Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Внедрение ERP-системы – затраты или инвестиции?

Внедрение ERP-системы – затраты или инвестиции?


Блог Александра Низника, генерального директора CIBER Russia

 

Порядок освобождает мысль.

Сергей Павлович Королев, советский ученый

«Быстро. Качественно. Недорого». Так поставщики услуг часто характеризуют свою работу. Применять тот же ярлык, говоря о внедрении ERP-систем, вряд ли было бы уместно. Качественное внедрение системы ERP высокого класса – это трудоемкий процесс, который потребует значительных усилий и внимания, временных и финансовых затрат. Поэтому некоторыми российскими розничными компаниями идея внедрения ERP-системы воспринимается либо как непозволительная роскошь и откладывается до лучших времен, либо вообще отрицается в духе басни Крылова «Лисица и виноград».

Попробуем разобраться, почему одни компании успешно внедряют ERP-систему и убеждаются в эффективности такой инвестиции в развитие бизнеса, а другие – рассматривают внедрение только как статью расходов.

Инновация как корпоративная стратегия розничной сети

Внедрение ERP-системы – это своего рода инновация. Иными словами, компания внедряет новшество, которое обеспечит качественный рост эффективности ее бизнес-процессов. А как показывает практика, именно инновации позволяют компании не только удержать ведущие позиции, но и вырваться вперед и обогнать лидеров. «Инновация отличает лидера от догоняющего» – это высказывание принадлежит Стиву Джобсу, американскому инженеру, сооснователю компании Apple. Под его руководством Apple удалось столкнуть с пьедестала такого, казалось бы, неоспоримого лидера в области производства смартфонов, как Nokia. Если опустить разговоры о патентных спорах между двумя компаниями, то по сути, не так важно, кому принадлежит технология тачскринов, как важно то, что только Apple смогла в своем iPhone эту инновацию воплотить наилучшим образом, оставив всех конкурентов далеко позади. И потому по всему миру магазины Apple напоминают столпотворение паломников – они всегда полны посетителей, которые знакомятся с MacBook, пробуют работать с iPhone, iPod или iPad.

Ритейлеру, который также устанавливает принципиально иные стандарты в своем бизнесе, вполне резонно будет ожидать любви и приверженности покупателей, которые получают в магазинах товар высокого качества по выгодной цене, большой ассортимент, быстрое и вежливое обслуживание.

В настоящее время растет количество людей, для которых при покупке товара цена является не самым основным фактором. Замечали ли вы сами, что когда заходите в один магазин – там приятно находиться, а другой магазин хочется поскорее покинуть? Все это происходит на подсознательном уровне, и цена не играет решающей роли – она важна, но не является ключевым фактором. Поэтому те компании, которые создают своим покупателям наиболее комфортные условия для покупки, будут в итоге выигрывать борьбу за клиента. А понять, что необходимо покупателю, всегда помогает ERP-система.

Почему ERP-система – это инвестиция?

Затраты на проект внедрения ERP-системы руководству розничной компании стоит рассматривать как стратегические инвестиции. При качественной настройке ERP-системы и правильной работе с ней расходы на ее внедрение окупаются. Каким образом?

Во-первых,
за счет сокращения операционных потерь на поиск или ввод нужной информации, исключения дублирования данных разными отделами, уменьшения объема рутинной работы и количества ошибок. Важным является тот факт, что все сотрудники работают с одними и теми же данными: как бухгалтерия, так отдел закупок и логистика. Им не нужно выверять друг с другом, у кого данные более точные.
Это повышает качество работы сотрудников и дает им возможность решать больше вопросов за единицу времени.

Во-вторых, за счет высвобождения ресурсов для решения стратегических задач бизнеса. Поэтому я вынес слова Сергея Павловича Королева «Порядок освобождает мысль» в эпиграф. В этой фразе точно отражается идея ERP-систем: оперативный доступ к полной, достоверной и непротиворечивой информации помогает руководителям компаний быстро принимать взвешенные и обоснованные решения и моделировать свое будущее в контексте изменяющихся условий рынка.

Хочу проиллюстрировать эту мысль словами Олега Жеребцова, основателя сети гипермаркетов «Лента», для которой наша компания CIBER (тогда еще Novasoft) внедряла ERP-систему SAP for Retail. «Внедрение ERP-системы позволяет экономить время. И это одно из главных ее достоинств. Время, в отличие от других ресурсов, невосполнимо. И то, что появилась возможность получать необходимую для принятия решений информацию в режиме онлайн, позволяет нам оперативнее других игроков рынка реагировать на изменение ситуации в сфере ритейла» (Журнал Аэрофлот (ноябрь, 2006). Статья: «SAP – отраслевой стандарт в розничном бизнесе»). Действительно, с ERP-системой компания получает более ясную картину потребительского поведения. Это дает розничной сети широкие возможности в деле повышения лояльности клиентов, например, с помощью выбора ассортимента, который лучше отвечает потребностям покупателей, и, соответственно, приносит ритейлеру больший доход.

В-третьих, с ERP-системой эффективнее планируются закупки. Одним из показателей уровня сервиса в компании является отсутствие на полках магазинов просроченных товаров. С отлаженным в системе процессом закупок их количество резко снижается. Свести этот показатель к полному нулю практически невозможно, но на этот случай есть маркетинговые ходы, позволяющие минус обратить в плюс. Я помню, в сети real,- в Германии лет пятнадцать назад была акция: за каждый найденный в магазине просроченный продукт покупатель получал на кассе пять (тогда еще) марок. Так покупатели, даже если и находили просроченный товар, то уходили из магазина не с негативом, а с хорошим настроением, пятью дополнительными марками в кармане и извинениями руководства магазина. Были даже смешные ситуации, когда студенты пытались на этом заработать и специально ходили в магазины компании real,- искать просроченный товар. Так же если человек ждал на кассе магазина real,- более 10 минут, он получал пять марок компенсации. Клиент, скорее всего, вернется в подобный магазин, потому что понимает, что компания дорожит его лояльностью.

В-четвертых, инвестиции в проект внедрения ERP-системы являются, в том числе, инвестициями в персонал. Внедрение ERP способствует повышению компетентности сотрудников и взаимной ответственности всех подразделений компании. Обеспечение при помощи системы более грамотной организации труда снижает влияние «текучки» кадров на работу всей компании.

Могут ли инвестиции в проект внедрения ERP-системы не оправдаться?


Есть известное высказывание американского бейсболиста Йоги Берра: «если не знаешь, куда идешь, то вполне можешь оказаться в другом месте». Поэтому если компания берется за дело без четкого понимания цели, которую необходимо достичь, и не владея достаточной информацией, то результат может быть соответственным. 

Чтобы компании не пришлось столкнуться с последствиями неэффективных инвестиций, стоит очень ответственно подходить ко всем фазам процесса внедрения, в том числе при определении стратегии автоматизации, выборе программного продукта, партнера по внедрению, руководителя проекта и при формировании проектной команды (подробнее об этом в моей статье «Семь золотых правил внедрения ERP-системы для розничных сетей» – http://www.retailer.ru/item/id/32671).

Практическая инновация для розничной компании

Подводя итог сказанному, хочу еще раз подчеркнуть: ERP-система – это не просто новшество, это практическая инновация, так звучит и девиз CIBER – Practical Innovation. Инвестировав в проект внедрения системы, компания становится пользователем практической, прикладной инновации, и, таким образом, переходит на другой уровень своего развития. Практической ее можно назвать еще и потому, что ERP-системы класса «А», такие как SAP for Retail, являются выверенным передовым опытом, включающим лучшие практики автоматизации бизнес-процессов от ведущих розничных сетей мира.

Компанию, которая приняла решение о внедрении ERP-системы, интересует, может ли она рассчитывать на быструю отдачу от внедрения, или это, скорее, долгосрочный инвестиционный проект. Думаю, главными факторами, обуславливающими скорость возврата инвестиций и проявления эффектов от внедрения ERP-системы, является не размер вложенных денег, а степень участия со стороны руководства, отлаженная работа сотрудников компании и проектной команды при реализации всего проекта.

Стоит ли инвестировать в оптимизацию информационных процессов компании? Решать вам. Как говорится, кто хочет делать, ищет возможности, кто не хочет – ищет причины.

27 Июля 2011, 10:56 Retailer.RU
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 754

рейтинг: 
(Нет голосов)



Прикрепленные файлы

Рекламный блок

Класс «А» вернется Кризис и консультанты (кого Логопарк «Пышма» заполнен на 100% Можно ли увольнять топ-менеджмент? Невыносимая легкость контрабанды О взаимосвязи маркетинга и логистики в инновационной экономике Вячеслав УХОВ Переработки грузов в Севастопольском порту сегодня практически нет Посткризисное обострение Правительство Украины утвердило транспортную стратегию РЖД 24 сентября зарегистрировали Вторую грузовую компанию