Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

От ворот товарооборот

От ворот товарооборот
02 Декабря 2010, 08:55 Коммерсантъ Андрей Цыганов, Вадим Вислогузов, Дмитрий Бутрин 

Накануне вступления в силу закона \"О таможенном регулировании\", лишающего ФТС возможности самостоятельно переносить таможенные посты, сотрудники Санкт-Петербургской таможни покинули пост \"Южный\" на старейшем терминале города \"Совавто\". Терминал обеспечивал 50% растаможки автогрузов в городе, через который проходит большая часть потребительского импорта РФ. Новое место службы таможенников — расположенный в 200 метрах от \"Совавто\" новый терминал \"Руслан\", управляемый ФГУП РОСТЭК. Обслуживать импортеров на пике предновогоднего импорта госструктура не торопится. В сочетании со снегопадом происходящее, как и в марте 2010 года, обеспечило транспортные проблемы всему югу Санкт-Петербурга.

В преддверии предновогоднего увеличения грузопотока ФТС фактически парализовала оформление автогрузов Санкт-Петербургской таможней. 1 декабря глава ФТС Андрей Бельянинов распорядился перенести таможенный пост \"Южный\" Санкт-Петербургской таможни с терминала \"Совавто\" в Шушарах на расположенный по соседству терминал \"Руслан\". Простое перемещение поста на 200 метров привело к поразительным результатам. Во-первых, вчера таможенное оформление на \"Руслане\" еще не началось — переезд сотрудников займет несколько дней. Во-вторых, менеджеров \"Совавто\" о приказе уведомили постфактум — терминал в последние месяцы обслуживает до 50% потока большегрузов, растаможивающихся на Северо-Западе, причем регион является транзитным для большей части потребительского импорта в РФ. В-третьих, сейчас терминал \"Руслан\", оператором которого является ЗАО \"РОСТЭК-Северо-Запад\", в несколько раз меньше, чем у \"Совавто\". 

В итоге 1 декабря вся южная часть Санкт-Петербурга превратилась в одну большую автомобильную пробку, которая рассосалась лишь к вечеру — днем же местным маршрутным такси пришлось менять маршруты, избегая наглухо вставшее Московское шоссе. Ситуация с точностью повторяет транспортные проблемы марта—апреля 2010 года, когда ФТС закрыла два других крупных поста Санкт-Петербургской таможни, \"Выборгский\" и \"Пискаревский\": потоки с этих постов частично и принял на себя \"Совавто\". 

Приказ N 2264 \"Об определении местонахождения Южного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни\" Андрей Бельянинов подписал 29 ноября, однако на самом посту о нем узнали лишь во вторник вечером — из письма начальника Санкт-Петербургской таможни Сергея Березина. А вчера утром Санкт-Петербургская таможня отключила компьютеры \"Южного\" от спецсвязи, сотрудники получили приказ перебазироваться на соседний терминал \"Руслан\", где неделю назад открылся терминал, арендованный ЗАО \"РОСТЭК-Северо-Запад\". \"Нас поставили перед фактом,— говорит заместитель гендиректора \"Совавто\" Дмитрий Кадомский.— В результате бизнес встал. На момент появления приказа у меня на площадку заехало порядка 400 машин. Еще сотни сейчас вынуждены в срочном порядке менять маршруты. Мне звонят, спрашивают, куда перенаправлять: на нашей площадке работало 117 брокеров из 140 в регионе\". 

Участники внешнеэкономической деятельности со ссылкой на рядовых инспекторов говорят, что в \"Руслане\" пост заработает в полную силу в лучшем случае через неделю. За это время очередь на въезд может вырасти в разы: площадка \"Совавто\" рассчитана на 800 грузовиков против около 100 у \"Руслана\" и занимает около 25 га против 3 га у конкурента, управляемого \"дочкой\" ФГУП РОСТЭК, контролируемого ФТС России. 

Такая ситуация в 2011 году будет уже невозможна. Именно вчера президент Дмитрий Медведев подписал давно ожидаемый бизнесом закон \"О таможенном регулировании в РФ\" — пункт 2 статьи 10 этого закона устанавливает: \"Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном правительством РФ\". 

Норма фактически поднимает полномочия по ликвидации постов с уровня ФТС на уровень правительства РФ. Как пояснили \"Ъ\" в Минэкономики, которое выступило автором новации, она должна уберечь бизнес от подобных внезапных решений ФТС и следующих за этим логистических проблем. Предполагается, что после вступления закона в силу ФТС придется не только согласовывать свои планы реорганизации таможен и постов с другими ведомствами, но и обосновывать их необходимость. Подписанный президентом закон вступит в силу только спустя месяц после его официального опубликования — ориентировочно в начале января. Возможно, именно это обстоятельство и подтолкнуло ФТС к решительным действиям. 

По данным таможенной статистики, в последние полгода \"Южный\" оформлял более 50% всех грузов, растаможиваемых Санкт-Петербургской таможней. Высокопоставленный источник \"Ъ\" в СЗТУ утверждает: на \"Совавто\" летом специально были переведены потоки с постов \"Пискаревский\" и \"Выборгский\". 

На расширении зоны таможенного контроля в Шушарах настаивало руководство Северо-западного таможенного управления и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. По словам собеседника \"Ъ\" в СЗТУ, ситуацию с переносом поста \"Южный\" на другой терминал усугубляет время, выбранное руководством ФТС для переноса: \"Декабрь, особенно с 5 по 25 декабря, у нас традиционно самое горячее время, когда объемы грузопотока возрастает в два и более раза\". 

Импортеры же, переживающие второй таможенный кризис, в ярости. \"Нынешним приказом ФТС поставила нас в катастрофические условия\",— говорит Наталья Юдина, таможенный представитель финской компании Ruuka (кровельные материалы). Как она заявила \"Ъ\", \"учредители ряда наших западных партнеров начали считать Россию зоной риска и всерьез рассматривают варианты ухода с российского рынка\". По словам другого бизнесмена, владельца поставщика электрооборудования, его убытки не сводятся к простою транспортных средств и срыву сроков контрактов. \"РОСТЭК оценивает свои услуги дороже других участников рынка. Все издержки бизнес будет вынужден перекладывать на потребителя\",— говорит собеседник \"Ъ\". 

Начальник пресс-службы СЗТУ Николай Врагов на просьбу \"Ъ\" сообщить основания переноса таможенного поста ответил следующее: \"Это право таможенного органа решать, где проводить таможенное оформление. Тем более что для участников ВЭД ничего не изменилось — лишние 200 метров проехать\". Попросивший не называть его владелец крупного таможенного перевозчика заявил \"Ъ\": \"То, что происходит в Санкт-Петербурге,— передел рынка под \"РОСТЭК Северо-Запад\". ЗАО с недавних пор возглавляет хороший знакомый начальника СЗТУ Назипа Галикеева Артур Шайнуров, также уроженец Башкирии. Они (\"РОСТЭК Северо-Запад\".— \"Ъ\") уже контролируют три основных поста Санкт-Петербургской таможни, Южный, Гатчинский и Янинский. Всех, кто не с ними, ФТС \"кошмарит\" проверками. Нового тут нет, то же самое происходит и в Московской области, там из 18 новых постов 12 под РОСТЭКом\". 

Комментарии РОСТЭКа и его дочерних структур по ситуации с постом \"Южный\" вчера получить не удалось. Активность ФГУПа и его \"дочек\" таможенные брокеры объясняют в том числе возможностью его скорой приватизации, якобы требующей предпродажной \"накачки активами\". В правительстве РФ возможность приватизации группы не комментируют. Сама же группа на своем сайте объявляет: \"РОСТЭК готов выступить в качестве основного исполнителя государственной программы развития таможенных органов России, реализуемой ФТС\". 


02 Декабря 2010, 08:55 Коммерсантъ Андрей Цыганов, Вадим Вислогузов, Дмитрий Бутрин

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1196

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Грузовладельцы Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании