library/352/57139/ 
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2099

рейтинг: 
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы Х5 Group разработала новую систему управления складом Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике