Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Парадоксы мотивации сотрудников. Часть 2.Сергеева Ольга Борисовна

Парадоксы мотивации сотрудников. Часть 2. Сергеева Ольга Борисовна

Продолжаем знакомиться с приемами мотивации сотрудников. Как раскрыть потенциал того или иного работника, чтобы он приносил компании максимальную пользу?

Окончание. Начало читайте здесь .

http://www.lobanov-logist.ru/index.php?newsid=6425
Внутренняя мотивация персонала более надежна.


alt Человек ценит только то, что создает сам. Например, если он решает задачу на пределе своих возможностей. В этом случае он вырастает, и это становится ценностью. Возникает противоречие между сильной корпоративной культурой и способностью к росту.Известно, что корпоративная культура является одним из мотивирующих факторов. Однако вместе с ее усилением происходит ослабление способности организации к восприятию изменений из внешней среды и к развитию. Корпоративная культура становится панцирем, железным занавесом между организацией и изменениями, которые всегда приходят извне, из контакта с внешней средой. В этом случае в организации начинается стагнация.Ближайшая метафора – характер человека. Формируясь, в детском возрасте, он защищает ребенка от разрушительного влияния внешней среды, помогает ему приспособиться и выжить. Но во взрослом состоянии характер становится источником ригидности для человека, лишает его гибкости, необходимой для развития. Так и созревшая корпоротивная культура отторгает все, что не соответствует устоявшейся системе ценностей, представлений и традиций организации.

Сюда же относится противоречие между поддержанием оптимального психологического климата, коллективной сплоченности и неприятием, избеганием конфликта.

При этом конфликт является необходимой фазой развития, ибо конфликт между старым и новым неизбежен.

На уровне личности мы видим противоречие между корпоративной лояльностью работника и здоровой эгоистической агрессией.

Достижения невозможны без наличия у человека здоровой агрессивности. Если у человека не развито ощущение собственной выгоды, он не способен ничего достичь, ни для себя, ни для организации. Чтобы управлять мотивацией сотдрудника, приходится поддерживать в гармоничном балансе чувство корпоративного сотрудничества и чувство соревновательного эгоизма одновременно.

Противоречие между респектабельностью и психической устойчивостью и способностью к риску.

Способность к риску есть психологическая черта, необходимая для достижений.

Противоречие между ценностью комфорта и необходимостью дискомфорта для развития.

Комфорт ведет к застою в организации. Мотивация работника - подъем энергии, который возникает только в ответ на неудовлетворенную потребность. Там, где нет напряжения, неудовлетворенности, дискомфорта, нет деятельности, нет активности. Конструктивный дискомфорт – это умение ставить задачи выше проявленных способностей работника, поднимать планку.

На организационном уровне есть противоречие между формальными требованиями к работнику, закрепленными в Должностных Инструкциях, и требованиями к нему же быть инициативным, предприимчивым и действовать по ситуации, т.е. неформально.

Реально менеджер постоянно действует в условиях неопределенности. Заметно противоречие между количественными требованиями, которые всегда даны, и качественными, которые никакая организация прописать не может и которые остаются на полной ответственности самого менеджера. Мы всегда можем сказать работнику, что сделать, но не можем сказать, как это сделать.

Противоречие между профессионализмом и дженерализмом.

Менеджер – это самая эклектичная профессия, которая включает в себя все больше плохо формализуемых навыков и умений. Набирает обороты транспрофессиональная и трансдолжностная ориентация менеджеров.

Противоречие между выращиванием менеджеров в организации и ростом рисков их потерять.

Это противоречие разрешается через партнерские отношения. Когда человек вырос в нашей организации, его можно удержать только на партнерских основаниях. Но здесь есть следующее противоречие : между партнерством как стилем взаимоотношений и национальным русским стилем взаимоотношений. Партнерство – это западная традиция, не имеющая у нас корней. Партнерство предполагает сотрудничество на договорных условиях, т.е. осторожное с обеих сторон. У нас не принято обсуждать условия. Принято или любить безо всяких условий, т.е. эмоционально сливаться, или расходиться. Партнерство предполагает заключение контракта. Контракт охраняет границы обеих сторон, их автономность друг от друга. Обговариваются взаимные риски и взаимные платы. В русской культуре границы личности не воспринимаются. Поэтому у нас не приживается контрактинг, а вместе с ним – и партнерские отношения.

Противоречие между патерналиским, отечески-опекающим отношением к сотруднику и действиями, способствующими его росту.

У нас умеют любить работника, но не умеют его развивать, помогать, не подменяя. Вырасти человек может только сам, его невозможно в этом заменить. Он сам должен рисковать, преодолевать препятствия, находить мужество идти к своей цели.Противоречие между взрослым биологическим возрастом работника и его ролью ребенка в организации. Работник в организации фактически является ребенком. Его приходится наказывать, подбадривать, активизировать, провоцировать, чтобы он двигался вперед, утешать, когда у него что-то не получается. Воспитание сотрудника в организации, как и воспитание ребенка, подчиняется определенным закономерностям. Рост сотрудника проходит через определенные стадии, на каждой из которых необходимо точно дозировать трудность задачи и внимание к нему как поощрение со стороны руководителя.

Противоречие между целевой системой мотивации и аморфностью сознания русского работника.

alt Мотив возникает, когда есть цель, объект, к которому субъект стремится. Русский работник не имеет четких целей, и желаний. Ему трудно определиться, чего он хочет достичь. Противоречие между национальной ценностью бедности и деньгами как мотиватором. Православие трактует богатство как грех, и это глубоко укоренено в национальном бессознательном, что показывает любой анализ – отрицательное отношение к деньгам. Отсюда популярность тренигов про деньги. В отличие от протестантской этики (США), которая трактует личный успех и богатство как свидетельство расположенности бога к человеку. Разочарование западного менеджмента, который считал, что люди будут много работать, чтобы много зарабатывать. У нас в среде низового персонала востребована потребность не в деньгах, а в уважении, признании, благодарности со стороны статусных руководителей. Актуально возвращение к моральной мотивации.

Противоречие между традиционным русским патернализмом и мотивационным менеджментом, создаваемым по западному образцу с его ценностями индивидуализма, личного успеха, карьерного роста.

Русская система управления построена на отношениях патернализма, отношение к работнику как к ребенку. Государство, организация, руководитель – как символическая мать, которая обязана помогать, кормить, защищать.

Противоречие между взрослой, сознательной частью психики работника – и детской, бессознательной частью.

Необходимо воздействовать не только открыто, обращаясь к сознательной части, взрослой, но и манипулятивно, чтобы преодолеть сопротивление детской части. Руководитель перед нравственной дилеммой защиты работника как ребенка – комплексы, стереотипы, неверие в себя, страх взять ответственность и т.п.

Противоречие между потенциалом человека – и сопротивлением реализовать потенциал.

Сопротивление связано со страхом перед ростом, с риском выйти в новое неизведанное пространство. Руководитель выступает здесь как психотерапевт, помогая преодолеть страх, обходя или ломая сопротивление, давая поддержку, разъясняя, поднимая планку и т.п.

http://www.topcareer.ru/db/tc/072D897CAA90D912C32578690020D3CF/sem_material.html

По материалам ubo.ru .

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1369

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

  • Генеральные партнёры

    Сайт "KlubOK.net - материалы об управлении и маркетинге" входит в 10 самых посещаемых и известных русскоязычных сайтов по теме "Менеджмент и консалтинг"

В режиме "одного окна" Внимание: на вас собирают рекомендации! Для корректировки таможенной стоимости используется самая низкая стоимость сделки За что платить топам? Как импортировать продовольственные товары Ключевые показатели эффективности (KPI) в розничной торговле Логистический неформат (часть 2) Настройка «Мосмарта» Обоснованность применения математических методов эффективное управление запасами