Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Фантазии на логистическую тему А.В. РУБЕНЧИК

Фантазии на логистическую тему А.В. РУБЕНЧИК
Фантазии на логистическую тему 
А.В. РУБЕНЧИК, руководитель проекта, отдел управленческих систем ФГУП НИИПС

Статья опубликована в журнале «Почтовая связь. Техника и технологии» № 10 за 2010 год.

В течение двух последних лет руководством ФГУП «Почта России» на различных мероприятиях были высказаны предложения и сделаны вполне конкретные заявления, касающиеся диверсификации и новых направлениях деятельности [1]. Суммируя эти предложения и заявления, можно сказать, что в основном говорилось о 2-х новых направлениях:
оказание банковских услуг,
• оказание государственных услуг.

В данной статье предлагается рассмотреть еще одно новое направление (оказание транспортно-логистических услуг) и целесообразность развития и инвестирования государством в банковское и логистическое направления [5]. 
В настоящие время Почта России уже участвует в проекте создания Почтового банка [9]. Что касается логистического направления, то речь идет о создании при активном участии государства федеральной транспортно-логистической компании (далее – ФТЛК) в рамках Почты России, действующей на всей территории страны и предоставляющей широкий спектр транспортно-логистических услуг, как для физических, так и юридических лиц.

Сегодня российская почта предоставляет услуги по доставке таких видов грузов, как бандероли, посылки и экспресс-отправления EMS. Возможности потенциальных клиентов Почты России по отправке грузов весьма серьезно ограничены как по весу, так и по размерам грузов [1]:

 

 

 

 

   

К тому же оказываются только услуги доставки, другие логистические услуги не предоставляется.

Если рассмотреть рынок доставки грузов с учетом двух основных критериев – скорость доставки и вес отправки, то Почта России присутствует только в 2-х сегментах из 6 [3]:

 



 

 

 

 

 

 

 

 

  

Мировой опыт показывает, что диверсификация деятельности национальных почтовых операторов является необходимым условием для сохранения и развития почтовой сети, так как в современных условиях почтовые компании теряют традиционные источники дохода: падает количество почтовых отправлений, уменьшаются объемы почтовых денежных переводов, широкое распространение Интернета и электронной почты приводят к сокращению использования почтовых услуг.

С другой стороны, следует обратить внимание на следующее обстоятельство. В проведенном по заказу Почтовой службы США в 2009 году компанией Accenture анализе стратегий диверсификации, осуществленных зарубежными почтовыми национальными операторами, говорится, что созданные многими национальными почтовыми операторами новые направления бизнеса показывают, как правило, рентабельность ниже среднеотраслевой [10]. Это означает, что способность почтового оператора подкреплять с помощью новых направлений почтовое направление далеко не очевидна и, в лучшем случае, возможна в среднесрочной или долгосрочной перспективе по мере становления и развития новых направлений. 
В этих условиях при оценке крупных проектов, в которые инвестируются государственные средства, необходимо учитывать не только и не столько влияние проекта на развитие конкретной отрасли, сколько влияние проекта на развитие инфраструктуры страны в целом.

Какой видится ФТЛК в рамках Почты России ?

ФТЛК должна стать одним из важнейших элементов российской логистической отрасли.

Миссией компании будет развитие рынка логистических услуг России путем создания широкого комплекса современных логистических решений. 
С функциональной точки зрения развитие ФТЛК займет несколько этапов. 
На начальном этапе компания будет оказывать «классические» логистические услуги: транспортировка грузов, складские услуги, услуги таможенного брокера и т. д. [2,4]
Целью второго этапа является превращение ФТЛК в компанию, оказывающую клиентам комплексный логистический сервис (3PL-провайдер (third party logistics provider)), включающий транспортно-экспедиторские услуги и услуги добавленной стоимости (погрузка/выгрузка, услуги по комплектации ассортимента, складские услуги, предпродажная подготовка, управление грузопотоками в цепи, маркетинговые и финансовые услуги) [2,6,7]. ФТЛК сможет взять под свой контроль несколько или все логистические функции, необходимые заказчику. Она станет тесно интегрированным партнером заказчика и обеспечит функционирование важнейших звеньев логистической цепи, ее работа с клиентами будет строиться на основе средне- и долгосрочных контрактов. 
В более долгосрочной перспективе возможно превращение ФТЛК в логистического интегратора полного цикла (4PL-провайдер (fourth party logistics provider)), который применяет системный подход к управлению всеми логистическими бизнес-процессами заказчика, координирует действия заказчика и его ключевых контрагентов в цепи поставок, обеспечивает их эффективное взаимодействие и обмен данными в реальном масштабе времени на основе современных информационных систем [2,11]. 
С организационной точки зрения ФТЛК должна быть полностью самостоятельной бизнес-единицей в рамках Почты России. Почему в рамках Почты России? Ведь ФТЛК может быть создана и вне этих рамок. Основной смысл в том, чтобы задействовать имеющуюся почтовую инфраструктуру и имеющиеся ресурсы (там, где это целесообразно) для целей логистического оператора и, тем самым, содействовать ее модернизации и развитию в краткосрочной и долгосрочной перспективе. 
Организационно-правовая форма ФТЛК - ОАО. Форма собственности – на этапе создания государственная, далее - государственно-частная. 
Становление компании, приобретения активов, новых компетенций и опыта целесообразно через покупку и/или сотрудничество с другими логистическими компаниями. При разработке проекта и плана создания ФТЛК необходимо в значительной степени использовать международный опыт.

Кто будет финансировать создание ФТЛК?  

На начальном этапе инвестором должно выступить государство. Понадобятся значительные ресурсы для создания новой логистической инфраструктуры компании, внедрения современных логистических информационных систем, подготовки квалифицированных специалистов. 

Попробуем оценить перспективность для страны 2-х проектов: создание Почтового банка и создание ФТЛК.
Российская банковская отрасль существенно более развита, чем логистическая. Развитое банковское законодательство, регулятор в лице Центрального Банка, определяющий банковскую политику и осуществляющий надзор, значительное количество действующих банков (около 1000). Среди них Сбербанк РФ, сопоставимый по количеству отделений (20 000) с Почтой России, ВЭБ и другие крупные государственные и негосударственные банки, котрые присутствует почти во всех финансово значимых точках страны. Весьма вероятно, что создание Почтового банка в целом усилит банковскую систему, но на социально-экономической карте России не появится ничего принципиально нового. 
Если рассматривать современное состояние российского логистического рынка, то оно характеризуется, с одной стороны, довольно «…хаотичным нагромождением (по принципу «где густо, а где пусто») экономических субъектов, функционально имеющих отношение к логистическим операциям. Они системно разобщены, поскольку нет организующего центра, отсутствует механизм образования логистических систем и нет необходимой для этого инфраструктуры. Коммерческая закрытость и непрозрачность организаций вредит эффективности их деятельности, препятствует внедрению современных информационных технологий» [8]. С другой стороны, отрасль занимает очень значительное место в экономике. Например, по данным Росстата «… оборот организаций в 2008 г. приблизился к 80 трлн. руб. По мнению многих специалистов около 50% стоимости продукции приходится на логистические издержки. Это означает, что стоимостная характеристика рынка логистики составляет 40 трлн. руб., или $1,3 трлн.» [8].

Что же даст создание ФТЛК ?

Во-первых, создание ФТЛК будет способствовать развитию логистической отрасли, закреплению за отечественными компаниями внутрироссийских товарных запасов. Ведь одной из главных угроз для отечественной логистики является утрата доли логистического рынка в результате неспособности российских компаний успешно конкурировать с иностранными компаниями [8]. ФТЛК может стать в среднесрочной перспективе тем мощным отечественным игроком, который в альянсе со своими партнерами на равных будет взаимодействовать и конкурировать с формирующейся глобальной транспортно-логистической сетью.
ФТЛК может стать проводником государственной политики в логистической отрасли. Ее создание будет способствовать системной интеграции участников логистических процессов, серьезно повысит организационный уровень логистической отрасли и привнесет новое качество в инфраструктуру страны. 
Во-вторых, ФТЛК поможет снизить логистические барьеры на пути межрегиональной интеграции в России и уменьшить транзакционные издержки. ФТЛК стимулирует развитие рынков и будет способствовать увеличению торгового оборота в стране.
В-третьих, создание ФТЛК будет способствовать развитию уже нарождающейся новой экономики, в которой в режиме он-лайн осуществляется заказ и спецификация продукта, но для доставки произведенного продукта необходима служба, предоставляющая услуги по доставке широкой номенклатуры грузов по доступным ценам, своевременно и на всей территории страны. Тогда, например, у небольших инновационных и внедренческих фирм, осуществляющих мелкосерийное или штучное производство, не будет проблем с доставкой их продукции заказчику. ФТЛК будет также поддерживать ускоренное развитие электронной торговли.
В-четвертых, появление ФТЛК создаст новые возможности для многих субъектов на рынке. Например, компания станет важным партнером для торговли и производства, особенно малого и среднего, которые заинтересованы в перевозке и доставке небольших партий товаров и посылок. Создание ФТЛК обеспечит более полное участие сельского населения в экономических процессах, поможет решению проблем моногородов. В моногородах с хорошими условиями проживания, но отсутствием работы, у жителей появится возможность организовать свой бизнес (от сбора и выращивания экологических продуктов до производства комплектующих и отдельных узлов). Доставку материальных ресурсов (необходимые материалы и полуфабрикаты для производителей, готовая продукция для потребителей) обеспечит ФТЛК.
В-пятых, создание ФТЛК поможет усилить главную компетенцию – доставку почты, поскольку развитие транспортно-логистического направления в значительной степени будет связано с модернизацией существующей почтовой инфраструктуры. 
В-шестых, ФТЛК укрепит социально-экономическое единство страны и будет способствовать повышению общего качества жизни в России, поскольку ее граждане и бизнес будут твердо уверены в том, что у них всегда имеется возможность доставить в нужную точку страны по доступным ценам, удобным способом, безопасно и своевременно не только письма и посылки, но и широкую номенклатуру грузов. 

Безусловно, для того, чтобы идея воплотилась в бизнес-проект, следует оценить в техническом и финансовом плане потребности, необходимые для создания ФТЛК, а также прогнозируемые финансовые потоки. Это отдельная работа и, возможно, ей будет посвящена отдельная статья.
В настоящей же статье приведем для оценки значимости и бизнес-ценности логистики, а также для примерного представления величины затрат и применяемых подходов при создании ФТЛК, несколько разрозненных, но интересных и поучительных фактов:
1) Стоимость логистического центра
, основа которого - склад перевалки площадью от 20 тыс. паллетомест, настроенный на большой грузооборот, составляет 12 - 15 млн. долларов (данные 2004-2005 годы)[13].
Еще один пример. В 2007 году НЛК завершило строительство первой очереди своего нового логистического комплекса класса А в городе Батайске (Ростовская область). Общая площадь земельного участка, на котором размещается терминал, составляет 12 га. Площадь первой очереди – 10 тыс. кв. м. Комплекс располагает емкостью на 18 тыс. паллето-мест. Высота потолков терминала – 14 м. Терминал имеет возможность расширения до 50000 кв. м. Инвестиции в его строительство на первом этапе составили около 16 млн. долларов. Общая стоимость проекта с застройкой всей площади – около 35 млн. долларов [16].
2 ) Согласно исследованию «Российский рынок транспортно-логистических услуг: итоги 2007 г. и прогноз до 2015 г.» [12] в 2007 г. выручка ТОП-30 транспортно-логистических компаний (без ОАО «РЖД») составила около $6,7 млрд. 
Оборот крупнейшего транспортного холдинга ГК «Н-Транс», в структуру которого входят компании-лидеры «операторского» бизнеса и стивидорные компании, в 2007 г. достиг $1,79 млрд. 
Совокупный оборот трех других ведущих транспортных холдингов (транспортная группа FESCO, ДВТГ, компания «Евросиб СПб - ТБ») оценивается в пределах $1,8 млрд. [12]
3) В 2008 году компания Itella Logistics, входящая в концерн Itella Group, приобрела одного из лидеров российского логистического рынка – ООО «Национальная логистическая компания» (НЛК). 
Концерн Itella Group, принадлежащий финскому правительству, включает 3 направления: почтовые услуги (Itella Mail Communication, финская почта), логистика (Itella Logistics) и информационная логистика (Itella Information), предлагая своим клиентам решения по обслуживанию информационных и товарных потоков. 
Сумма сделки составила ориентировочно 200 млн. евро за 90 % долей. Осенью 2009 года концерн Itella Group стал единственным собственником НЛК, выкупив оставшиеся 10% за 22 млн. евро. 
С приобретением НЛК компания Itella Logistics получила большее количество складов и транспортные мощности. До покупки НЛК Itella Logistics управляла в России примерно 50 тыс. кв. м складов; при этом компания оставалась только складским оператором. У НЛК площадь складов была на порядок больше — 480 тыс. кв. м, из которых около 200 тыс. кв. м в собственности. Только стоимость находящихся в собственности НЛК складов оценивалась минимум в 269 млн. долларов (из расчета 1,4 тыс. за кв.м).
Приобретение НЛК позволило компании Itella Logistics существенно укрепить свои позиции на российском рынке. По оценкам экспертов она сможет увеличить свою долю на российском рынке с 5% до 20-25%. После приобретения НЛК Itella Logistics начала работать на российском рынке под новым брендом ItellaNLC.
В рейтинге «Логистический оператор России 2009» ItellaNLC входит в TOP-15 лидеров рынка логистических услуг по годовому обороту и является победителем в номинации «Логистические операторы по обслуживанию международных транспортных коридоров».
Деятельность компании ItellaNLC подтверждают слова ее коммерческого директора Симо Пяйвинена: «Мы очень серьезно подходим к российскому рынку. Мы здесь навсегда» [14].
 
Литература
1) Разделы «Пресс-центр» и «Услуги и сервисы» на сайте ФГУП «Почта России» www.russianpost.ru.
2) Беспалов Р. Спрос на логистического посредника. \"Логистик & система\", №1, 2005.
3) Вольпина М. Рынок экспресс-перевозок ждет перемен. ЛОГИНФО, №4, 2006.
4) Горбачева В. Структура услуг логистических операторов. ЛОГИНФО №7-8, 2008.
5) Рубенчик А. На повестке дня. «Почтовая связь. Техника и Технологии», № 4, 2010.
6) Ступаченко И. Логистика в России: коллекция парадоксов. «РЖД-Партнер», № 9 (133) 2008.
7) Титюхин Н., Михайловская Я. Новые участники российского рынка 3 PL. ЛОГИНФО, №9, 2006.
8) Носов А.Л. Анализ состояния рынка логистических услуг и пути его развития. «Логистика сегодня», № 03(39) 2010.
9) Арабов П. Письмо в банке. «Известия», 20 августа 2010, № 153(28168).
10) Ensuring a Viable Postal Service for America. An Action Plan for the Future. March 2, 2010. www.usps.com.
11) Титюхин Н. Быть ли в России 4PL провайдерам ?. ЛОГИНФО, №12, 2007.
12) «Российский рынок транспортно-логистических услуг: итоги 2007 г. и прогноз до 2015 г.». Раздел «Исследования по областям - Транспорт, логистика» на сайте РБК. www.rbc.ru.
13) Власов К.Ю. Развитие логистики по группе ТНП в России. «Спец&Техника», №5 2005.
14) Разделы «О нас» и «Публикации» на сайте компании ItellaNLC. www.itellanlc.com.
15) Разделы «О компании» и «Услуги» на сайте компании ООО «Почтовая экспедиционная компания». www.postec.ru.
16) «ООО «Национальная логистическая компания» (НЛК) завершило строительство первой очереди ...». www.7samuraev.ru/arxiv_news.php?id=5595




дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1515

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные фотографии

Фантазии на логистическую тему А.В. РУБЕНЧИК Фантазии на логистическую тему А.В. РУБЕНЧИК Фантазии на логистическую тему А.В. РУБЕНЧИК Фантазии на логистическую тему А.В. РУБЕНЧИК

Рекламный блок

Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике устав от борьбы с РЖД