Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Кризис и консультанты (кого, в чем и как слушаться в период кризиса?) Андрей Ренард

Кризис и консультанты 

(кого, в чем и как слушаться в период кризиса?) 

Андрей Ренард, 
Председатель правления компании «ЕМС» 


Беда, когда начинают сокращать расходы на движение вперед, — оставляя без изменения расходы, оплачивающие прошлое. Когда директора в течение нескольких месяцев не решаются сократить бухгалтерию, офис, многие службы, раздутые «про запас», но легко урезают инвестиционные программы, расходы на обучение и т.п. 


  Любой кризис вызывает активное желание с кем-то посоветоваться. С кем-то умным. Одновременно с сильным желанием никому не верить — ну, что они все могут понимать?! Если бы они знали, что надо делать, они бы давно это делали сами… 

  И всё-таки мы идем к консультантам. Зачем мы к ним идем? Точнее, так спросим: за чем мы идем? Конечно, за советами! Которым мы потом вряд ли последуем. Точнее, последуем — если они совпадают с нашими ощущениями и понятиями. 

  Мы не очень уверены в квалификации тех, кто дает советы, и, тем не менее, слушаем их. 

  Мы просто не очень уверены в себе, вот и спрашиваем. Значит, мы идем за уверенностью? Кто нам может ее дать? 


Вот теперь — о главном. 


Я разговариваю с бизнесменами и предпринимателями. Я говорю о бизнесе, об экономике, о менеджменте. Не о частной жизни. В ней я ничего не понимаю. 


 То есть своим ближним я, конечно, даю массу советов, но они не слушают меня. 
И правильно делают. 

  Потому что я поменял рубли на евро по самому невыгодному курсу (ну, надо было в Европу ехать, боялся за карточку!). Потому что я держал свои деньги в ПИФе и всё ждал, что вот-вот поднимутся котировки — так как для их падения не было объективных причин. И вообще, потому что я — «непрактичный человек». 

  В бизнесе я понимаю больше. Просто так сложилось. Потому что кризис-менеджмент — моя профессия. 
С кризисом надо уметь работать — мы твердили об этом всем менеджерам, но они от нас отмахивались. Мы говорили, что к нему надо быть готовым — и к глобальному, и к малому (в рамках твоего бизнеса). У человека наступает уверенность, когда он понимает, что происходит, — и понимает, что ему надо делать. Даже если это понимание скорбно — уверенность дает дополнительные силы. Итак, кто и что нам поможет? Книги? Но они излагают общие правила, а тут — реальная ситуация. Какое из правил действует сегодня? 

  Газеты, статьи? Но они настолько противоречат друг другу! 
За один день я прочитал прогнозы трех или четырех экспертов, умных людей, совершенно противоположные…Кому верить? А в чем паника? Что, собственно говоря, случилось? 


Что происходит? 


Наконец удалось установить причину 
происхождения загадочных кругов на пшеничных полях. 
Оказывается, это место, где ёжики водят хороводы. 



  Понятно, что в Америке — ипотечный кризис. А почему у нас заводы закрываются? 
Автопром, машиностроительные и другие? Какое отношение их ипотека имеет к нашему автопрому? 

  Вообще, в экономике «задним числом» можно объяснить всё, что угодно. И почему курс падает, и почему рос. Самое простое объяснение, которое я встречал, дал не экономист, а социолог. Простой кризис перепроизводства. Родившийся в одной отрасли и перекинувшийся на другие. Посмотрите в любом учебнике по истории экономики про кризис перепроизводства — узнаете сегодняшние приметы. 
Кризис перепроизводства — в недвижимости и кредитах. Ведь кредиты — это те же продукты. 
Их тоже производят. 
Произвели много. 
И того, и другого. 

  Виртуальных денег стало больше, чем реальных. 
Реальные деньги привлекались в обмен на виртуальные акции, расписки и т. д. 
В районе 2000 года лопнул пузырь переоцененных акций интернет-компаний, сейчас настала очередь инвестиционных банков и недвижимости. 
А у нас — еще и падение цен на нефть — резко, как только Европа начала легонько притормаживать. 
Финансов перестало хватать. 
Катастрофически. 

  Финансы — кровеносная система экономики. Значит, следом идет уже кризис экономический. 
И хуже всего, что его размеры никто не может предсказать. 
Куда мы будем падать, не знает никто. 
Малому и среднему бизнесу будет легче, это точно. В силу их большей поворотливости и оперативности. Если они, конечно, будут поворачиваться. И реагировать! 


Самое ценное — наши деньги 


Больной перед операцией спрашивает у хирурга: 
- Доктор, а я не умру во время операции? 
- Нет, конечно! Нас за это знаете, как ругают!!! 


Самое неприятное, если у Вашей компании набрано много кредитов. Банки повышают, и будут повышать процентные ставки, требуя срочного возврата денег. 
Что делать? 
Посчитать. 

  Если Вам не хватает прибыли, чтобы обслуживать кредиты (да чтобы еще и не вся прибыль на это шла), то лучше остановиться. И пока не платить. А сесть вместе с банками — и реструктурировать задолженность. Под девизом: «лучше спасти часть, чем потерять всё, в придачу потеряв нервы, силы и время». 

  И еще — помните, как учат начинающих водителей: «Когда ты начал делать левый поворот и включил мигалку, это уже стало не твоей проблемой, а всех, кто едет за тобой! А когда ты еще высунул нос на встречную полосу, это стало проблемой всей дороги!»… 
Ваши кредиты — это уже не ваша проблема, а проблема банков. 
Вон, Путин говорит, что это уже и его проблема. 

  И он прав. 
Так что — садимся с банками, кредиторами — и реструктурируем задолженность. 
По простой схеме, традиционной: фиксируем остаток; проценты или основной долг гасим по какой-то внятной схеме. Банку придется «подвинуться», потерять большую часть запланированной на Вас прибыли, — чтобы не потерять всё. 

  Будьте психологически готовы идти на банкротство — если будете пробовать гасить все кредиты, всё равно обанкротитесь. 
Только не сразу. 
Если кредитов нет, то можно переходить к шагу следующему. Искать выход из не самого радостного положения. 


Самое святое — наше будущее 


  Прежде чем о чем-то мечтать, подумай, а вдруг сбудется! 

Больше всего нас волнует наше будущее. 
О нем и печемся. 
«Что будет с долларом?». 
«Говорят, теперь ипотеку отменят вообще». 
«Закроют вывоз денег за границу». 
«Новые деньги уже напечатаны, мой близкий друг в руках их держал»… 
Замечательные и интересные темы, но какое они имеют отношение к нам? 
Определяйте точнее и внятнее стратегию Вашего бизнеса — сейчас самое время это делать. 
Конечно, какие-то расходы надо подсократить. 
Даже — очень многие надо сократить (это такая сладкая тема, об этом поговорим отдельно)… 


А сейчас — о главном. 


  Выход из кризиса — не в сокращении расходов. И не в тактических шагах по сохранению всяких разных ценностей. Выход — в будущем. Каким Вы его видите, каким Вы его строите. Только там — прорыв, новые продукты, услуги, клиенты, деньги. 
Деньги есть — вот ведь и Вы САМИ тратите деньги ежедневно. 
Ну, подсказку поняли?.. 
Вы — такой же «клиент» на рынке. «Чайник» — во всем, кроме своего собственного бизнеса. У Вас стало меньше денег, но они не пропали. Вы их по-прежнему тратите. 
Точнее, не «по-прежнему», а «по-новому». На другое. Заметили? 
Оглядитесь вокруг — люди живут при любых кризисах — им нужно пить, есть, одеваться... Им всё нужно — что и раньше. Только по-другому. 
Вот это «другое» и отгадывайте! 
И — смело в прорыв! 
А чтоб хватило денег на прорыв — надо их взять… 
Откуда? 


Семь раз отмерили — пора резать, начальник 
  
К одесситу подходит приезжий с чемоданом: 
- Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный 
вокзал? 
- Знаете, он там будет, даже если вы туда не пойдете! 



  Конечно, какие-то расходы надо подсократить. Не сократим мы — сократятся сами. Уже вместе с нами… 
Тут есть одна тайна… 
Или даже секрет… 

  Хорошо знакомый всем директорам… 
Только мы не любим об этом говорить. 
Когда у компании дефицитный бюджет, управлять ею легче. И получается успешнее. 
Профицит порождает бесконтрольность, расслабление, много чего еще — такого же неприятного. 
Кризис перевел нас всех в условия жесткого дефицита бюджета — вот теперь и посмотрим, кто умеет управлять. 
Посмотрим, кто какие расходы сокращает. 

  Полезно поджать ремешок в расходах на офис, на АуП, там всегда есть резервы — процентов 20-30. Реклама — всё равно мы ее не умели делать. 
Хороший момент настал, чтоб понять, что есть не рекламный бюджет, а бюджет маркетинга. Что разные инструменты продвижения взаимозаменяемы, и надо поинтереснее придумывать новые способы продвижения. 
Люди не хотят, чтобы их сокращали? Значит, момент настал, чтобы вместе с сотрудниками придумать новую систему мотивации — пусть самую большую долю в зарплате составляет доля от дохода. 

  Вопрос — кого оставить? 

  Беда, когда начинают сокращать расходы на движение вперед, — оставляя без изменения расходы, оплачивающие прошлое. 
Когда директора в течение нескольких месяцев не решаются сократить бухгалтерию, офис, многие службы, раздутые «про запас», но легко урезают инвестиционные программы, расходы на обучение и т.п. 
Оставьте 30 процентов сотрудников — но их-то надо готовить, организовать, обучать!! 
Новые продукты не смогут появиться без нового оборудования! Беда в том, что в инвестиционных бюджетах слишком много было «кофе-машин» и «офисной мебели». 
  

Страна советов 

- Нодари, у меня свадьба, я прошу барана,  
а мне все дают советы, где я могу его достать! 
А мне нужен просто баран! 
- Эх, Гоги, у нас ведь не страна баранов, а страна советов!.. 



Вдруг кому-то пригодится… 

Первое. Выключите страх, панику. Кризис уже наступил, он уже тут. Не скажу, что хуже не будет, — но если Вы не остановите свой страх, у Вас будет точно хуже. 
Второе. Не надо быть слишком активным! Не надо «что-то делать» — надо подумать, что именно делать. Не спасайтесь от паники слепой активностью! 

Третье. Не экономьте на спичках! Не поможет. Только всех рассмешите — хотя, не до смеха будет. Не тратьте несколько недель для выработки «гибкого политического решения» — собрать всех начальников цехов и решать, где есть избыточные кадры. 
лично присутствовал на таких «рабочих группах», никому не пожелаю! Вот тут как раз надо быть решительным! А убирать кофе из меню бесплатного буфета — глупость. Или весь буфет убирать, или не дергаться. И не обманывайте себя! Это — не «контроль», это пародия. 

Четвертое. Если решение принято — выполнять его надо очень быстро и четко. Никаких «доработок», «в основном» и так далее. 
И к этому надо быстро приучить всех. 
И хорошо бы потом не дать отучиться от этого. 

Пятое. Не ищите виноватых! Их нет. Или назначьте виноватым Джорджа Буша, Путина. Себя, в конце концов. Какая разница! Как говорят психологи, когда найден или «назначен» виноватый, люди подсознательно начинают ждать «спасителя». Кто-то придет и всех нас спасет. Это порождает очень опасную пассивность. А в кризис-менеджменте это гибельно. 

Шестое. Всё-таки привлекайте к выработке решений посторонних. 
Независимых. 
Я не знаю, кто они… Вариантов много: Эксперты, приглашенные лично Вами. Или учредителями. Консультанты. Ранее зарекомендовавшие себя. Независимые члены Совета директоров (думаю, такие структуры начнут появляться сейчас даже в 
среднем бизнесе). Нужны еще мнения, еще идеи, — потому что задачи будут непростыми. 
Желаю успехов! 
Спасибо за внимание.

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/57293/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 867

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Х5 Group разработала новую систему управления складом Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии