Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Как оптимально выстроить работу подразделений закупок

Как оптимально выстроить работу подразделений закупок


Все предприятия — независимо от вида деятельности — закупают сырье, материалы, услуги. Функция закупок оказывает существенное, а порой и решающее влияние на экономику производства. Как оптимально выстроить работу подразделений закупок, как наилучшим образом вписать их в оргструктуру предприятий — об этом и многом другом шла речь на первом в России круглом столе руководителей закупок крупнейших российских промышленных компаний.


Участники семинара — а это были представители таких компаний, как СИБУР, ТНК-ВР, «Росатом», «Атомкомплект», «Сильвинит», «Мосэнерго», ТГК-1, Холдинг МРСК, «Северсталь-Ресурс», «Метинвест», «КЭС-Холдинг», «Фортум», «Газпром нефть» — обсудили доклад McKinsey о лучших международных методах организации закупочной деятельности, обменялись опытом управления закупками, рассказали об интересных решениях, найденных их компаниями, а также заслушали выступление директора по закупкам СИБУРа Федора Кирсанова.


На круглом столе большое внимание было уделено темам организации функции закупок, КПЭ (ключевых показателей эффективности) закупок, проблеме оценки экономии при закупках материалов, работ и услуг. Перед началом дискуссии мы задали участникам несколько вопросов: Сколько КПЭ имеется у руководителей закупок в вашей компании? Насколько регулярно ставятся цели по КПЭ и оцениваются фактические показатели? До какого уровня в компании каскадируются КПЭ? Наш блиц-опрос выявил существенные различия в системах управления эффективностью закупок в компаниях, представленных участниками круглого стола (см. схему).


В целом дискуссия получилась откровенной, глубокой и полезной. Собравшиеся познакомились друг другом, обменялись контактами, чтобы обращаться друг к другу за профессиональными советами напрямую, обогатились новыми идеями, как совершенствовать сферу закупок в своих компаниях. Пожалуй, это стало самым главным итогом встречи.



McKinsey:  Какое место в организационной структуре компании занимают закупочные подразделения?


Андрей Соколов: У нас долго и бурно обсуждалось, к какому блоку — производственному или финансовому — должна относиться функция закупок. В конце концов ее подчинили непосредственно генеральному директору. По этому принципу мы живем уже два года. Работать, решать поставленные перед нами задачи теперь стало гораздо проще.

 

Игорь Ластовка: В Госкорпорации «Росатом» функция закупок тоже подчиняется напрямую генеральному директору. И с учетом важности данного направления деятельности, признанного даже государством, считаем такое подчинение наиболее правильным. На местах, в управляемых организациях, эта функция чаще всего подчинена заместителю руководителя организации.


 

УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА

Сергей Архипенко — директор по снабжению дивизиона стали и проката ООО «Метинвест Холдниг»
Владимир Беззубов — заместитель генерального директора по снабжению ОАО «Сильвинит»
Наталья Григорович — заместитель директора департамента, начальник отдела методологии и ценообразования Госкорпорации «Росатом»
Константин Гусев — начальник управления инвестиционных закупок ОАО «Фортум»
Феликс Ицков — директор департамента закупок МТР и управления запасами, БН «Переработка и торговля», ОАО «ТНК-ВР Менеджмент»
Федор Кирсанов — директор департамента обеспечения производства ОАО «СИБУР Холдинг»
Игорь Ластовка — генеральный директор ОАО «Атомкомплект»
Павел Лежнев — директор по снабжению ЗАО «Северсталь-Ресурс»
Сергей Михайлов — вице-президент управления системой снабжения ОАО «ТНК-ВР Менеджмент»
Андрей Соколов — директор по логистике ОАО «ТГК-1»
Максим Степанов — начальник управления дирекции МТО и КС ОАО «Газпром нефть»
Марина Устинова — начальник управления снабжения и логистики «Мосэнерго»
Руслан Хальфин — вице-президент, руководитель департамента методологии и организации закупочной деятельности ЗАО «КЭС»
Тарас Шевченко — начальник департамента по закупочной деятельности ОАО «Холдинг МРСК»




McKinsey:  Какие функции в ваших компаниях выполняют отделы закупок и как контролируется их деятельность?


Руслан Хальфин: У нас закупки выстроены как бизнес-процесс, который начинается с того момента, как возникает потребность в приобретении, и заканчивается исполнением контрагентом своих обязательств перед заказчиком. Бизнес-процесс закупки институционально разделен на три направления: блок методологии и контроля за закупками устанавливает правила и контролирует их исполнение; коммерческий блок непосредственно проводит переговоры с участниками и возглавляет конкурсные комиссии; блок заказчика формирует заявки на закупку. Таким образом в компании снимается конфликт интересов при проведении закупок.


Тарас Шевченко: В МРСК закупщики одновременно выстраивают методологию всего процесса закупок и реализуют его. Начинается он с планирования закупки и заканчивается выдачей протокола с решением закупочной комиссии. Контролируют этот процесс наши аудиторы.

 

 

ПЕРЕМЕНАМ БЫТЬ [1]

Полтора года назад мы начали реформирование функции закупок. Изменили организацию закупок и иначе выстроили весь процесс: от стратегий до поставки на склад; кроме этого, реализовали целый ряд конкретных инициатив по повышению как экономической, так и организационной эффективности. В помощь закупщикам мы создали бэк-офис и аналитический отдел.

По важнейшим категориям закупок мы разрабатываем стратегии закупок и новые подходы к контрактованию, и, хотя совет директоров формально их не утверждает, мы руководствуемся ими в своей деятельности, что приносит значимые экономические результаты.

Мы стараемся подписывать «длинные» и рамочные соглашения с поставщиками и выстраивать с ними стратегические отношения. Благодаря этому заметно уменьшается ежегодный объем работ по проведению конкурентных процедур и подписанию контрактов, а главное, обеспечивается более высокая надежность поставок стратегически важного сырья и материалов на предприятия компании.

Наш департамент особенно гордится последним внедрением автоматизированной заявочной кампании (на основе Oracle) — она позволила нам существенно сократить внутренние трудоемкие процессы и обеспечить прозрачность операций. Мы разработали и применяем «калькулятор», который автоматически рассчитывает изменение цены в зависимости от условий платежа (сроков отсрочки).

В последнее время мы предприняли несколько инициатив по повышению эффективности. Например, мы начали закупать насосы, следуя принципу общей стоимости владения, то есть теперь смотрим не только на закупочную цену, но и на все факторы затрат при эксплуатации насосов (энергопотребление, ремонты и др.). По некоторым позициям мы у себя создали склады поставщиков, внедрили факторинг и сложные формулы расчета справедливой цены по химии.

Безусловно, еще остались проблемы, и их решением мы сейчас занимаемся вместе с другими подразделениями компании. Речь идет о повышении уровня автоматизации, управлении закупками предприятий, формировании единой базы поставщиков, определении четких правил для закупок по инвестиционным проектам и т.д.

[1] Выдержки из доклада директора департамента обеспечения производства ЗАО «СИБУР Холдинг» Федора Кирсанова.


Константин Гусев: В «Фортум» департамент закупок разрабатывает методологию и осуществляет закупки, а департамент внутреннего аудита контролирует исполнение методологии. Закупщики участвуют в формировании планов закупок оборудования, материалов и услуг в части планирования сроков и бюджета для инвестиционных проектов и текущих закупок.


Наталья Григорович: В Госкорпорации «Росатом» департамент методологии и организации закупок определяет отраслевую методологию осуществления закупочной деятельности, обеспечивает организацию и контролирует процессы планирования закупочной деятельности, проведения закупочных процедур. Для объективного выбора победителей процедур закупок в обязательном порядке создаются смешанные комиссии, в которые входят представители заказчика, потребителя и организатора закупок. Соблюдение методологии при осуществлении закупочной деятельности контролирует подразделение внутреннего контроля и аудита, также напрямую подчиненное генеральному директору.



McKinsey:  Какие задачи в ваших компаниях решают отделы снабжения и закупок?


Павел Лежнев: Главная задача закупщиков — максимально снизить производственные затраты, общую стоимость владения. Задача эта прежде всего операционная — в нужное время обеспечить производство ресурсами, так как остановка производства приводит к большим потерям.


Федор Кирсанов: Закупщики определяют эффективную стратегию закупок по номенклатурам и осуществляют непосредственный выбор поставщика под конкретную заявку; на всем пути их сопровождает выделенный бэк-офис, который выполняет все несвойственные закупщикам, но необходимые для закупки документарные операции. Тем не менее за доставку материально-технических ресурсов до склада заказчика отвечает закупщик.


Максим Степанов: В нашей компании закупки начинаются со сбора и обработки заявок и заканчиваются передачей МТР в производство. Отделы закупок разрабатывают методологию. Департамент закупки услуг и МТР контролирует закупки в дочерних обществах, а весь процесс контролирует внутренний аудит.


Сергей Архипенко: Отделы закупок помогают выстраивать методологию закупок, представляющую собой «свод законов и регламентов», и осуществляют закупки. Внутренний аудит раз в год проводит комплексную проверку закупочной деятельности.


McKinsey: Многие считают, что оптимизировать заку почную деятельность в промышленных холдингах лучше всего удается при системе централизованного снабжения. Какого принципа придерживаются ваши компании?


Федор Кирсанов: У нас определена четкая разделительная ведомость по номенклатуре, закупаемой централизованно и на предприятиях, которая в среднем по году дает примерно 60% централизации по МТР и 95% — по химическому сырью. В ближайших планах — довести уровень централизации по МТР до 90—95%.


Сергей Архипенко: Закупки в нашей компании характеризуются высокой степенью централизации: 80% закупок контролируется центральным подразделением.


Марина Устинова: Процесс закупок в «Мосэнерго» максимально централизован. Сами станции ничего не покупают, они определяют только потребность в ресурсах и сроки, то есть являются «внутренними заказчиками». Непосредственно обеспечением поставок материально-технических ценностей, работ и услуг занимаются закупщики генеральной дирекции. Они же разрабатывают методологию закупок. Утверждает ее совет директоров.


Сергей Михайлов: Основные закупки в ТНК-ВР осуществляют два бизнес-направления: «Разведка и добыча» и «Переработка и торговля». Закупки МТР и услуги для бизнес-направления «Разведка и добыча» в основном консолидированы: наиболее стоимостные и критичные позиции (около 55% затрат в денежном выражении) закупаются в Москве, среднестоимостные — в региональном центре (около 30% затрат). На местах закупается порядка 10% МТР и 20% услуг (около 15% затрат).


Феликс Ицков: Мы постепенно начинаем делегировать полномочия конкретным сотрудникам. Закупочная комиссия может что-то рекомендовать, но окончательное решение принимает конкретный человек. На нем лежит вся ответственность за принятое решение.


McKinsey:  Одна из приоритетных задач функции закупок — снижение себестоимости производства. Как рассчитывать экономию и какие КПЭ должны быть у закупочных подразделений?


Владимир Беззубов: Экономию по закупкам товарно-материальных ценностей мы определяем довольно просто — от прошлых результатов. Данные прошедшего периода по закупаемой номенклатуре индексируются по номенклатурным справочникам МЭРТ. Если мы обыгрываем индексы роста, значит, мы эффективны. Так оценивать свою эффективность можно по пересекающейся между годами номенклатуре, а у нас ее доля составляет около 80% общего объема закупаемых ТМЦ.

По некоторым важнейшим позициям мы корректируем цены с помощью специальных коэффициентов. Например, мы заложили индекс изменения цен меди на Лондонской бирже металлов в договор с ежемесячным пересмотром.


Сергей Михайлов: В ТНК-ВР используется такой же подход — уменьшение эффекта инфляции. На плановый год устанавливаются целевые показатели инфляции, в пределах которых необходимо удержать цены. Инфляция определяется по сопоставимым позициям. Из года в год пересекается не менее 70% номенклатуры (вся операционная потребность и часть инвестиционной). При этом в капитальных затратах существенная часть потребности является уникальной. В таком случае для расчета инвестиционного проекта мы экспертно определяем плановый уровень цен. После утверждения проекта осуществляется контроль выполнения бюджета инвестиционного проекта. При этом мы активно работаем над стандартизацией используемого оборудования, унификацией проектных решений и, следовательно, расценок в капитальном строительстве, что в перспективе позволит нам обеспечить практически полную сравнимость потребности.


https://www.lobanov-logist.ru/library/352/58171/

https://ekspertov.ru/



дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3145

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании Юрист о сложных вопросах в контрактах по ВЭД поставок в логистике