Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

RFID в практике фэшн-ритейла

RFID в практике фэшн-ритейла


В ГК «Мелон Фэшн Групп», оперирующей несколькими розничными сетями модной одежды и аксессуаров, было осуществлено уникальное не только по российским, но и по общемировым меркам внедрение. Компании одной из первых на отечественном рынке удалось создать успешно работающую RFID-систему. При этом обеспечивается практически 100-процентное считывание информации о товаре, что до сих пор считалось невозможным.

Wal-Mart впереди планеты всей

Впервые в мире технологию радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification — RFID) стала применять в бизнесе для управления цепочкой поставок товаров FMCG в 1997 году компания Procter&Gamble. Ее примеру последовали другие крупнейшие производители: Coca-Cola, PepsiCo, Johnson&Johnson, Unilever. Технология была внедрена при продаже бритв Gillette, шин Michelin, телефонов Nokia и при обороте банкнот Европейского Центробанка.

Но самым крупным в данной отрасли стал проект американской торговой сети Wal Mart, которая с начала 2005 года обязала всех своих поставщиков перейти со штрихкодов на радиочастотные метки. С тех пор на этот проект было потрачено несколько миллиардов долларов: каждый из поставщиков Wal Mart инвестировал в развитие RFID-технологии в среднем по полмиллиона. Хотя проект до сих пор не закончен, ныне он обеспечивает львиную долю мировых продаж радиочастотных меток и чипов. Второй наиболее заметный в рознице пример — внедрение радиочастотных технологий в немецкой розничной группе Metro (в универмагах Kaufhof). Последовали подобные проекты и в компаниях из fashion-ретейла.

RFID-система вместо команды сканировщиков

Основной целью интеграции RFID-технологий в российской «Мелон Фэшн Групп», как и в западных компаниях, стало снижение трудозатрат и потерь при инвентаризации поступающей продукции (в данном случае — преимущественно одежды). По состоянию на май 2011 года с помощью внедренной системы в компании ежемесячно пересчитывалось несколько миллионов единиц товара. Иначе говоря, ежедневно в базу данных вносят тысячи единиц одежды. Обычно при таком количестве позиций необходимо иметь большую группу сотрудников, вооруженных сканерами штрихкодов. Понятно, что при этом в силу человеческого фактора неизбежно большое количество ошибок. Благодаря же RFID-системе количество сотрудников, занимающихся приемкой товаров, удалось снизить до шести человек, а возможность ошибок — практически полностью ликвидировать.

Внедрению инновационного решения предшествовал бурный рост группы, когда в течение нескольких лет одну за другой приобретали различные торговые сети: Zarina, Taxi и др. (см. справку). Нагрузки на имевшийся в распоряжении компании склад постоянно росли, тогда как сам склад оставался прежним. На каком-то этапе развития стало ясно, что работать так больше невозможно: ежедневно на склад приходили по три контейнера с товаром, а сотрудники даже не имели возможности этот товар оприходовать.

 ОАО «Мелон Фэшн Групп» образовано в 2005 году на базе петербургской швейной фабрики «Первомайская заря» при участии корпорации Kurt Kellerman (Дания) и инвестиционного фонда Swedfund International (Швеция). В конце 2008 года группа приобрела у тогдашнего совладельца компании «Вимм-Билль-Данн» Сергея Пластинина сеть магазинов одежды для молодых девушек Taxi, которая в 2009 году была трансформирована в компанию Love Republic. Весной 2010 года Melon Fashion Group приобрела права на розничную сеть Colours&Beauty, торгующую женскими аксессуарами и косметикой. Она также подверглась ребрендингу и теперь носит название Co&Beauty. Другие розничные бренды «Мелон Фэшн Групп» — Zarina, Befree, Springfield, Women’s secret. На конец 2010 года группа насчитывала в общей сложности около 500 магазинов.

Технологическая сторона вопроса

В этой связи было решено ввести в практику компании RFID — систему маркировки товара (отмечаются не коробки с продукцией, а именно каждая единица товара). Сегодня приемкой продукции от поставщиков на складе занимаются два грузчика и один оператор. Товар проходит через так называемый RFID-туннель, который внешне представляет собой рамку, как в рентгеновском аппарате. В результате этой процедуры считываются все необходимые данные сотен позиций товара внутри коробки. При этом неважно, однородный товар в коробке или нет. Вся информация в онлайн-режиме сверяется с имеющейся базой данных на предмет возможных расхождений. При отсутствии накладок или после их устранения продукцию отправляют на адресное хранение. В процессе отгрузки товара со склада происходит его поштучная комплектация. Продукция так же прогоняется через RFID-туннель, автоматически формируется накладная, и товар уходит в розницу. При поступлении продукции в магазин происходит соответствующая проверка продукции.

RFID-метка представляет собой ярлык со встроенным программируемым чипом, который крепится на одежду, он содержит все необходимые данные о товаре. Метки, используемые в «Мелон Фэшн Групп», ставят на товар производители, которых обязала делать это сама розничная группа. То есть продукция поступает от поставщиков уже с наклеенными метками. Себестоимость одной метки зависит от заказываемого количества ярлыков и от компании-поставщика RFID-маркировки. В данном случае метки изготавливают на территории России, стоимость — в среднем 5 руб.

Печать ярлыков осуществляется на шести RFID-принтерах компании Toshiba. Они работают в реальном режиме времени: метки печатают сразу же при формировании заказа на товар. Принтеры может использовать как сама розничная сеть-заказчик, так и поставщик — их реальное местонахождение не играет принципиальной роли. На ярлыке печатается традиционная информация (артикул, название товара, цвет, поставщик и т. д.), и тут же происходит программирование метки, которое может осуществляться как с помощью самих принтеров, так и посредством радиоантенн. В результате каждая метка получает некий регистрационный номер. Чтобы получить данные о товаре, каждый сотрудник имеет свой пароль для входа в информационную систему, так как используются разные уровни доступа. На самой коробке с товаром ставят номер накладной: оператор вручную вбивает номер коробки. Точно так же на коробке могут быть напечатан штрихкод или приклеена собственная RFID-метка.

Помимо того что данный проект является одним из первых в России, он также уникален тем, что при его реализации удалось обеспечить практически 100%-ное считывание маркировки. По сведениям специалистов, среди 150 млн прошедших меток встретилась лишь одна бракованная. Основная трудность здесь заключается в том, что RFID-метки имеют два радиуса действия: они считываются в так называемом ближнем поле (несколько сантиметров) и в дальнем поле (около 5–6 м). RFID-принтеры могут считывать маркировку лишь в ближнем поле, поэтому для дальнего считывания пришлось использовать отдельный модуль с радиоантеннами. Перед этим специалисты «Мелон Фэшн Групп» в течение полугода вели собственные экспериментальные разработки. А затем еще столько же времени различные варианты подвергались тестированию в одной российской лаборатории, что, в конечном счете, и привело к созданию радиоантенны специально под нужды компании.

Дальнейшие перспективы

Изначально RFID-технология появилась еще в 1938 году в Великобритании, где она применялась для распознавания военных самолетов по принципу «свой — чужой». Таким образом, если подсчитать, данная технология существует уже более 70 лет. Но сегодня более прогрессивно ее дальнейшее развитие — технология распознавания в ближнем поле (Nearfield Communication Service — NFC), которая признана некоторыми американскими маркетологами «маркетинговым инструментом № 1 в 2011 году». Сейчас этот инструмент пытаются внедрять в свою практику такие мировые гранты, как Google, Apple и Facebook.

Технология предполагает использование потребителем специализированного NFC-телефона, в котором могут храниться все данные пользователя, включая его гастрономические предпочтения, возможные аллергенные реакции, наличие скидок в различных торговых сетях и т. д. Только компания Google планирует выпустить до конца 2011 года от 50 до 100 млн подобных телефонов, обеспечивающих постоянную обратную связь с клиентом в режиме реального времени.

Использование технологии может выглядеть так. Покупатель приходит в магазин с NFC-телефоном, подносит его к товару с NFC-меткой и получает все данные о нем, включая возможные рекомендации относительно применения конкретного продукта. Или потребитель, проходя мимо какого-либо ресторана, получает информацию о возможности получения скидки в нем в течение ближайшего получаса. Очень скоро предполагается интеграция подобных функций с социальными сетями, такими как Facebook. В России уже запущен проект, предусматривающий проезд с помощью NFC-телефона в аэроэкспрессе из Москвы в аэропорт Шереметьево. NFC-проект реализует Сбербанк и некоторые другие отечественные компании.

Стоит оговориться, что одним из препятствующих факторов, которые мешают распространению RFID- и NFC-технологий, является возможность проследить путь приобретенного товара и покупателя. А это является существенным ограничением прав человека. Еще в 2003 году розничная сеть по торговле одеждой Benetton была вынуждена свернуть свою RFID-программу под давлением групп защиты прав потребителей.

Поэтому в европейских странах не так давно было принято соглашение по оценке конфиденциальности и защиты данных в рамках приложений RFID, которое получило одобрение со стороны Европейского агентства информационной безопасности ENISA. Для обеспечения конфиденциальности частной жизни потребителей использование RFID-технологий было разделено на четыре различных уровня, к которым предъявляются разные требования (в частности, метка на товаре может срезаться или дистанционно отключаться). Вскоре данное соглашение должно обрести силу закона.

16 Июня 2011 Веритихин C.
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2388

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Х5 Group разработала новую систему управления складом на следующий день у нас не будет персонала!» «Если по соседству открылся Wildberries то караул