Лобанов-логист
Лобанов-логист
Личный кабинетВходРегистрация
Например: Логистика

Логистические услуги на рынке автозапчастей

Логистические услуги на рынке автозапчастей

В апрельском номере мы начали рассматривать вопросы логистических услуг на современном рынке автозапчастей, проведя интервью с компанией, которая является одновременно и аутсорсинговым логистическим оператором, и дистрибьютором. Сегодня тема продолжается – и пока завершается – беседами с тремя другими участниками рынка об их опыте организации логистических систем. Очень разнообразном опыте, как вы увидите. Впрочем, это разнообразие неудивительно, ведь и цели у игроков разные.

В заголовок каждой беседы вынесена краткая формулировка той основы, на которой компании, любезно согласившиеся обсудить с нами свою деятельность, строят собственную логистику. Итак, начнем.

«АССОРТИМЕНТНОЕ ХРАНЕНИЕ»: оригинальное предложение в складской логистике


Такого рода предложение практикует ТД «Агис-Моторс», построив для предоставления этой услуги специальный склад «с нуля». За подробностями мы обратились к Евгению Семенову, генеральному директору компании.

– Евгений, расскажите, пожалуйста, что Вы понимаете под «ассортиментным хранением»?

– Действительно, здесь нужно уточнить, ведь «ассортиментное хранение», в отличие от «ответственного хранения» – термин, конечно, не юридический.

По моему мнению, существуют три основных вида складской логистики. Первый – когда логистическая система выстраивается, что называется для себя, любимого. Второй – когда она создается с целью предоставить услугу ответственного хранения: товар принимается, лежит – и возвращается хозяину в первоначальном виде и в первоначальном объеме. Ассортиментное хранение – вещь гораздо более сложная, но и гораздо более полезная для определенного рода компаний. При подобном подходе склад организуется таким образом, чтобы в нужный момент времени выдать клиенту из хранимого им на складе аутсорсера запаса нужное количество нужных наименований товара, оперативно «вытащить» его из общего объема. Нетрудно понять, что логистическая схема здесь требуется совершенно иная. Именно эту услугу мы выбрали в качестве своего основного логистического предложения.

– Почему? Ведь это действительно гораздо сложнее и не факт, что окажется востребованным настолько, чтобы хотя бы окупитьтся…

– Изначально нашей целью было не добиться какой-то особой прибыли за счет «раскрутки» оригинальной услуги. Мы сами продаем автозапчасти, поэтому постоянно сталкиваемся в своей работе с другими игроками этого рынка. И очень важно наладить с ними хорошие партнерские отношения. Именно с прицелом создать некий круг партнеров все это и организовывалось. Забегая вперед, скажу, что нам удалось – конечно, после ряда «притирок», иногда крайне болезненных – создать такую схему, когда имеющуюся на складе продукцию всех клиентов каждый из них по мере необходимости и на определенных основаниях может использовать, то есть использовать ассортимент других для срочного заполнения «брешей» в собственном. Проще говоря: «сегодня я воспользовался тем, что твоя продукция лежит с моей на одном складе, где мы оба заказали ассортиментное хранение, а завтра ты можешь сам воспользоваться этим фактом и использовать мой ассортимент». Таким образом, на мой взгляд, создается некое не виртуальное, как часто бывает, а реальное сообщество игроков, где появляется ряд новых возможностей для ведения бизнеса, не мешающих при этом здоровой конкуренции. Это именно то, чего мы хотели и хотим.

Кроме того, просто хранение – вещь совсем неинтересная, рутинная. Нам необходимо, чтобы постоянно происходило движение товара, так как только в этом случае можно попробовать какие-то новые подходы, оценить их эффективность или, например, убедиться в их убыточности. Нам это очень сильно помогает.

– Понятно, что сообщество – идея хорошая, в российских условиях особенно. Однако как удалось добиться его функционирования действительно как сообщества понимающих друг друга партнеров?

– Конфликты, конечно, были и, скорее всего, будут. Это неизбежно, поскольку все мы действуем на рынке. Однако, как выяснилось, направить усилия в одну сторону все-таки можно. Я не могу раскрывать всех подробностей, однако скажу, что у нас было так: с определенного момента мы как продавцы услуги заняли позицию некой третьей стороны в конфликтах, диктующей пусть авторитарные, но все же разумные и приводящие к эффективной деятельности правила. Все клиенты вольны их принять или не принять.

– С какого времени Ваш проект существует?

– Впервые предметно задумываться об этом мы стали примерно в 2003 году, однако начало непосредственной реализации относится к 2007 году. Как и всем, нам помешал кризис, однако выходы нашлись, и сейчас специализированный склад работает, проект все больше и больше обрастает плотью.

– А что происходило между этими двумя датами?

– Все очень просто – мы экспериментировали. А именно – пользовались, хотя подчас это было и не нужно, услугами множества сторонних логистических операторов, следили за их деятельностью, отслеживали удачные ходы и недоработки, а также скрытые механизмы логистических систем.

– Можно поподробнее?

– Изучая опыт других компаний в рамках пользования их услугами, мы пришли к выводу, что заранее предсказать, сколько нужно будет уплатить за услугу, просто невозможно. Услуги в этом сегменте крайне, как оказалось, детализированы, и, соответственно, детализированы прайс-листы, но при этом все операторы подчеркивают исключительно дешевизну своего хранения, оставляя остальные операции и их стоимость как бы в тени для клиента. В итоге повторяется ситуация, схожая со стандартными случаями, знакомыми всякому, кто регулярно ремонтирует машину в автосервисе: сначала назначается одна цена, а затем, при расчете, обнаруживается, что нашлось то-то, нужно было сделать еще то-то, расценки за работу вот такие и т.п. В общем, оказываешься вынужден заплатить больше, чем рассчитывал со слов самих же сервисменов. В логистике примерно та же ситуация – по крайней мере, нам приходилось довольно часто с ней сталкиваться.

Подумав, мы решили уйти от этой практики и назначать цены по другому принципу, а именно: клиент платит за единицу объема (скажем, кубический метр) в сутки. Разумеется, есть, как и везде, понижающие и повышающие коэффициенты (в зависимости от объемов хранения и прочего подобного), однако основной принцип именно таков.

Кроме того, мы поняли крайнюю важность долгой имитации будущих логистических процессов перед их непосредственным запуском. Наши коллеги пошли нам навстречу, и мы многократно прокручивали эти процессы в тестовом режиме, то и дело исправляя всевозможные ошибки.

– С какими трудностями Вы столкнулись при реализации Вашего собственного проекта?

– Трудностей было предостаточно. В первую очередь, конечно, нужно было переломить недоверие участников рынка, наших коллег и партнеров по торговле автозапчастями, к этому неоднозначному, с их точки зрения, а то и вовсе гибельному предприятию. Затем следовало согласившихся с нами работать грамотно скооперировать – об этом я уже говорил чуть ранее. Кажется, все это в той или иной степени удалось. Сейчас на нашем складе около 60 тысяч наименований. И из них только 12 тысяч наших собственных – остальной ассортимент работает примерно по тому принципу, который мы хотели видеть изначально.

Возникла и такая сложность, как организация хранения нестандартного товара. Когда продукция стандартизована и упакована в специальные коробки, относительно просто ею оперировать. Но что делать, когда – а с определенного момента мы стали заниматься и этим – приходится работать с товаром негабаритным, товаром большой массы, хрупким товаром и т. д. Причем работать со значительными объемами такого товара. Здесь нужны отдельные, нестандартные решения.

Многие наши клиенты работают с интернет-магазинами. А у тех, разумеется, есть своя специфика. И заключается она вот в чем: сегодня такой магазин сделал заказ, мы его собрали, но смогли доставить только завтра, а завтра, как говорится, уже поздно. Заказ нам приходится разбирать, а разбор в четыре раза, мы подсчитали, по трудоемкости превышает сборку. Тоже проблема, и довольно часто встречающаяся.

– Все это время мы говорили о складской логистике. Практикует ли Ваша компания предоставление транспортных логистических услуг для своих клиентов, и как это происходит?

– Да, мы это практикуем, но и здесь есть, так сказать, своя суровая правда. Сначала у нас был собственный автопарк. Однако в какой-то момент обнаружилось, что его эксплуатация и обслуживание «сжирают» всю прибыль, полученную от функционирования складского комплекса. Поэтому с началом нынешнего года все наши собственные автомобили пришлось принудительно поставить «на прикол» и воспользоваться аутсорсинговыми услугами. Таким образом, мы выступаем как логистические операторы в смысле складской логистики и как клиенты логистических операторов в смысле транспортной. Пока ситуация такова.

– Несколько ранее Вы вкратце отметили, что кризис повлиял на деятельность компании не лучшим образом. А что можно сказать о том, как он перестроил мышление участников рынка запчастей в отношении использования логистических услуг?

– Я бы выразился следующим образом, быть может, парадоксальным: кризис сподвиг на обращение к аутсорсингу тех, кто сомневался, пользоваться ли такими услугами, и окончательно отвратил от использования услуг сторонних операторов тех, кто склонялся в эту сторону. Объясню. Те, кто принципиально решил, что идти в этом направлении надо, были компании такого рода, что во время кризиса смогли оперативно перейти со склада «на колеса», продавать с машин и не знать другого способа. Те же, кто сомневался, были в основном владельцами такого ассортимента, который ни в одночасье не сбудешь, ни постепенно «с колес» не продашь. Конечно, они сначала делали попытки как-то товар продать, затем пошли по пути сокращения складского персонала. В последнем случае они добились только того, что количество пробега на одного сотрудника увеличилось, и ни о какой эффективной работе уже не могло идти и речи. В конечном итоге наиболее верным решением оказалось обращение к логистам.

– Софт, которым Вы пользуетесь для логистических операций – собственная разработка или купленная услуга?

– Программное обеспечение мы купили. Но не просто так, а предварительно проведя открытый конкурс. По результатам этого конкурса выбрали поставщика услуги и начали с ним работать.

Сразу скажу: гладко далеко не все. Более того, при использовании софта в некий момент обнаружилась «плавающая» системная ошибка, результаты деструктивной деятельности коей имеют тенденцию накапливаться. Она обнаружилась на этапе возврата операций, отчего «плыли» все соответствующие корректировки по ценообразованию и документообороту.

Впрочем, насколько мне известно, подобная проблема в том или ином виде и масштабе имеется у всех логистических операторов. Вообще, проблемы с софтом следовало бы отнести к самым трудным в логистике.

– И последний вопрос: много ли сейчас на рынке компаний, исповедующих тот же подход, что и Вы? Иными словами, насколько развит рынок аналогичных предложений и конкурентная среда на нем?

– Подобные предложения увеличиваются в числе. Если еще некоторое время назад мы одни выступали с такой программой, то теперь мне известно пять подобных компаний. Это только те, что я знаю, наверняка есть еще.

Впрочем, как такового рынка такого рода услуг пока нет. Есть адресное обращение логистов к игрокам рынка автозапчастей, не более. Однако это не значит, что в будущем это не сможет развиться в полноценный сегмент рынка. Посмотрим.

Центральный представительский склад с участием стороннего логистического оператора

Российское представительство одного из крупнейших мировых производителей коммерческого автотранспорта, компания «Ивеко Руссия», недавно открыло центральный отечественный склад запчастей в Подмосковье, в непосредственной близости к Дмитровскому шоссе (см. новость об этом в прошлом номере нашего издания). С 4 апреля все официальные дилеры представительства переключены на работу через этот склад. Об опыте налаживания логистических процессов при создании склада «с нуля» мы поговорили с Заремой Дашлакиевой, менеджером по продаже и логистике запасных частей сервисного отдела «Ивеко Руссия».

– Сразу зададим такой вопрос: как долго шла работа по организации склада, о котором мы говорим?

– В общей сложности над этим направлением мы работали около трех лет. Когда у нас возникла идея этого склада и мы убедились в его необходимости, когда был пройден подготовительный этап и началась работа непосредственно над складом, в планы вмешался экономический кризис, проект пришлось на время заморозить. Однако уже с середины 2009 года мы снова занялись им вплотную, и вот сейчас можно видеть результат: с начала апреля все наши дилеры подключены к этому складу.

Конечно, еще рано говорить о том, что все процессы отлажены и проходят идеально: стартовый период пока не пройден и нам есть над чем поработать.

– Как Вы думаете, сколько примерно он сможет занять?

– По моим расчетам, около года. За это время мы надеемся действительно подойти к максимальной эффективности склада и уйти от авральных всплесков, неизбежных в начале. Хотя процесс совершенствования логистической системы, конечно, никогда не должен останавливаться.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее, как проходил процесс выбора и отладки логистической схемы.

– Мы недолго выбирали партнера среди провайдеров логистических услуг: хотя предложений было достаточно много, остановились на услугах известной международной аутсорсингвой компании Kuehne + Nagel. У Iveco с ней подписан глобальный европейский контракт, что стало одной из причин выбора именно в пользу Kuehne + Nagel. Надо заметить, что уровнем услуг, которые эта компания предоставляет нам здесь, на российском рынке, мы вполне довольны.

– То есть, несмотря на наличие этого общеевропейского контракта, Ваша компания, как официальный представитель в России, могла себе позволить выбрать другого логистического оператора?

– На самом деле на разных этапах мы задумывались о том, что нам может понадобиться помощь других аутсорсинговых компаний в качестве дополнения. Ситуации ведь бывают разные. Однако тщательно проанализировав возможности компаний в соответствии с той системой, которую мы хотели построить, мы остановились именно на Kuehne + Nagel как операторе, который в одиночку способен обеспечить нам полный цикл логистических услуг: складские, транспортные, брокерские и пр. К тому же у наших европейских представителей, насколько я знаю, никогда не было проблем с этой компанией.

– Электронная система, с помощью которой работает склад, предоставляется самим логистическим оператором?

– Да, и она связана интерфейсами с нашей внутренней системой, управляющей бизнес-процессом, системой, которая разработана непосредственно компанией Iveco. Вся информация обновляется в режиме нон-стоп.

– Сложно ли было добиться подобной интеграции?

– Да, ряд существенных сложностей здесь возник. Самая главная заключалась в том, что наша система, разработанная под европейские стандарты, не была особенно приспособлена к местным, отечественным условиям в смысле документооборота. Нам собственными силами пришлось разрабатывать модули, подстраивающие систему под особенности российского бухгалтерского учета. На данный момент эта задача, на мой взгляд, успешно решена.

– Какой штат потребовался для интеграции Вашей системы с системой логистического оператора – и какое время она заняла?

– На самом деле число сотрудников, понадобившихся для этой работы, оказалось небольшим – в процесс было вовлечено всего два человека с нашей стороны. Один из них – собственно, автор программного обеспечения – работал большей частью из головного офиса Iveco в Турине; здесь же, в Москве, ему помогал сотрудник представительства. Еще один сотрудник, IT-cпециалист, был задействован со стороны логистического оператора.

Что же касается сроков, то в общей сложности интеграция заняла около семи-восьми месяцев.

– Давайте теперь перейдем к трудностям, с которыми Вам пришлось столкнуться при организации логистического процесса, – трудностям, которые не связаны с электронными системами? Каковы они были?

– Для начала нам пришлось создать – на основе статистики закупок запасных частей за последние пару лет – полную базу данных по деталям, которые должны быть востребованы на российском рынке, и привести ее в удобный для эффективной работы вид, т. е. предоставить техническое описание по каждой позиции и, основываясь на нем, отклассифицировать данную базу. Это достаточно трудоемкая работа, но совершенно необходимая. Впрочем, трудность здесь заключалась не только в огромных затратах времени и энергии…

Было достаточно сложно донести до наших западных коллег необходимость проведения тщательной подготовительной работы в плане организации вышеуказанной базы данных, присвоения таможенного кода каждой детали до того, как она будет завезена на территорию России, – а также спроектировать, практически вычертить строка за строкой варианты отгрузочных документов, которые полностью соответствовали бы российским унифицированным формам, и т. п. Не секрет, что отечественная таможенная система, как, впрочем, и система бухгалтерской отчетности, весьма витиеваты, в понимании наших западных коллег.

Но эти этапы были пройдены, поскольку у всех вовлеченных сторон было четкое понимание того, что данный проект должен быть запущен, поскольку это единственный вариант предоставить нашим дилерам достойный уровень сервиса, регулярную и своевременную поставку запасных частей, что позволит им, в свою очередь, максимально удовлетворить потребности конечного потребителя.

– Какова была реакция дилеров?

– Реакция была неоднозначной… У каждого из дилеров отработан канал поставок из Европы, и понятно, что многим не хотелось отходить от привычных схем работы, менять налаженные процессы, привыкать к чему-то новому. Поэтому сомнения приходилось развеивать в индивидуальном порядке, во время специальных встреч и бесед. На самом деле это недоверие совершенно понятно: такова человеческая природа, мы ведь не очень любим перемены. Но, думаю, с течением времени наши дилеры оценят по достоинству возможность, предоставленную им и их клиентам.

– В самом начале Вы говорили о том, что выслушали множество предложений от аутсорсинговых компаний. Можно ли сказать, что их количество было достаточным, чтобы составить определeнное мнение о российском рынке логистических услуг?

– Да, на самом деле их было достаточно много. Совершенно очевидно, что рынок логистических предложений за последнее время вырос и, кажется, не собирается останавливаться в развитии. Думаю, что у компаний, которые приходят к необходимости работать со сторонними операторами, есть более чем широкий выбор.

Своя логистическая система без аутсорсинга

Мы беседуем с руководителем планово-аналитического отдела УК «Карвиль» (холдинга, ведающего тремя марками автозапчастей и брэндом автоаксессуаров) Ниной Пропорциональной.

– Прежде всего нас, разумеется, интересует Ваш собственный опыт организации логистической схемы. Ведь, насколько нам известно, Вы создали ее, что называется, своими руками…

– Совершенно верно, логистическая схема нашего предприятия выстроена на основании собственного опыта и профессионализма, и, на мой взгляд, судя по результатам деятельности, мы успешно справляемся без помощи аутсорсинговых операторов.

На данный момент наша компания работает на мировом уровне, что позволяет найти наиболее выгодных поставщиков и открывает новые регионы и покупателей. Это несет за собой определенные логистические проблемы в виде возрастания транспортных расходов, увеличения документооборота, но риск оправдан тенденцией роста.

– Почему же Вы решили обойтись собственными силами?

– Как такового выбора перед нами и не стояло – рост предприятия как единого организма сопровождается развитием всех систем, в том числе логистической, квалификация сотрудников позволяет решать задачи внутренними силами. Для нас логистика не ограничивается транспортировкой или складом, она присутствует в любом передвижении материальных потоков и начинается с момента закупки, а заканчивается выгрузкой у потребителя, это единая взаимосвязанная цепочка, управление которой весьма трудоемко, и мне сложно представить, чтоб сторонняя организация стала вникать в тонкости и учитывать все нюансы этого процесса.

– Что Вы можете назвать главным в организации логистической системы, опираясь на Ваш опыт?

– Самое главное в логистическом процессе – тщательный контроль на всех стадиях, обязательно нужны индикаторы, способные выявить малейшие отклонения от нормы. Также очень важно правильно рассчитать, что производить, когда и в каком количестве, обеспечить доставку в нужное время и место с минимальными издержками. Здесь не всегда применимы традиционные методы управления, необходимо освоение и внедрение инноваций, регулярный анализ отклонений, своевременная корректировка методов работы, и даже творческий подход.

– Как Вы считаете, чем принципиально отличается логистика на рынке автозапчастей от логистики в прочих товарных секторах?

– Логистические схемы рынка автозапчастей не имеют каких-то глобальных отличий от рынков других товаров: как и везде, все зависит от удаленности поставщика и конечного потребителя, закупочной и сбытовой стратегий, а также, конечно, от возможностей самой компании.

Из-за пресловутой сложной экономической ситуации последних лет на рынке автозапчастей происходили различные процессы: скачки стоимости сырья и материалов, увеличение накладных расходов, рост цен на продукцию, как следствие – потеря конечного потребителя. Немногие предприятия прошли это испытание. В такой ситуации важно мобилизовать все внимание на минимизации издержек, где среди прочих в логистике можно получить до 30% экономии.

– Какой софт Вы используете в своей логистической системе и, если это своя разработка, то сколько времени и людей потребовалось для его внедрения и отладки – и какие основные проблемы возникают при его использовании?

– Для работы всего предприятия мы используем программный продукт, написанный специально под нас, он постоянно совершенствуется в соответствии с нашими желаниями и предпочтениями. Отладка существующих технологий ведется постоянно, не прекращается и деятельность по разработке и внедрению инноваций. Уникальность используемого программного обеспечения является нашим преимуществом, но в ней же кроется основная проблема – принципами работы системы владеет ограниченный круг лиц, с ростом наших потребностей увеличивается количество задач и время их исполнения со стороны программистов.

– Как вообще, по Вашим наблюдениям, развито сейчас предложение логистического софта?

– Рынок информационных технологий в области логистики наполнен как предложениями известных фирм, так и фирм-однодневок, здесь важно не ошибиться с выбором, так как обещают многое, а могут попросту напускать пыль в глаза, рассчитывая на неопытность заказчика в данном вопросе. При выборе софта не стоит экономить на помощи стороннего, желательно проверенного, консультанта-аналитика, способного здраво оценить поставщика услуг и возможность адаптации его предложения под вашу организацию, а лучше всего обзавестись собственным IT-специалистом, способным решать оперативные и стратегические задачи программного обеспечения деятельности фирмы.

– Ваша компания принципиально занимается логистикой самостоятельно, другие считают более выгодным использовать аутсорсинговые предложения… Как Вы считаете, по какому пути пойдет большинство участников рынка автозапчастей?

– С учетом появления все большего опыта в решении логистических задач, нарастанием профессионализма работников логистической сферы, расширением программных возможностей можно предположить, что положительные тенденции роста сохранятся. Но говорить, по какому пути пойдет большинство компаний – развитие собственной логистической системы, или использование услуг аутсорсинговой компании, – сейчас все-таки пока сложно.

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/58530/

https://ekspertov.ru/

дата: 00.00.0000 00:00:00    просмотров: 3170

рейтинг: 
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)



Рекламный блок

ИИ в цепочках поставок: правда и вымысел Электронная транспортная накладная: как подготовиться к переходу и во сколько он обойдется Это кот в мешке! Бизнесмены рассказали об ошибках и убытках на маркетплейсах LOGFORUM-2024 Asia: крупнейший форум по логистике Центральной Азии