Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

«Умная» горка

«Умная» горка
9 Сентября 2010

Александр Шабельников, руководитель Ростовского филиала ОАО «НИИАС», д.т.н., профессор:
Сортировка составов остаётся слабым звеном в транспортном конвейере. В 2009 году 46% нарушений в хозяйстве перевозок произошло именно на сортировочных горках. Решить эту проблему помогут новые разработки учёных.

– Александр Николаевич, какими преимуществами обладают так называемые интеллектуальные горки?

– Автоматизированные системы управления сортировочными процессами предполагают, что управленческие функции остаются у человека. Дело в том, что сортировочные станции – сложный для автоматизации объект, характеризующийся высоким темпом проводимых технологических операций, большими размерами задач контроля и управления, низким уровнем точности измерительной и исполнительной аппаратуры.

Между тем человек по своим психофизиологическим свойствам способен успешно справляться с ограниченным числом альтернатив при принятии решений, в среднем пятью – семью. То есть уровень сложности задачи управления сортировочным процессом превышает допустимые возможности диспетчера. Поэтому ему нужен электронный помощник, реагирующий на возникающие непростые ситуации на сортировочных станциях.
В нашем филиале накоплен большой опыт в решении этих проблем. Автоматизацией и механизацией сортировочных процессов мы занимаемся уже более двадцати лет. Создали уникальные базы данных и знаний о работе сортировочных систем, включающие технические и экспертные данные, которые неопровержимо свидетельствуют о верности выбранного направления. Одним из путей интеллектуализации управления технологическими процессами сортировки составов является разработка автоматов-советчиков для оперативно-диспетчерского персонала АСУ СС.

Нами создана система КГМ, предназначенная для автоматизации технологических процессов расформирования составов на сортировочных горках различной мощности и степени механизации путём автоматического управления маршрутами скатывания и регулирования скорости движения отцепов на тормозных позициях. Она позволяет передавать необходимую информацию о работе сортировочной станции в Дорожный центр управления перевозками или Дорожный вычислительный центр.

Данная система уже внедрена и успешно работает на станциях Бекасово (Московская дорога), Красноярск-Восточный (Красноярская), Входная и Инская (Западно-Сибирская), Иркутск и Тайшет (Восточно-Сибирская), Ярославль (Северная) и ряде других.

– Насколько отличаются ваши разработки от зарубежных аналогов?

– Мы внимательно следим за развитием автоматизированных систем роспуска составов в мире. Наши сотрудники с этой целью побывали в США, Канаде, Германии, Индии, Чехии, Словакии и других странах.

Системы Германии, например, характеризуются высокой степенью автоматизации и унификации, отработанными технологиями обслуживания, организационным и технологическим порядком.

Условия России, отличающиеся значительным разбросом производственных характеристик и климатических условий, не позволяют создать единый по функциям и техническому оснащению сортировочный комплекс. Нам приходится выходить из положения за счёт придания системе искусственного интеллекта. Он учитывает климатические условия работы, адаптируется под изменения интенсивности вагонопотоков и других параметров сортировочной системы (профиль горки, износ оборудования и пр.).

В настоящее время создаётся совместное предприятие с немецкой фирмой Siemens, в рамках которого мы рассчитываем продвигать свои идеи за рубежом, перенять положительный опыт создания малолюдных сортировочных горок в Германии.

Конечно, разработка таких сложных систем требует от разработчиков высокого образовательного и интеллектуального уровня, которого в настоящее время мы ещё в полной мере не достигли. Следует отметить несколько важных аспектов решения этой проблемы. К ним относятся меры морального и материального стимулирования сотрудников. В первом случае мы способствуем повышению их статуса путём защиты результатов интеллектуальной деятельности – патенты, диссертации, научные публикации и пр. Во втором – следим за адекватной финансовой оценкой результатов труда.

Кроме того, мы тесно сотрудничаем с Ростовским государственным университетом путей сообщения и другими транспортными вузами страны, которые поставляют нам высококвалифицированных специалистов. Даже планируем открыть у себя кафедру РГУПСа и научно-исследовательскую лабораторию в его стенах. Наши сотрудники уже ведут занятия в университете, а наши производственные площадки мы предоставляем для производственной практики студентов вуза.

– В чём заключаются ваши исследования в области интеллектуальных систем?

– Вот неполный перечень решаемых задач: классификация отцепов на сортировочной горке по ходовым свойствам, выбор пути отсева «чужака», определение ступени и времени торможения при управлении горочными замедлителями.

Кроме того, ведётся расчёт скорости выхода отцепа с тормозной позиции, происходит выбор пути заезда маневрового локомотива с целью нормализации процесса роспуска, осуществляется дифференциация состава по длине в целях задания скорости роспуска с учётом тяговых возможностей горочного локомотива.

Мы также компенсируем влияние факторов внешней среды на роспуск вагонов, контролируем вибрационную нагрузку искусственных сооружений железнодорожной отрасли, разрабатываем «умный» офис в кабине машиниста и для ответственных операторов сортировочной станции, делаем ещё многое другое.

– На какой экономический эффект от внедрения вашей разработки вы рассчитываете?

– В условиях нестабильно развивающейся экономики трудно давать надёжные прогнозы. Но для успешного функционирования транспортного конвейера ежегодно на сети дорог в среднем планируется реконструировать по 4–5 горок средней и большой мощности и по 3–4 горки – малой. При этом инвестиции ежегодно составят около 3 млрд руб., а их общий объём за 15 лет достигнет 46 млрд руб.

Но благодаря ожидаемому экономическому эффекту срок полной окупаемости проекта реконструкции 70 горок большой и средней мощности и 56 горок малой мощности на сети дорог, по нашим расчётам, составит 6 лет.

Беседовал Роман Мартынов. 


Источник: www.gudok.ru

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 906

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

Raven Russia сократил инвестиции в строительство логопарка «Золотая» молодёжь: анализ рынка труда молодых специалистов Москве недостаточно дорог для комфортного передвижения Открытия и уроки кризиса Оформить товар можно и за тысячи километров Парфюмеры заявляют о себе Растаможка по-новому Транспортный контроль передадут таможенникам Трассу «Москва - Санкт-Петербург» начнут строить в октябре Цены готовятся к прыжку