Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

ТК «Впрок»: если факторинг, то закупочный

ТК «Впрок»: если факторинг, то закупочный


21 Июля 2011,  Retailer.RU  


Если бы не кризис, челнинская торговая компания «Впрок» вряд ли поставила бы эксперимент по использованию закупочного факторинга. Но, оказавшись отрезанной от банковского кредитования, сеть не видела иного выхода: плата за товарный кредит зашкаливала за 50% годовых.


Инструмент: закупочный факторинг.
Зачем: для снижения стоимости отсрочки платежа (по сравнению с товарным кредитом поставщика).
Цена вопроса: эффективная ставка достигала 25–35% годовых (при декларируемой в 1,75% в месяц).
Что из этого вышло: без подводных камней не обошлось, но инструмент в компании сочли удобным, хотя и дорогим.

ТК «Впрок»
Основана: в октябре 1999 г. в Набережных Челнах.
Количество магазинов: 26 в Набережных Челнах и 5 в Нижнекамске.
Формат: дрогери.
Ассортимент: более 9 тыс. SKU.
Общая торговая площадь: 5 000 кв. м.
Оборот в 2010 г.: финансовые показатели не разглашаются.


Альтернатива товарному кредиту

В декабре выручка магазинов ТК «Впрок» обычно увеличивается на 25–35%. И когда сезонный всплеск обеспечил лишь 10% роста— это было в конце 2008 г., директор компании Дмитрий Калачев подумал: «Ну вот, сейчас начнется!».

В первую очередь в компании готовились к падению продаж, но отрицательная динамика обошла бизнес стороной. Несмотря на стабильные финансовые показатели, как и многие представители малого и среднего бизнеса, сеть лишилась доступа к банковским кредитам: пересмотрев риски, кредитор потребовал предоставить залог в виде недвижимости (вместо товаров в обороте). Поскольку все торговые площади находились в аренде, заемщик не мог удовлетворить требование банка. Погасив перед ним всю задолженность (порядка 20 млн руб.), с весны 2009 г. компания осталась с единственным инструментом краткосрочного финансирования — товарным кредитом поставщика. Плата за пользование доходила до 50% годовых, что не устраивало ритейлера. Так возникла альтернатива — закупочный факторинг, при котором инициатором сделки выступает не поставщик, а покупатель.

Запуск проекта

«Мы и раньше участвовали в схеме классического факторингового финансирования поставщика, — рассказывает Дмитрий Калачев. — И когда фактор предложил нам новый продукт, мы сочли его интересным».

На классический факторинг приходилось менее 3% торгового оборота сети, с внедрением же новой схемы компания рассчитывала увеличить эту долю до 25% — в основном за счет включения в процесс крупнейших поставщиков.

«Привлекла беззалоговая форма финансирования, более низкая стоимость ресурсов по сравнению с товарным кредитом поставщика и простота документооборота: в отличие от классического факторинга, весь документооборот — электронный», — рассказывает Дмитрий Калачев о преимуществах инструмента.

На анализ кредитоспособности ТК «Впрок» — при закупочном факторинге генеральный договор заключается с дебитором — ушло около месяца: фактор запросил стандартный пакет документов — учредительные и бухгалтерскую отчетность, а также некоторые данные по поставщикам (в частности, по объемам поставок), расчеты с которыми переводились на закупочный факторинг.

На всех поставщиков был установлен револьверный лимит в размере 10 млн руб., ставка составила 1,75%, при условии оплаты через 30 дней. Первые расчеты с поставщиками были осуществлены в декабре 2009 г., благодаря факторинговому финансированию сеть увеличила объем сезонных закупок на 10–15%.

Позиция поставщиков

Предложение о переводе расчетов на новые рельсы компания направила десяти наиболее крупным поставщикам (с объемом поставок от 1 млн руб. в месяц). С половиной из них переговоры зашли в тупик. Казалось бы, поставщик заинтересован в продаже, а значит — и в предоставлении покупателю отсрочки платежа, но...

«Нам удалось перевести на закупочный факторинг трех поставщиков, — говорит Дмитрий Калачев. — Остальные отказались. Были даже такие случаи: мы рассказываем о преимуществе механизма — ведь поставщик сразу получает оплату, а он говорит: нет, давайте мы вам сами предоставим отсрочку платежа на месяц. Бесплатно. Только не вписывайте нас в эту схему».

Почему поставщики оказались тяжелы на подъем? Виноват в этом опыт, полученный в рамках работы по схемам классического факторинга, полагает Дмитрий Калачев. «Как выражаются сами поставщики, факторы „лезут к ним в душу“: требуют слишком много отчетности, диверсификации клиентской базы, — говорит он. — С банком ведь все по-другому: заключил договор — и забыл про кредитора, только осуществляй платежи вовремя... Конечно, это нравится не всем поставщикам. Несмотря на то что при закупочном факторинге общение между продавцом и фактором сведено к минимуму, имеем классическую ситуацию, когда, обжегшись на молоке, дуют на воду».

Пользовались недолго

Уже весной 2010 г. сеть решила отказаться от нового инструмента. «Заемные ресурсы никогда не составляли существенную долю в оборотном капитале компании, — подчеркивает Дмитрий Калачев. — Даже на пике кризиса ликвидности на рынках капитала мы могли жить без заемных средств, пользуясь товарными кредитами поставщиков. Просто на тот момент закупочный факторинг был выгоднее».

С улучшением же экономической ситуации и восстановлением финансовых рынков все вернусь на круги своя: поставщики вновь шли на отсрочку платежа, увеличивая ее сроки, и сокращали скидки при предоплате. Финансирование в рамках закупочного факторинга — фактически та же предоплата или оплата по факту — потеряло для них свою актуальность. Соответственно, оказался под вопросом и экономический смысл использования инструмента для дебитора. «Закупочный факторинг — удобный инструмент финансирования, но дорогой. Особенно по сравнению с банковским кредитом, — говорит Дмитрий Калачев. — Если ставка по нашему последнему кредиту составляла порядка 13% годовых, то при факторинге реальная стоимость ресурсов доходила до 25–35% годовых».

Подводные камни

Именно реальная стоимость денег — один из подводных камней факторинга. Взимаемая фактором комиссия состоит из двух частей: платы за факт поставки (плата за факторинговое обслуживание) и платы за пользование деньгами. «Мы не всегда могли понять, каким образом начислена та или иная комиссия, и на все эти разбирательства уходило немало времени, — признается Дмитрий Калачев. — Приходилось постоянно сверять, по каким накладным, в каком месяце и какая поставка осуществлена. При переходящих остатках — если, например, поставка была в середине месяца — часть ставки начислялась в одном месяце, часть — в следующем. Было достаточно сложно понять, за что мы платим, иногда возникало ощущение, что за одну и ту же поставку мы платим дважды». А с учетом того, что счет на оплату комиссии фактор выставляет поставщику, а тот — уже перевыставляет ритейлеру, «вся эта цепочка иногда заводила в тупик».

Коллегам, намеренным воспользоваться закупочным факторингом, Дмитрий Калачев рекомендует не забывать о том, что доход от факторинговых операций, в отличие от банковских процентов, подлежит обложению НДС. Для тех, кто находится на «упрощенке» или чья деятельность подпадает под ЕНВД, это сразу же приводит к удорожанию финансирования (факторы об этом не спешат распространяться).

«Добавьте к этому еще один нюанс: в розничном бизнесе часто открывается возможность погасить долг раньше, чем ты планировал, например при получении большей выручки, — говорит Дмитрий Калачев. — А плата за поставку уже внесена, и никто тебе ее не вернет. Таким образом, при досрочном погашении долга реальная стоимость кредитных ресурсов резко возрастает. Если при использовании овердрафта или кредитной линии ты спокойно погашаешь задолженность и платишь только за тот период, в течение которого реально пользовался ресурсами, то с факторингом это не пройдет».

В настоящий момент ТК «Впрок» не имеет долгов ни перед банками, ни перед факторами. В краткосрочной перспективе компания не намерена прибегать к внешнему финансированию. Сейчас на товарные кредиты (предоставляемые при бесплатной отсрочке платежа) приходится 20–25% товарного запаса компании, а 75–80% выкуплено за счет собственных средств. «У нас не столь агрессивная политика развития, — подчеркивает Дмитрий Калачев. — Для финансирования текущей деятельности достаточно собственных средств».

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 2197

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Бизнес в огне. Почему так часто горят склады Глеб Белавин: «Сейчас клиенты конкурируют за каждый квадратный метр складов» ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Скорость и прозрачность: как изменился рынок доставки в маркетплейсы