Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Как избежать ошибок при выборе партнера по внедрению WMS-системы А. С. Цагарейшвили

Как избежать ошибок при выборе партнера по внедрению WMS-системы   А. С. Цагарейшвили
Журнал "Логистика сегодня", № 6/ 2007
Автор: А. С. Цагарейшвили
Директор компании «Севко»

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК ПРИ ВЫБОРЕ ПАРТНЕРА ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ WMS-СИСТЕМЫ



Выбор партнера по внедрению WMS-системы является важным этапом в реформировании складского хозяйства. Как избежать ошибок в данной ситуации? Чем руководствоваться при принятии окончательного решения? В статье описываются два подхода к внедрению WMS-системы для автоматизации управления складированием и приводятся практические рекомендации, которые позволят компаниям-заказчикам сделать правильный выбор и оправдать свои инвестиции.  

Целями внедрения WMS-системы для автоматизации управления складированием являются минимизация затрат на складскую логистику (сокращение персонала, упрощение технологий выполнения процедур, уменьшение необходимого количества подъемно-транспортного оборудования) и повышение качества работы (снижение количества ошибок в заказах, решение проблем брака и недостачи).
Сегодня на рынке предлагается целый ряд WMS-систем иностранных и российских производителей, которые отличаются по стоимости и системным требованиям. Информацию о данных продуктах можно легко найти в сети Интернет и многочисленных тематических изданиях. Однако большая часть статей и рекламных материалов, рассказывающих о WMS-системах, посвящена описанию общего функционала программ, а также отдельных примеров внедрения с использованием различных IT-технологий.

IT-ПОДХОД К ВНЕДРЕНИЮ WMS-СИСТЕМЫ 

Все существующие WMS-системы имеют примерно одинаковый основной функционал, который позволяет:
производить адресный учет;
выделять области и зоны различных назначений;
управлять основными технологическими операциями (приемкой, размещением, отбором, отгрузкой и т. п.);
выполнять основные технологические операции с помощью параметрических настроек и различных стратегий;
применять технологии штрихкодирования (RFID-систему, batch-терминал, радио);
персонифицировать выполнение складских операций;
составлять стандартную отчетность (фиксацию остатков товара, создание карточки товаров и т. п.) и конструировать другие виды отчетности.

Как правило, проект по внедрению WMS-системы реализуется в три этапа:

разработка технологии работы склада (правила выполнения складских операций);
инсталляция (первичная настройка, интеграция с корпоративной информационной системой) и обучение персонала;
запуск в эксплуатацию.

Таким образом, предполагается, что проблему реформирования управления складом можно решить с помощью разработки технологии функционирования склада (основанной на применении адресного учета, штрихкодов и терминалов сбора данных) и внедрения WMS-системы. Другими словами, проект в рамках узкого IT-подхода считается завершенным, когда автоматизированная система инсталлирована и настроена, а персонал обучен необходимому набору операций. В итоге бесперебойное функционирование WMS–системы в течение определенного времени рассматривается как успешный результат внедрения проекта в целом. 

Безусловно, WMS-система является мощным инструментом решения проблемы складирования для заказчика, однако данная программа сама по себе не способствует проведению объективного анализа ситуации.

Таким образом, уже после ввода в эксплуатацию WMS-системы по-прежнему без ответа остаются следующие важные вопросы:

Какой объем работы выполняет склад в целом и по отдельным процедурам?
Каковы объемы потерь из-за недостачи и брака? Как их оценивать?
Сколько сотрудников участвовало в выполнении всего объема работ и отдельных процедур?
Сколько времени было затрачено на выполнение складских процедур?
С какой скоростью происходит выполнение каждой складской процедуры и каков вклад каждого из сотрудников?
Достаточно ли персонала и оборудования?

Итак, для того чтобы получить ответы на перечисленные вопросы и успешно решать проблемы, возникающие на складе, требуется не только внедрение WMS-системы, но и умение собирать и анализировать данные, необходимые для принятия стратегических и тактических управленческих решений.




В этой связи, можно утверждать, что внедрение WMS-системы на основе IT-подхода, а также ее использование в качестве инструмента мониторинга и анализа текущей ситуации приводят к бессмысленности организационно сложной и дорогостоящей процедуры смены системы управления складом, т. к. в результате не решаются те задачи, в отношении которых были инициированы преобразования. Можно ли назвать подобное внедрение полноценно успешным? 

У ПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВНЕДРЕНИЮ WMS-СИСТЕМЫ 

Управленческий подход к внедрению WMS-системы является более широким, поскольку не ограничивается только вводом программы в эксплуатацию. В соответствии с данным подходом, проект может считаться успешно завершенным только тогда, когда компания-внедренец разработала технологию анализа функционирования склада и обучила сотрудников компании-заказчика ее применению 



Такая технология позволяет с помощью широких аналитических возможностей WMS-системы выявлять и решать проблемы работы склада. Другими словами, данная система рассматривается как инструмент эффективного менеджмента в складской логистике. 

Управленческий подход к внедрению WMS-системы подразумевает:
выделение и идентификацию складских процедур;
установление их очередности и взаимодействия;
осуществление постоянного мониторинга и анализа складских процедур. 
Именно данные, полученные путем мониторинга, являются базой для принятия управленческих решений. Мониторинг и анализ информации осуществляются на основе системы измерений процедур (фактически необходимой технологии анализа функционирования склада), которая включает:
числовые показатели качества работы склада, скорости выполнения операций, эффективности использования персонала и оборудования;
отчеты в WMS-системе, позволяющие получать выделенные показатели;
правила анализа числовых показателей;
процедуры принятия решений на базе анализа числовых показателей.

Набор числовых показателей работы склада должен формироваться с учетом факторов, требующихся для решения возникающих проблем.

Пример. Клиент, в компании которого была внедрена WMS-система, регулярно получал информацию о количестве выявленных ошибок при сборе заказов. По общей статистике их число ежемесячно уменьшалось. Однако после соотнесения количества ошибочно подобранных позиций с общим объемом отгрузки выяснилось, что имела место не положительная, а, напротив, отрицательная динамика. Анализ сложившейся ситуации показал, что персонал склада не соблюдал технологию при выполнении процедуры отбора, что приводило к ошибкам. В целях решения возникшей проблемы было проведено обучение сотрудников с последующей их аттестацией.
Отметим, что получить значения ключевых показателей можно только на основе отчетов, сформированных в WMS-системе. Однако стандартный набор отчетов, как правило, не позволяет этого сделать, а значит, заказчик будет вынужден нести финансовые затраты на автоматизацию дополнительных функций. Таким образом, для проведения анализа ключевых показателей, динамики их развития, а также процедуры принятия управленческих решений необходимо наличие целевых (контрольных) значений.

Пример. Клиент, в компании которого была внедрена WMS-система, применял АВС-анализ для определения места размещения товара в зоне отбора. Склад оборудован пятиярусными стеллажными конструкциями для хранения поддонов стандарта EUR. Под зону отбора использовался первый ярус стеллажной системы.
Идея оптимизации заключается в размещении наиболее востребованного товара ближе к зоне отгрузки, что позволяет уменьшить расстояние, которое необходимо пройти сотруднику по складу и, соответственно, сократить время сбора заказа. С теоретической точки зрения АВС-анализ прост, однако его практическое применение вызывает множество вопросов:
Какому количеству ячеек зоны активного хранения присвоить рейтинг «А»?
Какие товары отнести к востребованной группе?
Как оценить, что применение АВС-анализа оказало положительное влияние на скорость отбора?

В качестве ключевого показателя для проведения исследования было выбрано расстояние, которое преодолевает работник склада для сбора одной линии в заказе. Изначально среднее расстояние равнялось 14,79 метра. После проведения АВС-анализа значение данного показателя составило 13,21 метра. В течение следующих трех месяцев оно колебалось в пределах от 13 до 13,50 метров. Таким образом, происходило сокращение расстояния примерно на полтора метра. В среднем работник на данном складе за месяц собирал около 5 тыс. линий. Размещение товаров в зоне отбора позволило ему сократить расстояние на 7 километров. В итоге было установлено контрольное значение показателя расстояния — 13,50 метра.
Однако четвертый месяц показал, что значение ключевого показателя неожиданно резко выросло до 15 метров. В результате проведенного анализа ситуации выявилось, что на складе значительно увеличилось общее количество товарных позиций, и, соответственно, товарных позиций, относящихся к востребованной группе. После увеличения количества ячеек рейтинга «A» значение показателя вернулось к контрольному — от 13 до 13,50 метров.  



Таким образом, приведенные примеры доказывают, что для действительно успешного завершения проекта по реформированию управления складом требуется прохождение не трех, а четырех этапов проекта по внедрению WMS системы:
разработка технологии работы склада (правила выполнения складских операций;
инсталляция (первичная настройка, интеграция с корпоративной информационной системой), обучение персонала;
запуск в эксплуатацию;
разработка технологии анализа функционирования склада.  

В соответствии с управленческим подходом к внедрению WMS-системы, только после прохождения четвертого этапа, проект может считаться успешно завершенным. 
Однако анализ ситуации показывает, что сегодня на рынке преобладает IT-подход к внедрению WMS-систем. Компании-производители данного программного продукта конкурируют между собой по качеству рекламных материалов и технологий ведения проектов, описывая множество примеров «удачных» внедрений. При таком подходе практически не имеет значения, какая именно система была выбрана для внедрения и какая технология управления проектом будет применяться, т. к. конечный результат в любом случае не будет достигнут. 

Следует отметить, что примеров эффективных внедрений WMS-систем на основе управленческого подхода в действительности крайне мало, и успешный результат таких проектов достигается только благодаря активности менеджмента заказчика. Поскольку разработка технологии анализа функционирования склада является сложной задачей, требующей квалификации и опыта, практически никто из компаний-внедренцев WMS-систем не занимается данной проблемой. Их персонал состоит из IT-специалистов, которые занимаются как проектами по внедрению WMS-систем, так и, например, автоматизацией бухгалтерского учета.

 

Таким образом. выбирая партнера для внедрения WMS-системы, необходимо понять:

Способен ли он эффективно с вами взаимодействовать до того момента, когда все основные проблемы будут решены?
Есть ли у него специалисты, способные предложить технологическое решение, а не просто компьютерную программу?
Что вы получите в качестве результата проекта?
Является ли технология анализа работы склада одним из результатов проекта?

Итак, экономическая эффективность серьезных вложений в развитие складского хозяйства напрямую зависит от выбранного подхода к внедрению WMS-системы, а результаты проекта по ее внедрению возможно оценить только после ответа на вышеперечисленные вопросы.

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/57372/

http://www.sevco-sklad.ru/content.asp?pn=582

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1680

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные фотографии

Как избежать ошибок при выборе партнера по внедрению WMS-системы   А. С. Цагарейшвили Как избежать ошибок при выборе партнера по внедрению WMS-системы   А. С. Цагарейшвили Как избежать ошибок при выборе партнера по внедрению WMS-системы   А. С. Цагарейшвили Как избежать ошибок при выборе партнера по внедрению WMS-системы   А. С. Цагарейшвили Как избежать ошибок при выборе партнера по внедрению WMS-системы   А. С. Цагарейшвили Как избежать ошибок при выборе партнера по внедрению WMS-системы   А. С. Цагарейшвили

Рекламный блок

Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике 04 апреля в Санкт-Петербурге пройдет конференция «Логистика Будущего»