Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Карнет АТА

Карнет АТА


Карнет АТА — таможенный документ, позволяющий осуществлять ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также при перемещении через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров. Использование карнета подразумевает упрощенную процедуру оформления временного ввоза товара без оплаты таможенных пошлин.

Гарантом уплаты таможенных пошлин выступает ТПП РФ.
       

Актуальность данного вопроса связана с проведением в России крупных спортивных соревнований — Олимпийских игр - 2014 года в Сочи и чемпионата мира по футболу в 2018 году, расширением выставочной деятельности.
Опыт зарубежных стран свидетельствует об эффективности работы системы АТА и возрастающем спросе на карнеты. Так, на Олимпийских играх в Китае более 60% ввезенного инвентаря оформлялось по карнетам АТА.
По количеству использованных карнетов АТА Россия серьезно отстает от других стран-членов Конвенции АТА. В 2010 году в России было выдано всего 150 карнетов АТА, в то же время ТПП Германии выдали 20 тыс., Чехии — 10 тыс. карнетов.
На развитие системы АТА в России положительное влияние оказало увеличение мест выдачи карнетов. В настоящее время они выдаются в 17 территориальных ТПП, в том числе в Московской ТПП. В 2010 году МТПП было выдано 52 карнета. 


Вопросы, которые требуют решения:

  1. При таможенном оформлении временно вывозимых товаров по карнету АТА требуется оформлять грузовую таможенную декларацию. В 2010 году в России эта норма не действовала. Но с января 2011 года в связи с вступлением в силу ТК ТС этот порядок был отменен.
  2. Существует проблема передвижения с карнетом АТА по территории Единого таможенного пространства. Она заключается в том, что гарантийные ассоциации в каждой стране разные: в России – ТПП РФ, в Республике Беларусь — Белорусская ТПП,в Казахстане — Казахская ТПП. Не отрегулирован вопрос о том, где кончается ответственность одной гарантийной организации и начинается ответственность другой за передвижение груза по территории этих государств.
  3. Таможенное оформление временно ввозимых товаров необходимо осуществлять не только при пересечении границы, но и по мере продвижения по стране. Это создает дополнительные сложности для зарубежных партнеров.
  4. Существует проблема перевода перечня товаров с русского языка на английский.

  С.В. Домнина, председатель Совета Гильдии логистических операторов МТПП



Актуальные вопросы таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации по карнетам АТА  

                   

1.    История вопроса.

Постановлением Правительства РФ от 02.11.1995г. № 1084 Российская Федерация присоединилась к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 06.12.1961г. и Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990г. с принятием приложений:

  1. Приложение А. (Карнеты АТА и СРD)
  2. Приложение В. Приложение, касающееся товаров, предназначенных для показа и использования на выставках, ярмарках, конгрессах и других подобных мероприятиях.
  3. Приложение В2. «О профессиональном оборудовании».
  4. Приложение В3. «О контейнерах, поддонах, упаковках и образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией».
  5. риложение В5. «О товарах, ввезенных для образовательных, научных и культурных целей».


В реальности ТПП РФ по согласованию с международным бюро торговых палат приступило к выдаче и удостоверению карнетов АТА на таможенной территории России только с мая 2000г., то есть история оформления карнетов АТА насчитывает всего 12 лет.


Российская Федерация не присоединялась к приложениям конвенции перечисленным ниже:

  1. Приложение В4, касающееся грузов, ввезенных в рамках производственной операции.
  2. Приложение В6, касающееся личных вещей путешественников и грузов, ввезенных в спортивных целях.
  3. Приложение В7, касающееся оборудования для рекламы в области туризма.
  4. Приложение В8, касающееся товаров, ввезенных в рамках пограничных перевозок.
  5. Приложение В9, касающееся товаров, ввезенных с целью оказания гуманитарной помощи.
  6. Приложение С, касающееся транспортных средств.
  7. Приложение D, касающееся животных.
  8. Приложение Е, касающееся товаров, ввезенных с частичным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов.


2.    Нормативно-правовая база.

Эту базу в основном составляют:

  • Собственно конвенции АТА и Стамбульская;
  • Приказ ФТС от 25.07.2007г. № 895;
  • Приказ ТПП РФ от 18.03.1999г. № 20.

Необходимо отметить, что официального перевода конвенций не существует.
В ближайшее время в свете проведения Сочинской Олимпиады, Универсиады в Казани, Чемпионата мира по футболу, различных соревнований мирового и европейского уровня присоединиться к приложению В6.

Одним из самых пародоксальных факторов, сдерживающих увеличение количества российских карнетодержателей, является требование обязательного предоставления ДТ при временном вывозе товаров с таможенной территории России. По мнению ТПП РФ и участников ВЭД эту норму необходимо в рамках Таможенного союза предложить республике Казахстан в кратчайшие сроки присоединиться к Стамбульской конвенции.


3.    Таможенное оформление товаров, поступающих по карнетам АТА в зоне деятельности Выставочного таможенного поста Московской таможни.

Пост является основным таможенным органом по оформлению карнетов АТА не только в зоне деятельности ЦТУ, но и во всей России. Растущие показатели оформления карнетов говорят об этом. В 2011г. импорта оформлено около 300 карнетов, экспорта около 70. И наблюдается тенденция к росту. В основном пост оформляет выставочные товары (стендовый материал) и театральный реквизит (импорт и экспорт).


4.    Проблемы.

Проблемы в основном связаны с небрежным отношением иностранной стороны к заполнению карнетов:

  • иностранные таможенные органы не всегда представляют необходимые отметки в карнетах АТА;
  • в перечне товаров делается неполное описание товаров или таковое вообще отсутствует;
  • не указываются доверенные лица в соответствующих графах;
  • доверенности оформляются небрежно, нет дат выдачи, не указываются необходимые реквизиты;
  • как правило, в партию товаров, следующих по карнетам АТА, включаются расходуемых материалы (проспекты, сувениры и т.п.).


5.    Перспективы.

Перспективы использования карнетов АТА очевидны. Для этого таможенным органам необходимо совершенствовать правовую базу, проводить разъяснительную работу с иностранными и российскими участникам ВЭД. Использовать возможности представительства России во всемирной таможенной организации, международные связи ФТС, ЦТУ для улучшения взаимодействия в сфере оформления товаров по карнетам АТА.

С.С. Минц, директор департамента таможенного оформления ЗАО «Экспоцентр»

 


О практике и проблемах, возникающих при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых и вывозимых с таможенной территории Таможенного союза с применением карнетов АТА
                             

Российская Федерация является участницей таможенных конвенций о карнете АТА с 1995 года. 

Присоединение Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров от 06.12.1961 и Конвенции  о временном ввозе 
от 26.06.1990 с принятием ряда приложений (Стамбульская конвенция) позволяет упростить таможенные процедуры в отношении временно ввозимых товаров, а также устанавливают общие принципы и правила временного ввоза.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 02.11.1995 № 1084  разработан порядок работы таможенных органов с применением карнета АТА, утвержденный приказом ФТС России от 25.07.2007 № 895 «Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА» (далее – Рекомендации).

Применение карнета АТА упрощает саму процедуру таможенного декларирования товаров, реально сокращает время совершения таможенных операций и существенно удешевляет перемещение через границу выставочно-ярмарочных грузов, профессионального оборудования, товарных образцов и других категорий товаров. 

Россия применяет упрощенную процедуру таможенного декларирования и таможенного контроля исключительно для тех категорий товаров, которые относятся к приложениям Стамбульской конвенции 1990 года, и к которым она присоединилась, а именно:

  • Приложение В.1 «О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях»;
  • Приложение В.2 «О профессиональном оборудовании»;
  • Приложение В.3 «О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией»;
  • Приложение В.4 «О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей».

При использовании  карнета АТА не надо в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей предоставлять в таможню депозиты, банковские гарантии, так как сам карнет АТА является международной финансовой гарантией. Срок действия карнета АТА  один год, и при соответствующем оформлении он может использоваться в нескольких странах. После истечения срока действия карнета АТА, он должен быть возвращен держателем в выдавшую торгово-промышленную палату.

С развитием международной торговли в последние годы значительно вырос объем оформления товаров с применением карнетов АТА.

В настоящее время еще не все российские таможни наделены правом совершения таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением карнета АТА. 
Перечень таможенных органов России, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми через таможенную границу с применением карнета АТА, утвержден приказом ФТС России от 25.01.2011 № 139 «Об утверждении перечня таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнета АТА».    

На сегодняшний день в регионе деятельности Центрального таможенного управления 12 таможен, которые оформляют товары с применением карнета АТА: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Московская областная, Костромская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Московская, Смоленская, Ярославская.
    

Наряду с этим существует ряд проблем, связанных с совершением таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых по карнетам АТА, которые условно можно разделить на несколько групп: 

1) Проблемы, связанные с заполнением карнетов АТА:

  • к оформлению предъявляются карнеты АТА без отметок иностранной таможни отправления на лицевой стороне карнета, что делает невозможным его применение в качестве гарантийного документа и таможенной декларации;
  • при заполнении перечней отсутствует описание товаров, позволяющее однозначно  классифицировать и идентифицировать такие товары (вес, количество, серийные номера, технические характеристики, товарные знаки и т.д.).

2) Проблемы, связанные с доверенностями на право предоставления интересов карнетодержателя в таможенных органах Российской Федерации:

  • при указании доверенных лиц в графе В карнета АТА, доверенности отсутствуют;
  • предоставляются недействительные доверенности, без указания даты выдачи;
  • графа В карнета не заполнена, а держатель карнета АТА, указанный в графе J, отсутствует (в таможенный орган карнет АТА предоставляет водитель, не являющийся ни карнетодержателем, ни доверенным лицом).

3) Проблемы, связанные непосредственно с совершением таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых по карнетам АТА:

  • зачастую в перечень включены расходуемые товары, которые по своему назначению не могут быть вывезены в неизменном состоянии. Такие товары должны быть помещены под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления». Проблема заключается в невозможности представителю карнетодержателя (иностранному лицу) в короткие сроки найти российское юридическое лицо, которое возьмет на себя полномочия по декларированию данной категории груза (подача и удостоверение декларации на товары, оплата таможенных платежей, получение, при необходимости, разрешительных документов, касающихся запретов и ограничений и т.д.);
  • имеют место случаи недоставки из аэропортов во внутренние таможни товаров (ручная кладь), перемещаемых физическими лицами, в случае, если в соответствии с п. 25 Рекомендаций товары не могут быть оформлены в аэропорту (временный ввоз на срок более 20 суток). Кроме того, нередки случаи непонимания со стороны физических лиц, связанные с необходимостью наложения средств таможенной идентификации в аэропорту на ручную кладь, доставки товаров во внутренние таможни, размещения в ЗТК для проведения, при необходимости, фактического контроля  и т.д. По нашему мнению, совершение таможенных операций с товарами, перемещаемыми физическими лицами по карнету АТА, необходимо производить в местах пересечения границы (аэропортах) при условии, что таможенные органы, расположенные в аэропортах, уполномочены установленным порядком на совершение таможенных операций с товарами, перемещаемыми по карнетам АТА;
  • в соответствии с п. 20 раздела III Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении, утверждённой приказом ФТС России от 26.05.2011 № 1067, при перевозке товаров с применением карнета АТА указанный документ помещается в пакет-сейф. Перевозчику выдаётся идентифицированный перевозочный документ (СМR). На практике же представитель карнетодержателя не всегда имеет перевозочный документ, а в случае перемещения товара ручной кладью или на личном автотранспортном средстве, его вообще никогда не имеется. Вопрос, какой документ выдавать представителю карнетодержателя в качестве перевозочного документа в данной ситуации, до сих пор не урегулирован.    


В связи с этим предлагаю поручить СОТК Управления рассмотреть вопрос о направлении в ФТС России запроса о разъяснении порядка действий в указанной ситуации.

Таможенный орган 2010 год  С 01.01.2011 по н. время
Белгородская таможня временный ввоз - 8
временный вывоз - 6
временный ввоз - 9
временный вывоз - 5
Брянская таможня временный ввоз - 113
временный вывоз - 3
временный ввоз - 43
временный вывоз - 67
Воронежская таможня оформление по карнетам АТА не производилось временный ввоз - 1
Московская областная таможня временный ввоз - 68
временный вывоз - 3
временный ввоз - 42
временный вывоз - 8
Костромская таможня временный ввоз - 3 оформление по карнетам АТА не производилось
Липецкая таможня временный ввоз - 1 временный ввоз - 1
Московская таможня временный ввоз - 428
временный вывоз - 87
временный ввоз - 290
временный вывоз - 67
Смоленская таможня временный ввоз - 28 временный ввоз - 8
Тамбовская таможня оформление по карнетам АТА не производилось временный ввоз - 1
Владимирская таможня оформление по карнетам АТА не производилось оформление по карнетам АТА не производилось
Курская таможня оформление по карнетам АТА не производилось временный ввоз - 1
Ярославская таможня временный ввоз - 2

временный вывоз - 1

 

Е.В. Кузнецова, начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля СОТК

 

 


www.alta.ru
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 5687

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

Грузовладельцы Как ИТ-решения помогают складу наладить работу с перевозчиками Подстроились под рынок: что драйвит рынок логистики Почему управленческий кризис неизбежен при росте компании