Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Расчет по цепочке

Расчет по цепочке
10 Декабря 2010, 09:41 Коммерсантъ Дарья Николаева 

В результате вступления в силу закона \"Об обращении ЛС\" в стране сокращается общее число дистрибуторов, зато крупнейшие отечественные оптовые компании усилили свое влияние на фармацевтическом рынке.

Потери рентабельности

Дистрибуторы первыми в фармацевтической отрасли встретили кризис: по сути, кредитуя рынок, они первыми столкнулись с девальвацией рубля. Позже они ускоренными темпами избавлялись от складских запасов, что привело к некоторому дефициту лекарств в 2009 году. Сейчас оптовый рынок фармдистрибуции развивается под влиянием двух факторов.


Первый — это платежеспособный спрос, как со стороны населения, так и гарантированный спрос со стороны бюджетного сектора, посредством госпрограмм закупки лекарств для льготников. В последние годы наблюдается значительный рост госфинансирования, что положительно сказалось на бизнесе оптовиков: если в 2008 году на льготные закупки было выделено чуть более 60 млрд рублей, то в 2009-м — 77 млрд рублей, а в 2010-м планируется потратить уже 88 млрд рублей.

Пожалуй, в 2010 году наиболее значимым оказался второй фактор — регуляторный. Его действие фармдистрибуторы особенно остро ощутили с 1 апреля, когда государство поприжало не только фармпроизводителей, введя госрегулирование на жизненно необходимые и важнейшие препараты (ЖНВЛП), что, по оценкам Минздрава, составляет порядка 40% фармрынка, но и дистрибуторов, введя на эти препараты фиксированные торговые наценки.

\"С начала регулирования цен и наценок дистрибуторы потеряли 1 млрд рублей\",— подсчитал гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Оптовики отмечали снижение рентабельности из-за того, что утвержденные цены на препараты из списка ЖНВЛП оказались ниже ожидавшихся и производители решили пересмотреть контракты с дистрибуторами. В целом же ожидания оптовиков подтвердились, появился большой объем работы с переоценкой, снизился размер оптовой надбавки, а средняя рентабельность составила около 3%.

Добавил трудностей фармдистрибуторам вступивший в силу в сентябре закон \"Об обороте лекарственных средств\", который ввел новые правила упаковки. Эти, по сути, технические изменения также повлекли за собой некоторые негативные последствия для оптовиков: многие увеличивали запасы, чтобы подстраховаться от перебоев с поставками лекарств — такое масштабное \"складирование\" также потянуло вниз показатели рентабельности дистрибуторов.

Инициативы регуляторных органов могут иметь негативные последствия для покупателя лекарств. Дистрибуторам становится все менее выгодно торговать дешевыми лекарствами, поэтому вымывание дешевого ассортимента неизбежно. Если в 2002 году препараты стоимостью более 300 руб. занимали 14% рынка, то в 2009 году — 34%.

Впрочем, есть и противоположное мнение. \"Аптекам выгодно работать с дистрибуторами, представляющими широкий ассортимент, в том числе и дешевые лекарства, так что вымывания дешевых препаратов ждать не стоит\",— успокаивает Сергей Шуляк.

Новый закон \"Об обращении ЛС\", призванный сократить армию дистрибуторов, хотя и незначительно, но все же повлиял на их количество. По данным \"Фармэксперта\", по итогам первого полугодия 2010 года доля прямых продаж в первой десятке дистрибуторов увеличилась, а это свидетельство сокращения доли поставок через вторичных дистрибуторов. \"Усилия государства оказались успешными: цепочка поставки лекарственных средств начала выпрямляться\",— отмечает аналитик \"Фармэксперта\" Елена Малинина.

Типология маржи
По разным оценкам, на территории РФ работает от 1 тыс. до 2,5 тыс. оптовых фармкомпаний. По данным Росздравнадзора на 30 сентября 2010 года, лицензиатов оптовой торговли лексредствами насчитывается 1105, при этом \"действующих объектов\" на территории РФ, по данным той же федеральной службы,— 2504. Объективно оценить численность дистрибуторов лекарственных средств не представляется возможным, поскольку оптовики часто для каждого склада имеют отдельную лицензию на осуществление оптовой торговли лекарствами, а кроме того, дистрибуторами также считаются юридические лица иностранных фармкомпаний, через которые они импортируют товары. По оценке DSM Group, реально на территории России работает не больше 500 \"классических\" дистрибуторов.

Всех дистрибуторов можно разделить на два типа: крупнейшие национальные, которые имеют большие кумулятивные скидки от производителей и осуществляют, по оценке DSM Group, 95% лекарственного обеспечения страны, и все остальные. Среди остальных есть подтипы: региональные, специализированные, нишевые.

Есть и \"карманные\": они создаются исключительно для участия в региональных тендерах и аукционах, зачастую аффилированы с местными властями и логистикой не занимаются.

В отличие от них, специализированные дистрибуторы ориентируются на особый ассортимент — инсулин, онкологические препараты, антибиотики. Численность региональных дистрибуторов, не выдерживающих конкуренции с крупными оптовиками, последние пять лет сокращается.

Но именно национальные фармдистрибуторы занимают наибольшую долю рынка. Так, по подсчетам ИК RMG, пять крупнейших российских дистрибуторов — \"СИА Интернейшнл\", \"Протек\", \"Катрен\", РОСТА, Alliance Healthcare — контролируют 80% рынка и доля их неуклонно растет. Половина рынка фактически разделена между \"Протеком\" и СИА: на их долю приходится по 22%.

Крупные дистрибуторы сегодня уже не только торгуют, но и производят, и развивают аптечный бизнес. У них есть собственные логистические центры, региональные филиалы, парки автотранспорта, складские помещения, информационные технологии. Аптечные сети есть практически у всех крупных оптовиков. Например, \"Протек\" владеет аптечной сетью \"Ригла\", а \"СИА Интернейшнл\" — пакетом аптечной сети \"36,6\". \"Протек\" в этом году открыл 25 аптек, а также приобрел две аптечные сети — \"Биофарм\" и \"Панацея\". Крупные иностранные фармкомпании предпочитают иметь дело с крупными оптовиками, которых они считают более надежными и прозрачными партнерами.

Кризис заставил оптовиков начать серьезную работу по повышению собственной эффективности, модернизации логистической системы. \"Наши действия направлены прежде всего на снижение операционных затрат, повышение эффективности ассортимента, снижение операционных рисков. К примеру, снижение операционных затрат происходит за счет автоматизации некоторых складов, что ведет к повышению производительности труда\",— отмечает гендиректор ЦВ \"Протек\" Алексей Молчанов.

По оценкам аналитиков, в среднем снижение маржи дистрибуторов составило 5-6%. Кризис не повлиял на расстановку сил на рынке дистрибуции, места в рейтингах аналитических агентств остались практически неизменными.

Логистика сотрудничества

Заглядывая в будущее, аналитики сомневаются в том, что широко обсуждаемая тема перехода фармацевтических дистрибуторов в разряд логистических операторов реализуема в ближайшей перспективе. Хотя отмечают, что в последние пять лет наблюдается значительное снижение доли ввоза импортной продукции с участием дистрибуторов, а кроме того, сокращается количество фармпроизводителей, осуществляющих ввоз товара через дистрибутора.


Чтобы фармпроизводители перешли на прямую работу с аптечными сетями, необходима большая концентрированность аптечных сетей. Хотя и сейчас фармпроизводители сотрудничают с аптечными сетями, но \"по некоторым отдельным проектам\". \"Объем этого сотрудничества пока составляет небольшую часть в структуре общих продаж\",— отмечает представитель Pfizer в России Ирина Гущина.

К тому же и так львиная доля аптечных сетей принадлежит дистрибуторам. Поэтому \"уже сейчас происходит выделение логистических (предоптовых) подразделений у дистрибуторов\",— отмечает Елена Малинина. Впрочем, на рынке дистрибуции появились игроки нового типа — специализированные логистические операторы с новыми инфраструктурными возможностями, которые позволяют решать задачи фармлогистики в комплексе, например компания \"Фармат\", но таких пока мало.

Впрочем, эксперты единодушны в том, что, во-первых, дистрибуция как отдельный сегмент фармрынка демонстрирует высокую степень консолидации, а во-вторых, новых игроков ждать не стоит.

10 Декабря 2010, 09:41 Коммерсантъ Дарья Николаева

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 674

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

10 признаков ММЛФ-2024 – бизнес-форум для логистов уходят с сети Быстро заводим нового 3PL-клиента в WMS