Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Алексей Сердюк: Эффективная система управления закупками для малого и среднего бизнеса

Алексей Сердюк: Эффективная система управления закупками для малого и среднего бизнеса


05.05.2011

Откаты сегодня пронизывают все сферы жизни нашего общества, а само слово стало одним из специализированных терминов, наряду с брендингом или факторингом. Это происходит и на уровне госзакупок, и в частном секторе: как только бизнес вырастает настолько, что собственник вынужден делегировать закупки своему сотруднику, возникает опасность нанесения бизнесу ущерба. Почему?

Алексей Сердюк


 По данным аналитического центра «Национальный рейтинг прозрачности закупок», совокупные потери госсектора от закупок по завышенным ценам составили в 2009 году порядка 280 млрд. руб. Как показали результаты исследования, наиболее высокий уровень завышения отмечен в сегменте федеральных госзакупок – 10%. У региональных заказчиков этот уровень завышения равен 4,5%, у муниципальных – 7,2%.[1]

По данным контрольного управления президента, при консолидированном госзаказе в 5 трлн. руб. около 1 трлн. руб. воруется или тратится неэффективно.[2] Не прекращаются дебаты о пригодности действующей системы госзакупок и способах ее реформирования.

Немало воруется и тратится не эффективно и в частном секторе экономики. Как только бизнес вырастает настолько, что собственник вынужден делегировать закупки своему сотруднику, возникает опасность нанесения бизнесу ущерба. Откаты сегодня пронизывают все сферы жизни нашего общества, а само слово стало одним из специализированных терминов, наряду с «брендингом» или «факторингом». При проведении серьезных «антиоткатных» мероприятий в коммерческих предприятиях средние цены снижаются на 7%.[3]

Корни проблемы

Попробуем понять, почему компании несут потери из-за своих закупщиков? Для этого нарисуем дерево текущей реальности.[4], в которой попытаемся отыскать ключевую проблему.


Компании несут потери, когда необходимые ресурсы закупаются на невыгодных условиях.

Для этого достаточно возникновения одной из двух причин:

1. умышленных действий лица, осуществляющего закупки, в интересах поставщика и в ущерб своему работодателю
2. либо преступного бездействия, когда поиск более выгодной альтернативы не осуществляется.

Если
Закупщику некогда или лень осуществлять поиск альтернатив при осуществлении закупок
И он может скрыть свое некорректное поведение


То поиск более выгодной альтернативы не осуществляется.

Если, при этом, более выгодная альтернатива существует, то необходимые ресурсы закупаются на невыгодных для компании условиях. 

Если
Принятие решения о закупке зависит только от закупщика
И он может скрыть свое некорректное поведение


То закупщик имеет возможность закупить ресурс на невыгодных условиях.

Если 
Поставщик предлагает закупщику «откат»
А закупщик не входит в 5% людей, которые ни при каких условиях не поддаются коррупции,


То закупщик, вероятно, примет откат.

А если 
Закупщик имеет возможность закупить ресурс на невыгодных условиях
И он принял откат,


То он обеспечивает выгоды поставщика в ущерб интересов своей компании, закупая ресурсы по невыгодным ценам.

Мы можем повлиять только на две причины: 

1. принятие решение о закупке зависит только от закупщика
2. он может скрыть свое некорректное поведение.

Причем, для того, чтобы исключить закупку на невыгодных условиях, нам достаточно ликвидировать только вторую причину.

Исправляем ситуацию

Мы установили, что для того, чтобы не закупать ресурсы по завышенным ценам, мы должны иметь возможность проверять обоснованность действий закупщика ресурсов.

Для этого мы введем в процесс закупок следующий алгоритм.


Если
мы имеем несколько альтернативных поставщиков,
и система уведомит их о нашей потребности,


то те из них, которые хотят заключить с нами договор, будут участвовать в торгах.

Если
мы проводим торги, в которых участвует несколько альтернативных поставщиков,
если система проводит обязательное оповещение некоторых должностных лиц нашей компании о предложениях альтернативных поставщиков и проекте решения закупщика
и если этим должностным лицам дано право наложить вето на проект решения закупщика, утвердить его, либо ознакомиться с ним и воздержаться от утверждения,


то решение о выборе поставщика будет объективным и наиболее выгодным.

Организовав таким образом процесс снабжения, мы ликвидируем два основных фактора, создающих благоприятную почву для неэффективных закупок:

1. принятие решение о закупке больше не зависит только от закупщика

2. он не может скрыть свое некорректное поведение в силу публичности информационной системы и наличию автоматических рассылок поставщикам и сотрудникам Компании.

Мы рассчитываем, что правильно организованный процесс снабжения при небольших затратах времени сотрудников, имеющих право знакомиться с действиями закупщика, одобрять или запрещать их, позволит сэкономить значительные средства при закупке ресурсов.

Приглашаем всех читателей к дискуссии, насколько, по вашему мнению, предложенный бизнес-процесс может решить проблему неэффективных закупок в коммерческих структурах?

[1] Климов Г. Времена Госплана вернутся неизбежно [Электронный ресурс] //Умное производство. URL: http://www.umpro.ru/index.php?page_id=7
[2] Товкайло М. Засекреченные триллионы [Электронный ресурс] // Ведомости. 2008. № 34 (от 28.02.11) URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/255697/zasekrechennye_trilliony
[3]Павлов Э. «Откаты»: взгляд со всех сторон [Электронный ресурс] // Умное производство. 2010. № 12. URL: http://www.umpro.ru/index.php?page_id=17&art_id_1=184&group_id_4=7
[4] Один из методов «теории ограничений Голдратта». См. Детмер У. Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 448 с. 


http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1487161/


дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1436

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

erp tms wms мотивация оптимизация склада Партнёры компании Лобанов-логист склад складские проекты статьи учёт