Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Как выстроить финансовую модель для стартапа

14.02.2012

Как выстроить финансовую модель для стартапа

Прежде чем начинать строить финансовую модель, необходимо сформулировать правильное представление о ее назначении. Финансовая модель призвана выстроить сценарий будущего, но какой сценарий? Этот сценарий должен быть, во-первых, достоверным, и во-вторых, желательным. 

Начнем с достоверности. Мы только что продекларировали, что будущее невозможно предвидеть – как в таком случае мы можем ждать от прогноза достоверности? Достоверность выражается не в ответе на вопрос «что», а в ответе на вопрос «как». 

В метафизике и религиях посвящение в тайны, открытые лишь избранным, часто требует от посвященного не завершить путь там, где он рассчитывал, а пройти его до конца. Путь и есть цель посвящения: пройдя его, герой меняет не мир вокруг себя, а самого себя, и видит прежние обстоятельства иначе. Если кому-то интересно увидеть эту метафору выраженной понятно и просто, можно посмотреть фильм «Брюс Всемогущий». Модель – такой же путь: ее цель не открыть, что выйдет из бизнеса, а понять, как он работает. 

Введем новое понятие, которое мы будем использовать постоянно – «assumption», от английского «assume» – «предположить», «принять за аксиому». Точного русского термина для него нет, но не будет большой неточностью назвать assumptions «исходными предположениями», Предположения бывают двух видов – это inputs, «вводные», точнее «переменные», и relationships, взаимоотношения внутри модели. Важно помнить, что все предположения считаются независимыми друг от друга – и желательно, если они таковыми и являются, иначе в модели уже до ее создания будут заложены искажения.  

Переменные – это численные значения. Например: будущие зарплаты сотрудников, будущий курс валюты, ставки налогов, бюджет на рекламу. Все эти числа изначально признаются за истину, но с ними можно играть. Модель, собственно, для того и служит, чтобы смотреть, как различные значения переменных влияют на конечный результат. 

Взаимоотношения внутри модели – принятые за истину связи элементов модели. Чтоб как-то назвать и их, назовем их «связями». Их определяют формулы и взаимоотношения, которые вы, как архитектор модели, закладываете в нее. У них гораздо меньше гибкости. Иногда связи можно перенастроить динамически (скажем, сменить одну категорию потребителей на другую, изменить дату начала и продолжительность проекта), но чаще они будут таковы, какими вы их прошьете изначально. И изменить их можно будет лишь вручную, меняя модель иногда слегка, а иногда и радикально. Представьте себе стартап, который запланировал себе поток доходов исключительно от рекламы – и вдруг ему предлагают оценить бизнес от продажи подписок. Гипотеза такого рода потребует перерисовать финансовую модель целиком, если в исходной версии подписки вообще не были предусмотрены. 

Главное, что следует запомнить: модель не лучше, чем ее предположения. Хуже их она может быть – если плохо сделана. Но ее идеал – это точно отражать все сделанные предположения. И не более того. Модель – это системно и корректно сопряженные вводные и связи, и только. Это и есть достоверность модели.     

А в чем тогда желательность сценария? Здесь правильнее начать с общепринятой практики рисовать три сценария – «оптимистический», «пессимистический» и «реалистический». Большая часть «оптимистических», какие мне довелось видеть, рисовала будущие финансы по подобию показательной функции, с основанием тем больше, чем бесстрашнее были основатели, а «пессимистических» – в виде линейной функции. «Реалистический» же сценарий выводился как нечто среднее между ними.  

Этот метод прогнозирования абсолютно неправильный –  он делает ложное исходное предположение о том, что будущие результаты однородно распределены от некоей верхней «оптимистической» до нижней «пессимистической границы». Любой же, кто хоть раз пытался сделать некий бизнес, знает, что результаты зависят не столько от везения, сколько от избранного курса и действий по его исполнению. Это верно не только в бизнесе, но и в жизни. Начнете печь пирог – выйдет более или менее пирогоподобное нечто. Начнете печь блины – выйдут блины, пусть даже комом. Но ожидать, что между пирогом и блинами где-то «реалистически» возникнут ватрушки… 

Поэтому в практике финансового моделирования принято делать не три равно условных сценария, а формировать несколько комплектов предположений, каждый из которых системно описывает ту или иную стратегию и ситуации. Далее каждому комплекту можно присвоить численное значение вероятности его осуществления. Этого будет достаточно, чтоб получить единый ожидаемый денежный поток из двух, трех, четырех… строго говоря, любого числа сценариев, которое мы считаем возможным разумно предположить.  Но не бросайтесь создавать десятки сценариев – как мы уже говорили, их относительная вероятность будет тем ниже, чем их больше, а выбор из большого числа недостоверностей – по сути уже не выбор, а гадание на кофейной гуще. 

Вот простейший пример. В сценарии 1 у нас будут дорогие сотрудники, дешевый доллар и мощное оборудование. В сценарии 2 оборудование будет слабым, доллар дорогим, зато сотрудники – дешевыми. Для каждого сценария мы можем рассчитать свою стратегию, свою бизнес-модель – и свой денежный поток. Пусть вероятность первого сценария 30%, второго 70%. Что нам это дает? А дает нам это единый ожидаемый денежный поток, который мы получаем суммой двух денежных потоков с поправочными коэффициентами – 

(денежный поток 1) С1-1 * 30% + C1-2 * 30% + … С1-i * 30% 

(денежный поток 2) С2-1 * 70% + C2-2 * 70% + … С2-i * 70%

(результирующий денежный поток) С(1+2)-1 + С(1+2)-2 + … С(1+2)i

Говоря математически, перед нами сумма двух многочленов. Он же – ожидаемый денежный поток. 

И вот с этим ожидаемым денежным потоком, единым и количественно корректным, мы уже и будем проделывать все операции дисконтирования, чтобы понять, представляет ли он финансовый интерес. А с ним – интересен ли нам зафиксированный им деловой выбор. Положительный ответ и есть желательный исход модели.  

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/58511/
https://ekspertov.ru/
дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 1152

рейтинг: 
(Нет голосов)



Рекламный блок

Компания Consid реализовала импортозамещение WMS-системы на складах компании Health & Nutrition (ex-Danone) Эксперт рассказала о трендах развития маркетплейсов в 2024 году сколько компания реально зарабатывает на маркетплейсе Крупная транспортная компания "Деловые линии" открыла первый в ЛНР грузовой склад