Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

RFID в практике фэшн-ритейла

RFID в практике фэшн-ритейла


В ГК «Мелон Фэшн Групп», оперирующей несколькими розничными сетями модной одежды и аксессуаров, было осуществлено уникальное не только по российским, но и по общемировым меркам внедрение. Компании одной из первых на отечественном рынке удалось создать успешно работающую RFID-систему. При этом обеспечивается практически 100-процентное считывание информации о товаре, что до сих пор считалось невозможным.

Wal-Mart впереди планеты всей

Впервые в мире технологию радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification — RFID) стала применять в бизнесе для управления цепочкой поставок товаров FMCG в 1997 году компания Procter&Gamble. Ее примеру последовали другие крупнейшие производители: Coca-Cola, PepsiCo, Johnson&Johnson, Unilever. Технология была внедрена при продаже бритв Gillette, шин Michelin, телефонов Nokia и при обороте банкнот Европейского Центробанка.

Но самым крупным в данной отрасли стал проект американской торговой сети Wal Mart, которая с начала 2005 года обязала всех своих поставщиков перейти со штрихкодов на радиочастотные метки. С тех пор на этот проект было потрачено несколько миллиардов долларов: каждый из поставщиков Wal Mart инвестировал в развитие RFID-технологии в среднем по полмиллиона. Хотя проект до сих пор не закончен, ныне он обеспечивает львиную долю мировых продаж радиочастотных меток и чипов. Второй наиболее заметный в рознице пример — внедрение радиочастотных технологий в немецкой розничной группе Metro (в универмагах Kaufhof). Последовали подобные проекты и в компаниях из fashion-ретейла.

RFID-система вместо команды сканировщиков

Основной целью интеграции RFID-технологий в российской «Мелон Фэшн Групп», как и в западных компаниях, стало снижение трудозатрат и потерь при инвентаризации поступающей продукции (в данном случае — преимущественно одежды). По состоянию на май 2011 года с помощью внедренной системы в компании ежемесячно пересчитывалось несколько миллионов единиц товара. Иначе говоря, ежедневно в базу данных вносят тысячи единиц одежды. Обычно при таком количестве позиций необходимо иметь большую группу сотрудников, вооруженных сканерами штрихкодов. Понятно, что при этом в силу человеческого фактора неизбежно большое количество ошибок. Благодаря же RFID-системе количество сотрудников, занимающихся приемкой товаров, удалось снизить до шести человек, а возможность ошибок — практически полностью ликвидировать.

Внедрению инновационного решения предшествовал бурный рост группы, когда в течение нескольких лет одну за другой приобретали различные торговые сети: Zarina, Taxi и др. (см. справку). Нагрузки на имевшийся в распоряжении компании склад постоянно росли, тогда как сам склад оставался прежним. На каком-то этапе развития стало ясно, что работать так больше невозможно: ежедневно на склад приходили по три контейнера с товаром, а сотрудники даже не имели возможности этот товар оприходовать.

 ОАО «Мелон Фэшн Групп» образовано в 2005 году на базе петербургской швейной фабрики «Первомайская заря» при участии корпорации Kurt Kellerman (Дания) и инвестиционного фонда Swedfund International (Швеция). В конце 2008 года группа приобрела у тогдашнего совладельца компании «Вимм-Билль-Данн» Сергея Пластинина сеть магазинов одежды для молодых девушек Taxi, которая в 2009 году была трансформирована в компанию Love Republic. Весной 2010 года Melon Fashion Group приобрела права на розничную сеть Colours&Beauty, торгующую женскими аксессуарами и косметикой. Она также подверглась ребрендингу и теперь носит название Co&Beauty. Другие розничные бренды «Мелон Фэшн Групп» — Zarina, Befree, Springfield, Women’s secret. На конец 2010 года группа насчитывала в общей сложности около 500 магазинов.

Технологическая сторона вопроса

В этой связи было решено ввести в практику компании RFID — систему маркировки товара (отмечаются не коробки с продукцией, а именно каждая единица товара). Сегодня приемкой продукции от поставщиков на складе занимаются два грузчика и один оператор. Товар проходит через так называемый RFID-туннель, который внешне представляет собой рамку, как в рентгеновском аппарате. В результате этой процедуры считываются все необходимые данные сотен позиций товара внутри коробки. При этом неважно, однородный товар в коробке или нет. Вся информация в онлайн-режиме сверяется с имеющейся базой данных на предмет возможных расхождений. При отсутствии накладок или после их устранения продукцию отправляют на адресное хранение. В процессе отгрузки товара со склада происходит его поштучная комплектация. Продукция так же прогоняется через RFID-туннель, автоматически формируется накладная, и товар уходит в розницу. При поступлении продукции в магазин происходит соответствующая проверка продукции.

RFID-метка представляет собой ярлык со встроенным программируемым чипом, который крепится на одежду, он содержит все необходимые данные о товаре. Метки, используемые в «Мелон Фэшн Групп», ставят на товар производители, которых обязала делать это сама розничная группа. То есть продукция поступает от поставщиков уже с наклеенными метками. Себестоимость одной метки зависит от заказываемого количества ярлыков и от компании-поставщика RFID-маркировки. В данном случае метки изготавливают на территории России, стоимость — в среднем 5 руб.

Печать ярлыков осуществляется на шести RFID-принтерах компании Toshiba. Они работают в реальном режиме времени: метки печатают сразу же при формировании заказа на товар. Принтеры может использовать как сама розничная сеть-заказчик, так и поставщик — их реальное местонахождение не играет принципиальной роли. На ярлыке печатается традиционная информация (артикул, название товара, цвет, поставщик и т. д.), и тут же происходит программирование метки, которое может осуществляться как с помощью самих принтеров, так и посредством радиоантенн. В результате каждая метка получает некий регистрационный номер. Чтобы получить данные о товаре, каждый сотрудник имеет свой пароль для входа в информационную систему, так как используются разные уровни доступа. На самой коробке с товаром ставят номер накладной: оператор вручную вбивает номер коробки. Точно так же на коробке могут быть напечатан штрихкод или приклеена собственная RFID-метка.

Помимо того что данный проект является одним из первых в России, он также уникален тем, что при его реализации удалось обеспечить практически 100%-ное считывание маркировки. По сведениям специалистов, среди 150 млн прошедших меток встретилась лишь одна бракованная. Основная трудность здесь заключается в том, что RFID-метки имеют два радиуса действия: они считываются в так называемом ближнем поле (несколько сантиметров) и в дальнем поле (около 5–6 м). RFID-принтеры могут считывать маркировку лишь в ближнем поле, поэтому для дальнего считывания пришлось использовать отдельный модуль с радиоантеннами. Перед этим специалисты «Мелон Фэшн Групп» в течение полугода вели собственные экспериментальные разработки. А затем еще столько же времени различные варианты подвергались тестированию в одной российской лаборатории, что, в конечном счете, и привело к созданию радиоантенны специально под нужды компании.

Дальнейшие перспективы

Изначально RFID-технология появилась еще в 1938 году в Великобритании, где она применялась для распознавания военных самолетов по принципу «свой — чужой». Таким образом, если подсчитать, данная технология существует уже более 70 лет. Но сегодня более прогрессивно ее дальнейшее развитие — технология распознавания в ближнем поле (Nearfield Communication Service — NFC), которая признана некоторыми американскими маркетологами «маркетинговым инструментом № 1 в 2011 году». Сейчас этот инструмент пытаются внедрять в свою практику такие мировые гранты, как Google, Apple и Facebook.

Технология предполагает использование потребителем специализированного NFC-телефона, в котором могут храниться все данные пользователя, включая его гастрономические предпочтения, возможные аллергенные реакции, наличие скидок в различных торговых сетях и т. д. Только компания Google планирует выпустить до конца 2011 года от 50 до 100 млн подобных телефонов, обеспечивающих постоянную обратную связь с клиентом в режиме реального времени.

Использование технологии может выглядеть так. Покупатель приходит в магазин с NFC-телефоном, подносит его к товару с NFC-меткой и получает все данные о нем, включая возможные рекомендации относительно применения конкретного продукта. Или потребитель, проходя мимо какого-либо ресторана, получает информацию о возможности получения скидки в нем в течение ближайшего получаса. Очень скоро предполагается интеграция подобных функций с социальными сетями, такими как Facebook. В России уже запущен проект, предусматривающий проезд с помощью NFC-телефона в аэроэкспрессе из Москвы в аэропорт Шереметьево. NFC-проект реализует Сбербанк и некоторые другие отечественные компании.

Стоит оговориться, что одним из препятствующих факторов, которые мешают распространению RFID- и NFC-технологий, является возможность проследить путь приобретенного товара и покупателя. А это является существенным ограничением прав человека. Еще в 2003 году розничная сеть по торговле одеждой Benetton была вынуждена свернуть свою RFID-программу под давлением групп защиты прав потребителей.

Поэтому в европейских странах не так давно было принято соглашение по оценке конфиденциальности и защиты данных в рамках приложений RFID, которое получило одобрение со стороны Европейского агентства информационной безопасности ENISA. Для обеспечения конфиденциальности частной жизни потребителей использование RFID-технологий было разделено на четыре различных уровня, к которым предъявляются разные требования (в частности, метка на товаре может срезаться или дистанционно отключаться). Вскоре данное соглашение должно обрести силу закона.

16 Июня 2011 Веритихин C.
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2226

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

IT-кейс: WMS-системы для складов Savage и Mr.Doors WMS на продовольственном складе: задачи и решения Компания LogistiX увеличила производительность складского комплекса московского ритейлера на 22% за счет IT решений логистика Логистический аудит склада дистрибьюторской компании Проект закона «О транзите» исключен из плана Минтранса Сахалин получит склады Складская «Метрика» Спекулятивный девелопмент не скоро вернется на складской рынок Три главных причины частой смены работы